АРХИВНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕМИДОВАМИ МЕДНЫХ КОЛОКОЛОВ ДЛЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ
ДЕМИДОВСКИЕ КОЛОКОЛА ДЛЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ
Игорь Николаевич ЮРКИН, доктор исторических наук, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, г. Москва.
В сборнике: Сборник трудов Тульской духовной семинарии. Сборник статей сотрудников и выпускников ТулДС. Под общей редакцией И.Н. Юркина. Тула, 2017. С. 117-124.
Благодаря впервые привлекаемым архивным источникам установлено, что в середине 1740-х гг. на Тульском заводе А.Н. Демидова существовал колокольный двор, на котором работал вольнонаемный мастер, осуществлявший отливку колоколов. Также установлено, что на его заводах отливались колокола для Киево-Печерской лавры. На основании косвенных данных высказано предположение, что их отливка осуществлялась в том числе в Туле.
Приведены данные, свидетельствующие об изготовлении заводами А. Н. Демидова медных ковчегов для гробов с мощами киевских угодников. Отмечены важность и возможность выявления среди сохранившихся в лавре металлоизделий XVIII в. предметов, изготовленных на демидовских заводах.
В этой статье представлены некоторые новые результаты наших многолетних исследований, касающихся жизни и деятельности представителей рода Демидовых. В ней опубликованы и прокомментированы фрагменты нескольких недавно обнаруженных нами документов, отражающих связи одного из самых известных представителей этого рода Акинфия Никитича Демидова с Киево-Печерской лаврой. Статья преследует цель ввести эти документы в научный оборот и первично их обсудить.
О том, что в XVIII в. тульские металлопромышленники выполняли заказы, связанные, в том числе, с киевскими храмами, прежде было уже известно. Так, ранее нами было установлено, что чугунные украшения для Андреевской церкви в Киеве отливались в 1751 г. на Тульском доменном и железоделательном заводе Р.И. Баташева.
Благодаря выявленным в тульском архиве документам удалось довольно подробно проследить историю исполнения этого заказа [9]. В описаниях Киево-Печерской лавры сообщалось об изготовленных для нее на демидовских заводах напольных чугунных плитах [2]. Но упоминания в этой связи имени Акинфия Никитича мы не встречали.
Сравнительно недавно нам удалось обнаружить вполне надежное документальное свидетельство связей А. Н. Демидова с Киевом: данные о том, что на его заводах отливались колокола для Киево-Печерской лавры. Оно было выявлено в документах, связанных с описанием имущества, И произведенном после его смерти в преддверии раздела наследства1.
По распоряжению артиллерии генерал-майора президента Берг-коллегии А. Ф. Томилова (именно ему императрица поручила его описывать) Тульская заводская кантора подготовила и подала ему несколько ведомостей. Одна из них содержит сведения об имевшейся в конторе наличной денежной сумме и должниках покойного.
Присутствует в этой ведомости и следующая запись (публикуется впервые): «По записной же канторской книге Киево-Печерские лавры монастыря на архимандрите Тимофее Щербатском з братиею за вылитой во онои монастырь колокола2 надлежит донять3 тысяча четыреста семьдесят один рубль» [5. Л. 131 об.].
Тимофей (Щербацкий) был наместником лавры с апреля 1740 по март 1748 г. Но датировать интересующее нас событие (исполнение заказа на колокола) упоминание его имени не помогает – в цитированной записи он назван, вполне вероятно, в качестве первого лица в лавре на момент ее (записи) внесения.
Можно, конечно, предположить, что, поскольку Тульская заводская контора сведения о смене наместников в знаменитом, но довольно далеком от Тулы монастыре получить могла только случайно, в ведомости положение дел с лаврским долгом она отразила по первой о нем записи, сделанной при его регистрации – то есть, на момент события.
Тогда его можно датировать интервалом между 14 апреля 1740 г. (дата начала пребывания Тимофея наместником) и 18 августа 1745 г. (дата смерти А. Н. Демидова). Но такое предположение при некотором его правдоподобии достаточными аргументами все же не подкреплено.
Итак, А.Н. Демидов отливал для лавры колокола, что само по себе достаточно интересно. Но где? На каком из многочисленных своих заводов? Принадлежавшее ему промышленное хозяйство состояло из трех неравных частей: тульской, уральской и алтайской4.
Самой большой была уральская.
Значительно меньше заводов было у него на Алтае. Старейшая тульская часть была самой маленькой: включала единственный Тульский завод.
Если бы не существовало цитированной выше записи, но было известно о каких-то демидовских колоколах, предназначенных для Киево-Печерской лавры, вопрос о месте их отливки решался бы довольно просто.
Разумеется, их отливали там, где у Демидовых существовали медеплавильные заводы, т.е. на Урале или Алтае. При этом Алтай можно было бы отбросить, так как при Акинфии там выплавляли только «черную» медь – полуфабрикат, посылавшийся для доочистки на Урал.
Получается, что упомянутые в цитированном документе демидовские колокола должны иметь уральское происхождение.
Что Демидовы отливали на Урале колокола, было известно давно.
Уральский историк-краевед И. М. Шакинко написал опубликованную уже после его смерти статью, которая так и называлась – «Демидовские колокола». В ней он собрал выявленные в литературе и архивных документах сведения об отливке колоколов в 1732 – 1735 гг. на Невьянском, а в 1738 и 1739 гг. на Нижнетагильском заводах А.Н. Демидова.
По данным упомянутого им «Реэстра сибирским дворянина Акинфия Демидова заводам», на Невьянском заводе в 1733 г. существовала фабрика, на которой «колокола медные льют» [7]. Помимо документов упоминания об изготовлении колоколов на заводах Демидовых имеются в ранней старообрядческой историографии.
Так в анонимном «Дополнении сея Выгорецкия истории» (продолжении «Истории Выговской старообрядческой пустыни» И. Филиппова) упомянуто, что А.Н. Демидов «украси Выголексенское общежителство с прекрасным звоном, прислав многия колокола, которыя и доныне жителей своим звоном утешают [1. С. 235–236].
Тулу при поиске места, где могли бы отливаться колокола для Киево-Печерской лавры, рассматривать, на первый взгляд, смысла не имеет. Тульский завод был «железным», то есть доменным и передельным (железоделательным). За отсутствием в данном районе месторождений медных руд медь здесь не выплавляли. И, тем не менее, недавно нам удалось найти имеющие документальное происхождение данные о том, что здесь тоже занимались медным литьем, более того, конкретно, литьем колоколов.
Сведения об этом были обнаружены в другой ведомости того же комплекта описей готовившегося к разделу наследства – той, в которой были описаны Тульский завод Демидова и лица, на нем работавшие.
Приводим фрагмент этого ранее не публиковавшегося, более того – не упоминавшегося описания:
«Подле оного ж скотского в близости двора литейной колоколенной
двор; на нем деревянного строения анбар, в котором построена болшая
кирпичная печь для плавки меди х колоколенному литью.
Да другая малая печка для литья ж колоколов.
Подле оного анбара изба, в которой делают из глины колоколенные болваны.
На том же дворе сарай; в нем имеются во охранении деланные
колоколенные болваны.
У оного колоколенного литья мастер московской житель Огородной
слободы тяглец Андрей Федоров сын Моляров»5[5. Л. 117].
Обратим внимание на последний факт. То, что собственного (из крепостных) колокольного мастера у Демидова не имелось, говорит, как будто, о том, что в Туле это дело было для заводовладельца относительно новым.
С другой стороны, на предприятии существовал специальный «колоколенной двор» с несколькими постройками и оборудованием в них: в описании упомянуты деревянный амбар с двумя печами6, изба для изготовления форм, сарай для их хранения. Поэтому, хоть мы и не решимся утверждать, что колокола начали лить здесь давно, противоположное утверждение (что к освоению данной технологии в Туле только лишь приступали) тоже не представляется безусловно убедительным.
Для чего на Тульском заводе А.Н. Демидова взялись осваивать литье колоколов, тогда как оно не позднее 1732 г. уже осуществлялось им на Урале, где выплавляли основной для составления колокольного сплава
металл – медь? Задавшись этим вопросов, погружаемся в область довольно слабо обоснованных фактами рассуждений и предположений.
Несомненно, существовал какой-то ускользающий от нашего понимания фактор, заставлявшей преодолевать трудности и неудобства, связанные с устройством тульского колокольного двора. Колокола было трудно перевозить? Но почему труднее, чем железо и медь? Отливка их на Урале из-за доставки предполагала более длительный цикл исполнения заказа? Но быстрота в данном случае не требовалась. Ответа на главный вопрос у нас пока нет.
Тот факт, что Демидов предпочитал часть выплавленной им меди везти в центр Европейской части России7 и, привезя, уже на Тульском заводе превращать ее в изделия, остается принять к сведению.
Заметим, что у нас пока нет и достаточных оснований уверенно утверждать, что колокола для лавры, упомянутые в записной книге Тульской заводской конторы, были отлиты именно в Туле. Да, такая возможность была (здесь существовал колокольный двор), кроме того, упоминающая о них запись в конторе именно этого завода тоже не может быть не случайной. И все же полная уверенность в тульском происхождении этой партии колоколов для лавры отсутствует.
Но есть данные, свидетельствующие, что контакты со знаменитым монастырем не ограничивались отливкой колоколов. Их содержит цитируемый ниже фрагмент из анонимной биографии Акинфия Никитича, сохранившейся в фонде Демидовых в Российском государственном архиве древних актов:
«Тело же ево вскоре по кончине, с Высочайшаго позволения8, по жительству их перевезено в Тулу и предано Земле при сооруженном их иждивением каменном великолепном храме во имя Святителя Николая Чудотворца в особой палатке подле могилы родителя его Никиты Демидовича, над9 коими находятся отличной работы два медные решетчатые 10 ковчега, из числа сделанных по Усердию Акинфия Никитича в Туле, и отправленных в Киев, для помещения в них гробов с нетленными телесами тамошних Угодников» [6. Л. 1 об.]11
Погребения первых Демидовых были внешне оформлены так же, как могилы первых русских святых из монахов — факт, символическое значение которого трудно не заметить. Он важен и в качестве указания на совершенно неизученные связи А. Н. Демидова с расположенным в Киеве почитаемым центром Православия.
Заметим, однако, что в описаниях Киево-Печерской лавры имеется упоминание о том, что Демидов «прислал в Лавру 12 рак зеленой полированной меди для мощей святых, которые отданы по шести в каждую пещеру» [4. С. 10]. Но датировано это событие 1775 г., при этом дарение приписано не Акинфию Никитичу (уже 30 лет лежавшему в могиле), а его сыну Никите Акинфиевичу. Были ли эти раки теми «решетчатыми» ковчегами, создание которых анонимный биограф приписывает усердию А. Н. Демидова, или чем-то иным? Ответ на этот вопрос пока отсутствует.
Подведем итоги. Обнаруженные документы позволили установить, что в конце жизни А. Н. Демидова на его Тульском заводе существовал колокольный двор, включавший несколько построек и оборудование в них. У него работал вольнонаемный мастер, московский житель, осуществлявший отливку колоколов.
Выяснилось также, что Киево-Печерская лавра в это время была должна А.Н. Демидову довольно значительную сумму за изготовленные для нее колокола. На основании косвенных данных вероятным местом изготовления этих колоколов можно считать Тулу.
Работа Демидова для лавры не ограничивалась отливкой колоколов. Существуют данные, свидетельствующие об изготовлении А.Н. Демидовым медных ковчегов для гробов с мощами киевских угодников. Такие же ковчеги были позднее установлены при храме, в котором был похоронен сам А.Н.
Демидов.
И последнее Напольные плиты производства демидовских заводов в Киево-Печерской лавре сохранились. Но нам представляется далеко не безнадежной попытка отыскать здесь и другие их изделия – колокола и ковчеги. Последние вызывают особый интерес, поскольку с их обнаружением открывается возможность с более высокой точностью реконструировать первоначальный интерьер фамильной усыпальницы первых Демидовых
Источники и литература
1. Гурьянова Н. С. Дополнение к «Истории Выговской старообрядческой пустыни» И. Филиппова // Публицистика и исторические сочинения периода феодализма. Новосибирск, 1989. С. 221–245.
2. Ермилова Е. Киево-Печерская Лавра: тысячелетний путь к Богу // Православный паломник. 2014. 08.02. http://lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=3030&Itemid=146 (обращение 30.11.2016).
3. Кафенгауз Б. Б. История хозяйства Демидовых в XVIII – XIX вв.: Опыт исследования по истории уральской металлургии. Т. 1. М.; Л., 1949.
4. Лебединцев П. Г. Киево-Печерская
Лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии // Печерский благовестник. № 4. http://lavra.ua/index.php option=com_content&task=view&id=51&Itemid=99999999&limit=1
&limitstart=9 (обращение 30.11.2016)
5. Российский государственный архив древних актов. Ф. 271. Оп. 1. Кн. 592.
6. Российский государственный архив древних актов. Ф. 1267. Оп. 1. Д. 761.
7. Шакинко И. М. Демидовские колокола // Уральский следопыт.1993.№ 8.С. 2–5.
8. Юркин И. Н. Демидовы: Столетие побед. М., 2012.
9. Юркин И. Н. Растрелли в Туле? (страница истории елизаветинского барокко) // Тульский краеведческий альманах. Вып. 1. Тула, 2003. С. 52–61.