ИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ЗАХОЛУСТЬЯ ТАГИЛ ПРЕВРАТИТЬСЯ В МИРОВОЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЦЕНТР
КНИГА ТВОРЧЕСТВО МОСКОВСКИХ АРХИТЕКТОРОВ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ И ГОРОДАХ СРЕДНЕГО УРАЛА В ГОДЫ НЭПА И ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК
Смирнов Л.Н.
Екатеринбург, 2019.
Глава: Мостаков Александр Михайлович (1898–1981)
Смирнов Николай Николаевич (Даты неизвестны)
Авторы проектов планировки Нижнего Тагила
Новое рождение Нижнего Тагила, одного из старейших горнопромышленных центров Урала, связано с возведением в начале 1930-х гг Ново-Тагильского металлургического и Уральского вагоностроительного заводов, сопутствующих им производств и строительством вокруг них жилых районов – соцгородов.
Большое внимание становлению нового Тагила уделяла центральная печать. Например, газета «Правда» в статье «Внимание Тагилу» писала: «Тагил должен из промышленного захолустья превратиться в мировой промышленный центр… Хозяйственные организации должны твердо запомнить, что в Тагиле возникает новый промышленный центр Урала» [10].
Создание полноценного социалистического рабочего поселка, района, города на рубеже 1929– 1930 гг было для архитекторов тех лет делом совершенно новым и во многом экспериментальным в решении различных градостроительных проектов и концепций.
Наряду с утилитарными задачами в эти годы оперативно решались вопросы поиска объемно-пространственной структуры и архитектурного облика застройки жилых образований нового социального типа.
Один из первых шагов к будущей планировке «Нового Тагила был сделан в 1928 г., когда специалистами ленинградского Гипромеза был разработан проект технических поселков «нового типа» для строящегося Уралвагонзавода. Проект был опубликован в 1929 г., а в начале 1930-х гг. часть поселка, включавшая малоэтажные деревянные и каменные здания, была построена» [56].
Летом 1931 г был представлен первый проект перепланировки территории Нижнего Тагила на основе идеи функционально-поточного решения. Проект был выполнен интернациональной бригадой московских и немецких архитекторов (А.М. Мостаков, А. Байер, У. Вольф и др.) под руководством известного в Европе немецкого архитектора Эрнста Мая.
Проектировщики, тщательно проанализировав предварительное размещение площадок строящихся предприятий, особенности ландшафта местности, близость лесов, озер, предложили ленточное, параллельное с предприятиями размещение жилых поселков, с учетом перспективного развития города и пешеходной доступности к местам работы. Однако общая несогласованность, активное сопротивление директората промпредприятий сделали невозможной реализацию проекта.
Один из авторов этого проекта, архитектор А.М. Мостаков, отмечая первоначальные ошибки при выборе территории для строительства Нового Тагила, пишет: «Три разных главка НКПТ изолированно приступили здесь к строительству своих предприятий. В результате вагоностроительный завод и город были расположены с подветренной стороны от вредных предприятий. При размещении предприятий забыли о старом городе с его сложившейся промышленностью и разместили новые промышленные площади в полном отрыве от старого центра в виде искусственной ленты, находящейся вне городской черты» [38].
Эти особенности развивающегося города необходимо было учитывать при разработке новой планировки селитебно-промышленных районов Ново-Тагильского металлургического и Уральского вагоностроительного заводов.
Второй проект был выполнен в 1932–1936 гг Горпромпроектом в Нижнетагильском филиале объединения «Союзстандартжилстрой» московскими архитекторами А.М. Мостаковым, Н.Н. Смирновым и М.В. Польновым14.
Для обеспечения необходимых темпов возведения новых соцгородов наркомат в 1932 г потребовал выезда бригады московских архитекторов на место строительства в Нижний Тагил. По разработанной зодчими градостроительной концепции в городе раздельно возводились два новых жилых района с перспективой в будущем соединиться в единый городской массив.
В жилом районе Уралвагонстроя (УВС) авторами была запроектирована прямоугольная сетка улиц с выделением двух больших магистралей – ул. Ильича и Сталина (ныне ул. Вагоностроителей), которые послужили стержнем планировочной структуры района.
В середине 1930-х гг новый район был озеленен, в нем заложен парк культуры, построено около двух десятков капитальных трех- и пятиэтажных жилых зданий.
В постановлении пленума Нижнетагильского городского Совета от 8 июля 1934 г при рассмотрении проекта планировки Нового Тагила было сделано следующее заключение: «Горстройпроекту продолжить разработку технического проекта планировки города и районов Красного Камня, Выйского, Уралвагонзавода, центральной части» [73].
Генеральная схема планировки города была утверждена 16 октября 1934 г Проектные разработки районных планировок соцгорода продолжались вплоть до 1937 г. Как следует из текста письма 1934 г. в правление Союза советских архитекторов с просьбой о помощи в строительстве города, руководитель проектов планировки новых районов города Александр Михайлович Мостаков являлся «начальником строительства Нового Тагила»15.
Интересно, что проекты районных планировок Нижнего Тагила, созданные бригадой А.М. Мостакова в 1932–1934 гг., контрастируют с его уточненными проектами 1935 г. [39, 40], тем самым демонстрируя характерную эволюцию градостроительных решений первой половины 1930-х гг.
Так, в начале этого периода в городе проектировалась свободная строчная застройка кварталов, к середине 1930-х гг. застройка становится смешанной, а во второй половине – периметральной с замкнутыми жилыми комплексами.
Таким образом, генеральная схема планировки Нового Тагила создавалась сложно и поэтапно, отражая в структуре жилых кварталов различную стилевую направленность форм и приемов: от конструктивизма, через постконструктивизм к неоклассике.
Благодаря участию московских архитекторов в создании схемы планировки города, которая прошла экспертизу на всесоюзном уровне, объемно-пространственная структура отдельных жилых кварталов города приобрела столичные черты.
К сожалению, из-за ведомственной разобщенности, без согласующих действий главного архитектора города (должность введена была только в 1941 г.), а также из-за расформирования в 1934 г. Уральской области проект Нового Тагила, разработанный московскими архитекторами, полностью реализовать не удалось.
14 РГАЭ. Ф. 8022. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л.113.
15 ЦГАЛИ. Ф. 674. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л 77–78.