КВАРТИРЫ В ЖИЛЫХ ДОМАХ В СТИЛЕ КОНСТРУКТИВИЗМА В ГОРОДЕ НИЖНИЙ ТАГИЛ
Штин О.В., Дектерев С.А.
Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2014. Т. 1. С. 433-438.
1 Общие параметры решения квартир в 20-30-е гг в России.
«Во второй половине 20-х — начале 30-х гг. функционализм (или конструктивизм) становится самым значительным течением, лидерами которого были братья Веснины, Гинзбург и другие архитекторы.
Они поставили задачу преодолеть существовавший в эклектической архитектуре разрыв между внешней декоративной оболочкой сооружения и его истинной структурой, чтобы архитектурные формы и конструкции сооружения отвечали своему назначению и были пронизаны духом современности. Конструктивисты не уставали повторять, что конструктивизм — это и есть тот единственный путь, который нужен пролетарской, социалистической архитектуре»[2].
Но и провинциальные города не остались без внимания стиля конструктивизма. «Особенно разительны были перемены в городах некогда отсталых окраин царской России и в таких промышленных центрах, которые прежде застраивались хаотично и беспорядочно, без всякой системы. Нижний Тагил, и многие другие становились уже в эти годы вполне современными социалистическими городами» [2].
Так в городе Нижний Тагил в начале 1930-х годов был осуществлен процесс бурного промышленного строительства, который вызвал прилив в города и на новостройки населения из сельской местности. Это, в свою очередь, привело к обострению жилищной проблемы, поскольку темпы жилищного строительства отставали от темпов промышленного строительства и роста городского населения.
Обе задачи – необходимость районной планировки и ускорение массового жилищного строительства – были поставлены самой жизнью в период, когда развернулась борьба за скорейшую индустриализацию города [5].
«Конструктивисты стремились внедрить последние достижения инженерной науки, ратовали за типизацию и стандартизацию проектирования как важнейшее средство механизации и удешевления строительства. Много думали они и о создании принципиально нового социалистического типа жилища, свободного от тягот индивидуального быта.
Интересные опыты в этом направлении были сделаны М. Гинзбургом, … и другими. В созданных ими на рубеже 20-х — 30-х гг. проектах и постройках многоквартирных жилых домов с развитым общественным сектором воплощена идея о социалистическом переустройстве быта и раскрепощении женщины от изнурительного домашнего труда. В этих проектах были заложены прогрессивные тенденции к созданию рационально организованных жилых микрорайонов в комплексе со всеми необходимыми зданиями общественного обслуживания — школами, яслями, магазинами, фабриками-кухнями и т. п.» [2].
Перед архитекторами стояла задача внести свою лепту в новую жилищную культуру. М. Я. Гинзбург является соавтором двух домов в городе Нижний Тагил, расположенных в районе Красный Камень. Более детальной разработкой проекта домов занимались архитекторы Гриневич и Розембаум. На сегодняшний день дома носят статус памятников архитектуры федерального значения.
Несмотря на принятую в те годы практику создания сложных в плане композиций жилых домов с использованием угловых секций, все проекты мастерской Гинзбурга в интересах индустриализации строительства были выполнены в виде простых, прямоугольных в плане блоков различной протяженности, за что, кстати, их несправедливо критиковали в печати.
Конструктивисты применяли оригинальные решения, придавая каждому дому особенный облик В застройке 1930-х гг в городе Нижний Тагил велось большое строительство домов с прямоугольной формой плана, однако дома редко повторяли друг друга.
Так, на ул. Патона, 6 жилой дом прямоугольной формы плана решен с полукруглыми эркерами, что придает дому выразительность и отличительную черту среди всей застройки.
2 Квартиры в домах стиля конструктивизм.
«В годы Второй и Третьей пятилеток строительство в нашей стране приобрело широкий размах, сильно возрос объем капитальных вложений в строительство. На Украине, Урале, вырастали крупные промышленные предприятия с жилыми домами.
Постройки стали более капитальными, повысилось качество наружной и внутренней отделки и планировки. Улучшились типы и благоустройство жилых квартир, хотя об экономической стороне дела и приспособлении их для посемейного заселения думали явно недостаточно: строились преимущественно большие многокомнатные квартиры, которые обходились государству очень дорого и не могли кардинально решить жилищную проблему.
Архитекторы и художники в те годы мало работали и над проблемами жилого интерьера. Зато много внимания уделялось строительству зданий, оформляющих своими фасадами главные городские магистрали и играющих важную роль в ансамбле города» [2].
Задача была выдвинута жизнью: необходимо было разработать жилые дома, чтобы они были экономичными и практичными. Для того, чтобы достигнуть экономического эффекта были уменьшены площади коридоров, переходов и комнат для обслуживания, которые служат лишь путями связи.
Появилась необходимость в детальном изучении передней, ванны и кухни. Анализ этих помещений показал, что при правильном расположении оборудования габариты их могут быть уменьшены без потерь.
Так, например, в квартирах с небольшой жилой площадью вместо отдельного помещения кухни можно предусмотреть кухонную нишу. За счет кухни увеличивается жилая площадь соседней комнаты. При ненадобности изоляции кухонного помещения перегородки устраняются; капитального ремонта не требуется, так как оборудование в кухне расположено так, что возможно устройство кухни-ниши.
Также в небольших квартирах было предложено заменить ванную душем. Квартиры в три комнаты, заселенные двумя-тремя семьями, превращались в общежитие.
3. Планировочные параметры элементов квартир.
В домах в стиле конструктивизма, построенных в 1930-х гг в Нижнем Тагиле, планировка секций была спроектирована с двумя двухкомнатными, трехкомнатными или четырехкомнатными квартирами на этаже.
На одной и той же площади необходимо было создать квартиры разных планировочных решений, соответствующих разному образу жизни различных семей одной численности.
В результате анализа Гинзбург пришел к выводу, что изолированные помещения 4 и 6 м2, будучи приемлемыми для обслуживания некоторых потребностей человека, не могут в то же время служить жилищем, так как ограниченность их пространства ведет к снижению жизненного тонуса человека. Он считал изолированную комнату в 10-12 м2 минимальным по размерам жильем для одного человека [4, с. 45].
Наиболее благоприятная ширина корпуса для планировки квартиры, обращенной на две стороны горизонта, 9 м в чистоте. Высота от уровня пола более чем 1 м до низа окна нежелательна, т.к. уже при 1,1 м от пола до подоконника окно становится только источником освещенности и перестает выполнять функцию связи жилья с окружающим пространством. Высокое расположение окна было допустимо в подсобных помещениях и ванных комнатах.
4. Функционально-пространственная организация основных помещений квартир.
По характеру использования помещения в квартире можно разбить на две группы: жилые и подсобные. Основным требованием к пространственной организации является возможность вариантного использования помещений, т.е. каждая семья должна иметь выбор в использовании помещений с индивидуальным размещением мебели и оборудования, за исключением ванных комнат и кухонь.
Общая жилая комната может быть различного функционального содержания. Жилая и хозяйственные зоны в квартирах были разделены перегородками и ориентированы на разные стороны.
В двухкомнатных квартирах, построенных в 1930-х – 40-х гг, площадь варьируется от 50 до 60 м2 с высокими потолками до 3 метров в чистоте. Комнаты были непроходные, а санузел – раздельный. В ванной был предусмотрен оконный проем для проветривания и естественного освещения. Кухня и санузел были смежными для размещения сантехнического оборудования в одном коробе и сведения к минимуму монтажных работ на стройплощадке.
Но, например, в доме на ул. Жуковского, 8 островное расположение ванной и кухни требовало повышенной изоляции от шума. Балконы и лоджии имелись не во всех домах. В связи с размещением всего двух квартир на лестничной площадке, квартиры были ориентированы на две стороны дома, а в торцевой части — на три.
На север в основном располагали нежилые помещения, такие, как кухня и ванная. В трехкомнатных квартирах площадь была от 65 до 80 м2 Комнаты также в большинстве квартир были непроходные, лишь иногда при торцевом расположении квартир отступали от этого принципа. Для удешевления и быстрого возведения жилья в строительстве применяли деревянные межкомнатные перегородки.
Приоритет был поставлен на площади жилых комнат, в связи с этим площади кухонь были небольшими. В четырехкомнатных квартирах общая площадь ненамного отличалась от трехкомнатных квартир. В них одна или две из жилых комнат проектировались проходными. Санузел также был разделен, и ванная освещалась естественным светом.
В связи с тем, что в ванной комнате предусматривалось размещение ванной, помещение имело прямоугольную форму для более удачной компоновки оборудования. Все помещения санитарных узлов оборудуются вытяжной вентиляцией. Прихожие во всех квартирах были просторными — для удобства хранения верхней одежды и прямого прохода во все комнаты.
Летние помещения – балкон или лоджия, являются местом для отдыха, приема пищи или местом для хранения хозяйственных вещей
Взаимосвязь помещений и виды функционального зонирования в квартире подразделяются на помещения приватные и общесемейные. Прихожая объединяет все зоны: коллективную (шумную), в состав которой входят гостиная, кухня, летние помещения и санузел, и приватную – спальни.
В проектах жилых домов авангардного стиля были предусмотрены максимальная стандартизация и взаимозаменяемость отдельных элементов, модульность основных элементов плана, возможность применения эффективных стеновых (в том числе крупных блоков в качестве заполнителя при железобетонном каркасе) и изоляционных материалов, различная ориентация дома и т. д. [3, с. 137].
5. Оборудование и отделка квартир.
Острый недостаток строительных материалов хорошего качества при быстро возрастающих потребностях в жилье в связи с созданием гигантских промышленных предприятий привели к массовому строительству в районах новостроек города временных бараков, возводимых из дешевых местных строительных материалов.
По мере снижения остроты жилищной проблемы в 30-е годы в городе началось возведение капитальных жилых домов в стиле архитектурного авангарда. Общие вопросы архитектуры жилища этого стиля были ранее рассмотрены авторами данной статьи [6].
В квартирах жилых домов были созданы удобства для проживания как в отношении их планировочного решения, так и инженерного оборудования. Последнее включает в себя следующие системы: водоснабжения, отопления, канализации и вентиляции.
Лишь в отдельных случаях на ранней стадии строительства многоэтажного жилья в Нижнем Тагиле в квартирах устраивалось индивидуальное печное отопление (печи стояли на кухне, дровеники – во дворе) или позднее пароводяное отопление от общего котла. Проветривание квартир осуществлялось посредством оконных форточек и вентиляционных каналов.
Внутренняя отделка квартир представляла собой оштукатуренные поверхности кирпичных стен и деревянных перегородок, полы в жилых комнатах и на кухне были дощатыми, настилаемыми по деревянным междуэтажным перекрытиям. Надподвальное перекрытие было всегда железобетонным, по которому полы настилали по лагам. В ванных комнатах и уборных полы делались железобетонными с отделкой метлахской плиткой.
Важную роль архитекторы-конструктивисты придавали цветовому решению интерьера. В мастерской М. Я. Гинзбурга в экспериментах по окраске жилых помещений были проверены две гаммы сдержанных по интенсивности цветов – теплая и холодная.
При теплой гамме потолок окрашивали светлой охрой, а стены – в светло-желтый цвет (лимонный). При холодной гамме: потолок – голубой (брауншвейг), а стены – сероватые и серовато-зеленые. Поскольку холодные тона зрительно расширяют пространство, а теплые ограничивают его, то при сопоставлении холодного и теплого тонов, считает Гинзбург, обогащается пространственное ощущение. Были проведены и опыты по различной окраске соединенных между собой больших и малых объемов жилых квартир [4, с. 37].
Заключение.
Творческие принципы и приемы архитекторов-конструктивистов в области создания массового жилища отвечали в полной мере на социальный заказ страны, вставшей на путь глубоких общественных преобразований и индустриального развития.
Многое из архитектурного наследия конструктивизма в решении квартир – зонирование жилых и подсобных помещений, принципы архитектурно-пространственной организации жилой среды, широкое применение лоджий, балконов и эркеров, подходы к цветовому решению внутреннего пространства квартиры не потеряли своей актуальности и по сей день.
Квартиры в домах стиля конструктивизма в Нижнем Тагиле и теперь являются самыми престижными и востребованными на рынке жилья, поскольку являются эталоном рациональности решения внутреннего пространства и обеспечивают комфорт проживания.
Список использованных источников и литературы:
1. Акт осмотра объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения, территории и охранной зоны объекта культурного наследия
«Комплекс жилых домов по ул. Ильича в духе советского конструктивизма, 1930-1940 гг.». – Нижний Тагил : музей, 2009. – 2 с.
2. Архитектура СССР. Часть 1: электрон, путеводитель. – URL: http:// architectoram.com/istoriya-arxitektury/epoxa-socializma/42-arxitektura-sssr.html (дата обращения: 12.11.13).
3. Былинкин, Н. П. История советской архитектуры (1917-1954 гг.) / Н. П. Былинкин [и др.] ; под ред. Н. П. Былинкина и А. В. Рябушина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1985. – 255, [1] с. – 30000 экз.
4. Гинзбург, М. Я. Жилище. Опыт пятилетней работы над проблемой жилища / М. Я. Гинзбург. – М.: Госстройиздат, 1934. – 192 с.
5. План развития коммунального хозяйства гор. Тагила, 1933-37 гг., № фонда 69, № описи 1, № дела 70. – Нижнетагильский филиал гос. архива Свердл. обл.- (С. 1-2).
6. Штин, О. В. Конструктивизм в архитектуре жилища Нижнего Тагила / О. В. Штин, С. А. Дектерев. – Екатеринбург: Академический вестник УралНИИпроект РААСН, 2013. — №1. – С. 59-65