ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА НИЖНЕГО ТАГИЛА В ВОЕННЫЕ ГОДЫ

Журнал «Тагильский краевед», №18-19, 2005 год 

Т.В. Cмирнова

Искусство и культура на трудовом фронте:
Нижний Тагил, военные годы

В знаменательный год 60-летия великой Победы в Великой Отечественной войне можно и нужно вспомнить не только о тяжелых боях, о ратном и трудовом подвиге советских людей, но и о том, как люди искусства своим трудом и талантом боролись за приближение светлого праздника Победы.

В тяжелую годину испытаний музы не молчали. Они тоже были в рабочем строю. Например, по общему мнению тагильчан, живших и трудившихся в Нижнем Тагиле в военные годы, творческий коллектив Ленинградского Нового театра, работавший в Тагиле в 1943-1945 гг., был их помощником и соучастником в выпуске оборонной продукции.

В годы Великой Отечественной войны в Тагил были эвакуированы тысячи рабочих, инженеров, представителей технической и творческой интеллигенции из Ленинграда, с Украины. Они работали на УВЗ, НТМЗ, других предприятиях города и выпускали танки, снаряды, различную продукцию, необходимую фронту.

Большинство из этих людей были неравнодушны к искусству, и в редкие свободные часы с радостью бывали на концертах и спектаклях гастролирующих коллективов. В эти тяжелые годы в Нижнем Тагиле действовали театры, шли концерты, бурно развивалась культурная жизнь.

30 октября 1944 г, открылась городская картинная галерея в помещении бывшего Первомайского клуба (Уральская, 7). 1 В годы войны действовал Нижнетагильский государственный цирк. Несмотря на трудности военного времени, велась работа по изучению прошлого Нижнего Тагила.

В 1944 г, в газете «Тагильский рабочий» публиковалась подборка статей краеведческой тематики. Историк техники, профессор В.В. Данилевский опубликовал в «Тагильском рабочем» свою статью о Е.А. и М.Е. Черепановых, тагильских мастерах, строителях первого русского паровоза.2

Профессор МГУ, археолог О.Н. Бадер в военные годы работал на кирпичном заводе и в свободное время проводил археологические раскопки, о результатах которых тагильчане узнавали из небольших заметок, напечатанных на страницах городской газеты.3

В 1943 г, в Нижнем Тагиле был проведен смотр художественной самодеятельности клубов и работы библиотек в помещении клуба им. М. Горького. На призы и премии победителям было отпущено 25 тысяч рублей из средств от реализации билетов.

В мае 1942 г, в Нижнем Тагиле была создана городская организация Союза советских архитекторов СССР, а в августе того же года – городская организация Союза советских художников СССР.

В годы Великой Отечественной войны в Нижний Тагил была эвакуирована большая группа творческой молодежи: ленинградцы М. Крамской и Ф. Лемберский, харьковчанин М. Дерегус, киевлянка Б. Гершойг, сталинградец Д. Кавалершин. Вместе с художниками-тагильчанами они активно включились в агитационно-массовую работу на предприятиях города.

По примеру Москвы и Ленинграда при музее был организован выпуск «Окон ТАСС музея». В выпуске агитвитрин приняли участие А. Стариков, О. Бернгардт, М. Грачев и другие. Сохранились работы М. Грачева «Муссолини ищет выхода», «Смерть гитлеровской нечисти!», «Берлинские лжецы» и другие. 4

В октябре 1943 г, из Ленинграда в Нижний Тагил был эвакуирован скульптор Михаил Павлович Крамской, ему были выделены квартира и творческая мастерская, оказана помощь в обеспечении спецодеждой, теплой одеждой и обувью к зиме, топливом, продовольствием, необходимыми материалами. В это время он работал над произведениями для выставки «Искусство Урала в Отечественной войне» по заданию областного отдела по делам искусств.

Многие художники запечатлели в своих произведениях трудовой подвиг тагильчан в военные годы. В фондах музея-заповедника хранится картина-плакат моториста Уралвагонзавода И.И. Воскобойникова «Седой Урал кует победу» (1942). Она написана на фанере клеевыми красками и воплощает в себе символ тех грозных военных лет.

Городу-труженику посвящен индустриальный пейзаж В.Ф. Штраниха «Строительство третьей домны Новотагильского металлургического завода» (1945), полотно А.Н. Побединского «Тагил – фронту» (1945), О.Э. Бернгардта «Высокогорский рудник» (1945).

По инициативе секретаря горкома партии Е.Р. Колышева краеведческий музей приступил к подготовке экспозиции «Нижний Тагил в Великой Отечественной войне» (1945). Для этой экспозиции скульптору М.П. Крамскому было поручено создать бюсты тагильчан – Героев Советского Союза и Героев социалистического труда.

В 1944 г, в Нижнем Тагиле было создано художественно-промышленное училище, а в 1945 г, были приняты решения о сооружении памятников писателю А.П. Бондину и строителям первого русского паровоза Е.А. и М.Е. Черепановым.5

В военные годы в тагильских кинотеатрах «Искра» и «Горн» шли известные и сейчас фильмы «Георгий Саакадзе», «Антон Иванович сердится», «Веселые ребята», «Свинарка и пастух», «Светлый путь», «Цирк», «Парень из нашего города», «Юность Максима», «Битва за Севастополь», «Свадьба» (по А.П. Чехову) и другие.

В 1944 г, Свердловская киностудия сняла документальный фильм об оборонных предприятиях Нижнего Тагила «Город Н». 6

Летом в городском саду ежедневно было массовое гулянье, работали аттракционы, устраивались народные карнавалы, Судя по информации, содержащейся в городской газете военного времени, настроение у тагильчан было бодрое и оптимистичное, досуг их был организован, в свободное время они могли посещать интересные и разнообразные культурные мероприятия.7

Была организована художественная самодеятельность – в военные годы в клубе им. М. Горького действовали драматический и вокальный кружки, оркестр русских народных инструментов, в 1943 г. даже был объявлен набор в балетную студию.8

В том же году в клубе им. М. Горького был создан тагильский железнодорожный Теа-джаз (театрализованный джаз) под руководством Николая Стремоусова.9

В военные годы гостями тагильчан бывали многие мастера отечественного искусства. Здесь выступали ансамбль танца Игоря Моисеева, Давид Ойстрах, Эммануил Каминка, писатели Мариэтта Шагинян, Лев Кассиль, читал лекции Емельян Ярославский, проводил свои публичные опыты знаменитый Вольф Мессинг.

В 1941 г. в клубе им. М. Горького выступал московский железнодорожный ансамбль песни и пляски под руководством И.О Дунаевского, в 1943 г. – джаз-оркестр Эстонской ССР и Молдавский джаз.

Осенью 1942 г и в августе 1944 г, в городе прошли гастроли Свердловского государственного театра музыкальной комедии. На сцене клуба имени М. Горького тагильчане познакомились с опереттами «Баядерка», «Свадьба в Малиновке», «Девушка из Барселоны», «Талисман».

В октябре 1944 г, в клубе имени Горького прошли гастроли Свердловского театра оперы и балета им. А.В. Луначарского, и тагильчане увидели и услышали оперы Бизе «Кармен», Даргомыжского «Русалка», Леонкавалло «Паяцы», Россини «Севильский цирюльник», Верди «Травиата».

В октябре 1943 г, в помещении летнего театра в городском парке шли спектакли Молотовского театра миниатюр.10

В Нижнем Тагиле в 1944 г, успешно прошли гастроли Свердловской государственной филармонии. Государственным симфоническим оркестром Союза ССР под управлением заслуженного артиста Н. Рахлина была исполнена 7-я симфония Шостаковича.

В годы войны в Тагиле были размещены не только эвакуированные промышленные предприятия, но и учреждения культуры. В 1942 г. в Тагил прибыл эвакуированный Украинский драматический театр имени Т.Шевченко из г. Харькова (во главе с народным артистом УССР М. Крушельницким).

В 1943 г, в Нижний Тагил был переведен Ленинградский Новый театр. Постоянно в годы войны в Нижнем Тагиле работали два драматических театра – Нижнетагильский драматический театр (1940 – 1943 гг.) и Ленинградский Новый театр (1943-1945 гг.).

Еще до начала войны, летом 1940 г, в городе произошло важное культурное событие Решением Свердловского облисполкома в Нижний Тагил был переведен Серовский драматический театр. В его распоряжение предоставляется одно из лучших в то время учреждений культуры — клуб имени М. Горького. Художественным руководителем коллектива был воспитанник МХАТа И.А.Саламатин, режиссером Е.С.Золотарев, а в последующем театром руководили заслуженные артисты РСФСР Н.И.Комаровская и А.Е.Ларионов.

В творческом составе находилось много интересных актеров: М.Арбенина, В.Кузнецов, О.Чечура, М.Стрелкова, В.Верина, М.Маслов, З.Бестужев, Н.Чагин и другие. Коллектив показал тагильчанам обширный репертуар: «Любовь Яровая» Тренева, «Павел Греков» Войтехова и Ленча, «Вторые пути» Афиногенова, «Васса Железнова» Горького, «Мачеха» Бальзака, «Много шума из ничего» Шекспира и другие пьесы.

Первые спектакли вызвали в основном положительную оценку тагильской общественности. В октябре 1941 г. был поставлен спектакль «Человек с ружьем» с актером А.А. Добротиным в роли Ленина. С первых же дней Великой Отечественной войны коллектив театра активно включился в кампанию помощи фронту. Помимо спектаклей, ведется широкая общественная и концертная деятельность в воинский частях, в госпиталях, на оборонных заводах.

Большой творческой удачей явилось создание спектакля «Человек с ружьем» по пьесе Н.Погодина, в котором роль В.И.Ленина исполнял А.А.Добротин (позже — главный режиссер Воронежского облдрамтеатра, заслуженный деятель искусств РСФСР).

В 1942 г,  театр комплектует фронтовую бригаду  Вместе с другими артистами Урала она выезжает на Волховский фронт. В ее программе монтаж спектакля «Человек с ружьем», который в течение трех месяцев показывался в действующих частях, на переднем крае, в землянках, воодушевляя бойцов и командиров.

Репертуар 1941-1943 гг, в основном складывался из произведений советских драматургов — «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского, «Падь серебряная Н.Погодина, пьесы К.Симонова «Парень из нашего города», «Жди меня» и «Русские люди», «Нашествие» Л.Леонова, уральская комедия Е.Пермяка «Иван да Марья», «Семья Ковровых» С.Колкова и другие.

Из пьес русской и западной классики шли «Последние» М.Горького, «Последняя жертва» Островского, «Нора» Ибсена и другие.

В спектаклях принимали участие известные советские актеры, находившиеся на Урале в эвакуации. Народный артист СССР Б.Г.Добронравов (МХАТ) играл роль царя Федора в трагедии А.Толстого «Царь Федор Иоаннович» и Андрея Белугина в комедии Островского «Женитьба Белугина». Народная артистка РСФСР К.М.Половикова играла Кручинину и Ларису в комедиях Островского и герцогиню Мальборо («Стакан воды» Скриба).

Выступление на сцене с этими крупными мастерами советского театра было хорошей школой для тагильских актеров всех поколений. Где бы ни играл театр – в клубе железнодорожников, центральном клубе вагоностроителей или непосредственно на заводах и рудниках – залы всегда были переполнены.

В архивном фонде Нижнетагильского городского Совета депутатов трудящихся имеется документ, датированный 27 мая 1942 г. «О работе городского драматического театра (докладывает директор театра т. Лобанов)». К достижению театра относили такие постановки, как «Последние», «Нора», «Год 19-й», «Человек с ружьем», «Царь Федор», «Много шума из ничего», «Оптимистическая трагедия».

В конце сентября 1943 г, театр был переведен в город Каменск-Уральский.

Осенью 1943 г, в Нижний Тагил по решению Советского правительства был переведен Ленинградский Новый театр, находившийся на гастролях на Дальнем Востоке. Новый театр, получивший в послевоенные годы имя Ленсовета, в составе 170 человек прибыл в Тагил 27 октября 1943 г.

Возглавлял его художественный руководитель и ведущий актер, заслуженный деятель искусств РСФСР, орденоносец Б.М.Сушкевич. Главным режиссером, постановщиком большинства спектаклей был Н.Н.Галин, директором — Р.Л.Шапиро.

Труппу составляли известные актеры Б.А.Будрейко, орденоносец А.И.Кузнецов, создавший на сцене образ Ленина, В.А.Таскин, И.Д. Назаров, К.В.Куракина и много талантливой молодежи. Режиссером была создатель театра Н.Н. Бромлей, которая еще в ноябре 1933 г. возглавила группу актеров-энтузиастов.

В состав творческого коллектива входил и оркестр из 15 музыкантов, руководимый Б. К. Поповым.

Новый театр был создан в Ленинграде за несколько лет до войны, под руководством заслуженного деятеля искусств Б.М.Сушкевича. Среди ленинградских театров он сразу же творчески выделился, как коллектив, ставящий себе задачей продолжать лучшие из романтических традиций русского театра.

На Урал ленинградцы привезли 14 спектаклей своего репертуара Основу его составляли пьесы русской классики и советские, посвященные Октябрьской революции и героическим подвигам вашего народа.

Общественность Тагила тепло встретила коллектив, Актерам, работникам театра и их семьям были предоставлены единственная в городе гостиница и часть помещений бывшего дома управляющего демидовскими заводами.

Предприятия выделяли материалы для оформления спектаклей, постоянно изыскивали возможности выдавать талоны на дополнительное питание, одежду и обувь театральным работникам, снабжали их топливом. Все понимали, что театру блокадного Ленинграда нужны помощь, поддержка, внимание. 

В газете «Тагильский рабочий» от 24 октября 1943 г. в заметке А. Андреса «Фельдмаршал Кутузов» отмечалось: « Новый театр в Тагиле – большое событие в культурной жизни города. Счастливое сочетание высокой театральной культуры, настоящего актерского мастерства с пламенем творческих исканий, отличающим всякое подлинное искусство, делают Новый театр желанным гостем в Тагиле – городе смелой технической мысли и новаторства».

15 октября 1943 г. спектаклем В. Соловьева «Фельдмаршал Кутузов» в клубе железнодорожников имени Горького Новый театр начал свой тагильский период жизни.

24 октября газета «Тагильский рабочий» поместила большую статью об этом спектакле, где особенно отмечалась отличная игра Сушкевича в роли Кутузова, Кузнецова (Наполеон), Рубина (гренадер Рембо), Лебедева (Багратион), Таскина (Дарю), Легкова (Бенигсен), Третьякова (Мюрат).

Начало работы коллектива в Нижнем Тагиле совпало в 35-летием сценической деятельности Б.М.Сушкевича. Этот большой мастер в первый же месяц возглавил открытую в городе двухгодичную театральную студию. С большим энтузиазмом было встречено в Тагиле известие о присвоении ему почетного звания «Народный артист РСФСР».

В числе первых спектаклей был показан и «Фронт» А.Корнейчука. Оба спектакля шли при переполненном зале и имели успех у публики.

Вскоре за первыми тагильскими премьерами зрители увидели спектакли «Мария Стюарт» Шиллера с А.Будрейко, К.Куракиной в главных ролях, с музыкой композитора Гладковского и оформлением художника Малооридского. Одними из первых спектаклей были «Скупой» Мольера, «Егор Булычев и другие» Горького с актером А.Кузнецовым в главной роли.

Театр стал центром культурно-просветительной работы в городе, Не только своими спектаклями, но и выступлениями в печати, на концертных площадках. активным участием в самодеятельном художественном творчестве трудящихся его коллектив стремился внести свой вклад в пропаганду искусства, в улучшение культурного обслуживания тружеников тыла.

В клубе железнодорожников ежедневно ставились спектакли при неизменно переполненном зале, Параллельно, до 10 раз в месяц, как бы в филиале, шли спектакли в клубе завода на Вагонке.

В 1943-1944 гг. городская газета опубликовала статьи артиста В.Таскина о П.И.Чайковском, Л.Н.Толстом, Н.А. Добролюбове, А.П.Чехове 11.

2 декабря 1943 г. состоялся большой вечер памяти П.И.Чайковского в связи с 50-летием со дня его смерти, с докладом выступил музыкальный руководитель театра Б.К.Попов, он же дирижировал оркестром, исполнявшим произведения композитора.

На предприятиях некоторые актеры возглавили любительские театральные коллективы, В дни зимних каникул ленинградцы дали пять дневных спектаклей, организовали три елки в клубе имени Горького, приняли участие в новогодних концертах в других клубах города.

В январе 1944 г, в дни окончательного снятия нашими войсками блокады Ленинграда, состоялся общегородской пионерский костер с участием артистов театра. «Никогда с таким подъемом и волнением не исполнялась мною роль В.И.Ленина, как здесь перед детьми«, — сказал артист-орденоносец А.И.Кузнецов.

Представление о репертуаре театра в начале 1944 года дает афиша января. В ней названы «Горе от ума»12, «Скупой», «Надежда Дурова», «Урок жизни», «Егор Булычев и другие», «Фельдмаршал Кутузов», «Мария Стюарт».

Вскоре были показаны «Кремлевские куранты» Погодина, «Иванов» Чехова и специально для юношества — «Шутники» А. Островского (постановка Г.Легкова, художник В.Гаврилов), «День живых» А.Бруштейн. Регулярно по воскресеньям игрались дневные спектакли, и тысячи детей, часть из которых уже встали к заводским станкам, впервые в своей жизни впитавшие за время войны так много тяжелого и трагического, на спектаклях театра приобщались к высокому и прекрасному искусству.

В дни праздников, памятных дат перед тагильчанами выступали в концертах Сушкевич, Назаров, Мушкаева, Бессонов, Кузнецов, Лебедев, Будрейко, Анчиц, Великанов, Абадуров, Куракина, Бубликов, Легков.

В конце апреля 1944 г. состоялась премьера спектакля «На дне» Горького. А в дни празднования Первого мая Новый театр дал много спектаклей для раненых бойцов в госпиталях, в отдаленных от центра рабочих поселках, 28 мая «Фельдмаршалом Кутузовым» он завершил свой первый сезон в Нижнем Тагиле.

В ходе этого первого уральского сезона театр дал 225 спектаклей, в том числе 56 на предприятиях города, 183 выступления прошли в госпиталях, были спектакли в фонд помощи детям фронтовиков, прочитаны лекции по вопросам литературы и искусства.

В конце мая в части 2-го Белорусского фронта выехала бригада актеров во главе с А.Н.Кузнецовым. В июне-сентябре она дала 136 спектаклей перед воинами. В бригаду входили Легков, Ферфильфайн, Абалуров, Вельтихин, Гаврилов и другие. На грузовой полуторке разместились костюмы, реквизит, необходимые декорации.

Летом наряду с выступлениями фронтовой бригады, коллективу предстояли гастроли в Свердловске. И одновременно к новому сезону готовились спектакли по пьесам «За здоровье тех, кто в пути» Ю.Германа и «Месяц в деревне» И.Тургенева.

5 ноября драмой К.Симонова «Русские люди» ленинградский театр открыл в Нижнем Тагиле свой второй сезон. В конце 1944 г. зрителей ждали премьеры: «Счастливый день» А.Островского и В.Соловьева и «Поединок» братьев Тур и Шейнина.

В дни последних военных зимних каникул младшие школьники увидели на сцене «Квартет» по басням И.Крылова и «Снегурочку» А.Островского.

В феврале 1945 г. режиссер Б.В.Великанов осуществил постановку пьесы Островского «Светит, да не греет».

Победно завершилась Великая Отечественная война, готовился к возвращению в родной Ленинград после почти пятилетней разлуки Новый театр. Март был объявлен прощальным месяцем, но, к счастью для тагильчан, отъезд задержался еще на полтора месяца.

И вот за 30 дней до Победы, 8 апреля 1945 г, театр подарил Тагилу свою последнюю премьеру военной поры — «Так и будет!» К.Симонова. По просьбе зрителей спектакль повторяли четыре вечера подряд, а затем он шел в заводских клубах. На афишах появились надписи: «В последний раз».

6 мая прощальный спектакль «Так и будет» завершил полуторагодовую жизнь театра в Нижнем Тагиле. Он прощался с городом, с тружениками его оборонных заводов, со своими многочисленными почитателями в дни празднования Великой Победы советского народа.

За полтора года ленинградцы дали для уральцев 470 спектаклей, показали 20 постановок, семь из которых были подготовлены в Нижнем Тагиле, провели 425 шефских мероприятий. Театр посетили свыше 300 тысяч человек. Артисты из города на Неве приняли непосредственное участие в создании у нас театра кукол и выступали в его спектаклях. Не было такого участка в культурной жизни рабочего Тагила, где бы театр не оставил своего благодатного следа.

По общему мнению тагильчан, этот творческий коллектив явился их помощником и соучастником в выпуске оборонной продукции. В тяжелую годину испытаний музы не молчали. Они тоже были в рабочем строю и боролись за приближение светлого праздника Победы.

Теплые воспоминания о жизни и работе на Урале долго хранили ветераны театра: его бывший директор Рувим Львович Шапиро, администратор Милица Алексеевна Рождественская, член его фронтовой бригады, бывший концертмейстер театра Ксана Анатольевна Анчиц, родившая в Нижнем Тагиле дочь и в 1980-х гг. приезжавшая с ней в наш город.

По решению исполкома городского Совета депутатов от 17 мая 1944 г, в Нижнем Тагиле был организован театр кукол, Режиссёр Ленинградского Нового театра Юлия Ивановна Матвеева13 и актриса Людмила Петровна Козлова были создателями первого профессионального театра в Нижнем Тагиле.

Образовался коллектив единомышленников, в который вошли, кроме режиссера Ю. И. Матвеевой и актрисы Л.П.Козловой, актриса ленинградского театра оперетты А. Шольц, Л.Р. Буковская, участница художественной самодеятельности клуба имени Горького, З.В. Гуськова, пианистка Дома учителя. Позднее труппу пополнили А.Червякова, драматическая актриса, эвакуированная из Москвы, Г.Федоров, Т. Бельтюкова – воспитанники Нижнетагильского детского дома. Директором стала Слонимская, художественным руководителем Матвеева. Вот так в Тагиле появился театр для детей Нижнего Тагила.

Открытие театра стало огромным событием для маленьких тагильчан, так как детские театры Свердловска, существующие с 1932 г, ТЮЗ и кукольный, для огромного большинства подрастающего поколения области были недоступны.

Первый спектакль театра кукол – «Принцесса и свинопас» по сказке Г.Х. Андерсена состоялся 13 июня 1944 г. в Доме учителя (Ленинский переулок,2).

За пять месяцев работы театр осуществил три постановки: «Принцесса и свинопас», «Гусёнок», «Басни Крылова», дал 105 спектаклей, обслужив на стационаре 2000 детей и выездных спектаклях — 20000. Театр нуждался и в художнике, и им стала воспитатель детского сада Антонова.

Дом учителя, который стал пристанищем новой труппе на первых порах, для обслуживания детей не был приспособлен, поэтому в 1945 году театр переводят в Дом пионеров, В афишах появляется новый адрес — Ленина, 19 (бывший дом купца В. Хлопотова, сейчас — казначейство).

В трудное военное время театр не смог бы существовать без помощи городских властей, Артистов обеспечивали мануфактурой, валенками, тёплой одеждой, театр – топливом и тканью для оформления спектаклей.

Театральный коллектив в весенние каникулы 1945 года показал премьеру. Спектакль «Морозко» был поставлен по пьесе, написанной А. Ададуровым, артистом Ленинградского Нового театра, использовавшем сюжеты нескольких русских сказок. Роли исполняли: Елена — Крылова, дед Мороз — М.Г. Логиновская, Иван-царевич — Л.П. Козлова, Матрёна – К.Н. Тихонова.

В репертуаре 1945 года фигурировал ещё один спектакль «Сказки бабушки Татьяны». Постановщиком спектаклей была Ю. Матвеева. После отъезда Ю.И.Матвеевой режиссером и художественным руководителем стала Мария Георгиевна Логиновская, написавшая инсценировку «Огневушка-поскакушка» (по сказам П.П. Бажова). Этот спектакль был поставлен в 1946 г.

Оформили спектакль художники О.Бернгард и М. Крамской. Ведущие актёры — Капитолина Николаевна Тихонова, Наталья Александровна Шольц, Людмила Петровна Козлова.

С самого начала своей работы театр обратился к зрителю не только школьного возраста, но и к дошкольникам. Артисты театра кукол под руководством Логиновской часто выезжали со своими спектаклями в детские сады и ясли.

Летом 1945 г, актеры театра кукол выезжали в пионерские лагеря Новотагильского завода, Тагилстроя, ВЖР, Коксохимпроизводства, Золотопродснаба, 42 спектакля посмотрели 10 тысяч детей.

В этом же году в Тагиле работала комиссия по отбору детских и кукольных спектаклей для участия во всесоюзном смотре. Посмотрев «Морозко» и «Огневушку-поскакушку», «комиссия отметила несомненную художественную ценность спектаклей.

Театр был выдвинут кандидатом на Всесоюзный смотр, Областной отдел по делам искусств пригласил Тагильский театр кукол на гастроли в Свердловск, затем театр выехал в Москву.

Конечно, было немало проблем — малое количество посетителей театра, невозможность играть спектакли на стационаре, отсутствие транспорта для выездных постановок, некачественное художественное оформление, необходимо было осваивать навыки кукловождения и техники речи.

Городские власти продолжали оказывать большую помощь театру — выделили артистам тёплую одежду и обувь, топливо для квартир и театра, предоставили автобус для выездных спектаклей. Актёра драмтеатра Гирусова освободили от работы в драматическом театре и назначили штатным работником театра кукол.

Был создан художественный совет, организована учёба с артистами театра по кукловождению и технике речи, Была организована продажа билетов в театр кукол в школах, учебных заведениях, детсадах. Со стороны Гороно было организовано педагогическое наблюдение за содержанием работ театра.

Несмотря на все трудности, кукольный театр быстро завоевал любовь и популярность у тагильчан уже в первые годы своего существования.

8 мая 1946 г. спектаклем «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского открылся Нижнетагильский государственный драматический театр, созданный в благодарность горнякам, металлургам и танкостроителям города за их великий вклад в Победу в годы Великой Отечественной войны.

Нижнетагильский драматический театр разместился на лучшей сценической площадке города – в клубе железнодорожников им. М. Горького.

В 1944 г, планировалось строительство нового драматического театра на 1000 зрителей, для чего предполагалось отвести участок в центре города в пределах улиц Ленина, Красноармейской и Первомайской с ориентацией главного фасада на улицу Ленина (вероятно, на месте нынешнего Комсомольского сквера).14

Нижнетагильский драматический театр был организован по решению Совета Народных Комиссаров РСФСР в конце 1945 г, Труппа театра создавалась на основе выпускников курса Ленинградского государственного театрального института имени А.Н. Островского.

В состав труппы вошли также актеры Москвы, Ленинграда, Горького и других крупных городов нашей страны. Среди них заслуженный артист РСФСР П.Лешков — актер, режиссер, педагог, работники ленинградских театров Н.Спирова, С.Котов, Д. Черкасов, артисты московских театров Ф.Валицкая, А.Сидорова, Д. Колпаков, В.Владимирова.

Кроме того, в первой труппе была молодежь ленинградских театров — Академического театра имени А.Пушкина и Большого драматического театра. Художественным руководителем театра был утвержден Б. Г. Рощин, ранее руководивший крупными театрами Москвы и периферии (Ярославский театр имени Ф.Волкова, Владивостокский театр имени М. Горького). Очередными режиссерами были назначены П.Лешков и Г.Энритон, заведующим музыкальной частью — ленинградский композитор В.Куплетский».

Организационный период подготовки к открытию театра был проведен в Ленинграде, где были поставлены два спектакля «Оптимистическая трагедия» В.В.Вишневского и «Последняя жертва» А. Н. Островского.

В 1942 г, на Уралвагонзаводе появилась хоровая капелла, которую возглавила молодая выпускница Киевской консерватории Мария Витальевна Толмачева. 15 Капелла действовала при Центральном клубе Уралвагонзавода.

Первоначально в капеллу вошли 25 человек, а к концу войны в ее составе пели уже 78 хористов, Они исполняли русские и украинские песни, патриотические произведения, классику и даже местный фольклор.

В 1942 г, на городском смотре самодеятельного творчества капелла заняла первое место. Капелла отличалась высоким исполнительским мастерством.

В 1948 г, на фестивале в Москве капелла заняла 3 место, в 1951 г – 2 место.

К Дню празднования десятилетия капелла уже дважды принимала участие в заключительных концертах Всесоюзных смотров художественной самодеятельности в Москве, была делегатом Свердловской области на конкурсных концертах в столице.

За первые 10 лет своего существования капелла разучила свыше 150 произведений, выступила в 480 концертах, обслужила более 1250000 зрителей. Это были итоги действительно громадной работы.

Вскоре после того, как коллектив отметил десятилетний юбилей, Мария Витальевна уехала, Она никогда не забывала свое детище и всегда поддерживала с ним творческую и дружескую связь16.

Мария Витальевна Толмачева страстно пропагандировала хоровую музыку и среди хористов, добиваясь повышения исполнительского уровня. И на страницах заводской многотиражки щедро раскрывала секреты мастерства, принесшего успех капелле.

Но главным в жизни и ее, и коллектива были концерты: на открытых площадках городского праздника песни и в домах культуры, в цехах завода и в концертных залах Свердловска. В то время многие слушатели впервые открыли для себя классическую музыку на концертах самодеятельной капеллы.

Далеко за пределы области перешагнула слава коллектива. В составе коллектива были люди самых различных профессий – рабочие и конструкторы, служащие и инженеры17.

Хоровая капелла при Дворце культуры им. И.В. Окунева продолжает действовать и сейчас, в ее репертуаре – духовная музыка, классические произведения, народные песни.

Итак, военные годы можно назвать периодом культурного ренессанса в Нижнем Тагиле, Это были годы поистине бурного развития театральной и музыкальной жизни. И немалую роль в этом сыграли эвакуированнные в Нижний Тагил в годы войны культурные учреждения, прежде всего, Ленинградский государственный Новый театр, оказавший огромное воздействие буквально на все аспекты культурной жизни Нижнего Тагила.

Разнообразные культурная программа военного времени, организация досуга создавали бодрое настроение у тагильчан, вселяли уверенность в скором разгроме врага.

В дни празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне хочется добром вспомнить всех, кто своим трудом и талантом помог приблизить светлый праздник Победы. Низкий им поклон! 

 

1 Андрес, А. Законная гордость [Текст]/А. Андрес.// Тагильский рабочий. – 1944.- 30 сент.

2 Данилевский, В.В. Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы [Текст]/ В.В. Данилевский. // Тагильский рабочий. – 1944. –20, 21, 23, 24 мая.

3 Бадер, О.Н. Письма с раскопок на Полуденке [Текст] /О.Н. Бадер.// Тагильский рабочий.– 1944.–19 авг.
Бадер, О.Н. Раскопки на Полуденке [Текст] /О.Н. Бадер.// Тагильский рабочий. – 1944. –27 авг.
Бадер, О.Н. Результаты раскопок на Полуденке [Текст] /О.Н. Бадер.// Тагильский рабочий.–1944.–4нояб.

4 Нижнетагильский музей-заповедник [Текст]/ сост. И.Г.Семенов, научн. Конс. Л.П.Малеева; рец.А.С.Черкасова, В.И. Довгопол, А.Д.Бальчугов. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1988. – С.195

5 Епанчинцева, Е.Н. Культурная жизнь Нижнего Тагила в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. [Текст]: статья/ Е.Н. Епанчинцева. // Тагильский краевед. – Нижний Тагил, 1990.– С.59-61.–Т.9.

6 Там же. — С.57.

7 Тагильский рабочий. – 1941-1944.

8 Тагильский рабочий. – 1943.- 22 мая.

9 Тагильский рабочий. – 1943.- 30 апр.

10 Пермского театра миниатюр, т.к. Пермь в то время называлась Молотов в честь наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова.

11 Таскин, Вл. 1893- Чайковский- 1943 [Текст] /Вл. Таскин.// Тагильский рабочий. – 1943. – 14 нояб.
Таскин, Вл. Великий русский патриот [Текст] /Вл. Таскин.// Тагильский рабочий. – 1943. – 23 нояб.
Таскин, Вл. Н.А. Добролюбов [Текст]/Вл. Таскин.// Тагильский рабочий. – 1943. – 28 нояб.
Таскин, Вл. 1904-Чехов-1944 [Текст] /Вл. Таскин.// Тагильский рабочий. – 1944. – 15 июля.

12 Спектакль «Горе от ума» был подготовлен Ленинградским государственным Новым театром к Всероссийскому смотру русской классики и явился крупным событием культурной жизни города. Постановку спектакля осуществила заслуженная артистка РСФСР орденоносец Н.Н.Бромлей.

13 В афише театра кукол 1945-1946 гг. указанны другие инициалы Матвеевой – Ю.К.

14 Альбом фотоснимков «К строительству театра в Нижнем Тагиле». // Коллекция кинофотодокументов НТМЗ. ФТМ- 5536/1-12.
Епанчинцева, Е.Н. Культурная жизнь Нижнего Тагила в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [Текст]: статья/ Е.Н. Епанчинцева. // Тагильский краевед. – Нижний Тагил, 1990. – С. 58-59. – Т.9.

15 Толмачева Мария Витальевна (1912-1985), организатор Народной капеллы при Центральном клубе УВЗ. Приехала в Н. Тагил в 1942 г. Окончила историко-теоретический факультет Киевской консерватории. С 1950-х гг. работала в Москве, была заместителем председателя Всероссийского хорового общества.

16 Сазонов, К. Десятилетие хоровой капеллы [Текст].К.Сазоновю.// Тагильский рабочий.– 1952.–13 мая.

17 Поет капелла. Народному академическому – 35 лет [Текст]:статья/ материалы подготовила Н. Епифанова // Машиностроитель. – 1977. – 25 мая.

 

Литература:

Архив литературной части Нижнетагильского государственного театра кукол. Гельруд, Б. Музы не молчали [Текст] / Б. Гельруд. // Тагильский рабочий.–1984. – 9 окт.

Епанчинцева, Е.Н. Культурная жизнь Нижнего Тагила в годы Великой
Отечественной войны 1941-1945 гг. [Текст]: статья/ Е.Н. Епанчинцева. // Тагильский краевед. – Нижний Тагил, 1990. – С. 45-61. – Т.9.

Нижнетагильский музей-заповедник [Текст]/ сост. И.Г. Семенов, научн. конс. Л. П. Малеева, рец. А. С. Черкасова, В.И. Довгопол, А.Д. Бальчугов. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1988. – 239 с.

ОДААНТ. Ф.70. Оп. 2. Д. 524.

ОДААНТ. Ф.70. Оп.2. Д.510.

Поет капелла. Народному академическому – 35 лет [Текст]:статья/ материалы подготовила Н. Епифанова // Машиностроитель. – 1977. – 25 мая.

Сазонов, К. Десятилетие хоровой капеллы [Текст]/ К. Сазонов.// Тагильский рабочий. – 1952. – 13 мая.
Тагильский рабочий. – 1941-1944.

Черепова, О.П. Записки завлита [Текст]: рукопись./ О.П. Черепова. //Архив литературной части Нижнетагильского государственного драматического театра им. Д.Н. Мамина-Сибиряка.