ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ НИЖНЕГО ТАГИЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
© Огнетов Эдуард Вадимович студент
Уральский филиал Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова (Россия, Свердловская область, Нижний Тагил)
В сборнике: Проблемы изучения военной истории сборник статей Третьей Всероссийской научной конференции с международным участием. Репинецкий А. И. (отв. редактор). 2015. С. 192-196.
В годы Великой Отечественной войны Нижний Тагил являлся крупным тыловым центром. Город принял более трех сотен тысяч эвакуированных граждан, на территории города разместились более четырех десятков эвакуированных промышленных предприятий.
За годы войны Нижний Тагил вырос, строились новые предприятия, наращивали мощность заводы и рудники. Трудящиеся города твердо верили в победу советского народа в борьбе с фашизмом и приближали день победы своими трудовыми подвигами.
В Тагил были эвакуированы также и представители творческой интеллигенции, в том числе художники из городов: Ленинграда, Сталинграда, Харькова, Киева, которые активно включились в художественную и агитационномассовую работу в городе.
Именно на военные годы приходится стремительное развитие культуры города.
Так, в годы войны в Нижнем Тагиле открылись театр кукол, художественное училище и музей изобразительных искусств, в городе проходили гастроли Свердловского театра музыкальной комедии, Пермского театра миниатюр, Удмуртского ансамбля песни и пляски, работал Ленинградский государственный Новый театр, Украинский драматический театр имени Т. Г. Шевченко, было принято решение Нижнетагильского горисполкома об отводе участка в центре города для строительства нового здания Нижнетагильского драматического театра.
Достижение победы в войне невозможно без особого морально-психологического состояния общества, поэтому большое значение в годы Великой Отечественной войны приобретают пропаганда и агитация в целях обеспечения определенного морального духа населения. В Нижнем Тагиле в годы войны широко развернулась наглядная агитация, выпускались запоминающиеся агитплакаты на злободневные темы.
При Нижнетагильском краеведческом музее был организован выпуск «Окон ТАСС»1. В этом направлении плодотворно работали и художники, некоторые из них – М. Г. Дерегус (уроженец Украины) и А. Н. Побединский были награждены медалями наряду с передовиками производства.
Уже в военные годы Советское правительство принимает ряд решений, направленных на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, в том числе на развитие культурного строительства.
6 июля 1944 года выходит Постановление Совнаркома РСФСР № 532 «О мероприятиях по улучшению деятельности учреждений искусств РСФСР», согласно которому в Нижнем Тагиле должно быть организовано художественное училище2.
70 лет назад, в октябре 1945 года, было открыто Нижнетагильское художественно-промышленное училище, которое с 1954 года было переименовано в Уральское училище прикладного искусства. В настоящее время учебное заведение имеет наименование Уральский колледж прикладного искусства и дизайна (филиал) Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова.
В первый период своего существования училище готовило не только художников-педагогов, но и скульпторов-оформителей, камнерезов, мастеров по литью, которые были необходимы в тот период советского строительства, когда здания обильно украшались лепными деталями и другими элементами.
В Нижнетагильском городском историческом архиве в фонде исполкома Нижнетагильского городского Совета народных депутатов имеются несколько документов, касающихся организации училища:
— это решение Нижнетагильского горсовета № 471 от 2 августа 1944 года об организации в городе художественно-скульптурного училища в составе отделений: прикладного искусства (скульптура, каменное резание и художественное литье) (30 чел.), живописно-педагогическое (15 чел.), театрально-декоративное (15 чел.), графическое (10 чел.) – с общим числом студентов 70 человек, предполагалось передать училищу здание бывшей национальной школы по улице Библиотечной.
Горжилуправление обязывалось предоставить 11 квартир для приезжающих преподавателей. Решение было принято на основании приказа Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР № 566 от 27 мая 1944 года и решения Свердловского облисполкома № 1063 от 9 июня 1944 года3;
— решение Нижнетагильского горисполкома № 675 от 15 августа 1945 года о передаче организуемому Уральскому художественно-промышленному училищу помещения «детского санаторного садика гороно», как не соответствующего требованиям санаторного детского учреждения4
.
Одной из причин открытия в Нижнем Тагиле художественного училища являлась настоятельная потребность города, выросшего за годы войны и требовавшего больших строительных работ, в специалистах оформителях. Еще в предвоенные годы вместе с ростом промышленного потенциала города получает развитие художественная жизнь горожан.
Так, в декабре 1936 года в Нижнем Тагиле при художественном отделе Нижнетагильского краеведческого музея, была создана художественная студия. В числе студийцев был будущий директор Нижнетагильского художественно-промышленного училища Александр Николаевич Кравченко (в 1948– 1955 гг.). Одним из преподавателей изостудии был Геннадий Владимирович Патко, в будущем преподаватель училища (в 1945–1974 гг.)5
.
Самодеятельная студия при краеведческом музее имела большое значение не только для объединения и обучения художников, но и для приобщения большого числа трудящихся Нижнего Тагила к художественному творчеству, к миру прекрасного.
Решением Нижнетагильского горисполкома № 459 от 5 августа 1942 года в Нижнем Тагиле было создано Нижнетагильское городское отделение Союза советских художников СССР6.
В состав комиссии для проведения организационной работы вошли художники: Михаил Гордеевич Дерегус, председатель комиссии, а также Гершойд, Лембергский Феликс Самойлович, ленинградский художник, который стал первым председателем отделения художников в Нижнем Тагиле7.
Художники Тагила плодотворно работали в творческом плане. Это наглядно показали выставки, проходившие в годы Великой Отечественной войны в Нижнем Тагиле и в Свердловске.
Осенью 1943 года в Тагиле в Доме политпросвещения экспонировалась первая городская художественная выставка, в которой приняли участие художники, эвакуированные на Урал из оккупированных городов, и немногочисленные тагильские художники.
Скульптор Крамской Михаил Павлович после тяжелой контузии был эвакуирован в Тагил из Ленинграда. В 1943 году, несмотря на тяжелое состояние здоровья, он работал над произведениями для выставки «Искусство Урала в Отечественной войне» по заданию Свердловского областного отдела по делам искусств.
В документах Нижнетагильского городского исторического архива имеется решение Нижнетагильского горисполкома № 547 от 13 октября 1943 года об оказании всемерной помощи скульптору в творческой работе8. Было решено выделить Крамскому квартиру и творческую мастерскую, изготовить спецодежду и теплую одежду к зиме, «обеспечить топливом, продовольствием, олифой, лаком, масляными красками» и другими материалами, а также предоставление транспорта по просьбе скульптора для подвозки гипса и глины. Руководителям предприятий было рекомендовано обращаться к Крамскому с заказами на изготовление скульптур для парков, скверов, клубов, культурных учреждений.
Инициатива создания в Тагиле художественно-промышленного училища исходила, в первую очередь, от коллектива художников, работающих в период войны в Нижнем Тагиле. Важное значение имел и субъективный фактор, так как без энергичной организаторской деятельности руководителей города – первого секретаря Нижнетагильского горкома партии Евгения Федоровича Колышева, председателя Нижнетагильского горисполкома Ивана Афанасьевича Непомнящего, заместителя председателя Нижнетагильского горисполкома Владимира Ивановича Бушина с одной стороны, и группы художников во главе со скульптором М. П. Крамским, с другой стороны, открытие училища вряд ли могло осуществиться.
Первым директором училища был назначен Чеушин-Таежный Петр Иванович, но открывать училище пришлось другому директору – Зыкову Василию Николаевичу.
Училище было открыто в здании, сохранившимся с демидовских времен, с маленькими полутемными комнатками, совершенно не оборудованном: надо было начинать учиться и работать в полупустом здании, где не было ни учебных пособий, ни элементарных удобств.
Учащиеся и преподаватели с большим энтузиазмом взялись за налаживание учебного процесса. Многие из будущих учащихся прошли суровую школу войны: кто-то прошел фронт, кто-то отработал на производстве не один год.
Многие уже попробовали свои силы в искусстве. Бывшим фронтовикам, таким как Бортнов, Мухаркин, Татаринов, Хрущев, Клещевников и другие, было уже за 25 лет и тем сильнее было их стремление к знаниям.
Первые абитуриенты, прежде чем приступить к экзамену, сходили на соседний деревообрабатывающий комбинат и принесли каждый себе по табурету и мольберту. Рисовали на обоях или на тетрадных листах в клеточку. Первый набор был произведен на два отделения: живописное и скульптурное.
В училище подобрался хороший творческий коллектив преподавателей, такие как Крамской M. П., Карамышева А. Я., Патко Г. В., Маркин В. В., Русанова К. М., которые отдавали весь свой талант и творческую энергию делу воспитания молодых художественных кадров страны.
Учащиеся училища внесли немалый вклад в создание и разработку малых архитектурных форм при создании дворцов, драмтеатра, жилых зданий и других объектов социально-культурного назначения9.
Среди значимых событий художественной жизни Нижнего Тагила в годы войны нужно отметить открытие 30 сентября 1944 года постоянной картинной галереи в бывшем Первомайском клубе – в здании постройки 1865 года, ранее принадлежавшем купцу П. Т. Аксенову.
Картинная галерея была организована на основании решения Нижнетагильского горисполкома от 13 октября 1943 года № 560 и решения Свердловского облисполкома от 12 ноября 1943 года № 2083 «Об организации в г. Нижний Тагил областной картинной галереи»10. Решением Нижнетагильского горисполкома от 29 декабря 1943 года № 693 директором галереи был утвержден Лембергский Фалик (Феликс) Самойлович11.
В 1946 году картинная галерея в Тагиле была переименована в музей изобразительных искусств В 1950-х годах архитектором А. М. Ликиным был разработан проект возведения на старом фундаменте нового здания музея. В 1963 году после многолетнего перерыва музей вновь принял посетителей.
Открытие в городе музея изобразительных искусств в годы войны некоторые исследователи расценивают как своеобразный феномен12.
Большую роль в создании музея сыграли наряду с руководством города искусствоведы из Государственного Эрмитажа, находившиеся в эвакуации в Свердловске.
В день открытия музея в его коллекции значились 73 картины Следующее большое поступление экспонатов состоялось в 1946 году в количестве 102 произведений искусства. Наиболее ценными являлись картины следующих мастеров: «Женский портрет» В. Боровиковского, «Морской пейзаж» И. Айвазовского, «Битва под Лейпцигом» Б. Виллевальде, «Семейный портрет» голландского художника Я. Мейтенса13.
Музей в Нижнем Тагиле возник фактически на пустом месте и собирал свою коллекцию по крупицам Основой коллекции музея послужили произведения русского дореволюционного и послевоенного искусства, переданные в 1944 году из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР и из Нижнетагильского краеведческого музея, а также работы уральских художников с выставки «Урал – кузница оружия».
В течение 1944 года в Свердловске были приобретены подлинные живописные и графические работы таких художников, как И. Шишкин, В. Маковский, А. Бенуа, Е. Лансере. Тогда же из Русского музея поступили 16 картин, из Третьяковской галереи – 24. Из Управления по делам искусств при СНК РСФСР поступили 16 картин.
Были включены в постоянную экспозицию русского дореволюционного искусства такие произведения, как «Портрет Н. Свербеева» В. Боровиковского, «Мужской портрет» Н. Касаткина, пейзаж «К осени» К. Коровина.
Произведения приобретались музеем и на собственные средства. Во время войны на Урале сложился небольшой, но интересный антикварный рынок, позволивший пополнить собрание уникальными произведениями И. Е. Репина, И. К. Айвазовского, И. С. Щедровского.
Для формирования постоянной экспозиции нового тагильского музея в 1945 году был поднят вопрос о передаче ему картин из художественного отдела Нижнетагильского краеведческого музея14.
Это были живописные полотна, полученные из центральных музеев страны в обмен за тагильскую «Мадонну» Рафаэля, изъятую из Художественной коллекции Нижнетагильского краеведческого музея в августе 1925 года в Москву для научного изучения и реставрации.
Важной частью музейной художественной коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» являются картины, написанные в годы Великой Отечественной войны по заказу Нижнетагильского горкома партии.
В 1944 году на тему героического труда тагильчан планировалось написание 9 живописных панно для постоянной выставки краеведческого музея «Нижний Тагил в Отечественной войне». Из-за недостатка своих художественных сил горком партии обратился в управление пропаганды ЦК ВКП(б) с просьбой о размещении заказов на несколько картин в московском Союзе советских художников.
Заказы получили художники: А. А. Пластов «Стадо тагилок», Г. Г. Нисский «Воздушный бой летчика Пологова», В. Ф. Штраних «Строительство третьей домны», А. П. Бубнов «Митинг на заводе № 63», Мелентьев «Панорама Новотагильского металлургического завода и коксохима» (г. Свердловск), А. П. Давыдов «Прокат броневой стали» (г. Свердловск), А. Н. Побединский «Тагил-фронту» (г. Нижний Тагил), А. Д. Кавалершин: «Шахта капитальная», 3 портрета Героев Советского Союза Пылаева, Мотина и Дерябина (г. Нижний Тагил), О. Э. Бернгард «Вид ВЖР» (г. Нижний Тагил).
Скульптор М. П. Крамской из Ленинграда вылепил 5 бюстов героев-тагильчан. Символом трудового подвига тружеников тыла стало панно И. И. Воскобойникова «Седой Урал кует победу».
Эти живописные, скульптурные и графические работы по настоящее время экспонируются в современных выставочных проектах Нижнетагильского музея-заповедника.
В условиях военного времени художественные силы Нижнего Тагила объединились в единую городскую организацию и активно включились в выставочную, агитационную и творческую деятельность. Благодаря настойчивости художников в городе было создано художественное учебное заведение, открыта картинная галерея.
Произведения изобразительного искусства, созданные мастерами во время войны, укрепляли моральный дух тагильчан и их веру в победу над фашизмом.
1 Силонова О. Н. Из истории формирования художественной коллекции Нижнетагильского музеязаповедника // Тагильский край в панораме веков. Вып. 2. Нижний Тагил, 2001. С. 37.
2 История УКПиД. // Уральский колледж прикладного искусства и дизайна. [Электронный ресурс]. URL :
http://www.uupi.org.
3 МКУ Нижнетагильский городской исторический архив (МКУ НТГИА). Ф. 70. Оп. 2. Д. 510. Л. 317.
4 Там же. Д. 529. Л. 132.
5 Патко Геннадий Владимирович. Биография // Союз художников России. [Электронный ресурс]. URL :
http://www.shr-nt.ru/node/263.
6 МКУ НТГИА. Ф. 70. Оп. 2. Д. 497. Л. 189.
7 История УКПиД // Уральский колледж прикладного искусства и дизайна. [Электронный ресурс]. URL :
http:// www.uupi.org
8 МКУ НТГИА. Ф. 70. Оп. 2. Д. 505. Л. 425.
9 Епанчинцева Е. Н. И пушки гремели, и музы не молчали // Альманах «Тагильский краевед». Нижний Тагил, 1992. С. 46–57.
10 История УКПиД // Уральский колледж прикладного искусства и дизайна. [Электронный ресурс]. URL :
http:// www.uupi.org.
11 МКУ НТГИА. Ф. 70. Оп. 2. Д. 505. Л. 448
12 МКУ НТГИА. Ф. 70. Оп. 2. Д. 506. Л. 128.
13 Нижнетагильский музей изобразительных искусств. История создания // Новости музеев. [Электронный ресурс]. URL : http:// www.liveinternet.ru/users/nadynrom/post222084482/
14 Агеева М. В. Из истории комплектования коллекции Нижнетагильского государственного музея изобразительных искусств // Тагильский край в панораме веков. Вып. 2. Нижний Тагил, 2001. С. 3–4.
15 Силонова О. Н. Из истории формирования художественной коллекции Нижнетагильского музея заповедника // Тагильский край в панораме веков. Вып. 2. Нижний Тагил, 2001. С. 37– 39