ИСТОРИЯ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ИНЖЕНЕРНОГО САПЕРНОГО БАТАЛЬОНА

Материалы Всероссийской научно-практической конференции «X Зыряновские чтения»
Курган, 6-7 декабря 2012 год

С.И. Пудовкин
Нижнетагильская государственная
социально-педагогическая академия

БОЕВОЙ ПУТЬ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО 22-ГО ИНЖЕНЕРНОГО САПЕРНОГО БАТАЛЬОНА

Саперный батальон был сформирован 15 мая 1922 года в Ташкенте В эти тревожные дни в Бухаре под руководством турецкого генерала Энвера Паши была создана так называемая «исламская армия», перед которой резиденты английского правительства поставили задачу уничтожить Советскую власть в Средней Азии.

Англичане планировали создание там исламского государства прозападной ориентации  Повстанческая армия, сформированная из разрозненных басмаческих банд, была полностью оснащена английским вооружением.

В состав 13-го стрелкового корпуса Красной армии, которому было поручено подавление антисоветского мятежа, и вошел вновь сформированный 13-й отдельный саперный батальон.

Командир корпуса Голиков в своем донесении писал: «Преследуя бегущие эмирские шайки и проникая вглубь западной и восточной Бухары, Красная армия встретила громадное препятствие своему движению и действиям ввиду полного бездорожья… Как через безлюдные горные массивы, так и по населенным долинам имелись лишь чуть заметные тропы, едва пропускающие движение вьючных караванов».

В 1959 году генерал-лейтенант Н.П. Борисов вспоминал: «Работы в условиях безводной пустыни были трудными, температура воздуха достигала 60-70 градусов по Цельсию. Часто свирепствовали песчаные бури, когда дул «афганец», мелкий раскаленный песок проникал всюду, засыпал глаза. В двух-трех шагах ничего не было видно, а набеги басмачей требовали постоянной готовности. Личный состав батальона начал болеть малярией, работали вне населенных пунктов, не хватало палаток, строго нормировалась вода. Обеспеченность личного состава в ноябре 1922 года составляла: шинелями — 60%, обувью — 26%, постельными принадлежностями — 70%. Красноармейцы с 25-29 октября совершенно не получали хлеба, а жалованье за сентябрь было выдано только 10 ноября».

Несмотря на трудности, личный состав батальона уверенно выполнял поставленные боевые задачи  В июне 1923 года 13-й саперный и 4-й понтонно-мостовой батальоны приступили к строительству дороги Дербент-Байсун — Миршадэ-Файзо, общей протяженностью 267,5 версты.

На этом стратегическом шоссе необходимо было возвести 114 однопролетных мостов, 4 больших трехсотсаженных моста, 70 водопропускных лотков, отрыть 83 версты кюветов и канав, произвести уширение полотна дороги с объемом выемки грунта около 6000 кубических саженей, также производилось смягчение подъемов и спусков с общим объемом земляных работ в 4000 кубических саженей.

Эта грандиозная работа была выполнена к марту 1924 года, за что комкор Иван Федько объявил благодарность всему личному составу.

В 1925 году 13-й саперный участвовал в строительстве железной дороги от станции Керки до города Термез.

В сентябре 1927 года 13 стрелковый корпус, в состав которого входил батальон, был переброшен в Приволжский военный округ, в состав которого тогда входили и территории Урала, на строительство аэродрома под Челябинском.

Перед отправкой на Урал президиум ЦИК Узбекской СССР решением от 8 августа 1927 года наградил батальон орденом Трудового Красного знамени республики в честь боевых заслуг в разгроме контрреволюционного басмачества.

За семь лет пребывания в Средней Азии саперы существенно содействовали укреплению там Советской власти  Были проведены военные экспедиции в Матчиском, Каратегинском, Кинском и Дарвазском районах. Ликвидированы крупные банды басмачей в Бухаре, Восточной Бухаре и Самаркандской области.

Укреплению новой власти на местах способствовала помощь бойцов местному населению в устройстве колодцев, оросительных систем, проведению дорог и телефонной связи.

10 мая 1928 года батальон перебросили в Карелию, где велось возведение северного участка «Линии Сталина». Бойцы и командиры блестяще справились с поставленными задачами по строительству долговременных оборонительных сооружений на советско-финской границе.

В июне 1930 года саперы вновь вернулись в Среднюю Азию и работали на дорожных и мостовых работах, а с осени и до весны 1931 года строили железобетонную плотину и мост через реку Казанка на Юрюзанском металлургическом заводе на Южном Урале. Все лето батальон находился в Белоруссии, где выполнял задачи по укреплению советско-польской границы.

В связи с окончательным переходом на территориальную систему комплектования осенью 1931 года батальон передислоцировался в Нижний Тагил, где и находился до июля 1941 года.

За большой вклад в развитие нашего города был награжден Почетным
Красным знаменем Нижнетагильского горкома партии и горсовета. В те довоенные годы Выя, где находилась войсковая часть, была местом проведения праздничных парадов и шествий 1 мая и 7 ноября.

Приказ частям Тагильского гарнизона
25.10.37 год г. Н. Тагил

§1. В день 20-годовщины пролетарской социалистической революции назначаю парад частям Тагильского гарнизона.
§2. В параде участвуют: Войсковая часть п-я № 21, Красные партизаны, осоавиахим, аэроклуб, рокк( сделать прим.), горный, педагогический, медицинский техникумы, рабфак, спортивная команда гор. СФК.
§3. Место парада по улице Фрунзе против здания Войсковой части п-я 21. Время прибытия к 10 часам. Форма одежды для войсковых частей зимняя – караульная.
§4. Парад буду принимать я, с представителями партийных, советских и профессиональных организаций.
§5. Командование парадом возлагаю на Врид Начальника штаба старшего лейтенанта тов. Кандинова.
§6. Коменданту города разбить площадь по числу участвующих в параде.
§7. Поддержание порядка во время парада возлагаю на коменданта города старшего лейтенанта тов. Богданова.
Вр. Начальника Гарнизона командир Войсковой части п-я 21
Старший лейтенант Смирнов.
Вр. Военкома Войсковой части п-я № 21
Ст. политрук Смирнов.

До 1938 года командиром части был майор Соколов, а комиссаром Любавичев. На новом месте дислокации батальон успешно осваивал новые виды инженерной техники. В 1932 году саперы заняли второе
место в УралВО по боевой и политической подготовке, а в 1933-1935 годах — второе место в РККА.

Батальон активно участвовал в строительстве Нижнего Тагила, им был сооружен ряд объектов на УВЗ, хлебозавод, трамвайные пути, мост через реку Тагил, который прослужил более 50 лет и с 1938 года назывался мостом имени Красной армии.

С 1938 года в командование батальоном вступает капитан В.И. Зверев, комиссаром становится В.П. Совиных. Изменился и номер батальона, он стал называться 22-м.

В связи с нарастанием военной угрозы в нем начали готовить пополнение для приграничных частей Красной армии. Казармы и штаб батальона размещались на Вые. Здесь во время зимних сборов готовили красноармейцев по специальностям: саперы-минеры, бойцы легкопереправочного парка (понтонеры), маскировщики, бойцы отряда глубокого бурения, специалисты инженерной разведки и другие.

Летние сборы личного состава проводились на реке Тагил, около Медведь-камня и в Чебаркуле. Наиболее отличившимся красноармейцам присваивались внеочередные воинские звания,

В 22-м отдельном саперном батальоне проходили службу в последствии ставшие генералами инженерных войск К.М. Бобнев, П.И. Фадеев, А.Ф. Жиров, В.И. Зверев, Ф.И. Рогинский, М.П. Варваркин, И.П. Жемчужников.

В феврале 1941 года на его базе сформировали 22-й отдельный инженерный полк окружного подчинения.

В начале мая 1941 года полк отправился на очередные лагерные сборы в Чебаркуль, но часть личного состава вместе со всем инженерным оборудованием, оружием и обмундированием 18 июня 1941 года убыла на Запад для боевого развертывания в составе 22-й армии, выдвигаемой из УралВО.

На станции Пермь стало известно, что Германия вероломно напала на СССР, поэтому начальник штаба майор Изергин вместе с учебным подразделением под командованием старшего лейтенанта Горохова срочно вернулись в Тагил для приема приписного состава. Эшелоны же с военным имуществом ушли дальше.

Таким образом, 22-й отдельный инженерный полк можно считать первым воинским подразделением, полностью сформированным из тагильчан и жителей Пригородного района, ушедшим на фронт борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.

Бывший начальник штаба полка Изергин вспоминал: «Это был крепкий народ, с чувством большой ответственности и организованности. Эшелон запасных, насчитывавший более 2 тыс. человек, прошел из Нижнего Тагила до города Невель без единого происшествия. Поскольку склады части были пусты, был вывезен даже неприкосновенный запас, то с большим трудом удалось выпросить в округе несколько десятков винтовок и комплектов формы. Все резервисты уехали в гражданской одежде. На крупных станциях резервисты смешивались с местным населением, но ни одного происшествия, а тем более случая дезертирства не было. 6 августа подразделения полка прибыли в район Невеля, где смогли получить обмундирование, оружие и пройти боевое сколачивание подразделений. Появление на фронте столь хорошо подготовленной и экипированной инженерно-саперной части обрадовало советское командование».

Поясним, что к началу Великой Отечественной войны во всей Красной армии был лишь 201 саперный батальон, большинство из них погибло в пограничных сражениях, оставшиеся же, неся тяжелые потери, с боями отступали. Свежая, сформированная из работящих уральских мастеровых часть смогла стабилизировать обстановку на этом участке фронта.

Саперы минировали дороги, взрывали мосты, устраивали лесные завалы, наводили водные переправы для вновь прибывающих частей. Ввиду нехватки войск им тоже приходилось участвовать в боях. В донесении 30 августа 1941 года указывалось: «За истекшие сутки под станцией Кунья и станцией Скворцова погибло 21 человек, ранено 40 человек».

Саперы неоднократно совершали дерзкие вылазки в тыл врага  Так, в ночь с 27 на 28 августа два отряда добровольцев в составе 27 человек под командованием младшего лейтенанта Михаила Нестеровича Рогова и политрука Гудкова у деревни Васильково уничтожили немецкий авангард в составе 300 солдат и офицеров, захватили 2 противотанковые пушки, 2 зенитных орудия, 4 зенитных пулемета, около 70 мотоциклов, а также важные оперативные документы. За этот подвиг 4 ноября 1941 года Рогов был награжден орденом Ленина, политрук Гудков — орденом Красного знамени, а сержант Иватлов и старшина Шведов (из Черноисточинска) — орденами Красной Звезды.

В последствии М.Н. Рогов был награжден орденами Красного знамени, Отечественной воины, медалями. Он чуть-чуть не дожил до Победы и умер от ран 24 апреля 1945 года.

Нехватка инженерно-саперных частей заставила Советское командование расформировать 22-й отдельный инженерный полк и обратить его на формирование следующих частей: 22-й отдельный инженерный батальон, 114-й отдельный механизированный инженерный батальон, 50-я отдельная электротехническая рота, 18-й отдельный легкопереправочный парк, 4-я отдельная маскировочная рота, отдельный отряд глубоко бурения.

С 14 сентября 1941 года 22-й отдельный инжбат возглавил капитан Михаил Васильевич Белов, военкомом стал Ильиных, но вскоре его заменил Петр Романович Доценко. Командирами рот были Сергей Владимирович Хохлов, Михаил Иванович Карелин, Вениамин Николаевич Зырянов.

Приказом по армии за номером 0173 от 2 октября 1941 года сержантам Б.М. Горину, А.Г. Никитину, А.Е. Сунцову, Г.В. Тугарину, Е.А. Яременко, Н.М. Цыглеру было присвоено звание младшего лейтенанта. Объясняется это исключительно высокими потерями, которые нес батальон. Но несмотря на это до конца ноября 1941 года батальон выполнял различные инженерные задачи и нередко с оружием в руках отражал атаки противника в районе городов Невель, Великие Луки, Торопец, Селижарово, Калинин и на северозападе от Ржева.

Житель села Краснополье Харитон Иванович Скороходов на второй день войны передал ученику свое рабочее место на УВЗ и отбыл на Выю в саперный батальон, где и прослужил до конца войны.

В ноябре 1941 г, когда батальон вышел на пополнение под Серпухов, из 720 бойцов в живых осталось не более 100 человек  Тагильские саперы выполнили свой долг по защите столицы нашей Родины до конца. При переформировании батальон пополнился людьми из других регионов и однородностью состава уже не отличался, однако земляки-тагильчане до конца войны держались вместе.

С конца ноября 1941 года 22-й отдельный инжбат был выведен из состава 22-й армии и переподчинен штабу инженерных войск Калининского фронта  С этого времени и до июня 1944 года батальон выполнял задачи по строительству и оборудованию командных пунктов фронта и узлов управления войсками.

Так, в районе Сельское (юго-западнее г. Торопец) за короткое время он построил пункт управления фронтом, возведя для этого 41 землянку, 4 убежища тяжелого типа, 36 щитовых домов, два – рубленых и семь – брусковых, два гаража и два бомбоубежища.

За умелое и успешное выполнение задач более 200 бойцов были награждены знаком «отличный сапер», а еще около 100 солдат и офицеров — орденами и медалями.

Батальон привлекался к разминированию на освобожденных территориях, но особенно трудным было строительство высоководного моста на реке Западная Двина близ города Андреаполь в феврале 1942 года. Он возводился под мощным воздействием авиации противника в сильные морозы.

За досрочную сдачу объекта была объявлена благодарность лейтенантам Тарасову, Ананьину, Пермякову, Зырянову, младшему лейтенанту Сунцеву, сержантам Ракша и Дмитриеву, красноармейцам Кримбергу, Бусыгину, Суклето, старший сержант Леонид Дмитриев был премирован 50 рублями, а политрук Сергей Чубко — 100 рублями.

В ходе Белорусской операции 1944 года батальон  был придан 6-й гвардейской армии, обеспечивал форсирование Западной Двины, участвовал в освобождении Полоцка. Затем был направлен на формирование 30-й инженерно-саперной бригады, вошедшей в состав второй гвардейской армии, и получил наименование 198-й инженерно-саперный батальон. Его командиром стал капитан Николай Федорович Мельников, замполитом — Петр Романович Доценко.

18-19 августа 1944 года батальон действовал в составе 126-й стрелковой дивизии. Опомнившиеся гитлеровцы на узком участке фронта атаковали поредевшие советские части силами 100 танков и пехотной дивизии. Наши подразделения попали в окружение, под огнем немецких автоматчиков старший лейтенант Василий Осинкин и писарь штаба Вера Жуйкова спасли знамя части и секретные документы.

В ночь со 2 на 3 октября армия перешла в  наступление, а 30-я инженерно-саперная бригада под ружейно-пулеметным огнем немцев монтировала мосты для форсирования реки Дубисса. После ожесточенных боев 20 ноября саперы вышли к реке Неману города Тильзит, это было логово врага, Восточная Пруссия.

В течение декабря саперы изучали  немецкую полосу укреплений, делали проходы в минных полях, обеспечивали комендантскую службу.

9 января 1945 г  батальон вступил в оперативное подчинение 60-го стрелкового корпуса, в нем создаются оперативные группы для разграждения и разминирования, а на основе 2-й роты — подвижный отряд заграждения.

С 24 января 3-я рота обеспечивает переправу через реку Ангерапп, а 27 января 1 и 3 роты создают ледовую с усилением бревнами переправу через канал для частей 251-й и 334-й стрелковых дивизий.

В ночь со 2 на 3 февраля батальон получил задачу построить мост через реку Алле, южнее города Беренштейна  Ширина реки составляла 32 метра, готовых элементов моста не было, материал — лес на корню. В кромешной темноте, в ледяной воде, при густом снегопаде под минометным и ружейно-пулметным огнем фашистов саперы приступили к работе. Сразу появились потери, ведь передний край находился в 300-400 метрах.

Следящий за ходом строительства командующий 2-й Гвардейской армией генерал Чанчибадзе подал телефонную связь на место строительства. Через каждые полчаса докладывалось о ходе монтажных работ. Поскольку саперы находились в ледяной воде, а сушиться было негде, то менялись каждые полчаса. К 7 утра мост был построен.

Еще один мост для переправы частей строили уже в самом городе Беренштейне. Блестяще организовал темп работ зам. командира по техчасти капитан Г.В. Тугарин, за что ему была объявлена благодарность.

В период с 19 января по 19 марта 1945 г  саперами было сделано 54 прохода в минных полях, разминировано 8 минных полей, снято 2740 мин, установлено 9 минных полей, поставлено 4020 мин, обеспечено форсирование 6 водных преград, оборудовано переправ на льду — 2, построено деревянных мостов — 226 погонных метров, проверено на мины и отремонтировано 412 км дорог, уничтожено 62 ДОТа противника.

21 марта 1945 года батальон выводится из подчинения 60-го стрелкового корпуса и переводится на Земландский полуостров  В течение апреля саперы ведут ожесточенные бои с немцами на подступах к Кенигсбергу, принимают участие в штурме главных его фортов. К исходу 17 апреля 1945 года батальон передислоцировали в Раушен, и он приступил к боевой подготовке.

В боях за Берлин уральский батальон проявил мужество и героизм. Но война не пощадила многих ветеранов. Так, в последних боях около Потсдама 2 мая погиб начальник штаба майор Михаил Иванович Гредасов. С бойцами охраны штаба он пытался остановить прорвавшихся на запад гитлеровцев. На фронт наш земляк ушел в июле 1941 года с должности инженера шахты «Капитальная» рудника имени III Интернационала. Имя его выбито на мемориале погибшим шахтерам рудника.

За период Великой Отечественной воины в батальоне было проведено 655 персональных награждений боевыми орденами и медалями. Личный состав части удостоился ордена Ленина, четырех орденов боевого Красного Знамени, ордена Александра Невского, 14 орденов Отечественной войны первой степени, 81 ордена Отечественной войны второй степени, 227 орденов Красной звезды, 6 орденов Славы третьей степени, 108 медалей За отвагу, 221 медали За боевые заслуги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 25 мая 1945 года батальон был награжден орденом Александра Невского.

30-ю инженерно-саперную бригаду, в которую входил и 198-й саперный батальон, расформировали в ноябре 1945 года  Знамена и ордена части были переданы на вечное хранение в музей Вооруженных сил СССР.

Первая группа подлежащих демобилизации красноармейцев старших возрастов поехала домой в конце июня 1945 года. Демобилизованные получили новую форму, командование части устроило для отъезжающих праздничный ужин.

На нем еще раз вспомнили отличившихся в боях  Прозвучали имена Степана Павловича Злыднева, награжденного медалями За боевые заслуги и За отвагу, орденами Красной звезды и Отечественной войны первой степени, погибшего за месяц до Победы 8 апреля 1945 года на минном поле; сержанта Н.Л. Вдулова и Д.А. Бусыгина, награжденных орденами Красной звезды и Отечественной войны первой степени — великих мастеров минно-подрывного дела; саперовразведчиков Василия Мальцева, Шарипа Газетдинова и их командира старшего лейтенанта Александра Ивановича Бреднева и многих других.

Уже после войны за мирные трудовые подвиги бывшие саперы батальона П.Р. Доценко и Н.И. Яшуков были награждены орденами Октябрьской революции, а Я.Е. Кшиянин и Н.В. Мулыгин — орденами трудового Красного знамени.

Список источников и литературы

1. Личный архив автора. Воспоминания М.В.Бирюкова, директора музея батальона при Нижнетагильском строительном техникуме

2. Газета «Тагильский рабочий», 1936-41 гг.

3. Алексеева М., Михайлов Ю. Проверено, мин нет!// «Память. Письма о войне и блокаде». — Л., 1985.

4. История Уральского военного округа. — Свердловск,
1970.

5. Федюнинский И.И. Поднятые по тревоге. Военные
мемуары. — М.,1961.

6. Книга памяти Пригородного района. — Нижний Тагил,
2000. -Т.2.

7. Книга памяти Пригородного района. — Нижний Тагил,
2005.- Т.3