БЕРЕГОВАЯ — УДАРНАЯ, УЛИЦЫ КОТОРОЙ УЖЕ НЕТ

Игорь Аминов

Нижний Тагил. Территория прошлого и настоящего

 
Береговая-Ударная (необычная история необычной улицы). Как правило, улица воспринимается как участок дороги, на котором располагаются жилые или производственные здания. Пусть это будет тупичок или сквозной проулок, — суть не меняется. Могут пройти столетия, но расположение даже незначительных улиц в городе может не меняться. Сегодня мы вспомним улицу, которая уже никем не воспринимается улицей в прежнем представлении. Сегодня не только наши внуки и правнуки, но и дети не знают, что на проездной дороге вдоль пруда у основания Лисьей горы когда-то простиралась полноценная улица. Они проезжают на скорости мимо, не задумываясь, что тут не так давно стояли дома и жили люди. Другими словами улица прекратила своё существование бесследно. Воспоминание осталось только в названии Береговая-Ударная…

 
Даже, если нам встречаются ретро-снимки Лисьей горы, в их бесконечном потоке вряд ли кто обратит внимание на такую существенную деталь, что в подножии явственно просматриваются неизвестные строения. Наш взгляд скользит по главной достопримечательности, не фокусируясь на «мелочах»…
Фото Игоря Аминова. 1983 год.

 
При некотором приближении уже сложно не заметить трёхэтажный дом, который только одним своим «нелепым» соседством с горой приковывает наше внимание и вызывает много вопросов. Фото неизвестного автора (1960-е годы).

 
На фотографии из собрания А.Ф. Кожевникова дом обретает свою окончательную историческую достоверность. При желании можно, конечно, кое-что разузнать. Но сведения настолько скупы, что, по сути, не многое проясняют… Зато теперь мы уже точно знаем, что это дом №9 – достопримечательность не только улицы Береговой-Ударной, но и всего города. Фото 1928-30 гг.

 
Если не полениться, можно к тому же ещё уточнить, что дом по Береговой-Ударной (под Лисьей горой) был сооружён в 1926-27 годах и стал первым многоквартирным домом в Нижнем Тагиле. Возводили его набивным способом из шлако-цемента. В строительстве участвовало более 200 рабочих. Так говорят об этом официальные источники. (скан из книги «Нижний Тагил. 250 лет», Средне-Уральское книжное издательство, 1971 год, Свердловск, Малышева 24).

 
Береговая-Ударная-№-9 (фото неизвестного автора, http://wp.tagil-press.ru). По воспоминаниям Сергея Попова дом был двухподъездным. На этаже — по две двери, за каждой дверью жили две-три семьи, и общая кухня на эти семьи. Таким образом, в доме проживало около 30 семей. Так что можно сказать, что жизнь здесь кипела.

 
Более того улица не начиналась с трёхэтажки (о которой мы начали своё повествование) и не ограничивалась одним только этим домом. Ведь уже с начала XVIII-века, когда началось освоение уральских недр, здесь осели первые поселенцы. К тому же на момент его строительства рядом уже соседствовал капитальный кирпичный дом не менее необычный и загадочный, если не сказать – легендарный. Это дом №8. На фотографии из семейного альбома Гульнары Гуськовой запечатлены оба эти дома (1960).

 
Береговая-Ударная, дом № 8. За ним – дом №9 (из семейного альбома Гульнары Гуськовой, 1960-63).

 
Напротив лодочной станции, у дома №8 (из семейного альбома Гульнары Гуськовой, 1961) Гульнара так комментирует эти раритетные фотографии: «С рождения и до 1980 года я проживала в доме № 8, на втором этаже, в квартире № 6 с окнами, выходящими на Лисью гору. Запомнились высокие потолки (почти 4 м), оформленные декоративной лепниной, и, двери — двойные, массивные как во дворцах. А особенно железная табличка на доме, на которой сообщалось, что он застрахован в 1827 году (могу ошибиться с точной датой) Демидовским страховым обществом. В своё время, учась ещё в школе, интересовалась историей дома в нашем Краеведческом музее. Насколько помню, этот дом был построен заводчиком Демидовым для инженеров, приглашённых на тагильский завод. На тот момент, когда были сделаны фотографии, дом №8 всё ещё являлся жильём для временного проживания. Все эти девушки сфотографированы возле своего дома, попросту рабочего общежития, поскольку были ещё не замужем (только несколько позднее жильё перевели в статус многоквартирного дома)«…

 
Гульнара Гуськова: «Моя мама получила жительство в «Демидовском» доме в 1959 году, когда это было общежитие НТМК и ЗИК (их как раз объединили). В 1964-65 годах общежитие стали расселять. Сначала мама делила с соседкой комнату 4, а потом — 6. А когда в 1967-68 гг. подруга получила новое жильё и съехала, мама со своей семьёй осталась в квартире №6. Всего в доме проживало 9 семей… На чертеже изображена приблизительная планировка нашего дома. Что-то менялось до моего рождения, что-то позже. Например, на первом этаже, где была кухня и выход во двор, произвели перепланировку, в результате чего выход сделали на улицу, а на освобождённое пространство поселили семью с тремя детьми. В Красном уголке тоже жила семья – Новосёловы (почему-то порядкового номера у комнаты не было). В 7-й комнате, помню, жил Душечкин (кажется, он был дворником; напротив дома стоял сарай, где он с утра до вечера что-то мастерил). Когда Душечкин, по непонятной причине, застрелился, мы — дети, лазали в сарай, — там хранились позолоченные ажурные украшения интерьера из гипса и всякие латунные то ли канделябры, то ли подсвечники, а также много-много предметов быта прежних хозяев дома. А в следующем помещении сарая была, вроде бы, конюшня. Ещё вспоминается шикарный, вместительный, почти под всем домом, подвал с кирпичными сводами (вход в него указан на эскизе). Там стояли огромные старинные сундуки, в которых жители хранили овощи и заготовки»…

 
Вид на улицу с Лисьей горы (из семейного альбома Гульнары Гуськовой, 1959-60 гг). Гульнара Гуськова: «Справа стоит трёхэтажный розовато-жёлтого цвета дом советской эпохи (№9), посередине двухэтажный зелёного цвета (под №8) – «демидовский дом» (первые три окна на втором этаже справа и два окна с торца – квартира нашей семьи). А крайнее левое маленькое здание – котельная, которая обслуживала два этих знаменитых дома. Далее частный деревянный дом №6, в нём жила бабушка Лиза Махнёва (помню, у неё был богатый цветник). Дома были без основных удобств. Воду носили либо с пруда, либо с колонки, туалеты находились тоже на улице. Поначалу дом отапливался голландками, в каждой комнате стояли печи. Потом из 2-х этажного жилого домика по соседству сделали эту самую котельную. В мою бытность, за домами на пруду находилась водная станция. Там можно было покупаться, попрыгать с вышки (но это уже мальчишье дело). Или взять лодку напрокат. Детьми нам особенно нравилось наблюдать за парусными соревнованиями, которые устраивал яхт-клуб «Эллинг» (почти все наши ребята занимались в этом клубе). И, наконец, обратите внимание на кедр позади барышень. Это единственное материальное упоминание о тех временах, сохранившееся до наших дней».

 
А это тот самый пятачок, на котором стоял дом №8, и тот самый кедр. 10.05.2019. … В начале 80-х годов активная застройка Гальяно-Горбуновского массива, вызвала острую нужду в дополнительной транспортной развязке. В этой связи, администрация города стала рассматривать вдобавок к автомобильному движению проект трамвайного маршрута с ГГМ, проходящего по наиболее короткому пути по Береговой-Ударной. Таким образом, участь легендарной улицы была предрешена: историческими артефактами пожертвовали ради насущных рутинных проблем. Знаменитые дома были снесены, а на их месте протянули двустороннюю шоссейную дорогу и трамвайные пути. Гульнара Гуськова уточняет: «Мы проживали по этому адресу вплоть до 1980 года, пока не получили новое жильё на Лебяжке (после нас в квартире жила Людмила Рубцова). Людмила рассказывала, что о расселении дома №8 объявили в 1983, в связи с подготовкой к прокладке трамвайных путей, при этом дом № 9 расселили позднее, непосредственно перед началом работ». Зеленый двухэтажный дом Стоял на берегу пруда. Торчал один, особняком, Столетья мерил без труда. Слетались люди под крыло Из стран заморских, деревень. Татарам, немцам он тепло Дарил кирпичных старых стен. Жильцы менялись, как река И дом готов был всем помочь, Не знал, судьба предрешена: Осталось жить ему лишь ночь. Пришли рабочие с утра И разобрали особняк. Теперь трамваи вдоль пруда, Везут гальянских за пятак. (автор Гульнара Гуськова)

 
Знаменитые дома на Береговой-Ударной доживают последние деньки. По крайней мере, жители вероятно уже все выселены. Этот редкий кадр периода середины-конца 80-х, на котором заснято начало сноса жилого сектора под горой, нашёлся при сканировании моих старых негативов (на основе возникшего интереса, в принципе и появилась эта тема)! Фото Игоря Аминова. 1984-87 гг.

 
Гульнара Гуськова утверждает, что «демидовский» дом не могли разрушить два года, настолько была прочна кирпичная кладка. Неизвестно насколько это соответствует истине, но действительно снос домов длился достаточно долго. Фото Игоря Аминова. 1984-87 гг.

 
Тот же ракурс в наши дни (фото: Артём Мальгинов, https://transit.parovoz.com, 12.11.2011).

 
Даже и не верится, что прогулка по родной улице могла быть такой безмятежной (из семейного альбома Г. Гуськовой, 1966). Гульнара Гуськова: «Весной тающий снег становился буквально чёрным от многослойного налёта угольной пыли. Вагоны с углем фактически заезжали на саму улицу. Никого это не волновало. А для нас, детей, это было даже забавно: мы тырили паклю из букс и жгли на вершине Лисьей. Было весело»

 
Сегодня так запросто по улице не прогуляешься. Движение настолько интенсивно, что даже перебежать на другую сторону весьма проблематично. Фото Игоря Аминова. 10.05.2019.

 
Как-то непривычно смотреть на эту фотографию: узкая дорога, мощёная тогдашним ноу-хау НТМК, — былыжниками из шлаковых отходов (ужасная была мозготряска) и редкое движение транспорта . Зато для жителей старой Гальянки это был распространённый пеший маршрут в центр города: автобус №12 ходил по принципу второстепенности района нерегулярно и с большими интервалами, так что проще было ухватить баулы и авоськи и вдоль пруда по Береговой-Ударной минут за 20 оказаться у Горсовета. Фото Владимира Дубка. Середина 1980-х.

 
Улица Береговая – Ударная прощается со своим прошлым. Ровно через год здесь пойдут трамваи. Дата съемки — 15.04.1989 г., автор съёмки не известен 

 
Нынче перемены на Береговой-Ударной просто бьют в глаза. Пешеходов почти не встретишь, разве что верблюдов… Верблюдов? я сказал верблюдов?! Думал, что оговорился, оказалось – нет, — верблюд-«гастарбайтер» движется к месту работы у цирка. Фото: https://www.google.ru/maps, июль 2012.

 
Выход на улицу Береговую-Ударную, каким он был почти что вчера (а: скан с дореволюционной открытки, 1900-е; б: фото из домашнего архива Alx52, https://pastvu.com, 1960). Разница между снимками чуть более полувека. На обеих фотографиях в крайнем левом углу проглядывает дом №1. Это бывший дом священника.

 
Современная панорама «несуществующей» Береговой-Ударной улицы (фото И.Аминова, 30.03.2020).

 
По прошествии времени исторические события сближаются (чем дальше, тем ближе), плюс-минус десять лет уже не считается ошибкой. В нашем случае каких-нибудь пара лет уже не играет большой роли. Так что, глядя на снимок 1992-94 гг., мы можем сказать, что на участке улицы Береговая-Ударная только-только протянули рельсы и запустили трамвайное движение. Фото Игоря Аминова.

 
Нынче трамвайному сообщению на Гальянско-Горбуновском направлении исполняется ровно 30 лет (1990-2020).

 
Сквозной обзор Береговой-Ударной. Как раз напротив Яхт-клуба располагалась центральная часть улицы. Фото И.Аминова. 30.03.2020. Вот и закончилась наша история. Думаю, что мы ещё не раз, глядя на эти фотографии, будем возвращаться к этой забытой и исчезнувшей улице. ……………………………………………………………….. В заключение, я хотел бы представить вам подборку великолепных современных фотографий улицы Береговой-Ударной, сделанных с высоты птичьего полёта при помощи новых технических достижений. Фото настолько информативны, что сложно отказать себе, чтобы не ознакомиться с ними, так сказать, под занавес…

 

 

 

 
Снимки с квадрокоптера. 2019 год. Фото: Дмитрий Викторович (более подробно с творчеством фотохудожника можно ознакомиться по адресу: https://vk.com/skytagil).