ТАГИЛЬСКАЯ ЛАКОВАЯ РОСПИСЬ XIX века
КОНФЕРЕНЦИЯ:
MUSEUM-STROGANOV-2018 МУЗЕИ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ДИЗАЙНА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Москва, 23 ноября 2018 год
Симакина Полина Вадимовна
Магистрант реставрации художественного мета лла МГХПА им.
С.Г. Строганова. Мла дший научный сотрудник Государственного исторического музея
е-mail: pollysimakina@mail.ru
Исследование Нижнетагильских жестяных шкатулок с лаковой росписью первой половины XIX века из собрания ГИМ
Точное время возникновения тагильского лакового дела документально не установлено По мнению многих исследователей, это могло произойти в 1730–1740-х гг.
«Впервые железные лакированные изделия демидовских заводов упоминаются в реестре имущества Онежского второклассного монастыря в 1746 г., от которого и считают возраст этого промысла» [1].
Временем бурного развития промысла стала первая половина XIX века Это связано с учреждением владельцем тагильских заводов Н.Н.Демидовым школы живописи для подготовки мастеров.
Выпускники школы существенно повысили художественный уровень продукции промысла Подносы стали украшаться жанровыми сценами, копируемыми с известных картин, рисунков или гравюр.
«Дальнейшую роль в рождении лаковых тагильских изделий из металла сыграли художники-иконописцы, обладавшие большими знаниями и навыками в работе с различными материалами и красками. Особенностью тагильских подносов были масляные суриковые покрытия, которые также способствовали защите железа от коррозии» [2].
Изделия отправляли на крупнейшие ярмарки в города Нижний Новгород и Ирбит Ассортимент лакированных изделий был весьма разнообразен как по-своему практическому назначению, так по мотивам и сюжетам росписей: подносы, масленки, сухарницы, столики, шкатулки. Формы подносов использовались разные, в том числе шести-восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким просечным ажуром на бортах изделия [3].
Характерной особенностью тагильского подноса являлись цветной фон (черный или терракотовый), разделение всего поля подноса на секторы и использование трафарета, чаще всего, золотого цвета.
В это время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий — подносов, сундуков, шкатулок — Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых.
Наиболее значительные очаги горнозаводской росписи — в Нижнетагильском, Невьянском, Верх-Нейвинском, Нижнесалдинском поселках.
Нижнетагильская роспись — это одно из направлений урало-сибирской росписи, разновидность которой выражается в свободной кистевой манере письма масляными красками, распространенной на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на кисть одновременно с белилами берется цветная краска.
Плотные фоны могли получаться при использовании в качестве основы меди, латуни и других металлов, но чаще всего употреблялось прокатное железо Лаковые фоны расписывались различными узорами как восточного, так и европейского происхождения; эти изделия были последователями популярных в викторианской Англии расписных подносов.
Одно из лучших в собрании ГИМа — произведение лаковой живописи на металле нижнетагильского мастера первой половины XIX в На шкатулке неизвестного автора живопись размещается на крышке и четырех стенках, и, как это часто бывает на нижнетагильских изделиях, ее сюжеты совершенно не связаны между собой.
«Сам их подбор отражает представление художника мастерового о вкусах заказчика — помещика, заводовладельца или богатого купца. Мир элитарной дворянской культуры, ориентированный на лучшие европейские образцы, был малопонятен художнику из народа. Отсюда воплощение в его живописи самых расхожих сюжетов. Кроме того, мастер, видимо был ограничен в выборе образцов для копирования» [4].
«Главная роль в этой композиции отведена раненому князю с саблей в левой руке. Его фигура, облаченная в красную мантию, подбитую горностаем, олицетворяет самодержавную власть. В XIX веке Пожарский импонировал дворянству как человек, вложивший скипетр в руку молодого царя династии Романовых. Слева изображены представители всех сословий, которые уговаривают Пожарского возглавить ополчение: Кузьма Минин в зеленом кафтане (в действительности его не было среди посланцев Нижнего Новгорода), боярин в желтой ферязи, священник (депутацию возглавлял архимандрит Печерского монастыря Феодосий) и коленопреклонный крестьянин.
Все представленные на картине Бриоски крестьяне скорее символизируют сословия России, чем являются изображением конкретных людей. Уральский художник творчески подходит к образцу петербургского живописца: изменен интерьер, положение фигур, их одежда, лицам придан “русский тип”» [5]
Жанровый сюжет на фронтальной стенке мог быть рассчитан на дворянского заказчика Он воспроизводит идиллию большой семьи, приехавшей летом в свое имение. Особое внимание выделяет художник персонажам.
На одной из боковых стенок воспроизведена популярная сюжетная линия «Рафаэль и Форнарина», изображена возлюбленная Рафаэля Маргерита Лути, дочь булочника («Форнарина» означает булочник).
«На задней стенке шкатулки написана панорама города-завода с рекой и церковью на первом плане. Архитектура его представлена очень условно, что не позволяет уверенно назвать какойлибо конкретный город» [6].
Для сравнения типологии росписи Нижнетагильских шкатулок XIX века брали образцы как подносов, так и шкатулок; наиболее полная коллекция принадлежит Нижнетагильскому Государственному Музею. При исследовании мы выявили, что форма шкатулок оставалась прежней и не подвергалась изменениям, вероятно, это обуславливается отработанной технологией производства. А сюжет росписи менялся, но сохранялся единый стиль.
После составления аналогов для исследуемых шкатулок можно сделать вывод, что сюжеты для росписей подбирались с учетом пожеланий заказчика и зачастую не складывались в единую композицию. Только по одежде на героях росписей мы можем судить об истоках их возникновения.
Мастера очень часто обращались к искусству гравюры Италии, Англии, Германии, изменяя композиции и внося цвет, создавали свои образы, отдаленные от оригиналов гравюр.
Как отмечалось выше, источником сюжетов для росписи служила западноевропейская гравюра Это было связано, прежде всего, с модой того времени, в начале XIX века ампир и неоклассицизм. В стиле классицизм использовали очень много античных и исторических картин, создавая главенствующий и незыблемый образ в сознании зрителя.
Для исследования шкатулок из собрания ГИМ мы обратились к английским гравюрам первой половины XIX века, потому что на это указывала одежда героев, которая была характерна для Англии этого периода.
Для поиска аналогов наиболее подходящими оказались гравюры, созданные на бытовые сцены: Барон Бернар «Вечер в Лондоне», 1738. Ок. 1696, Париж — 1762, Лондон. Лист 3 из серии «Четыре времени суток». Автор оригинала У.Хогарт. Изображена сцена быта, обычного вечера в семье, очень схожа с росписью на исследуемой шкатулке.
Также близкой по стилистике костюмов представлена гравюра Джона Бернета 1781/84, «Оглашение завещания» 1825, год, Шотландия — 1868, Лондон. Автор оригинала Д.Уилки. И гравюра Абрахама Реймбаха, 1766, Лондон — 1843, Гринвич «День оплаты ренты», 1817 год. Автор оригинала Д.Уилки.
Образы детей на нижнетагильских шкатулках близки гравюрам Уильяма Уорда «Дети, играющие в снежки», созданной в технике меццо-тинто с оригинала Р.М.Пей. Иоганн Готфрид Хейд, 1730, Аугсбург — 1776, Вена. «Господин Гаррик в пьесе Фермеры возвращаются», 1766 год. Автор оригинала И.Цоффани.
Тематика фривольных сцен была популярна в Англии XIX столетия, нижнетагильские мастера ее стали использовать и в своих работах как оригинал гравюру известного европейского мастера. Очень близко по стилю работы Чарльза Хита «Ссора влюбленных», 1827 год, с оригинала Г.С.Ньютона. Голова девушки очень похожа с героиней нижнетагильской росписи. Уильям Райленд «Венера представляет Елену Парису», 1781 год, автор оригинала А.Кауфман.
В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не миновал он и тагильский подносный промысел.
Свой отпечаток наложила на подносный промысел реформа об отмене крепостного права — 1861–1862 гг, когда резко возросли цены на многие основные и вспомогательные материалы, а цены на саму продукцию оптовыми скупщиками занижались, так как им неинтересно было реализовывать высокохудожественные вещи.
Из-за этих условий ручной труд был заменен машинным, получило развитие «маховое» письмо, когда кисть с краской нужного цвета пишется без особой детализации, широким мазком от
руки.
Также в конце XIX века преобладала техника деколи (нанесение изображения на поверхность путем переноса краски со специальной бумажной основы), которая популярна и сейчас.
Таким образом, нижнетагильская роспись — это одно из направлений урало-сибирской росписи, отличительная особенность которой — в свободной кистевой манере письма, предполагает особую технику мазка с разбелом.
Крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий — Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых. В Нижнетагильском, Невьянском, ВерхНейвинском, Нижнесалдинском поселках развивалась горнозаводская роспись.
На исследуемых шкатулках неизвестного автора сюжеты живописи отражают представление художника мастерового о вкусах заказчика, отсюда воплощение в его живописи самых расхожих сюжетов. Заметно, что мастер, видимо, был ограничен в выборе образцов для копирования.
Сюжеты лаковой росписи близки к английским гравюрам первой половины XIX века, это подтверждает одежда героев, характерная для Англии этого периода. Аналоги живописных сюжетов с гравюр созданы на бытовые сцены художниками Барон Бернар, Джон Бернет, Уильям Уорд, Чарльз Хит, Уильям Райленд
В конце XIX века получила распространение техника «махового» письма, это привело к отказу от детализации, стилизация декоративность формы.
Нижнетагильская школа оказала колоссальное влияние на развитие лакового промысла как направления изобразительного искусства Тагильская роспись — это, прежде всего, аутентичная технология, у которой особые составы красок и лака, живописные сюжеты разнообразны, мастера часто копировали европейскую гравюру девятнадцатого столетия. Предметы, созданные в Нижнем Тагиле отличает манера письма и композиционный строй произведений.
Примечания:
1. Гилодо А.А. Нижнетагильская лаковая роспись по металлу XVIII–XIX
веков. Л.: Художник РСФСР, 1991. С. 103.
2. Барадулин В.А. Уральский расписной металл // Наше наследие. 1991.
№ 5. С. 23.
3. Елясова Е.В. МОТИВЫ УРАЛЬСКОЙ (НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ) РОСПИСИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5 (23). — URL: https:// nauchforum.ru/studconf/gum/xxiv
4. Соломенцева В.П. Архив отд. металла ГИМ.
5. Соломенцева В.П. Архив отд. металла ГИМ.
6. Соломенцева В.П. Архив отд. металла ГИМ.
Библиография:
1. Барадулин В.А. Уральский расписной металл // Наше наследие. 1991.
№ 5. С. 23.
2 Гилодо А.А. Нижнетагильская лаковая роспись по металлу XVIII–XIX
веков. Л.: Художник РСФСР, 1991. С. 103.
3. Елясова Е.В. МОТИВЫ УРАЛЬСКОЙ (НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ) РОСПИСИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5 (23). — URL: https://nauchforum.ru/studconf/gum/xxiv
4. Соломенцева В.П. архив отд. металла. ГИМ.