АРТ-ПРОСТРАНСТВА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ САМООРГАНИЗАЦИИ НИЖНЕГО ТАГИЛА

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ САМООРГАНИЗАЦИИ НИЖНЕГО ТАГИЛА: ГАЛЕРЕЯ-МАСТЕРСКАЯ «КУБИВА», ГАЛЕРЕЯ «СКОТ» И АРТ-ПРОСТРАНСТВО «ЯЙЦО»

В сборнике: Художественное образование: история и современность материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Тагил, 21 октября 2019. С. 146-152.

Киященко А. С., г. Москва

Доклад представляет собой выдержку из главы ВКР «Художественные самоорганизации Среднего Урала с 2000-х годов по настоящее время» и состоит из краткого обзора деятельности художественных самоорганизаций Нижнего Тагила 10-х годов XXI века. Галерея-мастерская «Кубива», галерея «СКОТ» и арт-пространство «Яйцо» представлены как ключевые инициативы для современной художественной жизни города.

Локальные сцены современного искусства в регионах России зачастую развиваются вокруг филиалов московских институций, однако так происходит не всегда: в городах открываются частные галереи и культурные центры, а также независимые пространства – художественные самоорганизации. За последние несколько лет благодаря филиалу ГЦСИ в Екатеринбурге Уральский регион стал значимой фигурой не только на российской, но и на международной арт-сцене. Это способствовало активизации художественной жизни и столицы Свердловской области, и близлежащих городов.

В Нижнем Тагиле в начале 2010-х годов очагами современных практик стали независимые инициативы, образованные местными художниками, которые заново «пересобрали» арт-сцену города.

Художественная самоорганизация – неустойчивый термин, обозначающий инициативы, имеющие ряд следующих характерных черт:

1. Работа с современными художественными практиками: создание и представление искусства, его критика, реализация образовательных программ для художников, вовлечение аудитории в сферу современного искусства, ее просвещение.

2. Горизонтальные отношения: среди участников нет явных лидеров, а организаторы стремятся не навязывать свой авторитет. Нет единого центра принятия решений, любые вопросы обсуждаются коллективно, а задачи и проблемы решаются по принципу взаимопомощи и взаимоподдержки.

3. Открытый характер: это не замкнутые инициативы, а площадки, готовые к сотрудничеству, обсуждению и реализации порой самых смелых проектов. Художественные самоорганизации, осознанно или неосознанно, действуют политически, способствуя объединению творческих сил и предоставляя им пространство относительной свободы.

4. Независимый характер. Независимость в плане свободы самовыражения часто проистекает из финансовой независимости, когда художники обеспечивают существование инициатив на собственные средства, что объясняет недолгий срок существования большинства самоорганизаций, для которых ключевой параметр – наличие пространства.

Тагильские художники всегда тяготели к существованию в виде сообщества, узловой точкой которого был музей ИЗО. С появлением актуальных практик и современных художников стало очевидно, что для коммуникации на языке современного искусства мест не хватает.

В 2014 г. арт-группа «ЖКП» открыла галерею «Кубива» в съемном гараже площадью более 100 кв. м и с 6-метровым потолком . За аренду художники платили сами [1].Открытие галереи было обусловлено не только отсутствием площадок для современного искусства, но и пространства-мастерской для самих художников «ЖКП».

Официальное открытие и Первая выставка в «Кубиве» состоялись 20 сентября 2014 г. Галерея предстала как тотальная инсталляция, где нет отдельных произведений, экспликаций и указания авторов. Каждая выставка была определенным «состоянием»: художники работали в «Кубиве» и в какой-то момент понимали: нужно оставить все как есть и открывать выставку [2].

Постепенно участники стали вводить новые форматы, например, использовать «Кубиву» как концертную площадку, сотрудничать с тагильской арт-группой «Second Hand», которая организовала в галерее выставки «БлокНот» (2014) и «БлокНот 2» (2016), где были представлены различные форматы блокнотов, ежедневников и записных книжек художников.

Зимой 2014 г. в пространстве «Кубивы» была выстроена рампа для скейтбординга. На ней участник «ЖКП» Виталий Черепанов нарисовал «Упавший алтарь», который от катания постепенно стирался и, в конце концов, стал выглядеть как фреска, которой тысяча лет – время материализовалось в искусстве.

11 сентября 2015 г. в «Кубиве» открылась выставка «Девятое состояние» – параллельный проект 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Это мультижанровый проект, соединяющий музыку, визуальное, исполнительское искусство и тотальную импровизацию [3].

С декабря 2015 г. в «Кубиве» стали регулярно устраиваться концерты, организацией которых, наряду с «ЖКП», занимался участник арт-группы «Лаборатория событий» Аркадий Фридман. На площадке прошло два музыкальных фестиваля «Уральская язва фест», где выступали разноплановые исполнители: от рэперов новой школы и рокеров до авангардных музыкально-театральных экспериментаторов, например, группы «Vitamin Youth» [4].

27 марта 2016 г. в «Кубиве» открылась первая выставка серии «Институты» как размышление над тем, что будет, если художники сделают свою церковь, больницу или школу». Закрытая, чтобы не оставить никого оскорбленным, очень славная выставка «1. Храм» с юмором обыгрывала превращение галереи в церковь. Идея была не только в критическом осмыслении религиозного института, но и в создании его интерпретации.

Осенью 2017 г. художники закрыли «Кубиву» из-за невозможности дальнейшей оплаты аренды. Галерею вывезли в Екатеринбург и воссоздали в рамках 4-ой Уральской индустриальной биеннале, где все содержимое «Кубивы» было распродано на «Аукционе Кости» [5].

«Кубива» стала явлением, последствия которого состоят в появлении новых художников, в привлечении молодых людей к современному искусству. Галерея не стала точкой притяжения массовой аудитории, производя «культуру для себя», однако и не была замкнутым сообществом, отчужденным от контекста.

Возможно, такой путь настойчивого осуществления единственно верной для себя модели жизни в искусстве и является примером постепенного внесения современных практик в контекст, где с ними еще не знакомы и где их еще не могут понять и принять в полной мере.

Помимо «Кубивы», в 2015 г. участницей «ЖКП» Ксенией Кошурниковой была открыта мобильная галерея мини-формата «СКОТ», которая состоит из четырех стен с окнами. В ней нет входа, выхода и потолка, внутри галерея поделена на три секции-зала [6].

Экспонаты, выставленные в «СКОТ», часто заполняют галерею тотально, как, например, в проекте «Часть себя», когда Анна Минеева погружала в пространство «СКОТ» части своего тела: руки, волосы, лицо.

Художники, работающие с галереей, могут менять не только контент, но и перекрашивать ее, рисовать на стенах снаружи, как, например, арт-группа «Second Hand» в выставке «WART», где участники стремились представить отношение к стрит-арту не со стороны художника, а со стороны зрителя – «как к шприцу с опасной инфекцией, внедренному насильно в социум» [7].

В совместном проекте «СКОТ» и мини-галереи Сергея Рожина «ЖэБэИ ГЭЛЛЕРИ» из Екатеринбурга галереи были забиты множеством зарядных устройств: Рожин видел в них гнездо, а Кошурникова – техногенную атаку[8].

В одном из последних на сегодня реализованных в «СКОТ» проектов «И СЕРДЦЕ МЫ ЭСТЕТИЗИРОВАЛИ» Ксенией Кошурниковой и Алексеем bubb Токмаковым были сделаны объекты – два сердца, залитых эпоксидной смолой: работы помещались вне галереи, заходя в нее только частями, будто пытаясь проникнуть внутрь пространства [7].

Особенности мини-галерей, прежде всего, в формате репрезентации, который художники не могут не учитывать, продумывая экспозицию. Это дает повод для экспериментов с концептуальной и художественной точек зрения. Вторая характерная черта – мобильность таких галерей, которая, помимо простоты перемещения, позволяет играть с пространством экспонирования, например, поместить мини-галерею в другое выставочное пространство.

Самоорганизации мини-формата, скорее, являются художественными проектами своих основателей, к которым относятся и связи, которые художники устанавливают с другими художниками и зрителями в процессе работы. Это заигрывание с галерейным форматом при свободе от институционального или иного контроля.

Если «Кубива» и «СКОТ» имеют прямое отношение к современному искусству, то арт-пространство «Яйцо», открытое в Нижнем Тагиле в октябре 2016 г., представляло собой, скорее, культурный центр. «Яйцо» было основано участниками арт-группы «Лаборатория событий» Еленой Ионовой, Дарьей Цветковой, Женей Сташковым и Ольгой Ионовой.

Арт-пространство располагалось в бывшей мастерской скульпторов на улице Циолковского, 11а (организаторы заключили договор аренды с местным отделением Союза художников). Помещение находилось в плохом состоянии, и перед заездом участники «Лаборатории» сделали ремонт на личные средства.

«Яйцо» заявило о себе как о пространстве, открытом для сотрудничества, а своими приоритетами видело проведение выставок современного искусства, литературных вечеров, кино- и видеопоказов, концептуальных и тематических мероприятий, показ театральных постановок и перформансов, просветительскую деятельность, а также проведение занятий в открытой творческой «Мастерской Лакшми» – художественной студии, где все желающие приглашались рисовать людей с натуры [9].

Отдельное внимание арт-пространство уделяло поэзии: в начале двухтысячных в Тагиле существовал такой феномен, как «Нижнетагильский поэтический ренессанс». «Яйцо» задавалось целью сформировать новую литературную среду города. Периодически в пространстве проводились поэтические вечера и занятия кружка поэтов Камилы Мориак.

Отдельная инициатива, реализованная участницей «Лаборатории событий» Дарьей Цветковой на базе «Яйца» – «Арт-Падик». Это кураторский проект по организации выставок в подъездах жилых домов с целью «столкнуть горожан с современным искусством».

Дарья предлагала художникам, «подобно первобытным шаманам, оставляющим наскальные рисунки на сводах пещер, внедриться в пространство, изменить его, и, возможно, изменить случайного зрителя».

Работы на стенах были не нарисованы, а прикреплены, что позволяло легко их убрать. Произведения представляли собой фотографии и графику небольшого формата, оригиналы которых размещали в подъезде «Яйца», а копии, в меньшем формате, адаптированные для аудитории 0+ в подъездах города [10].

Также на базе арт-пространства образовалась перформанс-труппа «Звучащее тело» – независимый проект в сфере театра, современного искусства и социального служения [11]. 

Само пространство «Яйца» было залом, где проводились выставки, на одной из них, например, был выставлен реквизит спектаклей «Лаборатории событий», который изготавливала Елена Ионова . Арт-пространство было открыто для реализации любых идей: кино-кастинга для авторского фильма, бьюти мастер-классов, стенд-ап вечеров и т. д.

В январе 2017 г. организаторы были вынуждены закрыть «Яйцо» из-за невозможности оплачивать коммунальные услуги: пространство было некоммерческим, зрители сами выбирали: платить сколько угодно или не платить вообще. 27 января состоялся «Вечер вылупа» – мероприятие, приуроченное к закрытию арт-пространства [12].

Период 2014–2017 гг в Нижнем Тагиле был живым временем, когда каждую неделю жители города могли посетить сразу несколько мероприятий на разных площадках. Начинающие художники получали возможность участвовать в выставках, например, «Яйцо» часто объявляло открытый прием работ. Однако широкой аудитории проектам завоевать не удалось.

Участники инициатив ориентировались примерно на такую же аудиторию, какой являлись сами. Возможно, со временем зрительский состав площадок стал бы расширяться за счет введения новых форматов взаимодействий и событий, однако, в условиях одного лишь энтузиазма и понимания «как надо», выжить в относительно инертной и консервативной среде крайне тяжело.

После череды крупных музейных, галерейных и независимых проектов, сегодня в Нижнем Тагиле образовался культурный вакуум – самоорганизации свернулись, многие художники уехали, а из выставочных пространств остались лишь музей ИЗО и галереи Евгения Комухина с однотипным фотоконтентом.

В художественных заведениях уменьшаются часы занятий по профильным предметам, сокращается штат преподавателей. Непонимание значимости современного искусства среди местных чиновников приводит к сложностям в организации актуальных проектов, с бизнесом ситуация аналогичная.

Перспективным в таких условиях видится запуск долгосрочных процессов легитимации современного искусства в городе через образовательные программы на базе худграфа, художественного колледжа, художественных школ и старших классов средних образовательных учреждений. Практика показывает, что во многом незаинтересованность публики в современных проектах кроется в простом отсутствии знаний  об истории культурных процессов родного города.

Другим вектором развития видится внедрение современных художественных проектов в нехудожественные музеи города, как это уже давно происходит в России и по всему миру и приводит к расширению аудитории современного искусства.

 

Примечания

1. Группа «Жизнь как перформанс», или ЖКП: «Мы хотим выставляться именно в Нижнем Тагиле» // The Art Newspaper Russia. 2017. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5102 (дата обращения: 06.04.2019).

2. Прогулки с ЖКП: современное уральское искусство // Вторая ветка. 2016. URL: http://vetka2.ru/life-as-performance (дата обращения: 03.04.2019).

3. Девятое состояние // 3-я Уральская индустриальная биеннале. 2015. URL: http://third.uralbiennale.ru/kubiva (дата обращения: 14.05.2019).

4. Cick in Dunt – игра не по правилам // В контакте. 2019. URL: https://vk.com/@ttexit-cick-in-dunt-igra-ne-po-pravilam (дата обращения: 14.05.2019).

5. Группировка ЖКП закрывает в Нижнем Тагиле культовую галерею «Кубива». Как художники-хулиганы изменили интерфейс рабочего города, и зачем им это надо // Между строк. 2017. URL:
https://mstrok.ru/news/gruppirovka-zhkp-zakryvaet-v-nizhnem-tagile-kultovuyu-galereyu-kubiva.-kak-hudozhniki-huligany-izmenili-interfejs-rabochegogoroda-i-zachem-im-eto-nado.html (дата обращения: 20.05.2019).

6. Информация о «ЖэБэИ Гэллери». Архив Музея современного искусства «Гараж». Фонд «Открытые системы». Документ D6174.

7. #скот // Вконтакте. 2015. URL: https://vk.com/ckotgallery (дата обращения: 15.05.2019).

8. Сергей Рожин – Документация Творчества // Вконтакте. 2015. URL: https://vk.com/sergeyrozhinart (дата обращения: 15.05.2019).

9. Арт-пространство Яйцо // eTagil.ru. 2016. URL: http://etagil.ru/ members/3173 (дата обращения: 22.05.2019).

10. «Подъезд всегда местом силы считала я!» В жилых домах Нижнего Тагила появились провокационные арт-объекты // Между строк. 2016. URL: https://mstrok.ru/news/podezd-vsegda-mestom-sily-schitala-ya-v-zhilyhdomah-nizhnego-tagila-poyavilis-provokacionnye-art-obekty.html (дата обращения: 22.05.2019).

11. О нас // Звучащее тело. 2016. URL: https://vibratingbody.jimdo.com- /русский/о-нас/ (дата обращения: 09.04.2019).

12. Арт-пространство Яйцо // Вконтакте. 2016. URL: https://vk.com/ ovont (дата обращения: 09.04.2019).