УРАЛЬСКИЕ БРОНЕПОЕЗДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «X Зыряновские чтения»
Курган, 6-7 декабря 2012 год
И.С. Пудовкин, Н.А. Хлопотов
МБОУ ДОД ДЮЦ «Мир»,
г. Нижний Тагил
К ИСТОРИИ БРОНЕПОЕЗДА «СТАЛИНСКИЙ УРАЛ»
Вложили мы силу в работу свою,
Всю мощь воедино собрали.
Чтоб наш бронепоезд в жестоком бою
Напомнил врагам об Урале.
В декабре 1941 года коллектив паровозного депо Нижний Тагил получил задание из управления Свердловской дороги начать строительство бронепоезда «Сталинский Урал». Оборудование бронепаровоза было поручено мастерам, почетному железнодорожнику А.П. Францеву и П.Е. Кошкареву. Котельщик В.Ф. Климов, токари Г.Л. Храмцов, Н.Е. Головко, Г.В. Ильин, слесари Н.А. Брагин, В.X. Заякин, А.Г. Городилов, А.С. Мурашов соединяли броневые листы, надежно укрывая котел машины, будку машиниста и тендер.
Руководитель строительства бронепоезда, почетный железнодорожник Н.Е. Вершинин ежедневно докладывал управлению дороги о ходе строительства бронированной крепости [1].
Рассказывает ветеран труда, участник строительства бронепоезда «Сталинский Урал» Г.В. Ильин: «В коллективе паровозного депо, где я в то время работал, люди, в основном, остались прежними. На нас лежала ответственейшая задача поддержания в рабочем состоянии всего локомотивного парка отделения дороги. А в дополнение к основным обязанностям мы брались и за военные, фронтовые заказы, главным из которых явилось строительство бронепоезда «Сталинский Урал». Мастером в строительстве бронепоезда был Н.А.Чундеров, бригадиром — М.Е. Вершинин. Работы выполнялись слесарями А.П. Францевым, А.В. Кокшаровым, А.С. Городиловым, М.И. Смагиным, Н.В. Катаевым, Г.Л. Храмцовым, В.Ф. Климовым. Но часто по своей инициативе подключались и другие рабочие. Одновременно в вагонном депо станции Смычка оборудовались четыре бронеплощадки. Работы велись круглосуточно, люди находилась на казарменном положении. И уже через три с половиной месяца, в феврале 1942 года, наш бронепоезд был представлен к сдаче военной комиссии. Водить грозную боевую машину по фронтовым дорогам доверили машинисту нашего депо Василию Ивановичу Вахрушеву» [2].
27 января 1942 года машинист В.И. Вахрушев и его помощник Д.А. Варкулевич доставили бронированный поезд в Свердловск. Здесь в депо Свердловск — Пассажирский с начала января 1942 года шло строительство своего бронепоезда.
Стахановцы-котельщики А.В. Гребенщиков, М.И. Голышев, слесари В.И. Черненко, П. Малинников, В.В. Южаков трудились на пределе сил. Они взяли обязательство закончить строительство боевой машины с паровозом Ов №5910 к 24-й годовщине Красной Армии.
12 февраля 1942 года газета «Комсомольская правда» писала: «В строительстве бронепоезда принимают участие лучшие рабочие паровозного депо Свердловск-Пассажирский. По 20 часов не выходят из цехов инженеры-комсомольцы Н.П. Волхонский, З.С. Ваксман. По пять — восемь норм за смену дает молодежная бригада знатного стахановца Ивана Ланского. Н. В. Логинов предложил прорезать отверстия автогеном, что в два раза ускорило работу...».
В музее истории локомотивного депо Свердловск Пассажирский сохранились пожелтевшие экземпляры многотиражной газеты «Путевка». На ее страницах публиковались имена героев трудовой вахты.
23 февраля 1942 года у ворот паровозного депо состоялся митинг, посвященный завершению оборудования бронепоезда. В тот день в газете «Путевка» поэт К. Муридзиди опубликовал стихотворение, строки из которого мы вынесли в эпиграф. Это стихотворение стало гимном команды бронепоезда, получившего наименование «Свердловский железнодорожник» [3].
27 февраля бронепоезда «Сталинский Урал» и «Свердловский железнодорожник» отбыли в Москву.
Оба бронепоезда состояли из бронепаровоза и четырех бронеплощадок с установленными на них 76 мм орудиями и пулеметами. Старший машинист бронепоезда «Свердловский железнодорожник» И.С. Петренко вспоминал, что из ворот депо первыми повели бронепоезд бригады машинистов Л. Закусина и Д. Копенкина. Вместе с помощниками А. Вычегжаниным, С. Рыловым, П. Нятиным, Л. Ткачевым им предстояло вести бронепоезд на фронт.
5 марта 1942 года уральские бронепоезда прибыли в столицу [4].
Москва встретила их суровым и военным обликом Чувствовалось, что фронт неподалеку. Из Москвы боевые дороги уральских бронепоездов разошлись: «Сталинский Урал» в составе 37-го дивизиона направился под Елец, а «Свердловский железнодорожник», получивший номер 751 (командир — старший лейтенант Поддубный, комиссар — политрук Ф.Д. Бондарев), отправился на Южный фронт.
Л.М. Закусин, бывший машинист бронепоезда «Свердловский железнодорожник» вспоминал: «Тагильские и свердловские железнодорожники строили свои бронепоезда одновременно. Но случилось так, что бригада свердловчан, которая должна была вести боевую машину на фронт, неожиданно заболела, и меня вместе с помощникам А. Вычегжаниным, тоже тагилъчанином, перевели на «Свердловский железнодорожник». К 1 марта 1942 года мы были уже в Москве…» [5].
Как отмечал один из строителей, а в дальнейшем пулеметчик И.С. Фефелев, бронепоезд «Свердловский железнодорожник» вместе с бронепоездом № 53, защищавшим Москву в 1941–1942 годах, вошел в состав 16-го ОДБП. Паровозные бригады уральцев были подчинены старшему паровозному технику дивизиона Б.Л. Амаглобели. Старший машинист Д.Н. Копейкин возглавил паровозную службу бронепоезда № 53 [6].
Из Москвы дивизион в составе двух бронепоездов отправился на Северо-Кавказский фронт. «Главной нашей задачей – продолжает вспоминать Л.М. Закусин — было восстановление железнодорожных путей под огнем противника. В жарких боях за станцию Краснодар и железнодорожный мост через Кубань экипаж бронепоезда уничтожил несколько самолетов и танков противника. Бой за Новороссийск был для нас последним. Помощник машиниста А. Вычегжагин был убит, я тяжело ранен. Бронепоезд попал в окружение и был взорван. После двухмесячного лечения в госпитале мне за участие в обороне Новороссийска был вручен орден Красной Звезды».
Сейчас в память о подвиге бронепоезда «Свердловский железнодорожник» на вокзале Новоросийска установлена памятная доска.
Тагильский бронепоезд «Сталинский Урал» войдя в состав 37-го ОДБП получил № 649 (по другим данным № 654). В составе 48-й Армии Брянского фронта он громил фашистов на центральном и 1-м Украинском фронтах, участвовал в освобождении Шепетовки, в боях под Орлом, дошел до Вислы. А день Победы боевой экипаж встретил уже в Москве. Участники строительства бронепоезда были отмечены правительственными наградами. Его машинист В.И. Вахрушев за боевые заслуги награжден шестью орденами и медалями [7].
За годы войны промышленность СССР направила в действующую армию 175 «броненосцев железных дорог», большинство из которых были созданы по инициативе и на средства трудящихся [8].
Список источников и литературы
1. Ефимьев А.В., Манжосов А.Н., Сидоров П.Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945. — М.: Транспорт, 1992.
2. Путь длиною в 120 лет. Из истории Нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги.- Н.Тагил,1999. — С.53.
3. Путевка. — 1942. — 23 февраля.
4. Ефимьев А.В., Манжосов А.Н., Сидоров П.Ф. Указ.соч.
5. Путь длиною в 120 лет. Из истории Нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги. — Н.Тагил.1999.- С.53.
6. Ефимьев А.В., Манжосов А.Н., Сидоров П.Ф. Указ.соч.
7. Путь длиною в 120 лет. Из истории Нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги.- Н.Тагил.1999.- С.54; Ефимьев А.В., Манжосов А.Н., Сидоров П.Ф. Указ.соч.
8. Коломиец М. Бронепоезда Красной Армии в Великой
Отечественной войне 1941-1945гг. — Ч.1. Фронтовая иллюстрация №7. — М., 2007.- С.44,71.