АРХИТЕКТУРНАЯ ЖЕМЧУЖИНА В НИЖНЕЙ САЛДЕ

ТАГИЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ- №150 (24283) 3 ноября 2015 год 

Архитектурная жемчужина в Нижней Салде

Никольский храм, в котором служил Наркис Матвеевич Мамин, восстает из руин

Все в мире связано. Вот и на этот раз задумка тагильского скульптора А. Г. Неверова привела группу краеведов в Нижнюю Салду.

Анатолий Глебович давно и плодотворно работает над образом нашего земляка – писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Об этом не раз писали благодарные посетители его мастерской. Уральским колледжем прикладного искусства и дизайна выпущен буклет «Раздумья о писателе», опубликована статья Натальи Паэгле «Память, воплощенная в скульптуре» в №4 журнала «Веси» за 2015 год, в документальный фильм «Мамина дочка» режиссера Лидии Богданович включено интервью-репортаж из мастерской скульптора.

Как уже не раз отмечалось, особенно с 2002  года, когда праздновалось 150-летие со дня рождения «певца Урала», в Нижнем Тагиле так и нет ни одного бюста, памятника знаменитому писателю. Ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге нет ни улицы, ни переулка имени Мамина-Сибиряка. А в Нижнем Тагиле? Девять человек из десяти даже не скажут, где такая улица.

Подсказка: там же, где и улица Пушкина – на окраине поселка Рудника III Интернационала. Но это к слову…

Итак, почти расставшись с мечтой установки монумента Дмитрию Наркисовичу в Нижнем Тагиле, группа краеведов во главе с Анатолием Глебовичем устремилась в легендарную «металлургическую и техническую лабораторию XIX века» — Нижнюю Салду, в одном из храмов которой служил отец Дмитрия, священник Наркис Матвеевич Мамин.

Семья Маминых переехала из Висима в Нижнюю Салду в 1876 году. Немногие знают, что в этом уральском городе раньше, чем в столицах, было организовано электрическое освещение, именно здесь на металлургическом заводе установлен первый российский бессемер – сталеплавильный агрегат, прообраз современного конвертера.

В Нижней Салде организовано одно из первых производств рельсов, давшее название заводу. Заслуга технических новаций во многом зависела от управляющего Нижнесалдинским рельсопрокатным заводом К. П. Поленова и инженера-металлурга В. Е. Грум-Гржимайло.

Еще со времен службы Константина Павловича в Нижнетагильске и Висимо-Шайтанском заводе с ним был знаком и дружил Наркис Матвеевич. Поленов и поспособствовал тому, чтобы в Нижнесалдинском храме Святителя Николая Чудотворца он служил священником.

К сожалению, не проработав в храме в Нижней Салде и двух лет, Наркис Матвеевич Мамин скончался и похоронен, как и положено по сану, на прицерковной территории.

Архитектура и строительство Никольского храма (построен в 1829 году) – отдельный рассказ. Сегодня приведу лишь немного сведений. Бравший уроки у самого О. Монферрана, крепостной Демидовых архитектор А.П.Чеботарев создал шедевр, который мог бы украсить и столицу.

Такого выгодного расположения на местности, гармоничных очертаний здания, лепного декора в интерьере способен достичь только очень талантливый художник. Тагильчане могут оценить классические приоритеты Александра Петровича на примере сохранившегося здания заводского госпиталя — Демидовской больницы сегодня.

Экскурсию по реконструируемому храму провел староста Леонид Чукин. Более страстного и бескорыстного организатора работ трудно отыскать. Детально рассмотрев церковь снаружи и изнутри, участники встречи поднялись по лесам под самый купол, сохранивший кессонный декор. Еще раз поразились воплощению художественного замысла архитектора – талантливого самородка и благодарного ученика великих мастеров.

В планах людей, восстанавливающих церковь Николая Чудотворца, — приведение в порядок захоронений у стен храма. Как будет выглядеть надгробие Наркису Матвеевичу? Есть проект, включающий в себя массивный постамент с раскрытой книгой.

В одном из писем матери Анне Семеновне Дмитрий писал, что видит памятник отцу в виде раскрытого Евангелия из белого мрамора. Каким будет реальное воплощение – покажет время, но уже то, что сделано, достойно искреннего уважения.

Неравнодушные люди делают все для увековечивания памяти замечательного человека, гражданина, патриота, вложившего в сына такую силу мысли и чувств! И, безусловно, логичной будет установка вблизи церкви Святителя Николая Чудотворца монумента, посвященного Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку. Возможно, изготовленного по одному из эскизов Анатолия Глебовича Неверова.

Юрий ИСУПОВ, краевед.
ФОТО ВАДИМА ОСИПОВА