ОТДЫХ НА ЕДИНСТВЕННОЙ БАЗЕ ВЕРХНЕ-ВЫЙСКОГО ПРУДА
Весь ТАГИЛ — № 15(38) • 21 апреля 2011 год
Жизнь «ментовской» базы
Лесная дорога, на которой двум встречным машинам не проехать и не развернуться, вьется среди вековых деревьев.
Наконец показались железные ворота, почти калитка. Крошечная площадка для машин в окружении сосен, елей, лиственниц, поленница дров, дом сторожей, курятник, баня. Чуть в стороне – коттедж для летнего проживания, беседка над крутым берегом, сломанный трансформатор. Раздался лай овчарок.
Брошенный кусок хлеба, еще лучше, мясная кость – и собачки на время признают за своего. Вот мы и на месте, на базе отдыха спортивного общества «Динамо». Чаще неофициально ее называют «ментовская» база
Со слов посетителей, возникла она в 1963 году и служила вначале, в основном, работникам УВД города. Рядом располагались скромные строения базы отдыха ВМЗ, ныне совершенно заброшенные и незаметные. Теперь на «ментовскую» приезжают все желающие, но не забывают и представители силовых структур.
На базе – несколько сторожей, обычно это ветераны МВД. С ними легко найти общий язык, люди в общем-то добрые. На базе часто нет света, не говоря уж о других благах цивилизации. Отдаленность от последних, плохая дорога – это и плюс в то же время. Здесь почти никогда не наблюдается перенаселенности.
Почти не тронутый девственный лес по берегам, отсутствие вблизи населенных пунктов, темно-синие громады гор на водоразделе, устье двух живописных речек: Полуденки и Выйки, чистые воды, таежный воздух привлекают сюда истинных ценителей суровой и нежной, но всегда прекрасной уральской природы.
Только тут, в наших окрестных прудах, можно еще поймать хариуса и налима, раньше попадался очень редко и рипус.
Труднодоступность берегов для машин делает пруд менее людным, а единственную базу на Верхне-Выйском пруду – особенно заманчивой.
Несколько остужает энтузиазм рыболовов своеобразие, специфика водоема по глубине, рельефу, гидрологическому режиму (на него сильно влияет забор воды для нужд Тагила), что требует для успеха хорошего знания, изучения акватории.
Обладает водоем и напастями: рыбакам очень досаждает мелкий, с мизинец, ерш — глаза, некрупные, надоедливые раки, проявляющие активность и прожорливость даже зимой, но больше всего огорчает обилие «пузатой» (зараженной ремнецом) сорожки. Одна из причин последней напасти – значительное уменьшение такого благородного хищника, как щука.
К сожалению, и здесь наблюдается «сетной» беспредел, но все-таки меньший, чем на Черноисточинском пруду.
Обычно сюда приезжают одни и те же охотники и рыболовы, влюбленные в данную акваторию. Гармонию общения со снежно-ледяной равниной, зажатой меж лесистых гор, несколько нарушает рев снегоходов богатых рыболовов, носящихся чаще всего впустую по пруду (вытянут на 10 км с востока на запад) в поисках рыбацкого Эльдорадо.
В легком подпитии некоторые рыбачки по последнему льду выясняют, кто хозяин, а кто здесь лишний. К счастью, пьяная жадность пытается лишь иногда править балом, в моменты массового наплыва рыболовов.
В теплый период не прочь поселиться на диких берегах тагильские бомжи, но их беспокоит милиция и здесь. Настораживают изредка и бездомные псы, в лесу, хотя животные обычно не проявляют агрессии.
Однако такие мелочи не могут испортить отдых на льду в окружении сосен, елей, лиственниц, пихт и даже кедров, не говоря уже об осинах, березах, ивах, ольхе у самой воды или льда.
Не могут оставить равнодущными перебранки черных воронов, уханье филина, резкие голоса луня, коршуна, звонкая дробь дятла.
Вот и наступило долгожданное апрельское тепло. Оживились синички в лесу, радуя своими звонкими голосами. Сизые чайки, предвестники вскрытия пруда (через 2-3 недели) огласили небо криками. Вода пошла в лунки и трещины, значит, скоро лед оторвется от берегов.
Успешная ловля с апрельского льда окуня, сорожки, леща, ельца (в устьях речек), щуки дополняется летом удовольствием от плаванья в прозрачных чистых водах, тихой грибной охотой, встречами с норкой, бобром, лисой, зайцами, рябчиками. Я уже не говорю о буйстве трав, цветов, дурмане их запахов, празднике бабочек, пчел, стрекоз.
Все влечет тех, кто побывал здесь хоть раз, и заставляет возвращаться снова и снова. И, надо признать, такой примечательной, особенной базы рыболовов и охотников больше не встретишь в окрестностях Тагила.
Михаил Жданов.
Фото автора.