ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ ЕВРОПА — АЗИЯ В ОКРЕСТНОСТЯХ НИЖНЕГО ТАГИЛА
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ В ОКРЕСТНОСТЯХ НИЖНЕГО ТАГИЛА
Пичугин А. Л. ,краевед
В сборнике: Граница Европа-Азия: культурный, географический и туристический феномен Материалы международной научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет. 2019. С. 127-135.
Нижний Тагил расположен в долине реки Тагил, на восточном склоне Уральских гор, в 15 км от географической границы Европы и Азии, которая условно проведена по водоразделу европейских и сибирских рек.
На Среднем Урале наблюдается резкое смещение Уральского водораздела с наиболее высоких хребтов, гор и увалов к востоку. Истоки рек оказались на восточной осевой линии хребта, и водораздел сместился в невысокие предгорья восточного склона Уральских гор.
В настоящее время условная граница, проходящая по водоразделу, на пересечении с крупными дорогами обозначена различными знаками, в том числе столбами, обелисками, стелами, памятниками и монументами. Интерес к виртуальной границе между Европой и Азией с каждым годом возрастает.
Никифор Венюков в 1685 г. писал:
«…Камень – граница между Московским и Сибирским царствами».
В XVII в, Урал называли Камень, или Каменный пояс, С точки зрения геологии и картографии, в последнее время картографы договорились проводить границу двух частей света по восточной подошве Уральских гор для того, чтобы удобнее было изучать единое геологическое строение Уральских гор, а также работать с геологическими и картографическими картами, и чтобы удобно было изучать геологическое строение древних гор. Поэтому территория Урала относится к Европе, что, опять же, условно.
Граница между двумя частями света Европа и Азия делит единый континент Евразию условно на две части.
Виртуальная граница проведена по водоразделу Уральских гор, образует две географические части света – Европу и Азию, Одни из первых, кто предложил проводить границу по водоразделу Уральских гор горный деятель Василий Никитич Татищев (1686-1750) и пленный швед Филипп-Иоганн Страленберг (1676-1747).
Страленберг – шведский офицер, попавший в плен в Полтавской битве, С 1711 г он находился в Сибири, где собирал материал по истории и географии.
Путешественник И. Г. Гмелин, считал, что граница Европы, проходит по реке Енисей.
М. В. Ломоносов, в своем трактате «О слоях земных», писал, что граница между Европой и Азией проходит по рекам Дон, Волга и Печера
Впервые, о едином материке высказался немецкий ученый Александр Гумбольдт, Термин единый материк Евразия был употреблен еще в 1882 г австрийским геологом Эдуардом Зюсса.
Д. И. Менделеев в 1906 г. писал: «Отделение Европы от Азии во всех отношениях искусственно и с течением времени непременно сгладится».
Горный инженер, основатель города Екатеринбурга В. Н. Татищев в 1744 г. в своем труде «…о знатнейших и примечания достойных горах» начертал: «И с сих гор как на восток в Сибирь… так и на запад в Европу происходят великое множество рек малых и великих, из которых главнейшие с западной стороны: Вишера, Чусовая, Уфа, Белая. На восточную же сторону из оных гор текут реки Тавда, Тура, Пышма, Исеть. Сии реки не токмо течением, но и водами разенствуют. Сии и сему подобные обстоятельства подают причину утверждать сии горы за границу между Азиею и Европою».
В книге: «Общее географическое описание всея Сибири». В.Н. Татищев утверждал, что именно он подсказал Ф. И. Страленбергу, где проводить границу двух частей света.
В 1745 г. в «Лексиконе Российском В. Н. Татищев записал: «…Весьма приличнее и натуральнее провести границу от узкости Вайгач по Великому поясу и Яику (Река Урал) вниз через море Каспийское…».
Рассмотрим, через какие горные вершины и их седловины проходит географическая граница Европы и Азии в муниципальном образовании «город Нижний Тагил», Горноуральском, Кушвинском и Кировградском городских округах.
Знак у поселка Промыслы
Начнем виртуальное путешествие от обелиска в 9 км от поселка Промысла Пермского края. В этом месте дорога раздваивается, прямая ведет на Горнозаводск, сворачивающая вправо – к Исовским приискам.
В 2003 г на перевале появился новый обелиск по проекту Алексея Залазаева высотой 16 м, Наверху стелы установлен двухглавый орел. С двух сторон под прямым углом находятся композиция с надписями «Европа» с фигурой грифона и «Азия» с фигурой льва.
Орел символизирует Россию, смотрящую на Запад и на Восток, грифон – образ рыцарской доблести, а лев – одно из воплощений мощи и мудрости Востока. На противоположной стороне дороги построена смотровая площадка с начерченной на асфальте линией, обозначающей границу двух частей света – Европы и Азии.
Знак на Горнозаводской железной дороге.
В 1878 г Горнозаводская железная дорога пришла в междуречье Серебрянки, приток реки Чусовой и азиатской Туры. Высота перевала 384 м. над ур. моря. На железной дороге «Гороблагодатская» – «Чусовская», между станциями «Хребет-Уральский» и «Европейская», стоят две одинаковые металлические пирамиды с указаниями частей света Европа и Азия.
При строительстве были установлены знаки по обеим сторонам железной дороги, Знаки представляют из себя решетчатые конструкции в форме четырехгранной усеченной пирамиды высотой 6 м. Угловые стойки сделаны из железнодорожных рельсов, – тех самых, что укладывали при строительстве первой на Урале Горнозаводской дороги.
Верхнюю часть конструкции завершают металлические камеры, напоминающие миниатюрные теремки, Камеры разделены пополам железной перегородкой. Ранее, когда в наш быт еще не вошло электричество, в каждую половинку камеры устанавливали горящие керосиновые фонари.
И. Я. Кривощеков, автор «Словаря Верхотурского уезда Пермской губернии», в 1910 г. писал: «...Граница географическая Европы и Азии находится в 7 верстах от станции «Европейской» и в таком же расстоянии от станции «Уральский хребет». Этот пункт, разделяющий две части света, отмечен двумя высокими решетчатыми колоннами, сооруженными по обеим сторонам полотна железной дороги. Ночью наверху колонн зажигаются фонари с ярко блестящими надписями: «Европа» и «Азия».
Д. Н. Мамин-Сибиряк в путевых заметках «От Урала до Москвы» также упоминает географическую границу Европы и Азии: «…Дорога медленно поднималась все выше и выше; впереди уже недалек и перевал из Азии в Европу. Горы поднимались кругом, точно старались загородить дорогу; попадались крутые подъемы, высокие насыпи и смелые повороты, которыми линия дороги обходила горы. Мы быстро приближались к вершине главной горной массы Урала».
Управляющий контрольными палатами Э. П. Янишевский в 1886 г. проехал по Уральской Горнозаводской дороге от Перми до Екатеринбурга, поражаясь живописности местности, он записал: «…станция «Уральская», против окон которой, в небольшом садике, выложен из разноцветно окрашенных камней круг, в центре которого звездочка указывает линию водораздела, границу Европы и Азии; по обе стороны звездочки из таких же камней выложены два обращенных в противоположные стороны лапами якоря, представляющих, повидимому, символ связи, положенной между этими частями света, железной дорогой».
В газете «Урал», в 1902 г. писали об удручающем виде памятника: «…Каменный булыжный фундамент памятника развалился, два жалких низкорослых кедра сторожат его. окружающая памятник деревянная, довольно дешевинькая оградка, окрашенная яркозеленой краской заметно поветшала… Наискосок памятника, лежат полусгнившие развалины избушки, в которой по преданию жил первый смотритель-караульщик. Последний, как утверждает народная молва, убит злоумышленниками, покушавшимися когда-то подкопкой ограбить памятник, под который будь-то бы при закладке положены крупные суммы».
Два знака по обе стороны дороги стоят до сих пор, вблизи границы между Свердловской области и Пермским краем, рядом с остановочным пунктом «276 км». Конструкции из металла покрашены в белый цвет. В 2018 г. проезжая на поезде, увидел, что знак перекрашен, нижняя часть знака – красный цвет, верх оранжевый. Название частей света – белой краской на черном фоне.
Обелиск на перроне остановочного пункта «Хребет Уральский»
Горнозаводской ж.д. на 276 км, установлен в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги. Этот знак находится не на линии водораздела, а в 4 км восточнее от нее, в истоках реки Туры.
Знак имеет форму кубка и облицован мраморной плиткой, наверху установлен шар, в двух направлениях к нему прикреплены указатели с названиями «Европа» и «Азия». Знак огорожен невысокой металлической изгородью.
Памятный знак – Часовня у д. Кедровка.
От знака мысленно перенесемся по Уральскому хребту и остановимся на Гороблагодатском тракте, который когда-то вел из Кушвинского завода на Серебрянский завод, между деревней Кедровкой и Верхне-Баранчинским заводом великий князь Владимир Александрович Романов со своей свитой 3 августа 1868 г. сделал остановку на перевале, во время своего пребывания на Урале.
Его путь со свитой начинался из Симбирска, далее через Оренбург, Златоуст Екатеринбург, Тагил, Кушва, Серебрянка, Кунгур, Пермь.
2 августа 1868 г прибыл Кушвинский завод На другой день, осмотрев завод и гору Благодать, отправился в Серебрянский завод В честь этого события золотопромышленники Северного Урала, заказали чугунный памятный знак – часовню, собранную из литых деталей. Проект выполнил В. Архипов и инженер-литейщик Н. Романов, отлили из чугуна небольшую часовню на Нижне-Баранчинском заводе.
Купала памятника были позолочены, на шпиле центрального купола был укреплен двухглавый орел, Высота памятника 4 метра, в основании его квадрат со стороной 2 метра. Первое время рядом стояла избушка для охраны памятника. Памятный знак был
разрушен в гражданскую войну и в 1970-х гг. силами туристов вновь восстановлен. Ежегодно из поселка Баранчинский к обелиску приходят взрослые и дети, чтобы совершить крестный ход вместе с настоятелем Покровского прихода священником Дмитрием Блиновым. Около знака построен деревянный навес из бревен.
Чугунный знак около п. Баранчинский.
Знак «Европа и Азия» установлен на дороге из поселка Баранчинский на запад, в сторону рек Кокуй и Клыктан, которая соединяется с Серебрянским трактом. Здесь, южнее горы Кедровка, на перевале установлен чугунный знак с надписью: «Отлит на ОАО «Баранчинский электромеханический завод» по проекту А. Никитина в 1996 г.»
Знак отлит из чугуна и украшен орнаментом, покрашен позолоченной краской На кубическое основание поставлен вертикально параллелепипед, на четырех круглых стойках установлен квадрат, на котором написано с одной стороны «Азия», с другой – «Европа».
Этот знак в 2010 г был разрушен вандалами, но патриотами края вновь восстановлен.
От Гороблагодатского тракта до Серебрянского тракта, географическая граница ведет по водоразделу рек ведет через вершины гор Кедровка, Светлая и Верхняя Выя. Далее в южном направлении граница «Европа-Азия» условно проходит по территории Горноуральского городского округа и МО Нижний Тагил протяженностью в 60 километров, примерно от поселка Дальний и до горы Старик-Камень.
От северной части Горноуральского городского округа, от вершины горы, которая находится западнее поселка Дальний, на водоразделе реки Большая Горевая и левых притоков реки Межевой Утки, условная граница идет к вершине горы Верхняя Выя.
Гора Верхняя Выя имеет высоту 471 м над ур моря, С северной стороны горы берет начало речка Полуденная, являющимся правым притоком реки Большой Горевой. Далее граница проходит по восточной части Уткинского болота и ведет к горе Каменка. На восточной стороне, с которой берут начало две речки Каменки, граница пересекается с дорогой, ведущей от Серебрянского тракта в поселок Дальний.
Обелиск на Серебрянском тракте.
Географическая граница выходит на перевал «Большой Урал», который находится на Серебрянском тракте, или Старо-Компасной дороге, где установлен обелиск «Европа Азия». Это сварная прямоугольная колонна высотой 9 м со ступенчатым основанием, увенчана знаком «Серп и молот».
На противоположных сторонах обелиска красными буквами подписано «Европа» и «Азия». Обелиск установили рабочие Синегорского мехлесопункта в 1967 г. в честь 50-летия установления Советской власти в стране. Автором проекта стелы является А.А. Шмидт. Рядом с обелиском находится родник «Студеный». От обелиска, с дороги, в западной стороне хорошо просматривается поселок Синегорский, а за ним Синие горы.
Дорога от Серебрянского тракта к Синегорскому каналу идет вдоль реки Межевой Утки в южном направлении. Дорогу отсыпали в 1975 г., прорубили просеку на месте будущего канала и начали вынимать грунт.
Синегорский канал длиной 1 800 м прокопали от реки Межевой Утки до реки Зырянки При строительстве канала, строителям с помощью экскаваторов и самосвалов пришлось пройти через горную часть водораздельной линии Урала. Еще в 50-е гг. здесь велись изыскательские работы по проектированию канала. С пуском канала часть воды из реки Межевой Утки по урочищу Першинские Покосы самотеком пошла в реку Зырянку, пополняя водой Верхне-Выйский пруд.
В итоге вода из Европы пошла в Азию, являясь источником питьевой воды города Нижний Тагил Планировалось построить Синегорское водохранилище на реке Межевая Утка. Канал от реки Межевой Утки до реки Зырянки действовал недолго, так как в результате работ, связанных с добычей полезных ископаемых, он был выведен из строя.
Восстанавливать его не стали, так как отпала необходимость в переброске воды из реки Межевая Утка в Зырянку. В настоящее время канал заполнен водой, сохранились мост и шандоры. Пересекая Синегорский канал, географическая граница проходит по верховьям притоков реки Выя и входит в пределы МО Нижний Тагил. Далее граница идет через вершины гор Ольховая, Герман, Урал, Красный Столб, Пученя и Соловьева.
Знак на Старо-Висимском тракте.
Водораздельную линию пересекает Старо-Висимский тракт, протянувшийся от бывшего Лисьегорского угольного склада до Висимо-Уткинского завода. В настоящее время местами труднопроходимая дорога завалена деревьями.
Здесь в 1977 г в четырех километрах к западу от села Елизаветинское, на седловине между гор Урал (443 м) и Красный Столб, лесорубы с лесником Черноисточинского охотхозяйства установили деревянный усеченный сверху столб с обтесанными прямоугольными гранями, на котором сверху вниз высекли обозначение границы «Европа-Азия» и покрасили красной краской. Но по другим источникам, столб поставили супруги М. Е. и В. Ф. Ляпуновы в 1957 г.
При устье реки Смородинки, впадающей в реку Межевую Утку с левой стороны, в 1976 г были сооружены Смородинское водохранилище и насосная станция. Планировалось из водохранилища перекачивать воду через горный перевал в реку Бобровку, то есть из Европы в Азию, для пополнения водой Черноисточинский пруд.
От пересечения с железной дорогой, граница имеет извилистое направление и идет по вершинам гор Дунитовая, Соловьева и Голая, причем между этими двумя вершинами граница поворачивает снова в северном направлении, делает петлю и вновь поворачивает на юг к Веселым горам.
В верховье реки Бобровки граница «Европа и Азия» условно пересекает бывшую узкоколейную железную дорогу, которую построили в 1896 г. и по прошествии более чем ста лет, зимой 2007-2008 гг. демонтировали.
В 1940-х гг. тагильский краевед С. Н. Панкратов, проезжая на поезде по маршруту Нижний Тагил – Висимо-Уткинск, написал об этом событии:
«...Поезд непрерывно забирается в гору к критической точке перевала Азия-Европа. Если внимательно присматриваться к ходу поезда, рельефу местности, наблюдать за полосой уходящего вдаль рельсового пути, можно заметить и довольно точно определить момент перевала, когда паровоз движется уже по европейской земле и вытягивает свой хвост из Азии. Получается нечто похожее на географический каламбур или географическую загадку: «Голова в Европе, хвост в Азии».
На бывшей Висимо-Уткинской железной дороге также можно установить знак на условной границе.
Обелиск на Уральском тракте.
Далее граница выходит к северной части Веселых гор, на седловину гор Белая и Голая, и пересекает Уральский тракт.
Д.Н. Мамин-Сибиряк в конце XIX в., в очерке «Дорога» писал про этот важный географический объект: «…От Висима до Захаровой было всего восемь верст, а на четырнадцатой версте стоял столб, обозначавший
границу между Европой и Азией. Это был самый обыкновенный столб, напоминавший трактовую версту, и меня всегда удивляло, что такой важный географический пункт был отмечен таким ничтожным знаком.
Я знал отлично значение пограничного столба и все-таки испытывал каждый раз какое-то непреодолимое волнение, когда ехал мимо, точно переступал какую-то заколдованную черту. Сейчас за перевалом начиналась совершенно другая картина, как и везде на Урале, где восточный и западный склоны резко отличаются».
Историк Н. К. Чупин, в изданном, в 1873 г. географическом словаре, приводит следующие данные о горе Белой и границе: «...Через северный склон горы проходит дорога из Нижнетагильского завода в Висимо-Шайтанский завод, при самом высшем пункте на стволе высокой ели вырезано большими буквами с одной стороны «Европа», с другой «Азия». Южная вершина этой горы возвышается на 2257 футов, а северная на 2161 фут».
Краевед И. Я. Кривощеков в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии» заметил, в 1910 г.: «...По дороге в Висимо-Шайтанский завод, в 15 верстах – гора Голая 1894 фута абсолютной высоты, находящаяся в водораздельной оси Урала, и на ней поставлен столб с надписью «Европа» и «Азия» и к ю.-з. цуг Белых гор, Кузина и много других».
До 1960-х гг на Уральском тракте, около Белой горы, для обозначения границы, стояла деревянная тренога, сколоченная из досок, с треугольником наверху.
В 1957 г последовало постановление Нижнетагильского горкома КПСС об установке трех обелисков в Висимском районе и Серебрянской трассе. «Решение Исполкома Н. Тагильского Городского Совета депутатов трудящихся от 20 августа 1957 года. Об установке обелисков на рубеже Европы и Азии. В связи с празднованием 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции Исполком Горсовета решил:
1. Установить три обелиска на рубеже Европы и Азии в Висимском районе и Серебрянской трассе.
2. Обязать зав. Горкомхозом т. Сироткина разработать техническую документацию и выделить необходимые средства на сооружение и установку обелисков.
3. Установку обелисков произвести тресту Тагилстрой не позднее октября месяца 1957 года. Зам. предисполкома Н.-Тагильского Городского Совета депутатов трудящихся Серова. Секретарь исполкома Н. Тагильского Горсовета депутатов трудящихся Алексеева».
Обелиски с обозначением «Европа и Азия» в Висимском районе на географической границе установили в последующие годы.
В 1960 г, в честь ознаменования успехов нашего народа в освоении космоса на Уральском тракте был установлен обелиск «Европа Азия» по проекту В. П. Красавченко. Вокруг модели земного шара прикрепили на стальных орбитах три первых спутника, имеющих форму шара, конуса и цилиндрической ракеты.
Обелиск – плод коллективного творчества рабочих и инженерно-технических работников автомобильно-агрегатного завода поселка Уралец. На побеленной стеле красными печатными буквами было написано «Европа», а на противоположной – «Азия».
Строили обелиск Европа и Азия около рабочие механического завода «Уралец», прораб М. А. Нетунаев и рабочие Н. М. Харламов, И. Т. Стенин, В. П. Федоровских, А. В. Сильных, А. М. Кузнецова и другие (В. Пушкарев, краевед, 1967).
В конце 60-х гг. обелиск перестроили, и на «земном шаре» прикрепили макеты спутника и два космических корабля. Высота обелиска со шпилем составила семь метров.
Первоначально обелиск был обнесен чугунными стойками с цепной изгородью В 1970-х гг квадратную стелу обелиска одели в нержавеющую сталь и вокруг установили металлическую изгородь из стальных прутьев. Глобус покрасили в синий цвет, потом в белый и обозначили красной краской границу СССР.
Около обелиска установили скамейку, а на противоположной стороне уральского тракта установили металлический «грибок». Позднее через дорогу от обелиска был сооружен остановочный комплекс с надписью «Европа-Азия».
В 2002 г, когда проходила подготовка к 150-летию со дня рождения уральского писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка, силами ОАО «НТМК» и ООО «Механический завод «Уралец» обелиск был реконструирован. Как и в прежние времена, на колонне красными буквами обозначено «Европа», а с другой стороны – «Азия». На макете земного шара вместо спутников появились меридианы и параллели. По экватору надпись – «ЕВРАЗ Холдинг», «НТМК» и «Горноуральский городской округ».
Во многих источника отмечается, что обелиск установлен в 1961 г в честь полета в космос Ю.А. Гагарина, но это не так, в 1960 г. обелиск уже был установлен в честь успешного освоения Советским Союзом космического пространства.
Многие автолюбители останавливаются у обелиска, чтобы посмотреть на этот рукотворный символ природы, а также сфотографироваться на фоне знака, обозначающего границу двух частей света.
Далее от обелиска географическая граница условно ведет через вершины и седловины Веселых гор: Белая, Поперечная,
Осиновая, Кирюшкин Камень, Мохнатенькая, Широкая, Билимбай, Дикая, Оборотная, Голая, Старик-Камень. Последние три на географических картах XX века объединяют под общим названием: гора Большая Кедровая. Гора Голая в XIX веке называлась Шайтан. Между горами Поперечная и Широкая граница снова находится в пределах Горноуральского городского округа.
Знак на седловине гор Белой и Поперечной Знак, обозначающий границу Европы и Азии, мы с друзьями установили 7 июля 2013 г в седловине между горами Белой и Поперечной, где из поселка Уралец через перевал проходит лесная дорога, которая выходит на лесовозную дорогу Черноисточинск – Большие Галашки в районе трубного моста через реку Егорова Каменка.
Не доходя до седловины, дорога ответвляется и уходит на вершину горы Белой Пройдя еще несколько метров от своротки, мы определили, что это седловина, и на обочине дороги подобрали свободное от леса место для установки знака. Вырыли яму, грунт в горах состоял из глины и мелких камней. К столбу приковали таблички с надписью «Европа-Азия» и «Веселые горы» и установили знак. Но с надписями вышла «осечка», пришлось название частей света «Европа-Азия» развернуть от дороги к лесу. На лицевой стороне надпись «Урал 2013 г.».
Установили знак со своим однофамильцем, с которым познакомились недавно, мы очень похожи друг на друга. Это сходство заметила его мама Людмила Пичугина (Рябинина). Зовут его Александр Пичугин, он родом из поселка Уралец, но его предки из Висимо-Уткинска. С нами была его жена Наталья. После установки мы все сфотографировались у знака.
В 2016 г посетив знак на Белой горе, покрасил основание знака голубой краской, Необходимо отметить, что в 2016 г на смотровой площадке, установленной на горе Белой, на деревянной площадке проведена линия, желтой краской с обозначением двух частей света Европа и Азия.
Знак на склоне горы Билимбай.
Далее граница проходит через седловину между горами Билимбай, Дикая и пересекает дорогу Черноисточинск – Большие Галашки. Здесь, на склоне горы Билимбай, условную границу очень легко определить по направлению ручейков, которые протекают вдоль дороги.
Сколько ни проезжал по этой дороге, меня никогда не покидала мечта установить здесь памятный знак И вот 15 августа 2011 г мечта сбылась.
Утром мы с другом, одноклассником Валерием Рогожиным, выехали к границе Европы и Азии. Дорога идет в направлении Веселых гор и пересекает водораздельную линию. Это территория бывшей Черноисточинской лесной дачи, здесь выжигали древесный уголь для заводов. Позже по ней возил лесовозами заготовленные хлысты Черноисточинский мехлесопункт. Сейчас лесопункт закрыт, дорогой пользуются охотники, грибники и туристы.
Географическая граница проходит по юго-восточному склону горы Билимбай, в народе это место называют «Второй перевал». В азиатской стороне от горы Билимбай, ближайшая река называется Дикая Шайтанка, после соединения с рекой Полуденной Шайтанкой река носит название Шайтанка и впадает в реку Тагил с левой стороны.
В Европе ближайшая река, которая течет на запад, также называется Шайтанка, которая впадает в Висимо-Шайтанский пруд, сток из пруда поступает в Межевую Утку, а далее в реку Чусовую. После часа езды по грунтовой дороге мы остановились на горном перевале, на границе Европы и Азии. Присмотрелись и выбрали место на обочине дороги для установки знака. Доски с надписями «Европа-Азия» и «Веселые горы» привезли с собой.
Перевал по юго-восточному краю горы, имеет плоскую форму, поэтому было нелегко определить, где установить знак. Но обоюдное решение привело к намеченному месту, немного отличавшемуся от остальной плоскости, с малозаметным бугром. Здесь и начали копать яму для установки знака. Осталось пожертвовать одной лесиной, которую нашли в гуще леса, для этой цели подошла пихта. Пихту нашли диаметром 15 см, высотой 8 м, для знака достаточно. Ради такого события взялись за топор и пилу.
К ошкуренному столбу прибиваем таблички с обозначением сторон света и устанавливаем знак на краю дороги. Пусть все проезжающие знают, что именно здесь проходит граница Европы и Азии, а водораздельная линия, как раз делит Веселые горы условно на две части. К столбу натаскали камней, соорудили возвышение в виде гурия и побелили известью.
Вверху на плоскости прикрепили два синих треугольника — этот символ Уральских гор Территория, где установлен знак, с 2008 г относится к МО Нижний Тагил. Установленный знак стал достопримечательностью и имеет познавательное значение.
Уральский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк в рассказе «Ужасный случай» повествует о поиске географической границы на горе Билимбай: «...Наша экспедиция была задумана еще зимой и носила научный, географический характер. Дело в том, что необходимо было определить линию раздела между Европой и Азией… Вопрос шел о том, стоит ли гора Билимбаиха в Европе, или она уже в Азии, что можно было определить только по течению горных речек…» Свой рассказ Мамин-Сибиряк написал по воспоминаниям, когда уехал на жительство в Петербург.
Знак у поселка Карпушиха.
Скромный знак установлен по грунтовой дороге от поселка Карпушиха к горе Старик-Камень и в деревню Большие Галашки, проходящей через южную часть Веселых гор. Эта территория относится к Кировградскому городскому округу.
Около растущей березы установлен столб небольшой высоты и диаметра, к нему прибита деревянная табличка с вырезанной надписью «Европа-Азия», с православным крестиком.
Здесь граница проходит по седловине между двух горных высот 641 и 621 м, разделяющих реки Полуденную Шайтанку (левый приток реки Тагил), с Каменкой и Росьей, притоками реки Сулем. В июле 2013 г., приехав сюда со стороны Карпушихи с другом Игорем Павлюковым, мы прибили к столбу еще три деревянные таблички с названиями, написанные синей краской: «Европа», «Азия» и «Веселые горы». Сейчас знаков и обелисков по всему Уралу установлено уже несколько десятков.
Знак в природоохранной зоне.
25 сентября 2018 года сотрудниками Висимского биосферного заповедника, в природоохранной зоне, был установлен новый знак обозначающий географическую границу Европы и Азии.
Территория заповедника условно разделена водоразделом, между Европейской частью и Азиатской Географический знак представляет, две деревянные колонны скованных из четырех брусьев, между которых прикреплен металлический щит с надписями частей света, причем «Европа» и «Азия» написаны на пяти языках мира.
Определили место установки знака, сотрудник исполнительной дирекции Русского географического общества Павел Старовойтов, директор Висимского государственного биосферного заповедника Михаил Федоров и главный редактор журнала «Уральский следопыт» Максим Фирстов.
Знак установлен на обочине грунтовой дороги, проходящей от города Кировград до села Большие Галашки, на водоразделе Уральских гор в районе Веселых гор. С перевала в разные стороны стекают реки, Сулем имеет западное направление и река Сибирка восточное. Вблизи перевала, находятся горы Сухарная и Шабур, которые образуют седловину, где установлен знак.
Чтобы побывать у знака необходимо отправится в двадцатикилометровое путешествие от Кировграда в сторону села Большие Галашки, переехать по железобетонному мосту реку Тагил, причем дорога не из легких, большие глубокие лужи, крутые подъемы с острыми камнями и глубокими ямами. Далее по ходу движения находится контрольно-пропускной пункт Висимского заповедника, где необходимо получить пропуск в природоохранную зону заповедника.
Инспектора Висимского заповедника установили знак не на самой границе двух частей света, а немного восточнее, в более живописном месте, откуда открывается вид на Ежовую гору. Появившаяся еще одна достопримечательность нашего края вызовет интерес к природе Уральских гор.
Знак – солнечные часы установлен в 5 км в юго-западном направлении от города Новоуральск в 1985 г туристами клуба «Кедр». Автор проекта знака с солнечными часами Борис Шитиков. Но знак, установлен не на самой границе Европы и Азии, а в нескольких км от настоящей границы, на обочине лесной тропы вблизи истока реки Тагил, которая течет на азиатской территории. На другой стороне водораздела, за горой Зубовский Камень в Европейскую сторону течет река Черный Шишим.
Из Горноуральского городского округа условная граница переходит на территорию Кировградского городского округа и по горным хребтам через урочище Веселки тянется по водоразделу на юго-восток к горе Сухарной.
В изданной в 1914 г. под редакцией П. П. Семенова-Тянь-Шанского книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» упоминается эта граница: «...Далее водораздельный кряж представлен так называемыми Веселыми горами с их двумя главными вершинами – Шайтаном и Стариком-Камнем, наконец, через гору Сухарную и Журавлиный Камень (против В.-Тагильского завода), переходя в Жужины, Шеромские, Березовую, Киршину, Чернишную, Извезную и Чубарову, горы приближаются к Екатеринбургу».
Затем граница переходит из МО «Нижний Тагил» на территорию Кировградского городского округа и по горным хребтам через урочище Веселки тянется на юго-восток по водоразделу к горе Сухарная.
В изданном 1894 г. энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона сообщается: «Жужины горы в Екатеринбургском уезде, на правой стороне реки Черный Шишим, в его верховьях, месторождение железняка».
Возможно, проложить маркированную туристическую тропу по условной границе Европы и Азии, по водоразделу Уральских гор, например, от Оренбурга до Конжаковского Камня, которая пройдет по самым высоким вершинам и через их седловины, где проходят автодороги и где установлены знаки. Маркированная тропа может послужить для походов выходного дня, для познания Урала и тренировочных маршрутов.