СТРОИТЕЛЬСТВО БРОНЕПОЕЗДА – СЛАВНАЯ СТРАНИЦА В ВОЕННОЙ ИСТОРИИ НИЖНЕГО ТАГИЛА
Красикова Н.В.
В первые месяцы войны, когда страна мобилизовала все свои силы, чтобы отстоять Москву, коллектив паровозного депо станции Нижний Тагил получил задание построить броневой поезд.
Для боевой машины выделили паровоз серии «ОВ» и несколько платформ. Тагильские металлурги прокатали броню. Выполнять заказ взялись дружно, с энтузиазмом, каждый понимал возложенную на него ответственность. Быстро заменили рессорные подвески. Из прочного углового железа смонтировали каркасы для паровоза и платформ.
Напряженно работал котельщик В.Ф. Климов: со своими товарищами крепил бронированные плиты болтами и заклепками. Мастер П.В. Кокшаров готовил котельное оборудование паровоза. Слесарь- бандажник А.С. Мурашов проводил ревизию и замену колесных пар. Еще одна группа бронировала платформы.
«Все трудились, не считаясь со временем», — рассказывает А.Н. Микрюков, изготовлявший чертежи для машины, — «круглые сутки не выходили из депо. Осенью 1941 года нашему цеху, в котором я тогда работал мастером, поручили строить бронепоезд. Каждый, конечно, работал не жалея сил, не считаясь со временем. И, тем не менее, многое сдерживало ход общих работ. В депо не было необходимых грузоподъемных механизмов, станков, различных других приспособлений. Так, например, в повестку дня встал острый вопрос: «Как и чем сверлить отверстия на броневом листе толщиной 30-40 мм?». Прикинули, взвесили и решили использовать сервомоторы с применением самокальных сверл. Однако на практике оказалось, что такие сверла приходилось менять после сверления 2-3 отверстий. Чего только не придумывали, а нужного решения не находилось. Вот тогда-то и поняли, что такое смекалка рабочего человека. Однажды меня пригласили в кузницу тагильские мастера своего дела, слесари- инструментальщики: И. Першин, В. Заякин, М. Першин, и кузнец П. Першин. «Трудно тебе, Николай, видим, что маешься в поиске, вот и решили тебе кое-что предложить. Но сначала ты организуй изготовление пяти емкостей из жести по 80-100 литров каждая, заполни их машинным, компрессорным, трансформаторным или веретенным маслами. Да заодно достань 10-12 обрезков броневого листа».
Через час все было на месте.
«А теперь мы закроемся одни», — сказали мастеровые.
«Что же вы задумали, если не секрет?», – спросил я.
«Пока секрет», — лукаво подмигнули они.
И ушел я не в обиде на этих «колдунов», потому что очень много они помогали мне, молодому специалисту. Добрым советом, смекалкой, упорным трудом.
В делах, заботах прошел очередной 12-часовой трудовой день. То и дело подходил я к кузнице.
Сверла летят, а заменять их нечем.
Подергаю ручку – закрыто.
Вечером мастеровые сами пришли в цех. «Возьми, Николай, эти сверла и можешь ими работать хоть до седьмого пота. Ничего им не сделается».
Токари Г. Ильин и Г. Храмцов тот час решили испытать изобретение, и принялись сверлить уложенные на полу бронелисты. Крепка уральская броня, но и она покорилась умельцам.
Так перовые сверла и многие другие приспособления, изготовленные самими рабочими, помогли досрочно выпустить из депо Тагильский бронепоезд, который с честью выполнял задания командования на фронтах Великой Отечественной войны.
Более 30 лет прошло с тех дней, но до сих пор мне не забываются мои учителя-наставники, замечательные мастера своего дела. К сожалению, в то время никто не догадался подробно описать технологию секрета изготовления перовых сверл Першиными и Заякиным. Поэтому он остался неизвестным.
Да разве мало таких примеров было в те суровые годы?
Из воспоминаний мастера А. Чундерова, одного из строителей бронепоезда в годы Великой Отечественной войны
Осенью 1941 г коллектив вагонного депо Смычка приступил к оборудованию 4-х бронеплощадок для бронепоезда «Сталинский Урал».
Были отобраны четыре двухосные 20-титонные платформы, под которые подкачены усиленные колесные пары с установкой усиленных 14-листовых рессор. При монтаже бронелистов толщиной 25 мм к каркасу бронеплощадок крепление производили на стальных болтах и заклепках в местах расположения буксового узла.
Руководил работой по оборудованию бронеплощадок инженер вагонного депо Смычка Л.К. Черкасов, в бригаде по оборудованию бронеплощадок работало 9 человек.
Работы велись круглосуточно, бригады находились на казарменном положении. Бронепоезд был построен за 3,5 мес. И в феврале 1942 г. предъявлен к сдаче военной комиссии.
По прибытии бронепоезда в Свердловск, бронеплощадки были поданы в вагонное депо Свердловск — Сортировочный для оборудования воинской техникой.
Перед отправкой Нижнетагильского бронепоезда на фронт в Свердловске состоялся большой митинг. Повести бронепоезд было доверено опытному машинисту депо В.И. Вахрушеву.
«В Свердловске бронепоезд вооружили», — вспоминает Василий Иванович. – «Командиром был назначен молодой, но опытный офицер С.И. Маслов. Потом направили в Москву, оттуда – под Орел. Между Орлом и Липецком, на станции Верховье, мы и получили боевое крещение. Команда вела непрерывный огонь из всех пушек и пулеметов. Зенитные орудия, установленные на открытых платформах, отражали воздушные налеты противника.
«Но особенно», — продолжает В.И. Вахрушев, — «мне запомнились бои под станцией Ливны. Противник усиленно сопротивлялся. Наше командование сосредоточило несколько бронепоездов, у которых было преимущество перед полевой артиллерией – большой запас снарядов. Тут-то наши броневики и сыграли решающую роль».
Бронепоезд громил фашистов на Центральном фронте, Орловском направлении, затем бронепоезд воевал на первом Украинском фронте и дошел до Вислы. В апреле 1945 г. наш бронепоезд выехал из Польши в Москву и там встретил День Победы над фашистской Германией».
Нижнетагильский машинист Л.М. Закусин в 1941 г. принял бронепоезд «Свердловский железнодорождник». Был направлен на Северо-Кавказский фронт. Бронепоезд участвовал в боях за ст. Краснодар, Тоннельная и др. В боях за Новороссийск машинист Закусин был ранен. За свой труд и выполнение воинских заданий он награжден 9-ю правительственными наградами.
Тагильский бронепоезд и его создатели — это еще одна славная страница в летописи Великой Отечественной войны.
Еще одно важное задание для фронта было выполнено железнодорожниками Нижнетагильского отделения.
По заданию Совета обороны СССР и НКПС в ноябре 1941 г Кушвинское паровозное депо и Гороблагодатское вагонное депо строили для фронта санитарный поезд – баню. Санитарный поезд — баня состоял из 7 вагонов. 2 вагона — четырехосные, крытые предназначены для душевых, 4-хосная цистерна, утепленная теплоизоляционным материалом – для запаса воды, крытый четырехосный вагон – дезкамера, вагон крытый четырехосный – кладовая, два пассажирских вагона для обслуживающего персонала и Красный уголок.
Работники паровозного депо Кушва производили монтажные работы по котельной части, вагонники депо Гороблагодатская производили периодический ремонт вагонов, слесарные и столярные работы по оборудованию вагонов поезда. Руководили работами гл. инженер паровозного депо Кушва Боровицкий, от вагонного депо — мастер Ширнанов А.И.
В марте 1942 г санитарный поезд — баня был построен и сдан в эксплуатацию. Водил поезд — баню машинист Кушвинского паровозного депо Смирнов Григорий Гаврилович. Санитарный поезд был прикреплен к 7 армии (Волховский фронт) и обслуживал бойцов нашей армии с марта 1942 по октябрь 1944 г.».
Список литературы
1. Путевка. Газета от 07.05. 1975 год