НИЖНЕТАГИЛЬСКОМУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ИНСТИТУТУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 70 ЛЕТ
Тагильский рабочий — №111 (24000) Пятница, 20 июня 2014 года
Пока «железку» не потрогаешь, проку от обучения не будет
Нижнетагильскому технологическому институту (НТИ) исполняется 70 лет. За это время из стен учебного заведения вышло более 14 500 специалистов инженерного профиля.
Институт не перестает развиваться и быть кузницей инженеров. Даже несмотря на то, что в последние годы активное развитие получило гуманитарное направление. В нынешнем году, к примеру, в НТИ начнут готовить философов.
Об этом и многом другом мы разговариваем с директором института Владимиром ПЕГАШКИНЫМ.
— Владимир Федорович, институт стойко выдерживает министерский мониторинг и является эффективным. Это говорит о многом.
— По результатам последнего мониторинга мы оказались в числе шести вузов Свердловской области, которые выполнили наибольшее количество показателей эффективности. Среди них – УрФУ и Нижнетагильский технологический институт (головной вуз и филиал рассматриваются отдельно). Мы достаточно прочно стоим на ногах.
— В 1944 году Нижнетагильский индустриальный институт создавался как технологический вуз. Его главной задачей была подготовка инженерных кадров. Сегодня вы готовите не только технических специалистов. Открывается набор на направление «Философия». Согласитесь, довольно неожиданное решение для промышленного города.
— Часто слышу вопрос: как в техническом вузе могут готовить философов? Развивать гуманитарное направление – инициатива головного университета. УрФУ ведет набор абитуриентов по разным направлениям: от астрономии и философии до металлургии и машиностроения. Здесь, в Нижнем Тагиле, опорной точкой университета являемся мы, поэтому философов будут готовить на нашей базе.
В НТИ и раньше существовали гуманитарные специальности: экономика, менеджмент, физкультура и спорт. Другое дело, что к ним все привыкли. Философия будет прорывом в этом направлении.
— Будут ли философы востребованы в Нижнем Тагиле?
— Представительство УрГУ в Тагиле успешно работало на протяжении 15 лет. Департамент философии надеется, что спрос на гуманитарное образование будет и теперь.
Физику сдают только 18- 20% выпускников школ. Значит есть потребность социума в получении гуманитарного образования. Какова наша миссия? В первую очередь, способствовать развитию города, региона, а уже потом – удовлетворять потребность общества в образовании. Или наоборот? Вопрос философский.
— Философы будут обучаться очно?
— В этом году мы проходим процедуру лицензирования Головной университет ведет набор абитуриентов только на заочное отделение. Решается, как будет проходить обучение. Возможно, часть дисциплин будут читать наши преподаватели. В институте есть кафедра гуманитарного образования, свой доктор философских наук. Либо преподаватели спецдисциплин будут приезжать к нам, либо студентам предстоит самим ездить в Екатеринбург.
Если удастся лицензирование, то обучение со следующего года будет полностью проходить на нашей базе. А дальше университет будет решать, выделять нам бюджетные места или нет. Во всяком случае, речь о бюджетных местах идет.
— В прошлом году сообщалось, что в целом по России бюджетные места по направлению «Философия» сокращаются.
— Это характерно для всех гуманитарных специальностей, хотя план приема по университету год от года планомерно растет. Но увеличивается его машиностроительная часть. То есть бюджетных мест становится больше за счет промышленных специальностей.
— Наконец-то пришло осознание того, что город требует инженерных кадров?
— Дело даже не в городе — в стране в целом. Технология формирования плана приема несколько изменилась. Раньше план приема запрашивали с учебных заведений. Министерство рассматривало и, как правило, удовлетворяло заявку на 100%. Сегодня распределение бюджетных мест во многом зависит от потребности региона. Мы по-прежнему составляем заявку исходя из предполагаемого количества выпускников.
С другой стороны, в министерство промышленности и науки поступает информация от предприятий о нехватке тех или иных специалистов. Эти цифры концентрируются наверху, после чего их начинают кроить. Итоговые цифры выставляют на конкурс.
Допустим, Свердловской области требуется 1000 различных специалистов. Кто возьмется их обучать? Вузы подают заявки, принимается окончательное решение.
Потребность в технических специальностях у региона больше, чем в гуманитарных, отсюда и перераспределение мест.
— Такая система работает первый год?
— Она начала работать в 2013 году, но мы уже сформировали план приема на 2015 год.
— После слияния УПИ с УрГУ прошло три года. Как отразилось объединение на работе Нижнетагильского филиала УрФУ?
— По большому счету, никак. Мы как существовали практически в автономном режиме, так и существуем.
Была идея, что представительство УрГУ в Нижнем Тагиле присоединится к нам. Но закончилось тем, что его просто закрыли. Объединяться стало не с кем.
— Если не ошибаюсь, пару лет назад в УПИ был такой экспериментальный курс. Студенты обучались неполную неделю. По окончании получали корочки об окончании дневного отделения. Сейчас существует что-то подобное?
— Действительно, это был эксперимент. Студенты обучались дистанционно. Но, по большому счету, полную форму дистанционного обучения мы не проводили. В основном, группа была набрана из тагильчан. А дистанционное обучение предполагает, что преподаватель находится в одном месте, а студент за тысячи километров от него, смотрит лекции по ноутбуку.
Головной университет интенсивно развивает дистанционные формы обучения на базе филиалов. Но, так как мы автономны и самостийны, нас это не коснулось.
Тем не менее, мы должны развивать дистанционное направление сами. Эксперимент показал, что нам это посильно. Но демографическая яма немножко нас притормозила.
— Будущее за дистанционным обучением?
— Вопрос спорный. Когда преподавателя видишь только на экране, нет живого общения, психологической связки. Эффективность обучения снижается. Есть и другие нюансы. Допустим, преподаватель пишет на доске вывод формулы. В зависимости от скорописания, скороговорения, ему требуется до полутора часов. Студенты записывают, могут задать вопросы, что-то обсудить. Но, если лекция проходит дистанционно, у них такой возможности нет. Не будут же студенты сидеть дома и переписывать то, что пишет преподаватель по другую сторону экрана. Используются слайды. Полуторачасовой курс укладывается максимум в полчаса. От такоготкалейдоскопа студенты просто шалеют.
— В мире наверняка есть опыт дистанционного образования.
— На Западе существуют университеты, которые занимаются только дистанционным образованием. Их дипломы можно получить в любой точке мира. Но это, естественно, только гуманитарные предметы. Техническую специальность сложно получить дистанционно. Не понятно, как в таком случае проводить лабораторные работы. Можно поставить виртуальный эксперимент. Но, опять же, опыт показывает, что пока «железку» рукой не потрогаешь, проку от обучения не будет.
— Самые популярные направления в институте по-прежнему экономика и информатика?
— К экономике и информатике добавилась мехатроника. Это направление мы открыли три года назад. Специалисты-мехатроники потребовались на ЕВРАЗ НТМК и УВЗ. Экономика осталась только на контрактной основе, спрос на нее стал меньше. Тут уже играет другой фактор – платежеспособность.
— Тем не менее, она остается популярной?
— А куда деваться выпускникам, если 80% из них сдают обществознание? Идти на экономику и менеджмент.
— Физику, химию сдает меньшинство. Удается ли формировать полнокровный курс по инженерным специальностям?
— Повторюсь. Мы формируем план приема исходя из ожидаемого контингента. А дальше статистика. 1300 человек заканчивают 11-й класс, из них физику, в лучшем случае, сдают 20%. По статистике, 60-70% уезжают из города. Остается 95 человек. Они и есть наши потенциальные студенты.
Исходя из этого план приема – по пять человек на каждую из инженерных специальностей. Группы набираем по 10-15 человек. А дальше — усушка, утряска.
Сколько человек доходит до последнего курса?
Про качество школьного образования не говорит только ленивый. Резон в системе сдачи выпускных испытаний есть – независимый контроль. А как его провести? Конечно, по тестам.
На своем предмете я пытаюсь вызвать студентов на логические цепочки. Как-то мне заявили: «Владимир Федорович, что вы нас мучаете логикой, мы испорчены тестами. Дайте нам три варианта ответа, и мы попытаемся сообразить».
Качество образования, что бы ни говорили, сползает. Студенты не справляются с нагрузкой в вузе. В советские времена за 4-5% неуспевающих в сессию вызывали на разговор. 6-7% — это была катастрофа, разборки на партийном уровне. Сегодня количество неуспевающих в 40-50% уже никого не удивляет. Половина студентов сессию не сдает как у нас, так и в головном университете. Выживаемость низкая: из 10 человек до конца обучения доходит только 5-6, и то с условием, что кто-то восстановился.
Нам все время говорят, что институт завышает планку. Хорошо, давайте изучать таблицу умножения. Какому предприятию будут нужны такие специалисты?
— Нижнетагильский технологический институт – один из учредителей корпоративного университета УВЗ. Расскажите, что это значит.
— Корпоративный университет УВЗ – сообщество институтов и работодателей, во главе которых стоит Уралвагонзавод. Идея следующая: централизация заявки от предприятий к учебным заведениям по необходимым специалистам. Это целевой прием. И параллельно – проведение научных исследований на базе вузов. У предприятий корпорации есть потребность, у институтов есть возможность.
— В мае стало известно, что на УВЗ будет создана базовая кафедра машиностроения НТИ.
— Базовая кафедра станет нашим структурным подразделением, преподаватели войдут в штат института. Она будет практико-ориентированная, то есть предназначенная для ведения практических занятий, лабораторных работ и, самое главное, – производственных практик.
Надо сказать, что студенты проходят практику на предприятии в любом случае, независимо от того, есть там базовая кафедра или нет. Но руководителем практики может быть только представитель института, что связано с некоторыми техническими трудностями. Если им будет представитель предприятия, то многие вопросы снимаются. А для этого он обязательно должен стать нашим сотрудником. Базовая кафедра дает возможность облегчить организационные процессы. Предполагается, что она будет многопрофильной.
Сейчас нет специальностей, бакалавры обучаются по направлениям. Внутри каждого направления есть профили (подобно специализациям). Если раньше специализации вносились в образовательный стандарт, которому мы должны следовать, то теперь каждое учебное заведение самостоятельно формирует профили. С Уралвагонзаводом мы можем создать любой профиль и начать готовить нужных в данный момент специалистов.
— Предприятия активно сотрудничают с институтом, в том числе помогая развивать лабораторную базу?
— Недавно мы открыли лабораторию металлографии за счет средств развития университета и спонсорских средств ЕВРАЗ НТМК. Закупили современнейшие микроскопы, аппаратуру подготовки шлифов, центр моделирования процессов обработки металлов давлением.
В настоящее время комбинат оформляет у нас заказ на исследование шлифов. Совместно с Уралвагонзаводом работаем над созданием современной лаборатории станков с ЧПУ стоимостью 15 миллионов рублей.
— Насколько мне известно, студенты сейчас могут получать сразу несколько стипендий.
— Возможностей много. Надо только приложить знания и энергию. Можно получать до пяти стипендий. Надбавки положены за отличное обучение, научную деятельность и общественную работу. Плюс именные стипендии. Причем стипендии, учрежденные частными лицами, могут получать даже контрактники. Есть случаи, когда студент получает до 30 тысяч в месяц.
— Сколько бюджетных мест будет в этом году?
— Ориентировочно, план приема – 250 человек. Года три-четыре назад мы принимали 600-700 человек, из них 500 были бюджетниками. Одновременно обучение проходило около пяти тысяч студентов (сейчас чуть больше двух тысяч). Были проблемы с расписанием, не хватало аудиторий. Но, я думаю, демографическая яма скоро закончится. Уже в 2016 году выпускников будет больше.
— Спасибо за беседу!
Анастасия ВАСИЛЬЕВА.
Фото Сергея КАЗАНЦЕВА