«Знакомство с прошлым не бесполезно и для будущего в его практических целях» В. Д. Белов, 1896 г.
…Оставив земскую службу, Василий Дмитриевич Белов в 1876 году переезжает в Петербург.
Он поступает в Петербургскую контору Павла Павловича Демидова на должность консультанта, а затем главы юридической службы. Официально в круг его обязанностей входило «сопровождение дел» демидовской администрации, разрешение имущественных и финансовых споров, изучение и анализ работы демидовских предприятий.
Павел Павлович, в свою очередь, высоко ценил Белова, доверял ему безгранично, и вскоре, в Петербурге, его стали за глаза называть «серым кардиналом на службе у Демидовых». Отчасти, слухи были обоснованы: Василий Дмитриевич замкнул на себя массу деловых контактов хозяина, курировал сразу несколько направлений работы конторы, но ни разу не допустил ошибки, способной отрицательно сказаться на благосостоянии Демидовых.
«Ответственность, безупречная организация всего, за что бы он не брался, точные экономические расчеты, инициативность и разумная осторожность господина Белова делают его незаменимым в нашем обширном хозяйстве», — писал Павел Павлович матери в 1877 году. Аврора Карловна тоже нашла Белова «на редкость умным и порядочным человеком».
После смерти Павла в 1885 году, именно Аврора поручила улаживать расстроенные финансовые дела сына Василию Дмитриевичу. Историки и краеведы в этой связи часто цитируют слова В. Е. Грум-Гржимайло, которые он оставил в своих воспоминаниях:
«…Павел Павлович умер вовремя. Проиграв 600 000 рублей в Монте-Карло, он поставил заводы на край разорения. Была запродана платина за 10 лет вперёд. Были исчерпаны все ресурсы, весь кредит. Василий Дмитриевич Белов говорил мне, что он носился по всему Петербургу, ища денег, и ждал с минуты на минуту объявления о несостоятельности. Характерно, что на заводах этого не знали. Переводы денег рабочим поступали с педантичной аккуратностью…
Вилла Сан-Донато, принесшая Демидовым княжеский титул, была продана за долги. За нее получили всего 30 000 руб. Причину столь низкой цены объяснил Белов: «Князь Сан-Донато содержал на свой счет массу благотворительных учреждений в Италии; имел массу пенсионеров. Чтобы избавиться от всех этих нахлебников, надо было продать Сан-Донато». А купил его небогатый человек Глебов-Стрешнев просто, как дачу на лето…»
Правда, современные исследователи жизни Демидовых уже не раз ловили Владимира Ефимовича на неточностях и искажении фактов, но такого оголтелого вранья от почётного академика слышать ещё не доводилось.
Во-первых, знаменитую «Виллу Демидофф», которую построил ещё Николай Никитич Демидов в Полеросе, близ Флоренции, Павел Павлович продал ещё при жизни. И вовсе не за долги, а совсем по иным причинам. Действительно, вилла была продана по частям: в Европе в ту пору просто не было никого, кто мог бы заплатить за весь комплекс запрашиваемую сумму. Здание виллы с небольшим садом купил Михаил Валентинович Шаховский-Глебов-Стрешнев, сын Елизаветы Михайловны Шаховской – в девичности Мухановой, губернатор тамбовщины и Эстляндии, генерал-майор.
Михаил Валентинович Шаховский-Глебов-Стрешнев
Назвать Михаила Валентиновича «небогатым человеком» тогда мог только полный невежда. Да и купил «виллу Демидофф» Шаховский-Глебов-Стрешнев не за 30, а за 300 тысяч. Сделку купли-продажи вёл Василий Дмитриевич Белов, и условия покупки, зафиксированные в договоре, дошли до наших дней. Правда, цифра 30 000 в договоре прописана, но она фигурирует, как первый взнос.
Во-вторых, платина была продана не вся, и не на десять лет вперёд. Собственно, продана была не платина, а некоторые платиновые прииски, которые Демидов считал не перспективными. Кстати, их продавали ещё при жизни Павла Павловича.
В-третьих, проигрыш Демидовым 600 тысяч в казино Монте-Карло является обычной выдумкой французских газетчиков. «Утку» не раз опровергали Елена Петровна Трубецкая-Демидова (вторая жена П. П. Демидова), Аврора Карловна, дети Павла, но выдумка оказалась живучей.
Единственное, о чём не соврал знаменитый металлург В. Е. Грум-Гржимайло, так это о непростом финансовом положении Демидовых. В тот год Павел серьёзно вложился в оборудование для своих предприятий, причём часть средств была взята в кредит. Естественно, после его смерти кредиторы забеспокоились, и это беспокойство заставило «побегать» Белова.
Если уж мы заговорили о продаже демидовской виллы в Полеросе, то будет уместно вспомнить о библиотеке, которую Павел Павлович Демидов выставил на аукцион. Сам факт продажи советские историки частенько ставили Павлу Демидову в вину, намекая на то, что заводчик мог бы передать библиотеку на Нижнетагильский завод или какому-либо российскому университету.
На самом деле Демидов так и поступил В 1880 году он пригласил Василия Дмитриевича Белова в Полерос, чтобы тот «самым внимательным образом отобрал научные, специальные и иные книги, способные принести пользу заводам, а так же карты, атласы и учебники» и организовал отправку их в Нижний Тагил.
Белов распоряжение выполнил, отправив на Урал более 2000 книг и «прочих полезных предметов». Часть оставшихся книг Павел перевёз к себе, на виллу Пратолино: позднее они перешли к дочери — Марии Павловне. С аукциона же были продана любовная беллетристика итальянских и французских авторов, которой увлекалась Мария Елимовна Демидова – первая жена Павла, а так же вторые экземпляры научных книг и журналов.
Что представляла собой привезённая на Урал демидовская библиотека, можно судить по каталогу, изданному в 1898 году. Каталог хранится в библиотеке им. Белинского, в Екатеринбурге…
Систематический каталог библиотеки наследников П. П. Демидова, князя Сан-Донато
Некоторые страницы каталога
…После смерти Павла Демидова Василий Дмитриевич Белов составил доклад об устройстве управления заводами, положенный в основу позднее составленного «Положения об управлении имением наследников П. П. Демидова», и, через несколько месяцев оставил службу у Демидовых.
Однако, связи с бывшими хозяевами Василий Дмитриевич не прерывал. Практически до конца своих дней он состоял в переписке с управляющим демидовскими заводами Анатолием Октавовичем Жонес-Спонвилем. В переписке затрагивались самые различные темы – от производственных до сугубо личных. В 1903 году В. Д. Белов, неожиданно для многих, вошёл в состав Главного правления объединенных Нижнетагильского и Луньевского округов.
В 1896 году Елена Петровна Трубецкая-Демидова записала в своём дневнике:
«С приездом в Киев г. Белова, завершилась наша тяжба с г. Павловским. Дело, над которым нанятые адвокаты бились полтора года, любезный Вас[илий] Дмитр[иевич] завершил в два дня, и в нашу пользу…»
С переездом в Петербург Белов начинает активно заниматься общественной деятельностью, выступает с докладами, публикует научные и публицистические труды, становится влиятельным членом различных обществ, и объединений предпринимателей и экономистов.
В 80-е годы XIX века Белов входит в состав «Постоянной совещательной конторы железнозаводчиков», «Общества для содействия русской промышленности и торговле», «Общества для распространения коммерческих знаний»; выступает с докладами на съездах уральских горнопромышленников.
Здание «Общества для распространения коммерческих знаний», С.-Петербург, Невский пр. 90 (фото конца XIX в.)
В некоторых таких обществах Василий Дмитриевич выступает как доверенное лицо руководства демидовских заводов, но часто его приглашают и как независимого эксперта. Белов выступает с многочисленными докладами, статьями и лекциями, в которых отстаивает интересы как уральских заводов, так и металлургической промышленности вообще. Много занимается вопросами развития путей сообщения. В частности, он опубликовал ряд статей и докладов по этой теме — «Наши пути сообщения», «Железнодорожные дороги на Урале в целях развития горнозаводского дела» и др.
В 1894 году Белов издаёт «Записку о казенных горных заводах», в основе которой помещён анализ результатов обследования казенных заводов на Урале, проводившегося с 1 октября 1885 года по 1 января 1886 года комиссией, состоявшей из представителей Министерства государственных имуществ, Министерства финансов, Военного и Морского ведомств, а так же Министерства путей сообщения.
Задачей обследования было определение рентабельности уральских заводов и из значимости для государства, поэтому исследовалась, прежде всего, финансовая отчетность заводов, в частности себестоимость продукции металлургического производства, цеховые и накладные расходы и др.
Титульный лист одного из докладов В. Д. Белова
В 1897 году Белов выступил с докладом «О привлечении иностранных капиталов в Россию». В нём он выразил озабоченность увеличением доли иностранного капитала в промышленности, полагая его спекулятивным.
Спекуляции, по мнению Белова, способствует организация такого капитала, при которой «…русские капиталы стремятся за границу, способствуя там образованию мнимо-иностранных обществ по заграничным уставам, а иностранные капиталы идут в России по русским уставам, но имея за границей своё особое правление, которое в действительности и распоряжается всем делом».
В 1888 году создается первый русский бухгалтерский журнал «Счетоводство». Его редактором и одним из учредителей становится А. М. Вольф, а постоянным членом редколлегии и автором Василий Дмитриевич Белов. Журнал получал субсидию Министерства финансов в 4 000 рублей в год и просуществовал до 1904 года. Субсидию, по признанию Вольфа, «выхлопотал г-н Белов, имеющий в Министерстве связи…» Участие Василия Дмитриевича в этом журнале не было случайностью. Его исследования промышленности и роли бухгалтерии в ее развитии были общеизвестны. Белов публиковался в «Счетоводстве» ежегодно, а всего за 17 лет издания журнала Беловым было опубликовано более 30 статей, часть которых представляет собой монографии, публиковавшиеся из номера в номер. Например: «Бухгалтерия в ряду других знаний» (Счетоводство, 1888, 1889, 1891), «Бухгалтерия и математика», «Бухгалтерия и логика» (1891), «Бухгалтерия как наука» (1893), «Кинематография и бухгалтерия», «Бухгалтерия и статистика» (1896), «Что легко и что трудно в бухгалтерии» (1897). Помимо собственных исследований Василий Дмитриевич рецензировал статьи других авторов. Его приглашают читать лекции в Казанский и Петербургский университеты,
Белов пользовался не только уважением, но и несомненным влиянием в промышленных и административных кругах. Здесь его деятельность не ограничивалась научными исследованиями. Он состоял в переписке со многими влиятельными лицами империи.
Сергей Юльевич Витте (фото 1880 г.)
В 1901 году по приглашению министра финансов Сергея Юльевича Витте, Василий Дмитриевич поступает на службу в Минфин, консультантом и «экспертом по особым случаям», но через год был выведен за штат по личной просьбе.
Будучи чрезвычайно востребованным в Петербурге и Москве, Белов не забывает и об Урале. До конца своих дней он продолжал переписку с членами УОЛЕ — В. Д. Аленициным, Н. К. Чупиным, А. А. Миславским, Д. И. Менделеевым, П. В. Рудановским, Л. П. Сабанеевым и другими.
Часто бывает Василий Дмитриевич и на Нижнетагильском заводе. Как воспоминал позднее Анатолий Октавович Жонес-Спонвиль, «…г-н Белов наезжал в Нижнетагильск, по обыкновению, на одну или две недели, останавливался в гостевом доме на берегу заводского пруда и подолгу работал в архиве правления. С трудом мне удавалось завлечь его к себе обедать или же на прогулку…»
…Последней опубликованной работой Василия Дмитриевича, была статья «К 300-летию юбилея царствующего дома», которую он отправил в редакцию «Исторического вестника» 10 февраля 1910 года. 17 апреля 1910 года он скончался.
Надо сказать, что Василий Дмитриевич ещё в 80-х годах XIX века задумывал издать масштабный труд, рабочее название которого выглядело как «Этнический состав, быт и обычаи населения Горнозаводского округа». Об этих намерениях он неоднократно писал своим корреспондентам вплоть до 1890 года. Книга так и не вышла в свет по неизвестным нам причинам, но известно, что ряд статей по этой тематике были использованы другими авторами. Например, известный московский химик, а в дальнейшем фотограф и издатель, Пётр Федорович Симоненко в аннотации к первому тиражу своего сборника «Практическая школа домашнего хозяйства» писал: «…особую благодарность автор выражает г-ну Белову В. Д. за безвозмездно предоставленные сведения о быте уральских рабочих посёлков».
В начале 2000-х, часть статей подобной тематики за авторством В. Д. Белова были обнаружены в фондах библиотеки Стэнфордского университета. «Тагильские истории» обязательно познакомят Читателя с их содержанием, как только будут получены фотокопии этих документов.