НИЖНЕТАГИЛЬСКОМУ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 80 ЛЕТ

Тагильский рабочий — Четверг, 23 февраля 2017 года №21 (24472)

Следующая остановка – новая!

В последние дни февраля городскому электротранспорту исполняется 80 лет, но отрадно, что при поддержке администрации города трамвай молодеет.

Наш корреспондент встретился с некоторыми из тагильских трамвайщиков.

Фото: Водитель Е.А.Лукьянцева с кондукторами
Послевоенное фото из музея «Тагильского трамвая».

Как лакмусовая бумажка

Наталья Зудова, заместитель директора по экономике и финансам, не представляет себе город без электротранспорта. Когда-то жила в микрорайоне ВМЗ, и там, по ее словам, всегда на трамваях ездили и другого вида транспорта не знали.

На Вагонке — уже 30 лет, и это район вообще самый «трамвайный». Но, оказывается, статистика перевозок по месяцам зависит от разных факторов. Если мороз – пассажиропоток снижается, идет дождь – тоже. И не только погода вмешивается.

— 2015-й был для нас провальным, потому что работники ряда предприятий находились кто на двух третьих оплаты, кто в вынужденных отпусках, — рассказывает Наталья Зудова. — Ситуацию на УВЗ мы сразу ощущаем по пассажиропотоку. В прошлом году зафиксировали прирост количества пассажиров – полмиллиона (5,8 процента). А всего перевезли в 2016-м 9 млн 994 тыс. пассажиров, в 2015-м – 9 млн 446 тысяч.

Поддержка трамвая в городе привела к тому, что он уже почти окупает себя. Но ситуация на маршрутах разная.

— Какие рентабельные? — интересуюсь у Натальи Зудовой.

— В основном, «десятка». Остальные, в том числе 15-й, убыточные. Тарифы неоправданно низкие, хотя их утверждает РЭК и они вроде бы экономически обоснованы. В Екатеринбурге тариф с февраля уже 28 рублей, до этого было 23, а у нас по-прежнему 18.

— А что с зарплатой?

— Работаем по принципу «как потопали, так и полопали». В ноябре сумели ее поднять. Средняя у водителей за декабрь – 23600, а по предприятию — 17400. С сентября был заключен муниципальный контракт на осуществление перевозок городским электротранспортом. С января – новый контракт.

— Что он дает?

— Муниципалитет компенсирует часть затрат на перевозку, в том числе затраты на предоставление льгот отдельным категориям граждан.

Настоящий спец

Почти 45 лет отдала тагильскому трамваю Валентина Космарева, из них 15 – была вагоновожатым, работала мастером производственного обучения, заместителем директора по эксплуатации движения, начальником маршрута, 22 года – начальник службы движения. И вот снова обучает Валентина Николаевна будущих водителей. Кстати, в школе ей нравились физика и математика, хотела педагогом стать.

Кабинет находится в бывшем ТУ-104, где начали готовить водителей трамвая еще в 1977 году. Здесь запах музея: оборудование старое, советское. Парк тагильских трамваев обновился еще не полностью, да и
новичкам новую технику вряд ли сразу доверят.

— Пришла в сентябре 1971 года, — вспоминает Валентина Космарева. — Училась на предприятии. Нас устроили кондукторами – получали 60 рублей. Начали учиться в сентябре-октябре – закончили в мае. Кстати, Валя Трегуб из той группы до сих пор работает. Шура Минзар — ныне стрелочница, Людмила Поплева — водитель трамвая.

— А почему выбрали эту профессию?

— Сама с Красного Камня. Рано вышла замуж. Когда муж вернулся из армии и в семье был уже ребенок, прочитала объявление о наборе водителей. Профессия неплохая, и зарплата тоже. Когда жили не тужили

В советские времена профессия водителя трамвая была в почете. Конечно, труд тяжелый, но оплачивался он довольно прилично по тем временам, когда даже некоторые инженеры получали 120…

— Сначала получала 120 рублей, потом все больше и больше, — вспоминает Валентина Космарева.- На двойниках по системе многих единиц работала – и по 250 выходило. Работала и на разрывном графике – утром выехала, днем отдыхала и снова выезжала. Доплата 30 процентов – как было, так и есть. Выучилась и на второй класс, и на первый. У НТМК был парк на Кушве и на Красном Камне.

— На каких вагонах поработали?

— Начинала на старых рижских – были такие тупорыленькие, с маленькими кабинками. Воздухом тормозили, и крутить ручку колеса – рука уставала. Были и ленинградские. Но вагоны КТМ для меня лучше всех. На «Спектре» Уралтрансмаша только по парку проехала. Конечно, хороший трамвай, девчонки не нарадуются, чего нельзя сказать про полунизкопольный.

— Набивалось много народу?

— Работала по «девятке», «двойке». Старались, чтобы двери были все закрыты. Нравилось, когда много пассажиров. Приятно: двери открыла, все зашли – и дальше поехала.

На «тройке» тоже народу было много. И микрофоном пользовались, и бескондукторская система была. Когда заезжала в депо, приходила кассетчица и кассеты снимала. Люди платили – что там три копейки! Хотя некоторые могли билет просто так оторвать. Всю выручку отдавали комбинату. Тяжелый период обычно был весной, когда соленоиды выходили из строя.

— Были сложные участки?

— Приближаясь к рынку, всегда тихо ехала. И песочек подсыпала. Но все равно вагон на юз вставал. Бывало так, что до середины перекрестка доезжал.

— А что нравилось больше всего?

— Очень приятно было объявлять остановки. А еще весной, когда распускаются деревья, едешь рано утром – и появляется предчувствие лета…

Когда в 90-е, с реставрацией капитализма, жизнь в России резко изменилась и общественный транспорт остался один на один со своими проблемами, Валентина Николаевна с коллегами тяжело переживала за коллектив. Бывало, в конторе сидели без света. Думалось: «Закроют трамвай — столько девочек куда пойдут работать?» Знала, кто чем дышит, каково семейное положение. А коллектив был хороший.

Любовь привела в класс

Между тем, в классе собирается новое пополнение трамвайщиков  — Вот Роман Абрамов, — говорит Валентина Николаевна. — Мечтает быть водителем. Фотографирует ночные вагоны, маршрутные вывески красиво оформляет.

— Что труднее всего освоить будущему вагоновожатому? – спрашиваю у Романа, который в трамвай ну просто влюблен.

— Устройство вагонов. Самому изучить проблематично. Особенно новых. Литературы в интернете не найти. Чтобы трамвай стал по настоящему популярным, по мнению Романа, надо поменять и обособить рельсы, обновить контактную сеть, установить больше современных остановочных комплексов.

Придет ли когда-нибудь в Тагил такой трамвай, о котором мечтает Роман? По крайней мере, будем этого ждать.

Когда помчимся?

Впрочем, последней партии из 30 вагонов, полученных в этом году, не нарадуется руководитель «Тагильского трамвая» Игорь Темнов. По его словам, если выявятся проблемы, например, с режимом антискольжения, их готовы решить специалисты предприятия-производителя.

Игорь Темнов ответил и на другие вопросы «ТР».

— Если 12-й не опаздывает, то идет не слишком быстро и все равно укладывается в расписание. Когда из города до Вагонки и обратно можно будет добраться на трамвае значительно быстрее?

— Такое не только на 12-м маршруте  Скорость во многом определяется состоянием трамвайных путей, которые в Нижнем Тагиле более чем на 80 процентов требуют замены. Средств у предприятия хватает только на текущее содержание путей и аварийные ремонты.

Главная задача общественного транспорта — обеспечение безопасной перевозки пассажиров, и только потом — скорость.

— Когда не только на Вагонке, но и на других маршрутах трамвай будет работать допоздна? Не связано ли это с проблемой кадров?

— Работа трамваев на Вагонке до 23 часов обусловлена имеющимся пассажиропотоком, причем после полуночи трамваем пользуются только работники Уралвагонзавода. В других районах после 19- 20 часов пассажиропоток сводится к нулю, и вагоны с некоторых маршрутов заходят в депо.

Для кого-то это не очень удобно, и перед нами стоит задача увеличить продолжительность работы в вечернее время на некоторых маршрутах, что поэтапно выполняется. При этом текучести водительских кадров, в прямом смысле, нет.

Практически все те, кто работает водителем трамвая, любят эту профессию. Но некоторые увольняются по состоянию здоровья или уходят на заслуженный отдых. Для полноценного притока кадров необходим более высокий уровень оплаты труда, которого пока не удается достичь, хотя многое для этого делается.

— Сколько вагонов город получит в нынешнем году? Насколько пригодны они для сильных морозов?

— В этом году поступает 30 новых низкопольных вагонов. Пассажирам для безопасности следует всегда держаться за поручни и не стоять на ступеньках. Что касается технических характеристик, этот вопрос мы решаем совместно с инженерами Уралтрансмаша. Практика показывает, что в зимний период при всех включенных отопителях в салоне тепло.

— Во многих городах с богатой трамвайной историей сохранили старые вагоны. Некоторые даже на ходу. Выезжают по праздникам и на экскурсии. Почему, на ваш взгляд, этого не случилось в Тагиле? И будет ли исправляться ситуация? Что можно сохранить для потомков из оставшегося?

— После выхода из состава НТМК трамвайного комплекса на Новой Кушве с 1996 года перед предприятием стояла задача только выжить! Лишь три года назад началась поэтапная реализация муниципальной программы «Тагильский трамвай» (приобретение вагонов, спецтехники, замена путей и контактной сети, модернизация тяговых подстанций).

Если поступление новых вагонов  продолжится, обязательно начнем восстанавливать и хранить вагоны из числа имеющихся. Что касается экскурсий, мы их проводим, но только на новых трамваях, и пассажиры довольны.

Это тоже наша история

Действительно, в ряде городов России сумели сохранить или восстановить моторные вагоны серии Х, с которых началась трамвайная история и в Нижнем Тагиле. Например, такой трамвай проезжает в День города по Саратову, Туле. Музейный вагон есть в Екатеринбурге.

Жаль, что в Тагиле не сохранили не только представителя серии Х, но и последующие модели, которые сегодня мы можем видеть только на старых фотографиях.

Памятники техники не менее важны, чем памятники архитектуры. И старый трамвай очень гармонично смотрелся бы, проезжая, например, мимо музея — завода имени Куйбышева, мимо старинных особняков, еще сохранившихся в историческом центре Нижнего Тагила.

Владимир МАРКЕВИЧ.