ТАГИЛЬСКИЕ ПАРОХОДЫ

Журнал «Тагильский краевед», №18-19, 2005 год 

Н.И. Хлопотова

Тагильские пароходы

Фото Пароход «Тагил» в акватории Тагильского пруда. Фото 1920-х гг.

Река Тагил берет начало на восточном склоне Уральского хребта на горе Перевал (520 м). Длина реки 438 км.

Река Тагил запружена в двух местах: у Верхнего Тагила в 29 км от истока и у Нижнего Тагила в 101 км от истока.

Нижнетагильский пруд расположен в извилистой долине реки Тагил Длина пруда 16 км, ширина в среднем 500- 800 м, а наибольшая -1,5 км. Глубина средняя — 4 м, а максимальная — 11-12 м.

В 1725 году в скальных отрогах Лисьей горы для Нижнетагильского завода построили плотину, перекрыв реку Тагил  Этот год можно считать годом рождения Нижнетагильского пруда, т.е. нашему пруду 280 лет.

Руководитель горного дела на Урале В.Н. Татищев в 1736 году рекомендовал провести по Уральскому горному хребту, почти параллельно реке Чусовой, географическую границу между Европой и Азией, сохранившуюся до наших дней и совпадающую с главным водоразделом. «Место изрядное, а припасы до СанктПетербурга и в прочие места ставить водою можно».

В 1761 году 9 апреля Демидовым были отведены земли по берегам реки Межевая Утка до ее истока,  В 1771 году здесь была построена Усть-Уткинская пристань и при ней судоверфь. Отсюда начинался водный путь по Чусовой, Каме, Волге. По этим рекам продукцию Нижнетагильских заводов вывозили в Европейскую часть России.

Ежегодно с Уральских пристаней отправлялись по два каравана, один из них однолетний, который совершает путь в одну сторону, другой — одинарный — зимующий, остается на зимовку в Твери.

Важные звенья в организации водного транспорта того времени: отправка на Урал снастного судна и вербовка бурлаков. Но с проведением Пермской железной дороги в 1878 году транзит
водным путем стал слабеть и, наконец, совсем прекратился.

Итак, до постройки транссибирской железнодорожной магистрали река Чусовая была основной транспортной артерией Среднего Урала. В XVIII и XIX веках весь металл с заводов Нижнего Тагила, Невьянска и прилегающих к ним, сплавлялся по воде на деревянных баржах-коломенках, стругах.

По берегам Чусовой было несколько перевалочных баз — пристаней, куда в течение зимы подвозились заводские изделия, а со вскрытием реки вся продукция сплавом направлялась в Россию. Пристани были по рекам Утке, Тагилу, Чусовой.

Первый пароход в мире был построен в 1807 году в Северной Америке, назывался он «Клермон». В России первый пароход был построен в 1815 году, курсировал между Санкт-Петербургом и Кронштадтом и назывался «Елизавета».

О времени рождения первого Тагильского парохода на горнозаводском Урале разные источники толкуют по-разному. Считается, что это был пароход «Опыт» построенный вольным мастером Утемовым в 1860 году (мнение краеведа В. Головко).
Но это не так!

Имеются иные данные. Значительно раньше, в 1841 году первое горнозаводское судно на паровом ходу вовсю плавало на воде, т.е. задолго до появления парохода «Опыт». Об этом свидетельствуют разные источники.

Английский геолог Р. Мурчисон, совершая поездку по Уралу в 1841 году посетил Нижний Тагил и в своей книге «Геологическое описание Европейской России и хребта Уральского» писал о Нижнетагильском пруде: «Пруд для заводского действия довольно обширен и живописен; вовремя нашего пребывания ходило по нег небольшое пароходное судно».

На картине, представляющей портреты Е.А. и М.Е. Черепановых, выполненной художником предположительно в 1841 году, т.е. в год пребывания Р. Мурчисона в Тагиле (имеется в музее), Мирон Ефимович изображен на фоне гор и водной глади, и на водоеме нарисовано судно с длинной трубой — пароход.

В фондах музея хранится чертеж старинной пароходной машины и чертеж кабестана (механизм для выбирания якорей при вождении судна против течения) для парохода в 30 л.с., выполненные в 1834 году Павлом Петровичем Мокеевым — механиком Нижнетагильских заводов (образование получил в Выйской школе, в Колпинском заводе возле Петербурга и в Англии в г. Гулле).

Пароход с таким механизмом назывался «Кабестан» и мог с караваном барж преодолеть против течения расстояние 30 км в сутки. Кроме того, имеется «Правило и руководство для управляющего машиною на пароходе», изданное в 1837 году, а составленное Андреем Федоровичем Дунаевым, инженером-механиком, работавшим в 30 — 40-е годы в Нижнем Тагиле.

Сопоставляя эти факты, предполагается, что речь идет об одном и том же судне, на фоне которого запечатлен М.Е. Черепанов, и что во время пребывания Р. Мурчисона в Тагиле пароход Мокеева — Дунаева испытывали на Нижнетагильском пруду, перед тем, как отправить для дальнейшего плавания по Чусовой.

Других версий о создании парохода ранее этого времени нет.

Следующим Тагильским пароходом был пароход «Тагил», построенный на Нижнетагильском заводе в 1858 году. Об этом свидетельствует в своей работе «Из истории судоходства по реке Чусовой в XIX веке» Б. Сутырин.

На пароходе «Тагил» была установлена паровая машина мощностью 15 л.с.

Фото Пароход «Тагил» на пристани у бывшего господского сада (ныне — парк культуры им. Бондина) Фото 1919 год. Передача парохода «Тагилъ» городу для пассажирских перевозок. Пароход был изготовлен на тагильском заводе в 1858 г., и до пуска узкоколейки использовался для буксировки барж с металлом между Черноисточинском и Тагильским заводом.

В 1860 году начал свое плавание пароход «Опыт» в 30 л.с. По одним источникам считается, что он был построен иностранным инженером Гульдманом на Нижнетагильском заводе, по другим — что его строил нанятый вольный мастер Утемов с нанятыми мастерами и работниками. Строительство продолжалось несколько лет, а началось в 1857 году.

«Опыт» успешно поднимался против течения от устья реки Чусовой до Усть-Уткинской пристани, иногда до Чусовой и Старо-Уткинской пристаней и вел несколько барж с грузом.

Два года спустя в 1862 году был сооружен новый, более мощный пароход с тем же названием «Опыт» в 40 л.с.

В 1863 году спущен на воду пароход «Чусовая» 20 — 30 л.с.

«С появлением железнодорожного транспорта в 1878 году транзит водным путем стал слабеть и, наконец, совсем прекратился, и вместе с этим пало значение села Усть — Уткинского, как судовой пристани».

Таким образом, год строительства плотины (а также пуска Нижнетагильского металлургического завода) — 1725 год, следует считать и годом рождения Нижнетагильского пруда.

Нижнетагильскому пруду 280 лет.

Пароходы, построенные в Нижнетагильском заводе для плавания по реке Чусовой