ДИРЕКТОР НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

Весь ТАГИЛ — № 3 — 12 августа 2010 год.

С искусством на “ты“

Директор музея изобразительных искусств Марина Агеева удостоена звания «Заслуженный работник культуры России»

Справка «ВТ»

Карьеру искусствоведа она начала еще в школе. При 23-й была очень сильная искусствоведческая секция. Учительница истории умела увлечь ребят. А в 9-м классе Марина (до замужества Кузнецова) записалась в научное общество учащихся при Нижнетагильском музее и вскоре начала водить экскурсии.

В 17 лет поступила на заочное отделение истории искусств Уральского госуниверситета. Сразу пришла работать в Нижнетагильский музей смотрителем зала. Вскоре уже официально стала экскурсоводом, затем старшим научным сотрудником и главным хранителем.

Весь путь по карьерной лестнице занял 17 лет. Бессменным директором Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марина Агеева является более 20-ти лет.

«По крыше и теперь хожу без страха»

Какая девчонка не мечтает стать фигуристкой или гимнасткой? Наверное, большинство. Вот и она с раннего детства занималась сначала фигурным катанием, потом спортивной гимнастикой. Даже разряды получала, но однажды травмировала спину, и с мечтой о большом спорте пришлось расстаться. Вообще о своих спортивных достижениях Марина Владимировна рассказывает с улыбкой.

Например, мало кто знает о том, что она с рюкзаком за плечами прошагала пол-Урала. Началось увлечение туризмом в университете, где записалась в секцию спелеологов. Пещеры изучали не только местные, с друзьями дошли до Кавказа.

Приходилось и спускаться в ущелья, и покорять горные вершины. Личный рекорд директора тагильского музея – Гергетский ледник, расположенный на северном склоне горы Казбек. По крыше и теперь без страха может пройти. В туристических походах познакомилась с будущим мужем.

«Из Тагила не уеду!»…

Замуж вышла за свердловчанина, но предупредила сразу: «Из Тагила не уеду!» И он остался. Хотя сыновья иногда в шутку вздыхают: «А ведь могли бы сейчас жить в Екатеринбурге!» Но Марина Владимировна знает – ее мужчины, муж и два сына, всегда и во всем поддержат.

Кто еще встретит ночью в аэропорту с картинами, если нет транспорта? Кто будет носить витрины перед очередной выставкой, когда в музее не хватает рук? Конечно, муж. А теперь и взрослые сыновья. Кстати, старший – Михаил, можно сказать, вырос в музее.

«Мама, там кто-то стоит…»

– Мужа забрали в армию,– рассказывает Марина Владимировна,– когда Мише было 2 года. Я тогда работала старшим научным сотрудником, а музей в воскресенье открыт, и мне приходилось часто брать сына с собой. Он, как обычно, в обед спал на диванчике, а когда проснулся, пришел ко мне и шепчет: «Мама, там кто-то стоит!» Пошли смотреть, оказалось, что он увидел скульптуру Зои Космодемьянской в полный рост, со связанными за спиной руками и мешком на голове. Наверное, с тех пор больше его искусство не пугало. Обычно он ходил по залам и здоровался: «Здравствуйте, картины!»

А младшему сыну было 5 лет, когда Марина Владимировна возглавила музей. Поэтому почти всю свою сознательную жизнь он помнит, что мама – директор!

«Мой любимый Богданов-Бельский»

Одна из первых лекций, которые она читала, была о художнике Богданове-Бельском. Литературы о нем было мало, информацию собирала по крупицам. В Нижнетагильском музее тогда было всего две картины этого мастера.

И вот спустя много лет в Москве в министерстве культуры Марина Владимировна увидела картину «Мальчик со скрипкой». Не удержалась, воскликнула: «Мой любимый Богданов-Бельский!» Сотрудница министерства ответила: «Картина пока ничья».

Оказалось, полотно хотел вывезти за границу голландский владелец пивзаводов в Подмосковье, но ему не разрешили. Тогда он подарил картину министерству со словами: «Передайте в хороший музей!»

Марине Агеевой вместе с заместителем главы города Вячеславом Погудиным удалось попасть на прием к министру, который подписал письмо с просьбой передать «Мальчика» в Нижнетагильский музей. Было это 29 декабря 1999 года, нужно было еще успеть вернуться домой.

Упаковку изготовили из коробок. Вячеслав Викторович вез картину на своей машине из аэропорта. Когда стали бережно выгружать, все спрашивали: «Зеркало, что ли, купили?» С тех пор «Мальчик со скрипкой» занимает достойное место в зале русского искусства.

А еще за эти годы удалось «добыть» «Храм Рождества Богородицы» Жуковского, коллекцию Голубятникова, картины Шемякина.

Горжусь…

На вопрос: «Чем гордитесь больше всего?», она ответила не сразу. «Наверное, тем, что за эти годы музей удалось привести в порядок. Когда я стала главным хранителем, стол у меня стоял на кирпичах – мебель разваливалась. Крыша протекала, трубы отопления в любую минуту могло прорвать. Мы сделали ремонт – укрепили пол, заменили кровлю. А в планах еще ремонт ограды и фасада.

У нас теперь есть еще два здания – на Уральской, 4 и Уральской, 5. Правда, и они требуют полной реконструкции. Площадей не хватает, и самое важное – это строительство пристроя. Вот уже почти два года мы не выставляли искусство 20-го века! У нас великолепная коллекция, которая постоянно путешествует по миру, а тагильчанам показать ее нет возможности!»

Пока мы разговаривали с Мариной Владимировной, ей постоянно звонили на рабочий и сотовый телефоны – день руководителя расписан по минутам.

Сейчас сотрудники музея работают над проектом «Солдаты. Soldiers. Soldaten…», он удостоен гранта благотворительного фонда Потанина. В сентябре тагильчан ждет индустриальное биеналле – выставка картин, посвященных индустриализации.

В октябре, по словам Марины Владимировны, в город прибудут скульптуры и графические работы великого сюрреалиста Сальвадора Дали. Поэтому отдыхать ей некогда – очень много хочется показать тагильчанам.

Татьяна Козяр.
Фото Сергея Иванова