ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ НИЖНЕГО ТАГИЛА В 1950-60 — годы
АРХИТЕКТУРА НИЖНЕГО ТАГИЛА ПЕРИОДА ЗАТУХАНИЯ НЕОКЛАССИЦИЗМА
Кокорина М.К., Козлова Л.И.
ntai@mail.ru НТАИ (ф) УралГАХА, Нижний Тагил, Россия
Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2012. Т. 1. С. 277-279.
Рис.1. Дворец культуры Уральского
вагоностроительного завода. Конец 1950-начало 1960 годов.
Архитектор Э.М. Залесская.
1 Анализ развития архитектуры неоклассицизма периода становления и развития.
В России накоплен богатый опыт развития советской неоклассики – русского классицизма и неоклассицизма Отмечено, что период неоклассицизма, исследованный М.Г. Бархиным, А. Тархановым, В. Паперным, С. Кавторадзе, прослеживается в 1930-е – 1950-е годы.
В конце 1930-х – начале 1940-х годов произошел окончательный разрыв с конструктивизмом и активное принятие античной классики и русского классицизма Во время войны объем строительства в стране сократился, декор почти не использовался.
В Нижний Тагил неоклассицизм пришел в конце 1940-х годов со своей монументальностью, парадностью и декоративностью Жилые и общественные здания того времени отличаются обилием деталировки с советской, государственной символикой, крупномасштабной ордерной системой, наличием башен на зданиях.
Средства архитектуры были использованы для выражения мощи и процветания государства (жилая застройка по пр. Ленина, пр. Строителей, ул. Восточной и других).
2 Архитектура неоклассицизма 1950-х годов.
За внешним блеском скрывались такие проблемы как недостаточный уровень комфорта, низкая обеспеченность населения жилой площадью. Можно констатировать, что в архитектуре Нижнего Тагила декоративность входила в противоречие с требованиями органичности форм, экономичности и технологичности строительства.
Противоречия между развитием архитектуры центра страны и периферии повлияли на развитие архитектуры провинциальных городов, каким является Нижний Тагил, в котором сосредоточено значительное количество зданий неоклассицизма.
Если для второй половины 1950-х годов в архитектуре центральной России наблюдался процесс «ухода» неоклассицизма с архитектурной сцены, то в Нижнем Тагиле вплоть до 1960-х годов неоклассицизм был, существовал наряду с первыми робкими шагами функционализма благодаря которому понятия унификации, индустриализации, типизации строительного проектирования стали звучать из года в год все интенсивней и более динамично.
Переход от неоклассицизма к функционализму 1960 — х по причине некоторой инертности проектировщиков, связанной с перестройкой профессиональных ориентиров архитекторов, созданием новых предприятий по производству сборного железобетона, выпускающих панельные конструкции, затянулся на ряд лет.
Однако, в 1958 году построен Дворец культуры Уральского вагоностроительного завода по проекту архитектора Э.М. Залесской в стиле неоклассицизма (рис.1).
В облике здания можно отметить композиционное решение, перекликающееся с образцами архитектурной классики первой половины XIX века. Величественный центральный портик, колонны, увенчанные коринфским ордером, боковые флигели, украшенные малыми портиками и благодаря переходам с центральным корпусом, образующие камерные, внутренние дворики и это все настолько согласовано между собой, что вызывает восхищение мастерством зодчего.
Это здание на протяжение более полувека является градостроительной доминантой Дзержинского района.
3 Особенности архитектуры неоклассицизма периода затухания.
В следующем, 1959 году, в Нижнем Тагиле было построено последнее здание в стиле неоклассицизма – здание машиностроительного техникума (рис.2).
Рис 2 Машиностроительный техникум.
Здесь просматриваются старые неоклассицистические приемы: тяжеловесность, крупномасштабность, симметрия. В то же время значимость новых требований «о сокращении излишеств в архитектуре» отразилась в излишней строгости, аскетичности архитектурных форм.
В соответствии с требованиями того времени: удобства, прочности, экономичности, эстетические требования настолько были упрощены, что во главу угла ставился приоритет простейших геометрических форм.
Архитектура зданий Нижнего Тагила переходного периода – периода затухания неоклассицизма – занимала промежуточное положение между уходящим и новым стилем.
Угасание стиля было вызвано разочарованием несбывшихся надежд после Великой победы, противоречиями между помпезными формами и убогим содержанием – засильем коммуналок, отсутствием элементарных удобств.
К положительным тенденциям того времени, начиная с конца 1950-х годов, можно отнести ускоренные темпы гражданского и промышленного строительства на базе интенсивного развития предприятий сборного железобетона.
Заключение.
Уход неоклассицизма оставил архитектуру Нижнего Тагила с грандиозным наследием, большим количеством значимых общественных зданий (Дворцы культуры градообразующих предприятий, Драматический театр, гостиница «Металлург», строительный техникум, ряд школ), комплексной жилой застройкой центральной части города, районов Выи, Тагилстроя и Вагонки.