БАСЬЯНОВСКОЕ ТОРФОПРЕДПРИЯТИЕ С ЗАПАСАМИ ТОРФА НА СТОЛЕТИЯ -БЫВШАЯ ТОПЛИВНАЯ БАЗА УВЗ
Тагильский рабочий — Четверг, 14 ноября 2013 года
№214 (23858)
Топливная база УВЗ — забытый торфяной клондайк
После гражданской войны и разрухи страна восстанавливалась, как после изнурительной болезни. Стояла задача – быстро ликвидировать экономическую отсталость, развить базовые промышленные отрасли: топливную, химическую, машиностроительную, металлургическую
Восстановленные к 1924 году старые вагоностроительные заводы не могли удовлетворить потребностей народного хозяйства. По плану первой пятилетки в число сверхударных объектов должен был войти Уралвагонзавод с производительностью в 15 тысяч вагонов в год.
Ставилась задача – строить новые предприятия как можно ближе к сырьевым источникам. Таким была топливная база Уралвагонзавода – Басьяновское торфопредприятие (БТП), ныне незаслуженно забытое. А ведь у этого объекта интересная 80-летняя история.
Меня с Басьяновкой связывают 50 лет — с тех пор, как брат Михаил устроился работать на БТП на добычу торфа. На моих глазах проходили взлет и падение предприятия. Брат многое рассказывал о своей работе, когда приезжал в гости.
В те годы на УВЗ действовала по своей мощности не имеющая аналогов в Европе газогенераторная станция (ГГС), снабжавшая цеха завода газом, полученным за счет сжигания торфа.
Дешевым топливом для ГГС и ТЭЦ должен был стать кусковой торф. Хотя Урал и был богат его залежами, однако мощной топливной базы тогда еще не было. Выбор пал на нетронутый Басьяновский торфомассив, расположенный в 25 километрах к северу от Нижней Салды.
Геологи из центральной торфяной станции наркомата землеустройства в 1929 -1932 годах зимой (летом по болотистым местам не пробраться) проводили бурение и зондирование.
Результаты оказались впечатляющими: средняя глубина залегания качественного торфа составляла от двух до семи с половиной метров. По их оценкам, общая площадь торфомассива насчитывала 32 тысячи гектаров земли с запасом 135 миллионов тонн.
На подготовительные работы по добыче торфа обком выделил в феврале 1933 года 2,7 млн. рублей. Согласно плану, уже в 1934 году следовало добыть не менее 100 тысяч тонн торфа.
В болотные края пришли первопроходцы: крестьяне ближних деревень (Кокшарово, Малыгино, Медведево, Новожилово).
Кстати, у жителей поселка Басьяновский самые распространенные фамилии образованы от названий этих населенных пунктов.
Базой для нового производства стала деревня Кокшарово на левом берегу реки Тагил. Место было выбрано не случайно, рядом пролегала лежневка – дорога, выложенная из бревен, по которой крестьяне доставляли древесный уголь еще на демидовские заводы.
Добрую службу сыграла тогда эта единственная транспортная артерия. По ней провозили оборудование и технику вплоть до сдачи в 1938 году почти 30-километрового участка железной дороги Нижняя Салда – Перегрузочная, где находилась топливная база.
На добычу торфа были направлены спецпереселенцы – кулаки с семьями. Перекинули подневольных из Гаринского, Верхотурского, Новолялинского районов, куда их доставили ранее с Украины, Кубани, из Чувашии, Мордовии… Так на болоте возник палаточный городок.
В годы войны пришло распоряжение, где было сказано, что о пропитании поселенцы должны заботиться сами. Обязательной стала практика разрабатывать огород, держать домашний скот и птицу. Благодаря этому повального голода на БТП удалось избежать.
Охраны там не было, работники только отмечались. Сборы устраивали набатом – ударами по рельсу, распределяли людей на лесоповал, рытье котлованов и возведение бараков.
К 1935 году построили жилья на 500 мест, столовую, трансформаторную подстанцию. Первую очередь БТП подготовили и сдали в январе 1936 года, тогда же отправили первый обоз кускового торфа.
В это же время готовили к пуску УВЗ Кстати, и на этом ударном объекте, как и в Басьяновке, трудились такие же горемыки — невольники. ТЭЦ запустили в октябре, а вскоре и ГГС — главные поглотители басьяновского торфа. Ожили мартеновские цеха, выдав первую сталь.
11 октября УВЗ вошел в строй действующих предприятий.
Потребность в топливе увеличивалась. Нелегок был труд торфодобытчиков. Казалось бы, бери, вот он, под ногами, но препятствием служил долгий изнурительный технологический процесс: торфяные кирпичики формировали вручную, раскладывали змейкой, потом в штабеля, подсушенные куски относили в больших плетеных из лыка корзинах к каравану. Лишь благодаря внедрению добычи торфа гидронамывом, самым передовым методом той поры, производительность возросла.
С началом войны нагрузка на БТП существенно выросла, начались перебои с торфом. О том, насколько существенный был продукт, говорит один памятный ветеранам эпизод.
Ночью у директора БТП Анатолия Родичева раздался телефонный звонок. На проводе был сам товарищ Сталин. Представившись и не дав промолвить ни слова в оправдание, он произнес с акцентом: «Еще раз сорвешь отгрузку торфа – пеняй на себя». Сразу были подняты на ноги все рабочие и ИТР, их в авральном режиме бросили на погрузку торфа и переброску узкоколейки к караванам.
Вскоре прибыл из Москвы представитель наркомата, наделенный самыми широкими полномочиями. Поняв, что трудовых резервов не хватает, он «выписал» партию военнопленных.
БТП оставалось надежной топливной базой два десятка лет, но наступили другие времена: в 1965 году на УВЗ пришел бухарский газ, а потом тюменский. Более экологически чистый продукт заменил торф, при использовании которого на город выпадало до 1200 тонн золы.
Отказ УВЗ от торфа не сказался на производстве БТП: оно стало поставлять продукт на качканарскую ТЭЦ. Но годы перестройки все подкосили: реализация топливного торфа снизилась в два раза, а сельскохозяйственного — в десятки.
Постепенно производство приходило в упадок, и в конечном итоге предприятие обанкротилось, хотя запасов торфа там на столетия.
В 60-70-х годах, во времена расцвета производства, в поселке Басьяновский проживало около пяти тысяч жителей, а сейчас на треть меньше. Природный газ, вытеснивший басьяновский торф, дорожает, его
запасы не вечны. Уже не первый год мелькают сообщения о скором строительстве новой крупной ТЭЦ под Нижней Салдой, на что басьяновцы очень надеются.
Надежда, как известно, умирает последней.
Валерий МАРКОВ.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АВТОРА.