УРАЛКРИОМАШ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ

Весь ТАГИЛ — № 11(34) — 24 марта 2011 год

К 50-летию первого полета человека в космос

«Морской старт» начинался с Уралкриомаша

С развитием космических исследований в середине XX века в нашей стране возникла потребность в средствах для транспортировки по железным дорогам большого количества жидкого кислорода, являющегося основным компонентом ракетного топлива.

В музее истории Уралвагонзавода хранится документ, положивший начало развитию криогенной отрасли на предприятии.

Это техническое задание на разработку экспериментальных полигонных железнодорожных агрегатов заправки изделия Р7 жидким кислородом, подписанное 27 августа 1954 года главными конструкторами В. П. Барминым и С. П. Королевым.

С помощью железнодорожных цистерн для транспортировки жидкого кислорода и азота, произведенных на УВЗ, 4 октября 1957 года был осуществлен запуск на орбиту первого искусственного спутника Земли. С этого дня ни один космический старт в нашей стране не производился без участия Уралвагонзавода.

До недавнего времени имена людей, создававших сложнейшую криогенную технику, были строго засекречены. И только в последние годы открываются все новые и новые страницы истории отечественного криогенного машиностроения.

В ходе подготовки совместной с Нижнетагильским музеем — заповедником «Горнозаводского дела» выставки, посвященной 50- летию полета в космос Ю. А. Гагарина, архивы музейного комплекса Уралвагонзавода значительно пополнились документальными материалами. Один из таких документов впервые представлен сегодня на страницах газеты «Весь Тагил».

14 апреля 1999 года на Уралкриомаше получили сообщение от компании «Боинг» (США). Оно касалось первого успешного пуска ракеты «Морской старт».

Вот полный текст:
«Я надеюсь, что Вы могли видеть наш первый пуск ракеты 27 марта. Мы весьма гордимся нашим достижением, после ряда лет трудных поисков и огромных задач. Каждый, кто принимал участие в программе «Морской старт», не только в Тихом океане, но и во всем мире, работал многие часы и приложил много сил, которые увенчались успехом в историческом событии.

Мы хотим поблагодарить Вас за помощь и поддержку, которую Вы оказали для нашей программы. Наши успехи не могли быть достигнуты без неоценимой поддержки со стороны многих разных компаний, расположенных по всему миру. Заглядывая вперед, мы считаем, что продолжение нашего сотрудничества в работе по «Морскому старту» является залогом настоящего успеха этого международного предприятия.

С наилучшими пожеланиями, Дон Скоумал, вице — президент компании «Морской старт».

Из содержания документа понятно, что в марте 1999 года произошло историческое событие в ракетно-космической отрасли. Впервые в мире в Тихом океане вблизи экватора был осуществлен запуск спутника Земли со старта морского базирования. Одним из самых активных участников проекта был Уралкриомаш.

Идея морского космодрома состоит в том, чтобы доставлять ракету-носитель по морю на экватор, где имеются оптимальные условия для её запуска. Отправка в космос полезной нагрузки с океанических акваторий в районе экватора выгоднее и требует значительно меньших энергетических затрат, чем запуски с космодромов «Байконур», «Плесецк» или «Свободный»: наивысшая линейная скорость вращения Земли помогает разгону ракеты.

В международном проекте «Морской старт» участвовали российская ракетно — космическая корпорация «Энергия», американская фирма «Боинг», украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш», а также норвежская судостроительная компания «Кварнер».

5 мая 1995 года считается днем рождения международного проекта под красивым названием «Sea Launch» («Си Лонч» – запуски с моря).

Фирма «Кварнер» взяла на себя финансирование создания стартового оборудования на пусковой платформе «Одиссей» (созданной на базе самоходной нефтебуровой платформы).

Доработку платформы под установку космических систем поручили Выборгскому судостроительному заводу. Баки ракеты «Зенит» и разгонного блока были заправлены углеводородным топливом и жидким кислородом.

Специалисты Уралкриомаша разработали и изготовили системы хранения и выдачи жидкого азота для глубокой осушки и охлаждения горючего ракеты, а также трубопроводы и арматурные блоки.

В кратчайшие сроки, в условиях реорганизации производства и строгого контроля со стороны других участников проекта, инженеры и рабочие Уралкриомаша успешно выполнили ответственный заказ.

Дефектоскопию швов, которые подвергались тщательной проверке, проводил технический директор предприятия В. Ф. Суетин.

В криогенном производстве Уралвагонзавода он начал работать техником-конструктором еще в 1975 году. Окончил Казанский авиационный институт им. А. Н. Туполева по специальности
«Двигатели летательных аппаратов». Владимир Федорович участвовал в освоении производства новых железнодорожных цистерн для перевозки жидких криогенных продуктов, в том числе цистерны ЖВЦ-100М2 для перевозки водорода, которая использовалась и при заправке ракеты морского базирования.

Участвовал Владимир Федорович и в разработке и изготовлении систем заправочного комплекса программы «Энергия — Буран». Запуск этого корабля – уникальный труд криогенщиков Уралвагонзавода, показавший высокий научный и творческий потенциал предприятия.

За большой вклад в развитие криогенной техники в 2004 году В. Ф. Суетин был удостоен звания «Почетный машиностроитель».

27 марта 1999 года ракета «Зенит-3SL» вывела с морского старта на расчетную орбиту космический аппарат «Демостат».

Это был триумф инженерной мысли, триумф ОАО «Уралкриомаш». Запуск произвел сенсацию во всем мире. За последующие десять лет осуществлено еще 30 запусков, из них 27 успешных и один частично успешный.

Запуски 12 марта 2000 года и 30 января  2007 года оказались неудачными.

По заказу корпорации «Энергия» в феврале 2009 года специалистами Уралкриомаша разработана система заправки топливом разгонного блока ракеты «Зенит», стартовавшей с космодрома «Байконур». С помощью этого разгонного блока на орбиту вывели американский спутник.

И сегодня тагильское предприятие ОАО «Уралкриомаш» входит во все перспективные отечественные и международные программы освоения космоса.

Гозель Габдрафикова,
заведующая научнопросветительским отделом
выставочного комплекса Уралвагонзавода.
Фото из архива УВЗ