СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕМИДОВСКОЙ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ДОРОГИ
УРАЛ-ЗЕМЛЯ ЗОЛОТАЯ.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ НА КУЛЬТУРНУЮ КАРТУ ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ ДЕМИДОВСКОЙ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ДОРОГИ
Ерахтина Ксения, Щур Кристина МБОУ СОШ № 33
Научные руководители: Попова Л.С., Крашенинникова И. Г
Историческая биография города связанна с талантом знаменитых и безвестных тагильских изобретателей и мастеровых Рядом со многими деяниями вполне заслуженно стоят слова «впервые в России». Среди них – первый русский паровоз Ефима Алексеевича и Мирона Ефимовича Черепановых. Мы с гордостью отмечаем сегодня, что русские железные дороги начало свое берут в Нижнем Тагиле.
Электрический свет вспыхивал на одном из заводов Нижнетагильского округа еще в те времена, когда его не знали большинство европейских городов. Золотыми буквами в историю отечественной техники вписаны имена инженеров Ф.И. Швецова, К.П. Поленова, В.Е. Грум-Гржимайло, изобретателей Е.Г. Кузнецова-Жепинского, Е.А. Козопасова, К.К. Ушакова и многих других, которые и были, как Леонардо да Винчи, «универсальными механиками».
Технические достижения Нижнетагильского горнозаводского округа всегда базировались на самом широком использовании передового технического опыта России и зарубежья.
В 1722 году на реке Вые дал первую медь Выйский медеплавильный завод, а в 1725 году у подножья Магнит-горы начал работу Нижне-Тагильский чугуноплавильный и железоделательный завод. Основателем этих заводов был Акинфий Демидов – сын известного в России мастера железного и оружейного дела из Тулы Никиты Демидовича Антуфьева (Демидова).
Висимо-Уткинская узкоколейная железная дорога: 1895 — 2007гг
Висимо-Уткинская узкоколейная железная дорога (название неофициальное) являлась одной из старейших узкоколейных железных дорог России. Эта дорога занимала значимое место в ряду железнодорожных достопримечательностей России — наравне с такими узкоколейными железными дорогами, как Алапаевская, Белорецкая, Рязано-Владимирская…
Среди особенностей Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги: начальным пунктом являлся город Нижний Тагил — родина российских железных дорог; узкоколейная железная дорога пересекала географическую границу Европы и Азии; дорога являлась одной из старейших в России
В декабре 1895 года на узкоколейке было открыто движение поездов от Нижнего Тагила до Антоновского завода (19 км), однако затем, по ходу строительства ее решили довести до Висимо-Шайтанского завода (через Черноисточинск), а в дальнейшем и до Висимо-Уткинского завода.
В итоге протяженность главной линии узкоколейной железной дороги с колеёй 844 мм составила 64 км, и в июле 1897 года она была полностью сдана в эксплуатацию. Пролегала по живописной местности Среднего Урала; как ни одна другая узкоколейная железная дорога в последнее время хранила «дух старины», присутствовавший в этих местах со времён существования «промышленной империи» Демидовых.
Для старинных горнозаводских посёлков до 1990-х годов узкоколейная железная дорога являлась основным средством сообщения с внешним миром. Дорога меняла ширину колеи, около десяти раз меняла ведомственную принадлежность.
В 1935-42 годах принадлежала НКПС, и даже носило имя «Железного» наркома Л.М. Кагановича. Являлась частью сети железных дорог общего пользования, в разное время имела различную протяжённость.
В судьбе узкоколейной железной дороги Нижний Тагил — Висимо-Уткинск было немало крутых поворотов, но каждый раз она выходила из трудного положения, приспосабливалась к меняющимся экономическим условиям. Построенная для транспортного обеспечения заводов Нижнетагильского горнозаводского округа, она в дальнейшем стала обслуживать близлежащие золотые и платиновые прииски.
В 1942 году дорога перешла в ведение НТМК, а в 1950 году вошла в состав НТМК.
1960-80 годы стали периодом развития активного технического производства В стране возросло потребление металла, расширялись и развивались машиностроительные и металлургические заводы. Нижнетагильскому комбинату требовалось все большее количество агломерата для выплавки металла, а как следствие шло развитие Высокогорского Рудника, поставщика сырья, флюсов для производства всех видов металлопродукции на комбинате.
До недавнего времени дорога демонстрировала редкую «живучесть»: несмотря на смену владельцев, она оставалась востребованной. В 1995 году было торжественно отмечено столетие узкоколейной железной дороги, а в 1998 году, несмотря на многочисленные протесты жителей города Нижнего Тагила и Пригородного района, прекратилось движение пассажирских поездов (по состоянию на май 1998 года, пассажирский поезд сообщением Кедун-Быково — ВисимоУткинск ещё курсировал ежедневно, в составе поезда было 5 вагонов).
После 1998 года начался период «медленного умирания». Был разобран участок Кедун-Быково – Гальяновская, пролегающий в черте города. Участок Урал — Висимо-Уткинск на протяжении нескольких лет простаивал без движения (при том, что до начала 1990-х годов со станции Висимо-Уткинск за сутки отправлялось несколько десятков вагонов с лесом).
В сентябре-октябре 2001 года и летом 2002 года восстанавливалось пассажирское движение по короткому маршруту Гальяновская — Чауж (поезд курсировал по выходным дням). Но пассажирские перевозки не пользовались спросом — станция Гальяновская находится в промышленной зоне, до ближайшей остановки общественного транспорта нужно пройти почти два километра среди свалок и отвалов породы.
Между тем, станция Кедун-Быково находилась почти в центре города В 2004 году участок Урал — Висимо-Уткинск был разобран.
Позднее губернатор Свердловской области Э. Россель выразил своё негативное отношение к данному факту.
«И второй вопрос. Во время своего визита с председателем НОК в Нижний Тагил Вы сказали, что нам от Демидовых осталось такое уникальное наследство, как узкоколейная железная дорога из Европы в Азию. Хотелось бы знать, как продвигаются дела с её восстановлением».
Эдуард Россель: «Есть федеральные налоги, а есть областные. В законе о бюджете 2003 года мы отказались от налогов на землю и я в бюджетном послании на 2004-й год предложил дать льготу по этому налогу предприятиям, имеющим большие территории… Узкоколейка — это моя постоянная тема разговоров с генеральным директором Высокогорского ГОКа. Она уникальна. Там лежат рельсы с клеймом демидовского завода. Она — немой свидетель 300-летней истории металлургии Урала. Я разговаривал с управляющим и у него есть соображения о том, как эту дорогу сохранить. Жаль, что ликвидировали дорогу от поселка Уралец до ВисимоУткинска. Хоть рельсы ещё не все растащили, но её уже не восстановить. Жаль. Она проходит мимо родины Мамина-Сибиряка».
По состоянию на 2004 год, пассажирских перевозок не было, однако существовали регулярные перевозки дунита (дунит — сырьё для производства огнеупорных кирпичей) по маршруту станция Дуниты — станция Гальяновская (1-2 пары поездов в сутки).
30 сентября 2006 года на узкоколейной железной дороге велись съёмки фильма «Собиратель дорог», посвящённого истории и современному состоянию узкоколейной железной дороги (в конце года фильм был показан на региональном «4-м канале»). Руководители Высокогорского ГОКа предоставили для съёмок тепловоз ТУ7А-3239, была совершена поездка по всему сохранявшемуся на тот момент участку — от Гальяновской до станции Дуниты. В фильме выражалась надежда, что эта дорога будет работать ещё долго (попытки перевода грузоперевозок на автотранспорт к тому моменту предпринимались неоднократно и завершались неудачно).
Реальность оказалась иной В августе 2007 года очередным владельцем УЖД — Соловьёвогорским рудником было принято решение о демонтаже пути на всём протяжении. Перевозки дунита решено производить автотранспортом. Демонтаж был начат в августе, и должен завершиться до конца 2007 года. Существует намерение оставить около 300 метров пути на территории депо Гальяновская для технологических перевозок (депо должно быть превращено в цех по производству металлоконструкций), но в реалистичности этого плана можно сомневаться. В любом случае, узкоколейная железная дорога скоро прекратит своё существование.
По состоянию на 7 октября 2007 года, уже был полностью разобран перегон Урал — Дуниты, рельсы заканчивались на бывшей станции Урал (42-й километр от Кедун-Быково). Демонтаж пути вёлся круглосуточно, в работах участвовали жители г. Первоуральска, для их временного проживания на станции Чауж стояли 3 «плацкартных» вагона.
Оставались тепловозы ТУ7А-3237, ТУ7А-3239 и ТУ7А-3088 (все в рабочем состоянии), несколько десятков думпкаров, пассажирские вагоны и другой подвижной состав.
В 2009 году предполагалось издание книги, посвящённой истории Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги, но книга так и не издалась.
После выделения Высокогорского рудоуправления в самостоятельное предприятия узкоколейная дорога была передана Высокогорскому ГОКу. Проект «Туристический маршрут город Нижний Тагил, станция «Кедун -Быково» – поселок Висимо-Уткинск – река Чусовая»
Удивительный и неповторимый Уральский край с его невероятно красивой на всем протяжении хребта природой, с его героической историей, легендами и сказами. Но более всего удивляют нас люди. Они делают для своей малой родины как большие свершения, так и повседневные, но нужные всем дела.
Восстановление узкоколейного железнодорожного маршрута одного из первых на Урале было бы в первую очередь экономически выгодно, так как привлекло бы не только российских, но и иностранных туристов. Это в свою очередь расширило бы существующие сейчас границы «Демидов-парка». Осуществить этот проект под силу такому гиганту отечественной тяжелой промышленности, как наш город Нижний Тагил.
Вложение в восстановление движения по маршруту «Станция «Кедун-Быково» – поселок Висимо-Уткинск» окупилось бы и стало приносить доход. Каким образом это сделать, стало целью нашего проекта. Мы решили вести работу в следующих направлениях:
Провести опрос жителей о целесообразности восстановления железной дороги. Представить экскурсионный материал по маршруту.
Написать письмо-обращение главе Администрации, мэру города С.К.Носову и Городской думе.
Совершить путешествие по этому знаменитому краю предлагаем на поезде по одной из первых железных дорог Урала по маршруту г. Нижний Тагил, станция «Кедун-Быково» – п. Висимо-Уткинский, далее следующий этап для желающих на автомобильном транспорте до села Усть-Утка, а затем – сплав по реке Чусовая.
Небольшой состав поезда предлагается задекорировать под уральские минералы: малахит, родонит, яшма, лазурит и другие. Декор локомотива сделать в сочетании черного и красного с отделкой под бронзу. Каждый вагон будет иметь свое назначение.
Один из вагонов предлагается сделать видеозалом, где можно было бы познакомиться с маршрутом и посмотреть фильмы, которые подобраны для пассажиров разного возраста. В другом вагоне будет организован небольшой магазинчик сувениров, где можно приобрести предметы уральских промыслов: тагильские подносы, бурачки и шкатулки из бересты, керамику, изделия из уральских камней, а также печатную продукцию.
В следующем вагоне организован трактир с традиционным уральским чаепитием. В поезде предусмотрен и обычный вагон. Поезду можно дать название, например: «Каменный пояс» или «Демидовский экспресс».
Кроме экскурсионных групп поездом смогут пользоваться и пассажиры, которым нужно добраться до объектов, расположенных по маршруту.
Описание маршрута.
Знакомство с историей и культурными традициями народа Среднего Урала начинается здесь, на демидовских заводах. И началом нашего экскурсионного маршрута является город Нижний Тагил, расположившийся у подножия горы Высокой по берегам реки Тагил.
Нижний Тагил – один из самых интересных промышленных городов России, классический индустриальный центр Урала с богатой историей, своеобразной культурой и любопытной познавательной программой, предлагаемой туристам.
Кукушка Схема линии узкоколейной железной дороги (по состоянию на май 1998 года).
Город Нижний Тагил
Это, возможно, самый интересный с исторической точки зрения промышленный город России. Его история начинается с Указа Петра I о передаче земель по рекам Нейва и Тагил тульскому оружейнику Никите Демидовичу Антуфьеву (в последствии Демидову), который строит медеплавильный и железоделательный заводы.
8 октября 1722 года медеплавильный завод выдал первую медь Эта дата стала днем рождения сначала Нижнетагильского завода-поселка, а потом и города Нижнего Тагила с огромными гигантами индустрии России – Металлургическим комбинатом и Уралвагонзаводом.
В историческом центре Нижнего Тагила расположены два крупных музея: Музей – заповедник горнозаводского дела, куда входит и единственный в мире завод – музей, и Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств.
На одной из старинных улиц находятся музей ремесел и промыслов в бывшем господском доме, выстроенном в классическом стиле, и музей уральской лаковой живописи по металлу в бывшем доме Худояровых, основателей подносного промысла.
Здесь в Нижнетагильском заводе был изобретен отцом и сыном Черепановыми первый в России паровоз, а затем строятся и первые уральские узкоколейные железные дороги, по одной из которых начинается наш экскурсионный маршрут. Знаменательно то, что станция «Кедун-Быково» расположена у подножия горы Высокой. Сначала по железной дороге перевозили только грузы, затем добавили пассажирские рейсы.
Станция «Кедун-Быково»
Необычное название станция получила в честь погибших рабочих корреспондентов в первые годы советской власти. Отсюда начинается часть маршрута по узкоколейной железной дороге.
Проект станции «Кедун-Быково»
Гора Высокая
Гора Высокая – месторождение магнитного железняка, о ней сложены легенды и песни, написаны картины и книги, с нее открывается панорама города Нижнего Тагила, который обязан ей своим рождением. Она дала жизнь этому городу, его заводам и фабрикам, и пока она тут, перед глазами, всегда Нижний Тагил будет городом чугуна и стали.
Карьер
Наш поезд огибает гору Высокую и продолжает движение между двумя довольно глубокими карьерами. По цвету рыже-красного и лилового грунта откосов карьеров можно увидеть, что это место добычи железной руды в одном и медной руды – в другом. Справа по ходу поезда находится огромный карьер, где есть смотровая площадка, с которой можно видеть всю панораму карьера. Слева же карьер самый старый
Гора Голый камень
Гора Голый Камень – памятник природы и культуры древнего человека раннего железного века. Этому свидетельствуют остатки домницы. Археологи предполагают, что на вершине горы приносили жертвы представители племен, населявших довольно большую территорию местности. С вершины Голого Камня открывается панорама на восток и юг. Как на ладони лежит Нижний Тагил: его старые и современные постройки, его современные заводские гиганты и старенький демидовский железоделательный завод.
Горбуновский торфяник.
Горбуновский торфяник – стоянка древнего человека При торфоразработках здесь были обнаружены деревянные памятники культуры древнего человека неолитической эпохи. Хорошо сохранившиеся предметы посуды, фигурки животных, остатки деревянных настилов рассказывают о приречных стоянках людей на реке Чащиха.
Гора Дыроватик.
Гора Дыроватик – памятник природы форме потухшего вулкана возвышается горы Дыроватик, прикрывая своим высоким конусом поселок Черноисточинск. Отсюда гора напоминает распластанные крылья летящей птицы.
В западной части утеса находится сквозное каменное кольцо- «Дыра», образовавшееся в скале в процессе выветривания мягких пород или методом выкрашивания с помощью природных сил — воды, льда и снега. Диаметр отверстия в скале более двух метров. Отсюда и название горы — Дыроватик. В начале XX века ее знали как Дыроватиху. Сквозь каменное кольцо можно пройти и на его фоне сделать оригинальные фотоснимки.
Гора Липовая.
Гора Липовая – памятник природы находится к северо-востоку от Черноисточинска Нижнетагильского округа, образуя правый берег реки Черного истока и левый берег реки Медведки, впадающей в Черный исток. Гора сложена из порфира, миндалевидного порфира, с переходом в зернистый полевой шпат и трапп.
Высота Липовой горы 386 метров над уровнем моря Вершина Липовой горы характеризуется внушительным скальным выступом, кажется вот-вот он обрушится под тяжестью каменных нагромождений.. Со стороны Черноисточинского пруда, ранним утром из-за Липовой горы, ярким заревом просыпается солнце. Липовая гора — это символ и надежда нового дня.
Гора Юрьев Камень
Гора Юрьев Камень расположена недалеко от Черноисточинского пруда. На первый взгляд её можно принять за целый горный массив: на пологой горе среди деревьев разбросаны группами и поодиночке скалы самых причудливых форм. Некогда гора была значительно выше. В этом «гранитном городе» есть свои дома, башни, навесы, тупики. Некоторые скалы будто сложены из огромных плоских камней строителями-великанами.
Высота горы 501 метр Некоторые скальные останцы довольно высоки, до 16 метров. В лучах заката вершины скал приобретают красноватый оттенок. Причина тому – камень порфир, который наравне с гранитом и диоритом (далматином) составляет основную массу горной породы. В этих местах когда-то жили манси.
Поселок Черноисточинск
Поселок Черноисточинск – бывший Черноисточинский завод близ Нижнего Тагила привлекает туристов и отдыхающих своими прекрасными окрестностями — прудом, окруженным лесами и горными цепями, горами со скальными останцами и знаменитой Ушковской канавой.
Поселок Черноисточинск возник в 1726 году при строительстве Черноисточинского молотового завода, здесь переделывали нижнетагильский чугун в железо. Название заводу и поселку дала речка Черный Исток, на которой он возник.
Еще одна достопримечательность Черноисточинска – стоящая на холме Петро-Павловская церковь Каменный однопрестольный храм был заложен в 1856 году, а освящен во имя апостолов Петра и Павла в октябре 1862 года.
В Черноисточинске есть музей истории поселка Экспонаты музея – старинные вещи, документы, фотографии, картины и т.д.
Черноисточинский пруд
На месте Черноисточинского пруда до постройки плотины на этом месте было несколько небольших озер После постройки плотины на реке Черный исток, пруд стал источником водоснабжения Черноисточинского завода в XVIII веке.
С запада над прудом возвышается гора Белая, южнее ее видна цепочка Веселых гор. В середине XX века на берегу пруда была открыта стоянка древнего человека времен мезолита.
Пруд вытянут с юга на север почти на 9 километров, в ширину достигает до 5 километров.
Площадь пруда – 26,4 квадратных километров.
В южной части пруда есть несколько островов. Это любимое место отдыха и рыбалки не только жителей поселка, но и многих тагильчан.
Вокруг пруда расположен не один десяток баз отдыха для горожан.
Ушковский канал
Ушковский канал – памятник гидротехнического сооружения XIX в. При строительстве дамб и шлюзов крепостной гидротехник Клементий Ушков учел и использовал особенности рельефа и добился предельного использования всех водных ресурсов местности. «Ушковская канава» до сих пор является регулятором водной системы Нижнего Тагила, удивляя современных специалистов остроумным решением гидротехнических задач.
Протяженность канала около 5 километров В июне на канале начинается цветение удивительно красивых водяных белых кувшинок, занесенных в Красную книгу. Ушковский канал, называемый просто Канавой, излюбленное место отдыха и, самое главное, рыбалки.
База отдыха «Верхние прудки»
База принадлежит Евраз Холдингу НТМК. Удивительно живописны места в районе этой базы. Здесь начинается Ушковский канал. Отдыхающие получат удовольствие от русской и финской бани, могут посоревноваться в стрельбе из спортивного оружия по движущимся тарелочкам и по неподвижным мишеням.
Вблизи базы свободно пасутся косули. Здесь расположен заказник, поэтому охота запрещена.
База отдыха «Чаужинка»
База отдыха «Чаужинка» – место рыбалки и сбора грибов расположена на берегу небольшого пруда, образованного плотиной на реке Чауж. Тихое красивое место располагает к отдыху. Летом и зимой здесь можно расположиться для рыбалки. Маленький уютный пляж приглашает позагорать и искупаться в прохладном пруду в летнее время. Любое время года в этих местах располагает к активному отдыху.
Станция «Урал» — граница между Азией и Европой.
После 42-х километров пути мы делаем остановку на станции «Урал».
Это самое высокое место на нашем маршруте. Здесь начинается Европа. Мы предлагаем поставить здесь обелиск «Граница Европы и Азии».
Отсюда можно организовать небольшой поход к озеру Бездонное, а на юго-восток от станции «Урал» расположена ветка до станции «Востряк» в сторону поселка Уралец.
Озеро Бездонное
Озеро Бездонное – гидрологический памятник природы. Оно входит в состав природного парка «Река Чусовая». К счастью, к самому озеру нельзя проехать на автомобильном транспорте. Благодаря этому озеро, окруженное со всех сторон красивыми лесами, не загажено автомобилистами.
Озеро Бездонное – самое глубокое озеро Свердловской области. Это небольшое озеро овальной формы размером примерно 200 на 300 метров. При этом его максимальная глубина достигает 49 метров (средняя глубина – 25 метров). В прошлом местные жители пытались измерить глубину озера, но не могли достать до дна. От этого родилась легенда о бездонности озера, и так возникло его название.
Большая глубина этого небольшого по площади водоема объясняется его карстовым происхождением. То есть озеро образовалось на месте известнякового карстового провала.
Вода в озере прозрачная, необычного зеленоватого оттенка. В воде содержится большое количество растворенного кальция и сероводорода. Поэтому воду в котелок лучше набирать не в озере, а в реке Межевая Утка.
Поселок Уралец
Поселок Уралец – бывший Авроринский прииск Назван он был в честь жены Павла Николаевича Демидова Авроры Карловны, ставшей впоследствии владелицей прииска. Небольшой поселок старателей и рабочих, расположился в живописной впадине реки Мартьян, которая образует два маленьких пруда с помощью плотин разного уровня.
Возник поселок после открытия месторождения платины в районе Соловьевой горы, а район реки Мартьян впоследствии был весь изрыт старателями. Здесь был найден самый большой в мире самородок платины весом 9622 грамма.
Поселок Висим.
Поселок Висим – бывший Висимо-Шайтанский завод, родина писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Поселок расположен по берегам Висимского пруда. Плотина, построенная на реке Шайтанке, создала уникальное соединение жилого массива с великолепным ландшафтом Уральских гор. Живописный Шихан располагается к западу от поселка.
В центре поселка возвышается памятник писателю Д.Н.Мамину-Сибиряку от благодарных земляков. Тут же, рядом располагается Дом-музей писателя. В Висиме еще можно посетить два музея: музей истории поселка и музей ремесел и быта.
Здесь же можно заказать экскурсию с проведением праздника Масленицы. В поселке есть ипподром, где проходят скачки. Недалеко от поселка располагается комплекс «Вогульская деревня», где можно познакомиться с обрядами и бытом аборигенов нашего района, народов манси.
Еще одно привлекательное место для любителей природы расположено рядом с поселком – заказник с оленями и маралами, которых можно покормить из своих рук.
Из поселка Висим можно организовать конные маршруты до озера Бездонное вдоль реки Межевая Утка вверх по правому берегу, до поселка Уралец и горы Белой вверх по левому берегу реки Мартьян.
Гора Белая.
Гора Белая – памятник природы, горнолыжный спортивный комплекс. На горе Белой долго весной не тает снег, а осенью ее вершина белеет задолго до того, как округу покроет снег.
Зимой гора превращается в волшебное царство Матушки-Зимы. За это и получила свое название Белая гора.
У подножия горы расположился горнолыжный комплекс Здесь есть все условия для активного отдыха и занятий горнолыжным спортом: удобные номера для проживания, спортзал, великолепный бассейн, три трассы и два подъемника, прокат инвентаря.
Поселок Висимо-Уткинск
Поселок Висимо-Уткинск – бывший Висимо-Уткинский завод расположен на берегах пруда реки Межевой Утки. Здесь заканчивается узкоколейная железная дорога. Продолжить же путешествие желающим далее приходится на автотранспорте.
Поселок Усть-Утка
Когда-то заводчики Демидовы планировали построить дорогу до бывшей деревни Усть-Утка, где располагалась известная всему краю знаменитая демидовская пристань. Поэтому есть смысл достроить еще 25 километров железнодорожного полотна до поселка Усть-Утка.
В поселке бывшая демидовская пристань отправляла вниз по реке Чусовой в Европейскую часть России знаменитое демидовское железо, вытеснившее с рынка Европы шведское, английское и немецкое железо.
Сейчас в поселке открыт памятник в честь Дня независимости России. И ежегодно 12 июня здесь на празднике собирается много гостей.
Река Чусовая
Река Чусовая — всероссийский водный туристический маршрут. Сама река уникальна по своему географическому расположению: она течет с юго-востока на северо-запад, как бы вспарывая Уральский хребет своей неукротимой силой.
Территория, прилежащая к району реки, является природным парком «Река Чусовая». Удивительная природа окружает реку. То каменные столбы, как часовые, сторожат быстрые воды реки, то необычные узорчатые отвесные стены с гротами наклоняются над рекой, то небольшие пляжики из мелкой гальки мелькают вдоль берегов.
Огромное количество туристов-водников и просто любителей стремятся в сезон сплава к Чусовой. Самый интересный и красивый маршрут для сплава считается от поселка Усть-Утка до поселка Верхняя Ослянка.
Выводы и предложения по проекту
Изучив, особенности и значимость маршрута, мы вносим свои предложения, которые заключаются в следующем:
Осуществление такого проекта как восстановление узкоколейной железной дороги под силу такому мощному индустриальному городу как Нижний Тагил, для этого надо заинтересовать не только муниципальные структуры, но и частные компании.
Поскольку мы приглашаем на наш маршрут иностранных туристов, то, видимо, следует построить несколько небольших гостиниц – баз отдыха, например на берегу Черноисточинского пруда, на реке Чауж, в поселках Висим, Висимо-Уткинск, Усть-Утка, Верхняя Ослянка. Современные строительные материалы позволяют возводить здания быстро и недорого.
Возможно открытие международного летнего туристического городка для детей и подростков. Осуществление большой познавательной историко-культурной и туристско-спортивной программы для людей любого возраста.
Контакты и общение с иностранными туристами наш город может осуществить с помощью факультета иностранных языков НТГСПА. Воспользоваться услугами поезда смогут жители города и Пригородного района.
Итоги опроса жителей Нижнего Тагила и Пригородного района о необходимости восстановления железной дороги
Опрос проводился на автовокзале Нижнего Тагила Из 40 человек опрошенных 38 человек ответили на наши вопросы. Из них 36 человек выступили за восстановление движения по узкоколейной дороге, что составило 95%. И только двое сказали, что им не нужен такой вид транспорта, так как они ездят на собственных автомобилях.
Основными причинами для восстановления дороги послужило следующее:
Демидовская железная дорога имеет историческую ценность.
Удобный вид транспорта. Не надо брать штурмом маршрутные такси. Непереносимость автотранспорта из-за проблем со здоровьем (астма уже не редкое заболевание).
Некоторые остановки общественного транспорта находятся далеко от мест назначения, железнодорожные остановки близко.
Часто не можем попасть на автотранспорт, так как автобусы и такси проходят мимо, не останавливаясь, уже переполненные.
Обращение к истории, к славным свершениям прошлого и настоящего поможет нам почерпнуть мудрость и вдохновение, умножить энергию и упорство, так необходимые в наше время..
Написав свою работу, мы лучше осознали роль и значение … в истории нашей страны. Краеведение учит любить не только свои родные места, но и знать их. Приучает интересоваться историей и искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый
массовый вид науки.
Мы бережем традиции старшего поколения и надеемся, что в будущем наша работа позволит Нижнему Тагилу включиться в российские, а затем и в международные туристические маршруты. (экспедиции, русская изба).
Это подтверждает, что тагильчане, как отметил известный писатель и литературовед Ираклий Андроников, «любят свой город, и краеведение там в почете».
Город Нижний Тагил включен в список исторических городов России И связано это не только с давностью его почти трехвековой истории, но и с общепризнанной ролью Нижнего Тагила как старейшего центра горнозаводского дела отечественной и мировой металлургии.