МАССОВОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО НИЖНЕГО ТАГИЛА В 1930-е годы
ТАГИЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ — №30 (24330) 12 апреля 2016 год
Жизнь менялась стремительно
Как в 30-е годы в Нижнем Тагиле начиналось массовое благоустройство
Хороший читательский отклик получила публикация аспирантки Нижнетагильского филиала Российского государственного профессионально — педагогического университета Ольги Олоховой «Застывшие в камне», посвященная переменам в архитектуре города на рубеже 30-х годов («ТР» за 15 марта). (Есть на нашем сайте)
Ольга готовится к защите кандидатской диссертации на кафедре гуманитарных и социально-экономических наук и специализируется на изучении развития Нижнего Тагила в начале 20-х – конце 30-х годов
прошлого столетия. (Диссертация есть на нашем сайте)
Редакция попросила автора подготовить материал о том, как в тот же период в нашем городе начиналось массовое благоустройство инфраструктуры Нижнего Тагила. Публикуем его.
Бревенчатый город
Инженер Ю. Гетлинг так вспоминал облик Нижнего Тагила в 1930 году: «Бревенчатый город с пустынными и ухабистыми улицами погружен во тьму. Для своего времени город всегда был значительным промышленным центром, в котором тихо и размеренно протекала жизнь. Завод, рудник, железнодорожный узел оставили на его развитии свой отпечаток».
На фоне такой жизни инженеру полной утопией казались слова коллеги: «Вот тут будет коксохимический завод, там встанут доменные печи, мартеновские и прокатные цехи, а несколько поодаль вырастет социалистический город…»
Между тем, жизнь начала стремительно меняться. Каждый поезд, прибывающий в Тагил, высаживал сотни новых людей. Приезжали петропавловские лесорубы, вятские плотники, орловские грабари. Наскоро рыли землянки, рубили дома, разбивали палатки, обзаводились на новой земле несложным хозяйством.
Повсеместно отсутствовал водопровод, население пользовалось колонками. В жилых домах не было канализации. Не все здания соцгорода и прилегающих к нему поселков имели отопление.
Например, в районе Вагонстроя тепло было только в домах квартала №5, в доме дирекции, клубе ИТР и школах, расположенных в квартале №4. Городская власть принимала меры, чтобы улучшить условия проживания людей.
Например, на строительство водопровода в 1931–1932 годах выделили более миллиона рублей, но освоить тогда удалось лишь триста тысяч. При дальнейшем развитии водоснабжения финансирование с 1932-го по 1937-й составило 14 млн. рублей.
Из-за отсутствия канализации ассенизация города и очистка его от мусора производились при помощи лошадиных обозов. По документам той поры, для этого использовались 84 лошади, чего явно не хватало. На вывоз нечистот в 1932–1937 годах местный бюджет направил 577 500 рублей. В зачаточном состоянии находилось бытовое обслуживание населения.
С ветерком на транспорте
В середине 30-х годов депутаты городского Совета озаботились транспортным сообщением между районами города. Решили сделать приоритетными трамвайное и автобусное движение.
Как и планировали, к 1937-му удалось пустить электротранспорт на Вагонку, а всего по трем веткам тогда курсировали 16 вагонов. Трамвай постепенно становился важнейшим средством передвижения, вытесняя традиционных извозчиков.
За пять лет инвестиции городского бюджета в развитие путей и сетевых подстанций составили свыше 15 млн. рублей.
Свой вклад в решение транспортных проблем вносили и предприятия Нижнего Тагила. В 1933 году на их средства было организовано автобусное сообщение по маршруту: Уралвагонстрой – Металлургический завод имени Куйбышева – Рудник имени III Интернационала.
В 1934 году город сам приобрел 12 пассажирских и 15 грузовых машин, а к 1938-му его автобусный парк состоял из 29 автотранспортных единиц. Автобусы курсировали между центром и Гальянкой, Ключами, Выей, Тагилстроем. Не был забыт и пригород: машины, пусть и нечасто, везли пассажиров в Петрокаменское, Южаково, Черноисточинск.
Благоустройство территорий было минимальным. В центре обустраивали деревянные пешеходные тротуары. В 1931- 1932 годах они были на пяти улицах, имели общую протяженность пять километров, что составляло полтора процента от длины всех улиц города. Доски быстро гнили, требовали постоянной замены.
Эх, дороги…
В старом Тагиле проезжая часть большинства улиц состояла из ухабов и ям. К 1931 году покрытие из брусчатки (литых блоков, полученных из доменного шлака при производстве чугуна на заводе Куйбышева) и того же шлака имели лишь 41 870 метров городских дорог.
По планам горсовета, в следующие пять лет намечалось направить на дорожное строительство 6 млн. 470 тыс. рублей. Строго спрашивали и с директоров предприятий, руководителей строительных организаций за прокладку подъездных путей.
По-настоящему за дороги взялись только вместе с исполнением архитектурных проектов новой жилой и административной застройки Нижнего Тагила.
На весь город к началу 30-х годов насчитывалось лишь 340 точек электрического освещения, да и те, в основном, находились на центральных улицах. Рабочие окраины по ночам погружались во тьму. Ситуация начала меняться после 1935 года, когда удалось электрифицировать проезжую часть и пешеходные тротуары на 36 улицах. Делалось это преимущественно силами уличных комитетов и
общественности.
Процесс комплексного благоустройства города практически остановился с началом Великой Отечественной войны. Нижний Тагил тогда принял десятки промышленных предприятий с оккупированных советских территорий. В несколько раз выросло его население.
Все это позволило нашему индустриальному центру сделать в годы послевоенного строительства мощный рывок в своем развитии – как промышленном, так и социальном.
Ольга ОЛОХОВА, аспирантка
Нижнетагильского филиала РСППУ.
Фото: Вагонстрой. Земляные бараки. Строительство УВЗ. Архив 1931-1932 год.