РАБОТА НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ С 1930—х годов
Сергей Болашенко
Нижнетагильская узкоколейная железная дорога обслуживала несколько горнозаводских посёлков, где размещались металлургические заводы, принадлежавшие семейству Демидовых. Основными грузами являлись лес и древесный уголь. Первые паровозы для этой дороги были заказаны в Германии. Известно, что в 1916 году два паровоза были изготовлены американской фирмой «Вулкан»
В 1926 году построена ветка на Соловьёвогорский дунитовый рудник — от станции Урал до станции Востряк (посёлок Уралец).
Дунит — сырьё для производства огнеупорных кирпичей, необходимых для металлургической промышленности Нижнего Тагила.
В публикации «Узкоколейные железные дороги общего и необщего пользования, их состояние, работа и перспективы на вторую пятилетку» 1933 года издания писалось следующее:
Тагильская узкоколейная железная дорога обслуживает куст действующих предприятий Тагила, но главным образом — Нижне-Тагильский металлургический завод. Дорога примыкает к Пермской железной дороге, имеет ширину колеи 884 мм. Протяжение главных путей 63,45 км.
Работа дороги имеет сравнительно небольшие размеры. За 1931 год дорогой было перевезено 35 тысяч тонн, грузооборот дороги за 1932 год был установлен в 108 370 тонн/5 437 300 тонно-км.
Техническое оборудование дороги характеризуется чрезвычайной изношенностью. Путь имеет лёгкий тип рельса — 15,38 кг/погонный метр. Паровозный парк (5 штук) находится в неудовлетворительном состоянии и по своему количеству недостаточен.
Недостаток дороги в паровозах уже на 1932 год выражался в 4 единицы, приобрести которые ввиду нестандартности колеи (884 мм) затруднительно.
В связи со строительством новых крупнейших заводов-гигантов (Металлургического завода, Вагонного завода) грузооборот дороги должен значительно возрасти и узкоколейная железная дорога потребует перешивки на нормальную колею. Для осуществления которой требуется 5 145 950 рублей по ценам 1931 года.
Нестандартная колея приводила к повышенным эксплуатационным расходам. Поэтому к 1960 году узкоколейная железная дорога была реконструирована на общепринятую узкую колею — 750 мм. С 1964 года паровозная тяга была полностью заменена тепловозной — поступило около десяти магистральных тепловозов ТУ2.
В 1970-е годы по узкоколейной железной дороге перевозилось до 30 000 пассажиров ежегодно. Рассматривался вопрос о продлении дороги от Висимо-Утки до реки Чусовая. Но он не был решён положительно.
После появления автодороги прекратилось пассажирское движение на участке Урал — Дуниты (посёлок Уралец). Но пассажирским поездам на главной линии Кедун-Быково — Висимо-Утка опасность не грозила: линия проходит через несколько небольших отдалённых посёлков, пустить автобусы в каждый из которых невозможно.
В административном отношении, до 1981 года дорога являлась одним из подразделений Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК). Затем появилось самостоятельное Погрузочно-Транспортное Управление (ПТУ). В 1989 году дорога перешла к Высокогорскому Горно-обогатительному комбинату (ВГОК). В 1990-х годах появилось отдельное АО «Узкоколейная железная дорога». В 1995 году было торжественно отмечено столетие дороги.
Пассажирские перевозки на дороге сохранялись до лета 1998 года. В последнее время они были уже достаточно нестабильными: поезда могли отменяться на неопределённый срок в связи с отсутствием топлива.
На момент поездки автора, состоявшейся в мае 1998 года, вывозка дунита была временно прекращена. Грузовых перевозок на дороге не было. Но каждое утро со станции Кедун-Быково отправлялась не одна сотня пассажиров. Вблизи дороги расположено много дачных посёлков, поэтому в желающих уехать недостатка не наблюдалось. В поезде было пять вагонов — очень редкий случай для узкоколейных железных дорог в то время. Все тепловозы ТУ2 уже были заменены привычными ТУ7А.
В целом, ситуация дороги в мае 1998 года выглядела так:
КЕДУН-БЫКОВО. Поезд до станции Висимо-Утка курсирует ежедневно, 9:00-11:40 (время местное). На станции действует билетная касса. Билет до Висимо-Утки стоит 10 рублей. До Гальяновской около 19:00 резервом отправляется пассажирский поезд, прибывший из Висимо-Утки. По ветке Урал — Дуниты пассажирские поезда не курсируют уже около двадцати лет. До этого в поезде на Висимо-Утку был прицепной вагон на Дуниты.
ВИСИМО-УТКА. Находится в одноимённом посёлке, который подписан на картах как Висимо-Уткинск. Поезд на Кедун-Быково (г.Нижний Тагил), 15:53-18:45.
ГАЛЬЯНОВСКАЯ. На станции расположено главное депо железной дороги. Вагоны на Кедун-Быково уходят примерно в 8:30 (подача резервом под поезд Кедун-Быково — Висимо-Утка).
Вскоре всякое пассажирское движение на узкоколейной железной дороге оказалось свёрнуто. «За ненадобностью», станция Кедун-Быково была разрушена, пути сняты. В то же время, возобновились регулярные перевозки дунита от месторождения в посёлке Уралец на Высокогорский ГОК.
С 1 сентября 2001 года, по многочисленным просьбам жителей Тагила и окрестностей, возобновилось пассажирское сообщение по небольшому маршруту Гальяновская — Чауж. Поезд курсировал по выходным дням, отправляясь от Гальяновской в 9:15. Давались многочисленные обещания восстановить движение до Висимо-Утки. К сожалению, этого не произошло.
Пассажирское сообщение в 2001 году продержалось лишь около двух месяцев — до зимы. Весной 2002 года поезд вновь стал ходить до Чаужа. Но вскоре опять возникла «вечная» проблема нехватки топлива и финансирования.
По состоянию на конец 2002 года, дорога выполняет лишь перевозки дунита. Они достаточно регулярны. Участок Дуниты — Урал — Гальяновская пока остаётся в числе немногих стабильно работающих узкоколейных дорог России.
В 2007 году было принято решение о переводе грузоперевозок на автотранспорт и о ликвидации узкоколейной железной дороги. По состоянию на октябрь 2007 года, демонтаж пути производился вблизи бывшей станции Урал. В конце 2007 года ликвидацию узкоколейной железной дороги планировалось завершить.