ЗАБЫТЫЙ УРАЛЬСКИЙ КРАЕВЕД И ПИСАТЕЛЬ — КАПТЕРЕВ Л. М.

Три богатыря Уральского Краеведения

XVII Зыряновские чтения  Материалы Всероссийской научной конференции

Курган, 5-6 декабря 2019 год

С. И. Пудовкин
МБУ ДО Детско-юношеский центр «Мир»
г. Нижний Тагил

Говоря о школе уральского краеведения, мы сразу вспоминаем о трёх столпах советского периода, славных учениках Пермской Духовной семинарии. Речь идёт о Павле Петровиче Бажове, Владимире Павловиче Бирюкове, Леониде Михайловиче Каптереве.

Согласно биографическим данным, старший из упомянутых классиков Павел Бажов (1879–1950) успешно окончил семинарию в 1899 г. третьим по успеваемости. Двадцатилетний юноша Владимир Бирюков (1888–1971) вышел из ее стен в 1908 году, Леонид Каптерев на четыре года был старше одного и на пять лет младше другого.

Связать воедино этих трёх великих писателей и краеведов меня подтолкнула небольшая статья из книги В. П. Бирюкова «Записки Уральского краеведа», «О чём напомнил Демидовский книжный знак».

«Перед нами лежит как будто небольшая коробочка: крышка и дно обложены сафьяном вишнёвого цвета с золотым ободком, с тремя позолоченными стенками, а четвёртая… точно переплёт книги, её корешок. Да, это на самом деле книга, только через, чур пышно переплетённая «Новый живописец общества и литературы, составленный Николаем Полевым. Часть 3. Москва. В типографии Н. Степанова, при императорском театре. 1832».

Книга эта из библиотеки  уральского заводчика Павла Демидова – племянника Анатолия Николаевича Демидова. Книга эта была мне подарена уральским краеведом и писателем, семинарским товарищем П. П. Бажова Леонидом Михайловичем Каптеревым. Его дед и родитель жили в пределах Курганской области: с. Канаши, г. Катайск, с. Ильинское, с. Житниково и др…». Вот такая небольшая строчка, связывающая воедино трёх великих уральских краеведов.

Только в последние годы имя Леонида Михайловича Каптерева стало выходить из исторического забвения. И сейчас, несмотря на ряд интересных исследований, его биография содержит ряд «белых пятен». Его литературное наследие полностью не изучено, археолого-краеведческие труды известны лишь единицам исследователей.

А ведь этот талантливый, незаурядный человек, не раз бывавший в нашем городе и не раз писавший о нем, мог бы войти в шеренгу тагильских писателей, заполняя пробел между Д. Н. Маминым-Сибиряком и А. П. Бондиным.

17 апреля 1884 года в семье служащего лесного хозяйства родился будущий краевед Леонид Михайлович Каптерев  Для детей из небогатых семей, а тем более тех, чьи отцы были духовного звания, дорога имелась одна – в духовную семинарию.

Его отец – Михаил Николаевич Каптерев (1841–1914) – работал лесным таксатором, а после переезда семьи в Екатеринбург – в лесном управлении Екатеринбургского горного округа.

Мать – Людмила Александровна (1855–1927) – занималась воспитанием детей и домашним хозяйством  Кроме Леонида, в семье было ещё пятеро детей: четыре брата и сестра.

Старший брат Александр (1870–1937) после окончания духовного училища был назначен дьяком прихода села Песчанское Шадринского уезда, в середине 1919 года ушёл с армией Колчака, пропав без вести для семьи.

Как сейчас известно, Александр Михайлович в последние годы жизни служил священником в церкви с. Катышка Голышмановского района Омской области. 23 ноября 1937 года его арестовали по обвинению в контрреволюционной агитации (ст.58-10 УК РСФСР) и приговорили тройкой при УНКВД СССР по Омской обл. к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведён в исполнение 10 декабря того же года. В мае 1989 года Каптерев Александр Михайлович был реабилитирован Прокуратурой Омской области. Причислен к Новомученикам Русской Православной Церкви.

За пять лет обучения в Пермской духовной семинарии Леонид сдружился с близкими ему по духу людьми – П. П. Бажовым и В. П. Бирюковым (известным впоследствии южно-уральским краеведом). Не один вечер провели они в беседах об истории Каменного пояса.

Осенью 1918 года судьба их разбросала по разные стороны баррикад. П. П. Бажов на стороне рабоче-крестьянской красной армии участвовал в обороне Нижнего Тагила, что потом он отразил в своей знаменитой книге «Бойцы первого призыва», а Каптерев занял сторону «Демократической контрреволюции».

Закончив обучение, Леонид ушел из семинарии  Но благодаря прекрасному вокалу, которым обладал Каптерев, его рекомендуют псаломщиком в храм Березовского завода близ Екатеринбурга.

Пользуясь близостью уральской столицы, молодой человек охотно посещает театры и музеи  Вскоре он совсем порывает с церковью и устраивается служащим в общество потребителей, а затем в Союзбанк. В эти годы огромное влияние на формирование Л. М. Каптерева как краеведа оказывает Модест Онисимович Клер, являвшийся тогда председателем УОЛЕ (Уральского общества любителей обществознания).

В 1908 г. (по другим сведениям в 1905 г.) окончил Московский Археологический институт со званием учёного археолога. С 1909 г. по 1931 г. жил на Среднем Урале.

Александр Михайлович относился к младшему брату с большим уважением: «Самый развитый и умный из людей» – такую подпись он оставил на фотографии Леонида, которая сохранилась в семейном архиве его правнука Владимира Владимировича Иванова.

Познакомившись с хранителем музея Уральского общества любителей естествознания Модестом Онисимовичем Клером (имя которого сейчас носит Свердловский областной краеведческий музей), он серьёзно заинтересовался краеведением. Его впечатления от познания истории и культуры Урала нашли отражение в первых литературных произведениях, опубликованных в 1916–1918 гг.

Великую Октябрьскую Социалистическую революцию, по его собственным словам, он воспринял «со страхом и недоверием», считая коммунистов «варварами и разрушителями культуры».

Симпатий к Советской власти у него не было, так как «она не давала народу демократических свобод и материального благополучия». Но, по глубокому убеждению Каптерева, и новый Верховный правитель и Главнокомандующий России адмирал Колчак незаконно узурпировал власть.

Приход диктатора вызвал возмущение екатеринбургского земства и левых партий  Исполком партии социал-революционеров от имени Съезда подготовил воззвание «Ко всем народам России» с осуждением захвата власти и «восстановления монархии», призвав не выполнять распоряжения «изменников и предателей Родины».

Зимой 1918 года, в дни Колчаковской оккупации, проживая в Нижнем Тагиле, Леонид Михайлович создает удивительное произведение «Островок (Из жизни уральских старообрядцев)». Стоящее совершенно особняком в его творчестве, оно написано в лучших традициях А. Н. Мельникова-Печерского и Д. Н. МаминаСибиряка.

Автор, будучи, в общем-то, молодым человеком (ему нет еще и 35 лет), пишет реквием эпохи, и в чем-то самому себе. Всё кардинально изменилось, буря войн и революций сметает всех и вся. Только маленький островок веры и любви ещё теплится на берегу Черноисточинского пруда. Уголок любви и надежды, утлый чёлн, на котором можно спастись от приближающегося урагана.

Именно в уральских старообрядцах, которые 300 лет назад стояли непоколебимо на принципах старой веры, видит Каптерев спасение души  Но подспудно он понимает, что долго на этом островке не продержаться, поэтому заканчивает свой рассказ словами: «Прощай, сказка!»

Эта книга, вышедшая в 1919 году в Екатеринбурге в серии «Библиотека Уральских писателей», в настоящее время является библиографической редкостью и с тех пор ни разу не переиздавалась. Из этого произведения видно, насколько полюбились автору тагильские просторы: гора Белая, Черноисточинский пруд.

Впоследствии он еще не раз возвращался к теме нашего города, сотрудничал с редакцией журнала «Товарищ Терентий» и газетой «Уральский рабочий». Огромную помощь Леонид Михайлович оказал становлению нижнетагильского музея и общества краеведов.

Десять лет жизни Л. М. Каптерева, с 1920 по 1930 год, отданы уральскому краеведению. В сентябре 1929 года УОЛЕ направила Леонида Михайловича в командировку по Верхотурскому, Нижнетагильскому, Алапаевскому и Надеждинскому районам для сбора исторических материалов и изучения местных памятников старины.

В этой поездке он активно сотрудничал с руководителем Шадринского отделения краеведов В. П. Бирюковым, директорами тагильского музея А. Н. Словцовым и чердынского И. А. Лунеговым. В итоге этой командировки Л. М. Каптерев остался на несколько лет в Верхотурье, где основал краеведческий музей.

В 1924 году вышло его знаменитое исследование «Дубинщина», посвященное восстанию крестьян Далматовского Свято-Успенского монастыря в XVIII веке, являющееся и по сей день главным трудом по этой теме.

До 1925 года он жил в Верхотурье, где основал краеведческий музей и возглавил работу Общества по изучению Верхотурского края.

После возвращения в Екатеринбург с 1925 по 1928 г  Каптерев заведовал музейным подотделом Уральского областного отдела народного образования.

С 1928 г  занимал должность учёного секретаря Уральского областного бюро краеведения – краеведческого центра Урала, созданного в Свердловске в 1924 году. Большое внимание он уделял литературно-краеведческой деятельности, много печатался.

В декабре 1931 года уже немолодой Леонид  Михайлович вместе с супругой Марией Николаевной переезжает в Горький  Неизвестно, что послужило причиной этого переезда.

В Горьком он продолжил активную краеведческую деятельность. «Неисправимый краевед» (так его назвал уральский краевед В. Бирюков) не оставил своего увлечения и «переключился на нижегородско-горьковское краеведение и местную историю».

За пятнадцать лет активной деятельности в Нижегородском крае им были опубликованы монографии «Недра Горьковского края» (1932), «Большая Волга» (1933), статьи «Нижегородский край при Петре I» (1940), «Нижегородское наместничество» (1941), книги «В Синегорских лесах» (1934), «Город Горький» (1934), историко-экономическое исследование «Нижегородское Поволжье в X – XVI вв.» (1939).

Учёный постоянно участвовал в различных научных и краеведческих конференциях. Последним его выступлением был доклад по теме «Нижегородская ярмарка» на второй городской научно-педагогической конференции «Город Горький в прошлом и настоящем (к 725-летию со дня основания)» в 1946 году.  В этом же году им была закончена вторая часть исследования по истории Нижегородского Поволжья с XVIII в. до конца 50-х гг. XIX в., однако опубликовать её автор не успел.

О семейной жизни Каптеревых мало что известно  В немалой степени причиной тому послужило изъятие при аресте Леонида Михайловича в 1946 году всех личных записей, мемуаров, дневников и библиотеки, которые не были приобщены к материалам следственного дела и утрачены.

В 1946 году 62-летний Л. М. Каптерев был арестован органами НКВД за «высказывание резких антисоветских суждений по проводимым ВКП(б) и Советским правительством мероприятиям, за гнусную и злобную клевету на руководителей партии и государства» и помещён во внутреннюю тюрьму Управления Министерства Госбезопасности.

Старый краевед был осужден по печальной статье 58, пункт 10, которая предусматривала срок наказания от семи лет за хранение антисоветской литературы. Поскольку Каптерев работал в библиотеке геологоразведки, то как библиофил мог хранить подлежащие уничтожению книги.

На увеличение срока вполне мог повлиять его арест Екатеринбургской ВЧК осенью 1919 г по обвинению в работе в Колчаковском земском управлении.

В чем причина ареста и почему Л. М. Каптерев отсидел в два раза больше, остается загадкой. Не был он освобожден ни в 1953 г., ни в 1956 г., отмотал все 15 лет почти полностью. Немощного старика освободили лишь в 1959 году. На следующий год он умер и был реабилитирован лишь в 1963 году.

Несомненно одно: уральским краеведам необходимо больше изучать богатое наследие Л. М. Каптерева.

Список сточников и литературы

1 Бажов П. П. Бойцы первого призыва. Формирование на ходу. – Свердловск, 1958 г.

2 Бирюков В. П. Записки Уральского краеведа. – Челябинск, 1964. – С.100.

3 Борисов А. Г. Верхотурский краеведческий музей в 20-е годы // Вестник истории Верхотурского уезда. – Верхотурье, 2010. – Вып. 1. – С. 14-15.

4 Кашин В. В. Об основателе верхотурского краеведческого музея: (репрес. урал. историк и краевед Л. М. Каптерев) // Гороховские чтения : материалы IV регион. музейной конф. – Челябинск, 2013. – С. 350–358.

5 Пудовкин С. И. Он дружил с Бажовым. Биография и творческое наследие Л. М. Каптерева // Грибушинские чтения 2013. Кунгурский диалог : тезисы докладов и сообщений IX международного социально-культурного форума (г. Кунгур, 22-27 апреля 2013 года). – Кунгур, 2013. –
С. 315-317.

6 Симановский С. В. Жизнь и труды краеведа Л. М. Каптерева // Проблемы идентичности современного российского общества: политика, право, экономика, экология, идеология, духовность : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Нижний Новгород, 2007. – С. 207– 215.

7 Тагильцева Н. Н. Судьбы уральских краеведов // Интеллигенция России в конце XX века: система духовных ценностей в исторической динамике : тез. докл. и сообщений Всерос. науч. конф., посвящ. памяти профессора В. Г. Чуфарова. – Екатеринбург, 1998. – С. 144-145.