АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI вв.

НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI вв.

О.В. Рыжкова
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, г. Нижний Тагил

Сборник ЗЫРЯНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2010. С. 82

В последние годы активизировался исследовательский интерес к осмыслению места различных учреждений культуры, в том числе и театров, в современном социокультурном пространстве регионов России.

Между тем работ о деятельности конкретных театров отдельных городов в условиях социокультурных и экономических трансформаций рубежа XX-XXI вв. практически нет. Поэтому анализ процесса развития Нижнетагильского кукольного театра, основанного в 1944 г., в указанный период представляется актуальным.

Важными показателями творческого развития театра являются количество поставленных спектаклей, в том числе премьер, посетителей, гастролей. В театре кукол они не были стабильными.

В 1994 г  в театре шла реконструкция, что стало причиной невыполнения плановых показателей по количеству спектаклей. Вместо запланированных 280 спектаклей было сыграно 262 (1, Ф. 528. Оп. 1. Д. 63. Л. 11).

Социально-экономические потрясения в стране тоже влияли на выполнение плановых показателей. В 1998 г. театр планировал обслужить 35 тыс. чел. Фактически за год в театре побывали 19,3 тыс. зрителей. В пояснительной записке к отчету о деятельности театра за этот год невыполнение плановых показателей объяснялось несвоевременной выдачей зарплаты в городе, забастовками в школах и закрытием детских садов (1, Ф. 528. Оп.1. Д. 94. Л.3)

Постепенно посещаемость стабилизировалась. Уже в 2000 г. она составила 22,8 тыс. чел, в 2001 — 25,4 тыс. чел. (1, Ф. 528. Оп. 1. Д. 114. Л. 2-3).

В 1998 г. он дал 284 спектакля, в 2002 — 237 (1, Ф. 528. Оп. 1; Д. 94. Л. 28; Д. 119. Л. 15).

В указанный период произошли изменения в контингенте посетителей театров. Традиционные в советское время коллективные выходы в театр (классом, группой и т. д.) постепенно уходят в прошлое. Становятся вновь популярными семейные походы.

Несмотря на экономические сложности театр обновлял репертуар, продолжал гастрольную и выездную деятельность. В 1993 г. театр поставил четыре новых спектакля, в 1998 — два, в 2002 — три (1, Ф. 528. Оп. 1. Предисловие).

Неизменной популярностью у горожан пользовались рождественские представления. Настоящим событием стала премьера «Вертепа» в 1993 г. Спектакль до сих пор сохраняется в репертуаре театра.

В 1998 г  театр организовал 108 выездов по городу, провел гастроли в Ирбите, где было показано 11 спектаклей (1, Ф. 396. Оп. 1. Д. 322. Л. 87). В 2002 г. успешно прошли гастроли театра в Москве (1, Ф. 396. Оп. 1. Д. 445. Л. 1).

Театр несмотря на социально-экономические перипетии продолжает заниматься благотворительной деятельностью. В 1998 г. было организовано 11 творческих встреч с бесплатным показом спектаклей, на которых присутствовало 920 зрителей (1, Ф. 396. Оп. 1. Д. 322. Л. 87).

В 2002 г  благотворительные спектакли театра кукол смогли посмотреть 516 зрителей (1, Ф. 528. Оп. 1. Д.119. Л. 15).

Театр сохраняет и относительно низкие цены на билеты. Он и вполне доступны даже низкооплачиваемым категориям горожан. В 1993 г. средняя цена одного посещения составляла 100 руб. (1, Ф. 396. Оп. 1. Д. 322. Л. 6), в 1998 г. — 4,83 руб. (1, Ф. 396. Оп. 1. Д. 402. Л. 40), в 2002 г. — 11,6 руб. (1, Ф. 528. Оп. 1. Д. 117. Л.). В настоящее время билет в кукольный театр стоит 50 руб., для детей-инвалидов — 25 руб.

Наметилась тенденция к понижению социально-экономического статуса театральных работников. По уровню доходов они являются низкооплачиваемой категорией.

Например, в 1998 г. должностной оклад директора, главного режиссера театра составлял 544,20 руб., артиста высшей категории — 390,60 руб., портного по пошиву театральных костюмов — 146,4 руб., гардеробщика — 60 руб. (1, Ф. 528. Оп. 1. Д. 93. Л. 1, 4).

В 2002 г  должностной оклад директора, главного режиссера театра составлял 1890 руб., артиста высшей категории — 1405 руб., художника-бутафора — 1100 руб., кассира — 555 руб. (1, Ф. 528. Оп. 1. Д.118. Л. 1-3).

Как и по всей стране, средняя заработная плата работников культуры значительно ниже, чем в других сферах. В 2007 г. она составляла 5536 руб. в месяц, что ниже уровня средней заработной платы в целом по городу (2).

Низкий уровень социальной защищенности — доминирующая причина существующей кадровой проблемы.

По штатному расписанию театру необходимо 77 работников, фактически среднесписочная численность составляла в 1993 г. 73 чел., в 1998 . — 35 чел., на 1 января 2002 г. — 57 чел., на 1 января 2003 г. — 71 чел. (1, Ф. 528. Оп. 1. Д. 62. Л. 10-11; Д. 93. Л. 1; Д. 94. Л. 27; Д. 118. Л. 1-3; Ф. 396. Д. 455. Л. 106). Вакансии — постоянное явление для театра.

Например, на 1 января 2002 г  были вакантными 11 должностей (артисты-кукловоды, главный режиссер, главный художник, режиссер-постановщик, зав. литературно-драматической частью, инженер-механик).

Директор театра О. П. Цибизова так комментировала эту ситуацию: «Несмотря на то, что данные должности являются вакантными, но ставки используются полностью, т.к. приглашаются в течение года на постановку режиссеры, художники, актеры» (1, Ф. 528. Оп. 1. Д. 118. Л. 9).

Связь с городским сообществом театры осуществляют не только в зрительном зале, но и через местные СМИ. Однако ресурсы СМИ используются мало, о чем свидетельствует анализ публикаций в газете «Тагильский рабочий».

При сплошном просматривании номеров газеты за 1993, 1995, 1998, 2000, 2002, 2005, 2007 годы было выявлено 193 статьи, посвященные театральной жизни Нижнего Тагила. Чаще корреспонденты пишут о Нижнетагильском драматическом театре (почти половина всех статей, 49 %), реже — о Нижнетагильском кукольном театре (33%) и Муниципальном молодежном театре (18 % статей) (3).

Таким образом, Нижнетагильский кукольный театр в непростое постсоветское время пытается сохранить свои лучшие традиции, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, занять достойное место в социокультурном пространстве города.

Список источников и литературы

1. Нижнетагильский городской исторический архив (НТГИА). Ф. 396, 528.

2. Концепция развития сферы культуры в городе Нижний Тагил на 2007-2017 годы от 24.09.200 № 11 00 //http:// www.ntagil.ru.

3. Рыжкова О. В., Худякова А. В. Театры Нижнего Тагила в зеркале СМИ / / Уральские Бирюковские чтения: Сб. науч. и научно-популярных статей /Науч. ред. проф. С.С. Загребин. — Вып. 5. Историко-культурное наследие российских регионов. — Челябинск, 2008. — Ч.I. — С. 409­ 411.