НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ СКУЛЬПТОР ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА УШАКОВА

СКУЛЬПТОР ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА УШАКОВА: ШТРИХИ К БИОГРАФИИ

Ильина Е. В., г. Москва

В сборнике: Художественное образование: история и современность материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Тагил, 21 октября 2019.

Тагильская художественная культура ХХ века – это сплав индивидуальностей, соединение личностей. Исследование творческого пути каждого – важная задача, позволяющая сохранить историю города. Вклад многих художников еще неоценен, о многих не сохранено свидетельств их вклада в культуру города.

Дела и произведения, созданные тагильским скульптором Людмилой Павловной Ушаковой, заслуживают внимания. Вместе со скульптором В. М. Ушаковым она участвовала в создании монументальных памятников Урала, внесла вклад в становление детского изобразительного творчества в городе и в стране, музея изобразительных искусств.

В истории художественной культуры Нижнего Тагила ХХ века существует достаточно много белых пятен в хронологии событий, осознании роли личности в становлении культуры города, составлении биографий авторов.

Не оценен вклад и творчество большинства художников  В связи с этим представляется важным рассказать о жизни и творчестве одного из важных представителей тагильской культуры – скульпторе и педагоге Людмиле Павловне Ушаковой.

О творческом союзе супругов скульпторов В. М. и Л. П. Ушаковых в Нижнем Тагиле хорошо известно, оба были заметными личностями в художественной и общественной деятельности города.

Василий Михайлович Ушаков – один из основателей художественно-графического факультета Нижнетагильского педагогического института, впоследствии, в 1963– 1974 гг., его декан, в 1975–1979 гг. директор Уральского училища прикладного искусства и вплоть до своего ухода из жизни – преподаватель.

Людмила Павловна – директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств в 1966–1974 гг., затем парторг Художественно-производственных мастерских, один из основателей детского художественного образования в городе. В 1999 г. ей было присвоено звание Заслуженного работника культуры России.

Оба супруга входили в различные городские общественные советы по улучшению городской среды. Но главным и общим в их творческой биографии было понимание своего предназначения – служение искусству и педагогическая деятельность, которая позволяла не только передавать накопленный опыт, сохранять и развивать культурные и пластические традиции.

Супруги Ушаковы известны как монументалисты, авторы многих памятников города и области, авторы проникновенных станковых произведений. Феномен творческого союза – одна из тем, активно обсуждаемых в последние годы.

В XIX веке женщина вошла в качестве полноправного творца в историю искусств, но признания пришлось добиваться столетие – исключая любительское искусство и развитие альбомной литературы, женщины-художницы в России и в Европе были практически наперечет.

Постепенно их число возрастает, они становятся непременными участниками самого художественного процесса. Но женщин-скульпторов всегда было мало в силу специфики самого вида искусства – создание произведений пластики связано с грязью и тяжестями, преодолением сопротивления материала, что сложно для женских рук и даже психики. Чтобы справиться, женщине-скульптору от природы надо иметь специфическую силу.

В Нижнем Тагиле во второй половине ХХ века работает несколько скульпторов, чему способствовало создание отделения скульптуры в Уральском художественно-промышленном училище в 1940-х годах [1].

Людмила Кулак – коренная тагильчанка, родилась в многодетной семье известного металлурга-орденоносца П. К. Кулака [2]. Знакомство отца со скульптором М. П. Крамским сыграло решающую роль в судьбе – показанные ему скульптурки из глины привели ее в Уральское художественно-промышленное училище. С этого момента начинается ее сознательный путь в искусстве.

Ученица стоявших у истоков зарождения тагильского искусства М. П. Крамского, Е.Н. Плугиной и О. Э. Бернгарда, она сумела воспринять и соединить профессиональную выучку с поиском собственного почерка и эмоционально-образных начал в работах. Вероятно, само состояние свободного общения педагогов со студентами сыграло в этом роль.

Во время учебы ее отмечают как одну из самых успешных и подающих надежды студенток. В 1952 г. она с отличием заканчивает скульптурное отделение и уезжает в Ленинград для продолжения учебы.

Поступив в Институт живописи, скульптуры и архитектуры, Людмила вынуждена (ей предложили полгода учиться без стипендии, а многодетные родители не смогли бы ее содержать) забрать документы и перевестись в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной (ЛВХПУ).

Учеба дается легко и успешно  В то время в Ленинграде училось несколько выпускников УХПУ, в т. ч. и Василий Ушаков, с которым она была знакома еще в Тагиле. В феврале 1954 г. они поженились. Спустя два года Василий Ушаков заканчивает учебу и, несмотря на то, что ему предлагают должность преподавателя в ЛВХПУ, уезжает с сыном на Урал.

Менее чем год, ощущая сильный внутренний разлад, Людмила прерывает обучение и возвращается вслед за мужем в Нижний Тагил, с которым теперь будет связана вся ее жизнь.

С конца 1950-х она почти десять лет работает преподавателем черчения и рисования в школе № 72, но находит время и для творческой работы.

В 1957 г. В. М. Ушаков получил заказ на создание памятника Героям Гражданской войны. Став автором центральной фигуры, он поручает создание двух рельефов жене Л. Ушаковой и скульптору Ю. П. Петрову.

Рельеф «Бой» стал первой самостоятельной работой Людмилы Ушаковой, которой было всего 25 лет. В нем проявился характер скульптора и ее профессионализм, умение брать форму крепко, крупными объемами, закладывать динамическую структуру в само изображение, решая его на пределе эмоционального накала.

С этого времени Людмила Ушакова начинает работать в области монументального искусства. В 1960-е гг. она выполняет монументальные и декоративные работы для оформления объектов в городе Салда в санатории и больнице. И с этого времени проявляется вторая линия ее творчества – декоративно-пластическая.

В 1966 г  Людмиле Павловне предложили возглавить Нижнетагильский музей изобразительных искусств. Здесь она работает 8 лет, одновременно преподавая во вновь образованной в городе Детской художественной школе и в летнее время студентам заочного отделения художественно-графического факультета в пединституте.

Однако желание заниматься скульптурой остается главным и 1974 г. она переходит работать в Нижнетагильские художественно-производственные мастерские, где выполняет несколько заказов, заслуживающих внимания. Это портреты и тематические композиции, выполненные в монументальных и станковых формах.

В области портрета Л. П. Ушакова начала работать еще в 1960-е гг. Произведения раннего периода при верно переданном образно-психологическом состоянии портретируемого отличаются хотя и живой, но достаточно спокойной лепкой («Портрет Нади»).

Стремясь запечатлеть не только внешний облик, но схватить главную составляющую образа, автор постепенно уходит в сторону все большего обобщения, лепки крупными плоскостями, главной особенностью работ стает точно схваченная конструкция формы («Портрет дочери Лены», «Галя Горькова», «Подводник Николай Копаев»).

В поисках моделей для своих творческих работ Людмила Павловна обращалась к своим соседям, ее притягивали образы молодых людей, детей.

Среди портретов, исполненных на заказ,  выделяется портрет Серго Орджоникидзе и Аркадия Гайдара. Первый – одновременно демократичный и величественный, почти монументальный, образ организатора грандиозных строек 1930-х годов [3], во втором передана сложная внутренняя жизнь героя.

Оба портрета – не четко локальные образы, легко считываемые, а сложные психологические портреты, несмотря на обобщенность решения – в этом одна из главных особенностей творческого почерка Л. П. Ушаковой.

В 1970–1980-е гг. Нижнетагильские мастерские активно выполняли заказы для оформления различных организаций Ханты-Мансийского округа.

Одним из первых исполненных Л. П. Ушаковой заказов стала метровая двух-фигурная композиция «Танец», ставшая первым обращением автора к дереву, которое она любила за пластичность и богатейшие возможности фактуры и цвета.

Характер материала позволил автору передать свое мифопоэтическое восприятие народной культуры, опосредованно проявленное в образах двух танцующих с бубнами мансийских девушек в национальных одеждах. Увлекаясь этническим искусством, скульптор поднимается до уровня высокого обобщения, создает сам образ Приполярного Севера.

Второй, выполненной в дереве, стала композиция «Материнство» [4]. Тема женщины с этого времени стала одной из основных в творчестве скульптора. Эти образы сильные, крепкие телом и духом, внутреннее наполненные и сложные.

Обостренный интерес к народному мифопоэтическому началу и любовь к природе сформировали символическое мировосприятие автора и определили появление декоративных произведений в ее творчестве. За декоративностью стоит желание вернуть в культуру и жизнь богатство национальной культуры, у многих художников.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. Ушакова создает два произведения под общим названием «Зори-зоряницы» [5], которые символизируют новый этап творчества автора.

В крупномасштабном панно изображение более телесное, словно раскрывающей живые и мощные природные силы – символистская природа здесь проявляется на уровне чувственности. Чеканка более декоративная, символистская природа проявляется в знаках – девушка-заря, солнце, цветы, травы. В пластических формах развернута мысль о бинарной сущности любого природного образа.

В 1990-е гг. тема сказочных персонажей была развита – Л. П. Ушакова создает по заказу Каслинского завода художественного литья две небольшие скульптуры по мотивам сказов П. П. Бажова – «Огневушка-поскакушка» и «Ермковы лебеди», а также памятную свечу для массового производства.

Но ведущей в направлении мифопоэтической темы стает серия скульптурных образов «Реки Урала». В основе лежит изучение легенд и семантики названий рек, расположенных в непосредственной близости от Нижнего Тагила, а, соответственно, и культуры народов древнего Урала.

Образы рек Серебрянки и Лебы, Тагила и Баранчи создавались на пристальном изучении древней культуры Урала, предметов из археологических раскопов. Вполне возможно, что не последнюю роль в этом сыграло знакомство в бытность директором с археологами – доктором исторических наук, видным специалисту по каменному и бронзовому веку О. Н. Бадером, сотрудником Нижнетагильского краеведческого музея А. О. Рассадович. Но главным было внутреннее, глубинное ощущение природных сил, идущее из детства.

Автор буквально зримо стремится передать само состояние текучести воды в скульптурах, столь разное, сколь разный характер самих рек – бурных или спокойных, полноводных или журчащих по мелким камушкам. Создается своего рода музыкально-смысловая полифония звучания.

Разговор о скульпторе Людмиле Павловне Ушаковой был бы неполным, если не отметить ее значительную роль в создании вместе с мужем В. М. Ушаковым памятников монументального искусства как на территории города, так и за его пределами [6].

В 1970-х гг  она создает несколько рельефов для оформления входных пилонов цирка. В первой половине 1980-х гг. помогает в создании памятников погибшим в годы Великой Отечественной войны – Солдат в Егоршино, Строителям в Нижнем Тагиле. 

Выезжает вместе с мужем и выполняет самую порой неблагодарную и тяжелую работу, вместе наколачивая на каркас глину, работая над фактурой поверхности.

В 1985 г. они также вместе работают над памятником «Мать-Родина» над братской могилой погибших от ран в тагильских госпиталях солдат.

С середины 1980-х Л. П. Ушакова преподавала в Детской школе искусств на Вые и ушла на пенсию лишь в 79 лет. Она многое внесла в работу школы, предложила новые, нестандартные решения уроков, работала с детьми с трех лет, преподавая историю искусств, открыла «свет» детским рефератам и пр.

В кратком очерке сложно описать целую жизнь, дать оценку творческим работам. Но штрихи – это уже начало осмысления, анализа, разговора к созданию одной биографии в рамках создания летописи культуры города.

Примечания

1. Наиболее заметен вклад в развитие скульптуры и становление художественной жизни города Нижний Тагил женщин-скульпторов второй половина ХХ века – Е. Н. Плугиной, Л. П. Ушаковой, Н. Л. Чудновой, А. Л. Южаковой.

2. Кулак Павел Константинович (1902–1982), сталевар-орденоносец; его графический портрет, исполненный в 1943 г. эвакуированным на Урал художником Ф. С. Лемберским (Лембергским), был включен в рапорт И. В. Сталину. Фонды Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

3. Портрет С. Орджоникидзе, дважды приезжавшего в Нижний Тагил, в 1933 и 1935 гг., выполнен для Уралвагонзавода.

4. Работа в гипсе была создана первоначально в женскую поликлинику на Выю, и лишь затем вырезана в дереве. Местонахождение обеих работ неизвестно.

5. «Зори-зоряницы» – крупномасштабное панно создано для санатория на Урале, интерьерное панно-чеканка для 3-й городской поликлиники в Нижнем Тагиле. В 1980-е еще одна производственная работа была выполнена в технике чеканки – 12 крупномасштабных панно «Знаки зодиака».

6. Образно-пластическая идея оказалась созвучна пониманию развития города Нижний Тагил главного архитектора В. И. Солтыса, который ее поддержал, предложив установить работы на спуске к Уральской улице с Вшивой горки. Автор обратилась к увеличению композиций. Однако проектирование пространства тогда так и не было сделано.

В начале 2000-х годов при расширении парка им. А. П. Бондина к идее обратились вновь, инициатором выступил Нижнетагильский музей изобразительных искусств и Нижнетагильское городское отделение Союза художников России.

Архитектором М. В. Подольским был предложен альтернативный вариант организации пространства с установкой в фонтанных чашах скульптур. Был исполнен макет, скульптор О. В. Подольский предложил свой вариант прочтения скульптур. Надо понимать, как переживала возможность воплощения идеи и за украшение города Людмила Павловна, согласившаяся отдать идею и попросившая вылепить и установить лишь одну из ее скульптур данного цикла. Однако реализация идеи и в этот раз не состоялась.

В третий раз предложение об установки скульптур было выдвинуто музеем искусств в 2016 г. при создании в городе нового парка под название «Народный» в пойме реки Тагил. Несмотря на то, что всем вновь понравилась идея рассказа о реках Урала, значительно на сей раз дополненная сюжетами на тему истории города, данная история вновь не состоялась.