Сотрудниками ОБОП ГУ МВД по Свердловской области был задержан водитель бензовоза, на котором псевдотопливо отправлялось в Саратов. По данным оперативников, машина дважды в неделю увозила извлеченный керосин в Саратов. Емкость цистерны – 37 тонн.

«Экономическая прибыль незаконного предприятия – колоссальна. Эксперты еще не подсчитали точной суммы, но если учесть, что авиатопливо на рынке стоит 40 рублей, а «салковский» продавали по 15 рублей за литр, то понятно, насколько привлекательным было предложение «левых» поставщиков. При этом затраты криминальных добытчиков на буровые установки, бензовоз, бочки и насосы окупились практически мгновенно», – отметили в ГУ МВД по Свердловской области.

Напомним, «Правда УРФО» рассказывала, как оперативники отдела по борьбе с организованной преступностью выявили канал поставки некачественного авиационного керосина. Как выяснили следователи, для добычи топлива был создан небольшой и простой в обращении технический комплекс, едва ли не из подручных средств. Контролировали процесс двое граждан-бурильщиков (задержаны вместе с водителем бензовоза), которые проживали недалеко от импровизированных «скважин». Их бурили в непосредственной близости от бывшего военного аэродрома Салка (в 7 км от Нижнего Тагила), который является подразделением Федерального казенного предприятия «Нижнетагильский институт испытания металлов» – он, в свою очередь, управляет, в частности, полигоном «Старатель», где проходят основные события военной выставки Russian Arms EXPO.

По данным наблюдений, проведенных оперативниками ОБОП регионального главка, авиационный керосин в уже готовом виде добывался из земли. С помощью насоса в бочки выкачивалась смесь воды, песка и топлива. Спустя время жидкости с силу своих физических свойств дифференцировались в емкости – керосин всплывал над водой, после чего его переливали в бензовоз. В Саратове его обогащали присадками и продавали фирме, снабжающей топливом российские авиакомпании.

В свою очередь, под землей керосин, по словам участников группы, оказался по причине особенностей национального учета топлива на советских и российских авиабазах. По их версии, за все время работы аэродрома военные сливали излишки топлива – объемы ГСМ, оставшиеся из-за разницы между запланированными и осуществленными вылетами самолетов – попросту за пределы аэродрома.

«Как утверждают задержанные «нефтяники», так поступали на всех советских и российских военных аэродромах. За 50 лет керосин просочился до водоносного слоя и образовал настоящее озеро на поверхности воды. Компания предприимчивых жителей Саратова раздобыла, по их словам, карты всех заброшенных российских военных аэродромов, произвела «разведку» и начала «качать» керосин», – резюмируют в ГУ МВД по Свердловской области.

Между тем в администрации аэродрома Салка «Правде УРФО» заявили, что ничего подобного произойти не могло. 

«Первый раз от вас об этом слышу. Вас, наверное, неправильно проинформировали. Никаких полицейских здесь не было и нет. Излишки керосина не сливаются за пределы аэродрома – такого просто не может быть. И никто не может достать керосин из-под земли – это невозможно», – заявила журналисту «Правды УРФО» администратор аэропорта, отказавшись назвать свое имя.

Сотрудники ФКП предприятия «Нижнетагильский институт испытания металлов» оказались не готовы к комментированию ситуации. Тем временем в ГУ МВД по Свердловской области возбуждено уголовное дело по факту незаконного предпринимательства. По данным оперативников, нелегальное топливо увозилось в Саратов. По информации из открытых источников, в городе и его окрестностях действуют 3 аэродрома: аэропорт «Саратов-Центральный», спортивный аэродром «Дубки», военный аэродром «Сокол» (способен принимать стратегические бомбардировщики-ракетоносцы ТУ-95 и сверхзвуковой ТУ-160). 

В гражданском аэропорту базируется в основном авиакомпания ОАО «Саравиа». По данным отчетности, перевозчик обслужил в 2011 году 356 820 человек, занимая 27 место в рейтинге Росавиации. Компания летает в Москву (Домодедово), Сургут, Сочи, Ереван, Баку, Анталью, Пулу, Франкфурт-на-Майне. Согласно подсчетам, процент занятости пассажирских кресел составляет 81, 6%. Флот «Саравиа» составляют 14 самолетов Як-42. По мнению источника «Правды УРФО» в ГУ МВД по Свердловской области, наверняка можно говорить, что «левым» топливом заправлялись самолеты, в том числе гражданской авиации.

«Это действительно чудо, что за все время, пока действовала группировка и продавала керосин, ни один самолет не упал. Несмотря на присадки и любую другую химию – в самолетах должно использоваться топливо, которое прошло все уровни контроля качества и соответствующее типу авиасудна. Некачественный керосин все равно повышает износ оборудования и риск, что самолет попросту заглохнет в воздухе. Обычно такое выявляем после трагических случаев, сейчас удалось сработать на опережение. Осталось установить, кому продавался нелегальный и некачественный авиакеросин», – комментирует ситуацию собеседник «Правды УРФО».

Как рассказывает источник «Правды УРФО» в региональных силовых структурах, организатор канала прекратил любые контакты со своими подельниками сразу после того, как один из них сообщил по телефону, что на объект приехали «маски-шоу». По некоторым данным, это мужчина 43 лет. По словам задержанных, у их бывшего руководителя «… на складах ГСМ саратовского аэропорта работает родственник, который, по-видимому, помогал обеспечить функционирование схемы поставки топлива со стороны».

«Завоз этого сланцевого керосина может выглядеть так. Допустим, аэропорт заказывает 100 цистерн топлива. С этим человеком договариваются поставщики этого псевдокеросина из Свердловской области, что по документам оформят 100, а в реальности привезут 80. Остальные 20 добивают как раз этим керосином. Получается, что эти 20 бочек приносят двойную прибыль. Стандартная откатная схема», – допускает источник издания.

«Правда УРФО» отправила запрос в адрес авиакомпании базирования саратовского аэропорта ОАО «Саравиа» с просьбой пояснить позицию, но ответа на него не последовало.

Между тем, по оценкам собеседников «Правды УРФО», подобные подземные озера керосина существует едва ли не при каждом военном аэродроме России, которых сотни. Злоумышленники, помимо работы на Салке, по данным следствия, проводили «разведочные» работы под Каменском-Уральским. Рядом с городом расположена  средняя военная авиабаза «Траяны». Также группа рассчитывала поработать и в Серове, где находится авиационная площадка, ставшая известной на всю Свердловскую область, после того как пропал взлетевший с нее Ан-2.

Автор: Илья Зенов