ТАГИЛЬСКОЙ УЗКОКОЛЕЙКЕ — 120 ЛЕТ

Тагильский рабочий — Четверг, 20 августа 2015 года №129 (24262)

к 120-летию тагильской узкоколейки

Кипела жизнь вокруг, и бегали вагончики

Фото Станция «Кедун-Быково» до 1962 года.

Михаил Васильевич Шевченко работал на узкоколейной железной дороге недолго – два с половиной года, по распределению после окончания алапаевского техникума. Был бригадиром, начальником и локомотивного, и вагонного депо, но в дальнейшем также не терял связей с узкоколейкой. Более того, собирал факты из ее истории. Чему-то он был свидетелем, так что о многом может поведать

Начало

В нынешнем году дороге исполняется 120 лет: в 1895 году для демидовских пудлинговых заводов начал использоваться 19-километровый участок до Антоновского.

В 1897 году узкоколейка протянулась до Висимо-Уткинска (уже более 63 километров). В 1926 году была построена ветка к Соловьевогорскому дунитовому карьеру.

Колея

Ширина колеи менялась неоднократно: 1000, 884, 750 мм. Подстраивались под приобретенные паровозы. Иногда в колею 1000 мм укладывался третий рельс для паровозов колеи 884 мм. В 1960 году сделали перешивку пути на 750 мм.

Локомотивы

Паровозы приобретались в Германии и Америке. Последние два паровоза в октябре 1916 года оплатил Елим Павлович Демидов.

В 1964 году насчитывалось 10 тепловозов ТУ-2 с двумя кабинами управления  На семи тепловозах ТУ-2 стояли дизели Д-12, как на танках Т-34. К муфте сцепления компрессора подходило сцепление от «Москвича-412», что доставляло много хлопот с их приобретением в магазине «Автомобили». Помогал приобрести через знакомых в торге начальник горнорудной службы Иван Петрович Диденко – «в ущерб автолюбителям».

Депо

«В ожидании ремонта простаивали два тепловоза ТУ-4, — вспоминает о начале своей карьеры Михаил Васильевич. – Начальником локомотивного депо был Александр Александрович Травин с высшим образованием электровозника. Обрадовался моему назначению бригадиром и дал задание запустить в работу один из ТУ-4, снимая запчасти с другого. С великими потугами к концу февраля 1971 года один тепловоз был запущен…

К депо была пристроена котельная с паровым котлом иностранного производства. Вызванный перед отопительным сезоном инспектор Госгортехнадзора Ушаков запретил его эксплуатацию из-за коррозии заклепок. Тогда у депо установили паровоз с круглосуточным дежурством помощников машиниста тепловоза. В конце концов, в нарушение всех правил, головки заклепок были наплавлены, а инспектор якобы этого не заметил. Обошлось на долгие годы…»

Фото Дежурная на станции «Кедун-Быково» Елена Лысенко. Архив Елена Лысенко.

Вагонное депо представляло собой бревенчатое помещение, использовавшееся как склад запчастей, пиломатериалов, линкруста, линолеума, стекла, краски и пр. Для обогрева работающих использовался пассажирский вагон, установленный на грунт. В горнах с коксом нагревались заклепки. Механизация заканчивалась применением переносных, в том числе автомобильных, домкратов. Душевая была рассчитана на рабочих локомотивного депо и нескольких других счастливчиков. Туалет с умывальником был только в локомотивном депо.

Грузы

Кроме металла перевозили лес, щебень, песок для строительства дамб и плотин, дунит  Чаще всего сходили с рельсов думпкары – из-за высокого центра тяжести. Из-за несоблюдения скоростного режима на перекосах пути вагон раскачивался, и гребень колеса поднимался над рельсом. Для установки на рельсы вагон разгружался, и по всему пути перевозки дунита, ценного материала для бань, лежат его кучки.

Пассажиры

Рабочие демидовских заводов ездили на вагонах «невозбранно». В 1970-е годы был пик пассажироперевозок – официально до 30 тысяч в год. Но многие не успевали приобрести билеты из-за очередей или не обременялись этим. Народу набивалось битком. Ехали в тамбурах, на подножках и переходных площадках.

Молодежь обживала крыши, хотя их поливали отработанным моторным маслом  Людей привлекало обилие грибов, ягод, рыбы по речкам и прудам и просто отдых на природе. Из-за тесноты кондуктор физически не мог продавать билеты.

Экскурсионные маршруты

Сплав по Чусовой, каменный крест на ее берегу, где родился Никита, первенец Акинфия Демидова, музей Мамина-Сибиряка в Висиме, озеро Бездонное (глубина 49 м) около станции «Урал» и т. д. Дорога была интересна и краеведам, и просто любителям старины, собирателям песен, предметов быта, сказаний, том числе — о походе через эти края Ермака.

Сходы и другие происшествия

Случались сходы и пассажирских вагонов  Обходилось без травм. Как-то отвалился гребень колеса. Комиссия установила причину в неправильной прокатке колеса заводом-изготовителем.

Были и смертельные случаи  Пассажир сорвался под колеса  Приехали из железнодорожного цеха, милиция, «скорая», но никто не хотел лезть под вагон. Вызвался помощник машиниста Александр Долматов. С трудом, но достал. А машинист тепловоза, фронтовик, награжденный медалями, обомлел. Пришлось медикам оказывать ему помощь. Вызвали и резервный тепловоз.

Другой случай  Бригада переехала человека недалеко от станции «Голый Камень». Это обнаружила другая бригада, следовавшая на смену в обратном направлении. На следующие сутки на то же время назначили эксперимент. На рельсы уложили чучело, но, как ни старался машинист, все равно рефлекторно тормозил, не доехав. Расследование милиции все же показало, что на путь был положен уже труп.

Однажды при погрузке тепловоза ТУ-2 новая пропитанная шпала сломалась уже над платформой наискось – от конца к концу. Одна из половин, пущенная, как из лука, пробила лобовое стекло крана и вонзилась в заднюю стенку кабины. Машинист крана Геннадий Иванович Новоселов завершил опускание и только потом вытер кровь от мелких порезов осколками «сталинита» — такое стекло рассыпается при ударе на мелкие кусочки. Полнотелая помощница машиниста лишь испугалась: шпала вонзилась между ними.

Коллектив

Работал в депо жестянщик, каких еще поискать надо. Но кто бы ни подходил к нему, смахивал все в ящик верстака. Плотник Гоша из вагонного депо купил у него рукомойник за 25 рублей при зарплате 100-120.

Разобрал, выправил, по образцу нарезал железо  Клепает дома, а выходит то кривенько, то косенько, то вообще никак. Улучил момент: из кабины тепловоза стал наблюдать за жестянщиком. Тот заприметил его и – в погоню с киянкой. Да куда там, хоть и крепенький был старик, не угнаться за молодым. А Гоша в убытке остался из-за испорченного железа. Не сложился бизнес.

Будни скрашивали забавные случаи  Как-то слесарь вышел на смену с похмелья и стал угрожать бывшему десантнику Травину. Каким-то неприметным движением он толкнул слесаря, и тот кувырнулся в смотровую канаву. Вылез под хохот зрителей весь в мазуте, сразу протрезвевший.

«Приятный сюрприз учинил мне и.о. начальника депо старший машинист ТЭМ-2 Юрий Павлович Наумов, — вспоминает Михаил Васильевич. – Прознав, что нам с Аллой Дмитриевой в загс 26 декабря 1971 года, подхватив нас обоих, привел в клуб станции. А там уже деповские. И стол накрыт – кто чем богат. Я же перенес регистрацию на 31 декабря 1971 года. Так я был женат несколько раз при одной жене.

Забавный был мужчина Наумов. Вроде шуточки, прибауточки, а правил твердо. Кроме помощников на тепловозах я был самым молодым в депо – неполных 24 года. Многие годились в отцы-матери и пытались влиять на сопливого начальника. Мне везло на хороших людей».

Анатолий Валентинович Габаров провел войну в блокадном Ленинграде В Нижнем Тагиле жил в своем домике по Восточному проезду. Баловал детишек. Итак в тесноте, так он еще соорудил железную дорогу со всей атрибутикой. Обойти ее можно было только по стенкам.

«И мой старший сын играл той дорогой», — вспоминает Михаил Васильевич. Хороший технарь и добрейший человек, Анатолий Валентинович прощал человеческие слабости и не ранил людей грубым словом. Сказывался Ленинград: в голодную годину мать случайно нашла довоенный обойный клей из муки с добавкой отравы от насекомых. Испекла блины, а детям не давала. Съела один, выждала время и только тогда дала детям.

В 1970-е годы у дома Габарова сгнил столб и прервалась телефонная связь, но пороги бюрократов обивал безрезультатно  Вспомнив про блины, написал в «Тагильский металлург». Заметку напечатали – с пожеланием накормить ими зарвавшихся чинуш. Связь быстренько восстановили.

Разобрали…

В 1990 году дорога была акционирована – появилось АО «Узкоколейная железная дорога». Пути до станции «Гальяновская» были разобраны. Та же участь постигла участок от «Урала» до Висимо-Уткинска. Ветка от станции «Гальяновская» до станции «Дуниты», в составе Соловьевогорского рудника, осенью 2007 года была демонтирована до последнего костыля вместе с мостами через речки. Были уничтожены и пешеходные переходы для путейцев и многочисленных любителей природы.

«Обращения тагильчан в различные инстанции о возобновлении пассажирского движения закончились ничем», — с грустью отмечает Михаил Васильевич Шевченко. Такой вот печальный финал.

Фактически мы потеряли уникальный музей железнодорожной техники под открытым небом с живописным уральским маршрутом, по которому можно было бы возить и западных туристов тоже. И эта «железнодорожная катастрофа» произошла на родине первого российского паровоза…

Но, вполне возможно, в один прекрасный день о дороге вспомнят и восстановят – хотя бы как экскурсионный маршрут. Ведь узкоколейка эта – важная часть истории опорного края Державы.

Подготовил
Владимир МАРКЕВИЧ.