ЖИЗНЕННЫЕ РОЛИ МАМИНА-СИБИРЯКА
ТАГИЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ- №150 (24283) 3 ноября 2015 год
Жизненные роли Мамина-Сибиряка
«Если разобрать – вся наша жизнь – театральная пьеса, притом очень скучная, и мы тоже обманываем и себя, и других своими костюмами».
Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК.
Интересное выражение… Действительно, каждый из нас в течение своей жизни играет множество ролей, и от того, насколько мы искусны в создании сюжета своей судьбы, зависит, как успешно сыграем интереснейшую пьесу, именуемую жизнью.
Первую свою роль – благодарного и любящего сына – Д.Н. Мамин-Сибиряк сыграл «на бис»! По воспоминаниям Е.Н. Удинцевой, сестры писателя, мать Дмитрий Наркисович боготворил, каждое ее слово было для него законом.
Взрослый мужчина, известный писатель, он подчинялся ей, как мальчик. Двух дней не мог прожить без того, чтобы с матерью не повидаться… Лучшего сына Анна Семеновна не могла и представить.
Сейчас в архивах хранятся около 450 писем, написанных им матери в разные годы. Конверты подписаны: «Екатеринбург (Пермской губернии), Ее Высокоблагородию Анне Семеновне Маминой». Всю жизнь он писал слово «Мама» только с заглавной буквы. Писатель еженедельно выделял Анне Семеновне на содержание от 50 рублей и выше, сверх того, заботливый сын давал деньги на непредвиденные расходы.
Своим отцом Дмитрий восхищался, гордился и всю жизнь старался быть на него похожим в делах и поступках.
Дмитрий Наркисович был не только сыном своих родителей, но и сыном могучего и прекрасного Урала. Эта роль ему тоже удалась на «5 с плюсом» — романы, повести, рассказы, очерки о родном крае, восторг и восхищение Уралом, его природой, людьми. «Родина – наша вторая мать, а такая, как Урал, – тем паче. Нужно быть просто человеком, который не забывает своей семьи, любит свою родину и работает для своего Отечества».
Третья роль писателя – заботливый и любящий брат, который после смерти отца взвалил на себя бремя ответственности за свою семью и всю жизнь достойно его нес.
«…Меня так заботит здоровье Лизы, Мама, что я как-то начинаю теряться при одной мысли о возможности ее потерять… Поздравляю Володю с днем его ангела, которому могу подарить только мой труд, мои заботы – все, чем был покойный папа для нас всех…» (Из письма матери 3 июля 1878 г.)
Дмитрий старался финансово помочь своим братьям и сестре. В книге расходов А.С. Маминой, хранящейся в фондах Литературного музея МаминаСибиряка в Екатеринбурге, написано: «Володику от Мити за обучение переслала в Москву 25 рублей…, 50 рублей…, 100 рублей» или « За скрипку Лизе Митя выслал 15 рублей, а Володе на костюм – 80 рублей».
Четвертой ролью Мамина — Сибиряка можно назвать роль друга.
Своей искренностью, живым умом, «замечательно нежной душой» (по выражению Бунина) он, как магнит, притягивал к себе людей. Дружбе он отдавался всей душой, не принимая в отношениях никакой практической выгоды.
Например, о Михайловском он говорил: «Я его страшно люблю… Да и он меня, кажется, любит».
В большой многолетней дружбе был Мамин-Сибииряк с переводчиком Ф.Ф. Фидлером. В письмах он постоянно обращался к нему: «Дорогой друг», «Друг Федор», а в одном из писем – «Дорогой друг, ангел души
моей Федя!»
Самой сложной ролью для Дмитрия Наркисовича стала роль любимого мужчины.
Три женщины искренне его любили и были с ним счастливы. И он платил им взаимностью.
Марии Якимовне – признательностью и талантом, говоря, что добрая половина им написанного принадлежит ей. М. Я. Алексеева была незаурядным человеком. Об этом свидетельствовали многие, знавшие ее. Н. Сергеев из Нижнего Тагила в своих мемуарах пишет: «Мария Якимовна была одна из образованнейших по тогдашнему времени женщин на Урале. Она играла на рояле, пела, знала иностранные языки, имела крепкую редакторскую руку, обладала тонким литературным вкусом, являлась знатоком уральского быта. Она щедро делилась своими знаниями с начинающим писателем».
Марии Якимовне, жене, советчику и первому редактору, близкому другу, дарил Дмитрий Наркисович свежие типографские оттиски своих произведений, первые экземпляры с автографом: «В водовороте страстей», «Золотопромышленники». Роман «Приваловские миллионы» закончен в доме Алексеевой, на последней странице автограф писателя: «Кончена эта рукопись в г. Екатеринбурге, Колобовской улице; в доме Алексеевой в 1883 г. 2 сентября в 1 час 30 мин по полудни».
Самые крупные романы: «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Три конца» посвящены Марии Якимовне. Любовь к талантливой женщине, обладавшей незаурядной культурой, вдохновила Мамина на роман «Омут». Это роман-биография.
С Марией Морицевной Абрамовой – известной актрисой, Мамин познакомился в Екатеринбурге осенью 1890 года. 38-летний писатель влюбился, как мальчишка.
Весной 1891 года Дмитрий Наркисович переехал на жительство в Петербург по желанию любимой женщины Приехав в Северную столицу, он так писал сестре Лизе в Чердынь: «Маруся – молодец и прелесть, я с каждым днем открываю в ней новые достоинства, наши взаимные чувства в лучшем виде, так что я себя чувствую счастливым до несправедливости».
А Мария Морицевна? Она тоже счастлива! Хлопочет «по домашности», пишет стихи, посещает с мужем литературные салоны и вдохновенно играет и в Петербурге, и на летних театральных подмостках в Павловске, Лесном и Озерках. Актриса была счастлива еще и своим женским счастьем: она собиралась стать матерью.
В три часа утра 21 марта 1892 года у нее родилась дочь Елена, а в восьмом часу вечера 22 марта Мария Морицевна умерла.
Мамин был на грани помешательства В одночасье он стал и отцом, и вдовцом. Телом он был жив, а душа – мертва. И время не действовало успокаивающе, не врачевало истерзанную душу. О будущем он не думал: «Да и нет его, будущего, потому что и жизнь одна, и сердце тоже одно».
Квартира, в которой он был так счастлив, напоминала теперь склеп. Везде: на стенах, диване, на столе – фотографии любимой женщины от миниатюрных до огромных, в человеческий рост. В письме сестре Лизе Мамин писал: «Благословляю имя той, которая принесла мне счастье, короткое, мимолетное, но настоящее».
Еще одна женщина присутствовала в жизни писателя – Ольга Францевна Гувале, она занималась воспитанием и обучением Аленушки. Дмитрий Наркисович не знал, как и благодарить «тетю Олю» за ее хлопоты и заботы. Они оба привыкли с уважением и любовью уже немолодых людей относиться друг к другу.
В 1900 году решено было соединиться браком, создать Аленушке настоящую и полноценную семью.
Три женщины, три судьбы Каждая любила Мамина, и он к каждой относился с благодарностью, с любовью, с чистыми помыслами. С каждой из них он был по-своему счастлив.
Шестая и, наверное, главная в жизни роль, была для Дмитрия Наркисовича счастливая и несчастная одновременно – это роль отца самой родной и единственной в мире дочери Аленушки.
С первых дней отцовства он утонул в хлопотах «по самые усы»: пеленки, распашонки, няньки, бессонные ночи. «Мамочкой» стали называть между собой друзья Мамина. Аленушка росла и хорошела «не по дням».
Уже в 8 месяцев малышка сидела, привставала на ножки и все порывалась ходить. Мамин-отец все больше стал писать для детей и о детях, а его Аленка служила для него «живой моделью». Именно она потянула за собой детскую литературу, стала героиней многих произведений.
С возрастом Аленушка не сколько окрепла, но здоровье ее продолжало тревожить Мамина. Он следил за воспитанием дочери, поощрил ее, когда она захотела заниматься на курсах истории и философии. Дмитрия Наркисовича радовало, что Алена много читает, не по годам серьезная, наблюдал за ее литературными опытами. Она писала стихи, многие отцу нравились, но он боялся переоценить ее литературные способности.
Алена Мамина пережила отца только на два года, она умерла в возрасте 22 лет в 1914 году.
Перед нами, читателями, Мамин-Сибиряк предстал в роли талантливого самобытного писателя, книги которого мы читаем и любим. Эта роль самая длинная в его жизни, записанная, по собственному признанию, в ста томах и не оборвавшаяся даже в ночь на 2 ноября 1912 года, ибо Мамин, по высказыванию Чехова, принадлежит к тем писателям, которых по-настоящему начинают читать и ценить после их смерти.
На памятнике, установленном на могиле писателя в Петербурге, высечены слова: «Жить – тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец – вот настоящая жизнь и настоящее счастье». И писатель продолжает жить в миллионах сердец своих читателей. Его книги издаются и переведены на многие языки.
Современным писателям есть чему учиться у Мамина-Сибиряка: правдивости и широте охвата действительности, разнообразию тем произведений, художественности изложения, непринужденной живости диалога, знанию народной жизни, народного языка, глубокому пониманию светской психологии, умению передавать в доступной для ребенка форме серьезные социальные и моральные идеи.
Жизнь Дмитрия Наркисовича была трудовая: вначале – газетный репортер, потом – известный писатель, прокладывающий путь своим талантом. И только одна роль – роль бездарного, неумного и бессердечного человека – никогда так и не была сыграна писателем.
Валентина ПЕТРОВА, заведующая музеем Д.Н. Мамина-Сибиряка в поселке Висим.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ.