У НЕГО ХРАНИЛСЯ БЮСТ СТАЛИНА И УСТУПИЛ ЕГО ПО СХОЖЕЙ ЦЕНЕ В ТАГИЛЬСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮ
Тагильский рабочий — Четверг, 14 июня 2018 года №66 (24667)
общественное обсуждение
Нужен ли нам «советский сквер»?
Несколько доводов в защиту масскульта
Сообщение о том, что в Пионерском сквере, где так любят гулять тагильчане, хотят установить фигурки пионеров и бюсты советских вождей, обрадовало не всех. Возникли вопросы к авторам идеи. То есть, к администрации города, архитекторам, музейщикам.
Напомним, что за работу взялись на общественных началах реставратор Владимир Бекетов и архитектор Татьяна Грядова.
Заместитель главы администрации города по социальной политике Валерий Суров подчеркнул, что пока неизвестно, где именно будет размещен сквер советской скульптуры. Этот вопрос, а также концепцию проекта предстоит обсудить на совместном заседании градостроительного и художественного советов.
«ТР» приглашает читателей к дискуссии, но для начала стоит подробнее рассказать о самом проекте.
Наши собеседники – заместитель директора Нижнетагильского музея изобразительных искусств Елена ИЛЬИНА и скульптор-реставратор Владимир БЕКЕТОВ.
— Наверно, это органично, что старые советские скульптуры появятся в сквере, который не раз переименовывали, но до наших дней он дожил под названием «Пионерский»?
Владимир БЕКЕТОВ: Это так, и, насколько мы знаем, оба сквера – Комсомольский и Пионерский закладывали еще в 20-30-е годы. Дорожки изначально расходились лучами пятиконечной звезды, лишь часть из них позже «перебили», в частности, «Ясенем». Но в целом историческая планировка и центр в виде большой клумбы сохранены.
Возникла идея поставить в сквере скульптуры, характерные для середины 20-го века, установить скамейки, светильники и урны в стиле ретро. То есть реконструировать образ советской эпохи, чтобы можно было погрузиться в ту среду.
— О каких скульптурах идет речь, и где вы их находите?
Владимир БЕКЕТОВ: У нас есть три пионерки — сидящая, читающая, салютующая, есть мальчик с барабаном. Есть фигурка маленького Володи Ульянова. Мы нашли их большей частью в разных загородных лагерях, а также в турклубе «Полюс», в гимназии №18. Скульптуры разной степени сохранности, покрыты слоями побелки, исказившей формы, но их можно восстановить.
ВГОК предоставил хорошую скульптуру горняка, хранившуюся на территории шахты. Есть бюсты Ленина и Сталина.
Интересно, как оказался у нас Иосиф Виссарионович Занимались реставрацией пионерских фигур во дворе музея, прохожий заинтересовался, заговорил. Оказалось, у него хранится бюст вождя. Уступил по сходной цене в нашу коллекцию. Хотелось бы пополнить ее образами Хрущева и Брежнева.
В Екатеринбурге нашелся бюст Гагарина Хотим его привезти и отреставрировать На днях ездили на Ключики – там «объявилась» девушка с веслом. Ее мы не взяли: к сожалению, скульптура основательно разрушена временем.
— Вам известно, какие претензии к проекту у ваших оппонентов – моральные, эстетические? Наверняка многие не готовы воспринимать образ Сталина как неотъемлемую часть истории?
Елена ИЛЬИНА: Это, во-первых. По поводу Ленина и Сталина действительно идут споры. Мы против того, чтобы затушевывать историю. И это огромный вопрос, почему нет музея Гулага: у нас в Тагиле шесть лагерей было. Но такой музей нужно создавать повсюду, по всей стране.
В проекте «Сквер советской скульптуры» главное – не политика, а возможность межпоколенческого диалога. Это, если хотите, инструмент для такого диалога. Для нас важно через историю страны разбудить в людях ощущение истории личной. Чтобы вспомнили историю своей горняцкой семьи, своего пионерского детства. Ну а «разговариваем» мы на языке, который любому человеку понятен: это язык образов.
Другой вопрос касается эстетики. Не совсем правильно сообщили о проекте в СМИ, употребив фразу «сквер украсят скульптуры Ленина и Сталина». Сразу же негативно отреагировала часть тагильской интеллигенции (в том числе, уехавшей из города), возразив, что ширпотреб не может украсить и, вообще, зачем все это, когда можно поставить качественную художественную скульптуру.
Владимир БЕКЕТОВ: Могу поспорить с этим. Да, в 50-60-е годы это был еще ширпотреб, потому что выпускали в промышленных масштабах и размещали повсюду. Но сегодня попробуйте найти эти вещи – мы собираем последнее, полуразрушенное. Ширпотреб приобрел качество артефакта, редкости.
Как реставратор, я люблю архаику и могу сказать, что даже массовая советская скульптура во многом превосходит большинство современных изваяний. Ее отличают реалистичная анатомия, великолепная пластика, выразительность.
Елена ИЛЬИНА: Они не слишком высокого уровня, но они грамотные. Потому что была хорошая, крепкая школа. А ширпотреб, потому что выпускали большими тиражами. Не зря учебные заведения так и назывались — «художественно-промышленное училище».
Например, наш Ленин, который на шаре, изготавливался в количестве 7 тысяч экземпляров.
С этой точки зрения каслинское литье – тоже ширпотреб. И памятник Александру II- освободителю, который раньше стоял на городской площади, тоже был ширпотребом: по растиражированности мог соперничать с памятниками Ленину.
Но давайте вспомним 1990-е годы, когда памятники и скульптуры уничтожали без разбора. Что сделали в великой Третьяковке? Они тут же начали создавать парк-музей, куда собрали все, что сносили в столице.
Владимир БЕКЕТОВ: А во Владивостоке — целая галерея скульптур пионеров. И такие места посещаемы, они вызывают интерес.
От редакции заметим, что «советский» проект — это часть концепции «Музей в музее», разработанной сотрудниками Нижнетагильского музея изобразительных искусств, и это часть «Музея городской скульптуры».
Разве мы не заметили, как изменился город с тех пор, как скульптура «вышла» на аллеи и в скверы? Изменились все мы, и вандализма на тагильских улицах стало гораздо меньше, чем прежде.
Ирина ПЕТРОВА.
ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА