К ЮБИЛЕЮ ТАГИЛЬСКОГО ХУДОЖНИКА ВИКТОРА ГЕОРГИЕВИЧА МОГИЛЕВИЧА

К ЮБИЛЕЮ ХУДОЖНИКА

Кузнецова Н. С.,
кандидат педагогических наук, доцент,
декан ФХО НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО «РГППУ», г. Нижний Тагил
kuznetsovans@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Нижний Тагил, 13 апреля 2017 г.

В 2016 г  в дар художественно-графическому факультету НТГПИ (ныне факультет художественного образования НТГСПИ (ф) РГППУ в Нижнем Тагиле) жена Виктора Георгиевича Могилевича [4], Валентина Михайловна, передала в фонд учебного музея факультета более 60 работ художника, выполненных им в период с 1964 по 2004 гг.

Этюды конца 1960 – 1970-х гг. выполнены гуашью и  акварелью. Здесь и учебные работы, и многочисленные композиционные наброски, и зарисовки, выполненные художником в творческих поездках. Основой для работ художника становились плотные листы акварельной бумаги, грунтованный серый и белый картон.

Этюды, выполненные акварелью, отличаются тонкостью лессированных слоев, детальной проработкой формы, автор пытливо изучает природную форму окружения («Ночное окно», «Адлер», 1964).

Работы, выполненные гуашью и маслом, напротив, достаточно яркие, сочные, передают энергию натурного образа, интенсивность цветения и силу ветра. Так, серия работ, выполненных маслом, открывает зрителю строящуюся Москву («Новый Арбат», 1967).

Интересны и эксперименты художника с разными графическими печатными техниками – монотипией, гравюрой на картоне, сухой иглой. В технике монотипия выполнены этюды, датированные 1970-ми гг. Это пейзажи с хорошо продуманной композиционной структурой.

Привлекает внимание небольшая по размеру работа, на которой изображена сельская дорога и деревянный дом. Мягкое пятно зелени, разной по тональности активности, обрамляет незатейливый сюжет, смягчает и придает работе незабываемый художественный образ.

Не оставляет равнодушным и «Осенний пейзаж. Чусовая» (дата создания не указана). Работа сочная по колориту, в ней – буйство оранжевого, терракотового, коричневого цвета. Яркие ритмы лесных планов, крутой изгиб береговой линии реки словно уводят зрителя в лес.

Работы в технике гравюра на картоне посвящены советской теме: жизни промышленных заводов. Массивные черно-белые ритмы заводских построек в вытянутом формате листа придают дополнительное звучание заводской теме.

Совсем иное, лиричное звучание имеют работы, выполненные в технике сухая игла, травление. Это тонкие, лиричные и нежные портреты родных и знакомых.

Все, что изображал художник в своих работах, независимо от техники и материалов, воплощало гармонию живого и неживого мира, названную искусствоведами «особым мировоззрением В. Г. Могилевича».

На всем протяжении творческого пути Виктор Георгиевич неустанно исследовал натуру, искал свой принцип формообразования, вырабатывал свой изобразительный язык. Свет и фактура, форма и цвет – все работало на образ в его картинах. Он любил все, что его окружало, старался передать красоту каждого камня, каждого цветка, каждого уголка родины.

Художник ушел из жизни в 2007 г.

В 2008 г. в память о В. Г. Могилевиче была проведена выставка-конкурс пастели уральских художников «Версии пространства».

В 2011 г  на доме № 3 по улице Оплетина, где жил и работал мастер, установлена мемориальная доска в его честь.

В 2013 г., к 291-летию Нижнего Тагила, в музее природы и охраны окружающей среды экспонировалась выставка «Цветы души моей». В экспозиции было представлено 18 картин художника, написанных маслом, гуашью, темперой и акварелью.

12 февраля 2015 г. в учебном здании отделения сценических искусств НТГСПИ (ф) РГППУ состоялось открытие выставки под названием «Меловой период», посвященной памяти В. Г. Могилевича. Помимо работ Виктора Георгиевича на выставке были представлены работы тагильских художников Л. Грачиковой, И. Грищенко, Н. Кузнецовой, Р. Мамутова, Н. Наумовой, Е. Чебаковой.

24 октября 2017 г. на факультете художественного образования открылась выставка «Другой Могилевич», посвященная памяти художника [2, с. 212].

Многим Виктор Георгиевич известен как мастер пастели, автор серий графических работ, посвященных цветам. В его мастерской цветы были повсюду – на столах, подоконниках, балконе. Художник по этому поводу говорил: «Цветы у меня в душе и в доме» [1; 3, с. 10].

Работы, переданные в дар факультету и представленные на данной выставке, позволяют открыть другого Могилевича. На выставке было много гостей и студентов факультета. В адрес жены художника, Валентины Михайловны, звучали добрые, теплые слова о художнике и его семье.

Несомненно, данный проект позволит зрителю по-новому посмотреть на творчество В. Г. Могилевича и сохранит в памяти учеников и студентов факультета образ талантливого педагога и художника Виктора Георгиевича Могилевича.

Литература

1. Виктор Могилевич. Мир флоры: серия «Художники Урала» альбом / Автор вс. статьи В. Сахнов. Нижний Тагил: Издательство «СЭВ», 2002. 107 с.

2. Кузнецова Н. С. Другой Могилевич (к 80-летию художника) / Город, социум, среда: история и векторы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Тагил, 14–15 сентября 2017 г. / отв. ред. О. В. Рыжкова. Нижний Тагил : НТГСПИ (ф) РГППУ, 2017. 280 с.

3. Могилевич В. Пастель. Альбом / Автор вступительной статьи В. Сахнов. Нижний Тагил: Издательство «СЭВ», 1999. 120 с.

4. Художники Нижнего Тагила. 1942 – 2012. Справочник / Авторы составители: М. Агеева, Е. Ильина, О. Лебедева, Л. Смирных, Л. Хайдукова. Нижний Тагил, 2012. 277 с

Улица Уральская. 2006 год.