НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ СТАНЦИЯ ЧЕРЕМШАНКА, МАЛОИЗВЕСТНАЯ УРАЛЬСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Фото Уральская узкоколейная железная дорога Начальный пункт — станция Черемшанка, расположенная в городе Нижний Тагил Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1-500 000, изданной ориентировочно в 1968 году (северная часть), 1981 году (южная часть).
Сайт Сергея Болашенко.
Сайт о железной дороге http://infojd.ru/index.html
Помимо известной Висимо-Уткинской железной дороги, в Нижнем Тагиле брала начало другая узкоколейная железная дорога, которая также являлась сравнительно крупной. На протяжении всей своей истории эта узкоколейная железная дорога предназначалась в первую очередь для вывоза леса.
Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт не позднее 1930-х годов Возможно, на протяжении некоторого времени эта узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Висимо-Уткинской узкоколейной железной дорогой.
В 1950-х годах на узкоколейной железной дороге был построен посёлок Дальний Узкоколейная железная дорога получила официальное название «Уральская узкоколейная железная дорога».
«В 1945 году в состав мехлесопункта был передан Черноисточинский лесопункт треста «Свердлесдревмет» с годовым планом вывозки 50 тыс. м3. В должности начальника мехлесопункта в годы войны работали А. Д. Шалагин и П. А. Золотарёв, техноруком С. В. Исаев и К. Д. Агафонов.
В течении пяти послевоенных лет объемы вывозки удерживались на уровне 95 — 120 тыс. м3 в год. Лесопункт провёл значительные работы по улучшению состояния УЖД, увеличил строительство усов, расширил территорию станции Черемшанка; общая протяженность путей достигла 45 км.
Заготовку вели три лесоучастка; Волчёвка, 15 квартал и Горевая. В лесу работали поточно-комплексным методом с разделением труда внутри бригад и звеньев.
Из деловых сортиментов заготавливали фанерный кряж, шпальник, рудстойку, пиловочник и стройлес, подтоварник, жерди, колья и дрова длиной 0,75 м, 1 м, 2 м и долголетие. Почти вся заготавливаемая древесина \ 100 тыс. м3 дров и 5 тыс. деловой\ поставлялась заводу имени Куйбышева.
К началу 50-х начале поступать бензомоторный пилы «Урал», электропилы ВАКОПП и К-5 с передвижными электростанциями, трелевочные трактора КТ-12. Уровень механизации работ на трелевке леса вырос до 45% на валке — 84% и на вывозке 98%
Строился посёлок Дальний; здесь были введены в эксплуатацию 725 м2 жилья, школа, общежитие, мехмастерские; на базе лесоучастка Волчевка образован лесопункт Дальний с годовым объемом вывозки 4 тыс. м3.
В это же время была решена одна из технологически трудных задач — уход от сплава. В 1974 году по рекам бассейна Чусовой были проплавлены последние 2.5 тыс. м3 леса. Сплавные леспромхозы Пригородного района — Висимо-Уткинский и Висимо-Серебрянский перешли на хлыстовую вывозку.
Её объёмы по комбинату в 1975 году достигли 1030 тыс. м3, в том числе по Висимо — Серебрянке 65 тыс. м3 и Висимо — Утке — 15 тыс. м3.
Сданы в эксплуатацию склад сырья и готовой продукции на Синегорском лесозаводе, полуавтоматические линии по раскряжевки хлыстов в Гороблагодатском и Азиатском леспромхозах, тепловозное депо на Уральской УЖД, лесопильный цех в Черноисточинске.
В 1978 году в организованной структуре Тагиллеса произошли некоторые перемены На базе Уральского лесопункта был образован Черемшанский леспромхоз; в его состав передан Танский лесопункт Висимо- Уткинского леспромхоза. Висимо-Уткинский леспромхоз реорганизован в лесопункт непосредственного подчинения»
Фрагменты текста из книги «Лесозаготовительные предприятия Среднего Урала», изданной в г. Екатеринбурге в 2001 году, авторы — В.Л. Глузман, М.Ф. Маслюков.
В начале 1990-х годов объём движения по узкоколейной железной дороге сократился до минимума. Вывозку леса было решено осуществлять автомобильным транспортом. Приблизительно в 1995 году узкоколейная железная дорога была разобрана.
Ответ начальника отделения связи посёлка Дальний Е. В. Хорошавиной на письмо-запрос, в котором содержалась просьба сообщить текущее состояние узкоколейной железной дороги. Февраль 1998 года.
По состоянию на 2010 год, находившиеся на узкоколейной железной дороге посёлки Волчёвка и Дальний остаются жилыми. Сообщение с ними ведётся автомобильным транспортом.