ТАГИЛЬСКИЕ ДОПОТОПНЫЕ ТРАМВАЙНЫЕ ОСТАНОВКИ БЕЗ НАМЕКА НА ЗАБОТУ О ПАССАЖИРАХ И ИХ БЕЗОПАСНОСТЬ

Тагильский рабочий — №149 (24038) Четверг, 14 августа 2014 года 

С чего начинается родина?

С трамвайной остановки — тоже…

— Помогите слезть! – на остановке «Менделеева» в проеме распахнутой двери пожилая пассажирка трамвая растерянно смотрит вниз, куда ей надо шагнуть с крутой ступеньки. Выдержит ли такое испытание тазобедренный сустав? А по динамику уже звучит: «Осторожно: двери закрываются!»

Повезло, к отчаявшейся уже  было женщине подскочил вышедший через другую дверь мужчина. Помог. Теперь взмокшей пассажирке можно перевести дух и перекреститься… Как, наверное, и вагоновожатому. А ведь на «Менделеева» недавно была реконструкция дороги и велось благоустройство.

Типичная картина для наших трамвайных остановок. Старики с сумками на колесиках и без, мамаши с колясками… Зайти в трамвай и выйти для этой категории пассажиров – серьезная проблема (впрочем, в ГАЗель подняться пожилым тоже нелегко).

Три минус одна

Но проблема эта вполне решается. Главным образом, за счет низкопольных трамваев: их производят и в нашем Отечестве – в Усть-Катаве, Екатеринбурге. Сколько шума наделал недавно тот же R1 Уралтрансмаша на «Иннопроме».

Но вряд ли это сейчас для нашего бюджета. Чтобы в Тагиле, а не только в Москве и столице Урала, появились низкопольные красавцы, нужна соответствующая государственная программа – с реконструкцией путей, дотацией на покупку действительно современных трамваев. Пока такой программы нет. И слава богу, что к нам поступают хотя бы уралтрансмашевские — модели 405.

Только вот как в новых вагонах ни тепло и светло, удобно и мягко, ступеньки у них довольно крутые. Что же делать? Неужели нельзя никак облегчить участь пассажиров? Оказывается, можно. Пусть и частично. Даже если остановочная платформа будет возвышаться хотя бы на 10 см от поверхности рельсов, зайти и выйти из трамвая станет значительно проще и быстрее.

На первую ступеньку – почти как к себе домой. Поднимаясь в тот же 405-й, вместо трех крутых уступов надо будет преодолевать всего два. Зачастую именно на штурм последней, третьей, «крепости» не хватает сил у дедушек и бабушек.

Однако нынешние места посадки и высадки рассчитаны, скорее, на спортсменов-баскетболистов, нежели на обычных людей с их обычными недугами к старости, а это заболевания суставов, поражения межпозвоночных дисков, хрупкость костей — артрозы, остеохондрозы, остеопорозы…

Даже больные скачут

Нельзя сказать, что вообще ничего не делается.  Начнем с Вагонки. Вот остановка «Лицей» на улице Зари. Еще год-два назад, рассказывают трамвайщики, барьера у автодороги не было и сама остановочная площадка, примыкающая к ней, выглядела крайне опасно: выходящий из вагона пассажир мог поскользнуться и упасть под железные колеса. Теперь площадка ровная, есть барьер, отделяющий людей от автомобилей. Только вот тесновато и, как уже почему-то укоренилось именно в Тагиле, остановка не приподнята.

С помощью «десятки» перенесемся на остановку «Поликлиники» на Ленинградском проспекте. Здесь обычно многолюдно. Но даже ранним утром, когда тагильчане, казалось бы, в основном едут на работу, пожилые люди и вообще все те, кто захворал, пытаются, не усугубив свои болячки, спуститься с подножек трамвая, чтобы продолжить путь в поликлинику.

А еще рядом со взрослой – детская! И детям тоже непросто выбираться из вагона. А еще, прямо напротив остановки, Уралвагонзавод ударными темпами строит третью! Так что больных тут, похоже, будет видимо-невидимо…Вот где приподнятые платформы особенно бы пригодились!

Знакомлюсь с Любовью Константиновной, бывшим инженером-технологом Уралвагонзавода. Как говорит ветеран, она делала «не вагоны». Живет рядом и сегодня ждет «двенадцатый», чтобы доехать до «Современника». В церковь ездит на «десятке».

— Платформы — было бы очень удобно! – говорит Любовь Константиновна. — Особенно тем, у кого больные ноги. Подниматься еще можно – за поручни держишься. А спускаться шибко больно. Хотя кому-то тяжелее и при подъеме. Смотря что болит.

Продолжая тему остановок, Любовь Константиновна рассказала, что в Киеве видела кормушки для птиц, а у нас – она указала на лавочки в остановочном павильоне – даже не присядешь: повсюду следы голубиного помета. Может, и это предложение инженера учтут наши благоустроители?

Слышали звон…

Продолжим путь дальше. Даже в промышленной зоне, где, казалось бы, предприятия могли бы поспособствовать в сооружении удобных остановок, ничего подобного и в помине нет. На «Коксе», «Цементном» еще и грязь.

Массовое место посадки-высадки – Привокзальная площадь, ворота города. Садоводы, туристы, грибники, рыбаки – с коробками, сумками, рюкзаками… И опять на входе-выходе они преодолевают три ступеньки вместо двух с «половиной».

Но, может быть, посадочные платформы для городского электротранспорта – только за границей? Водитель МУП «Тагильский трамвай» Евгений Дерябин объездил немало трамвайных городов России.

В Челябинске – платформы повсюду. Не говоря уже о Москве, Екатеринбурге… На них равняться надо!

Слабое подобие трамвайной платформы в Тагиле мы с Евгением все же нашли – на остановке «Островского» (маршрут «тройки» по направлению к центру города). Однако с приподнятой площадки сразу в трамвай шагнет только дядя Степа, обычные люди шагают вниз, а затем снова вверх, то бишь в трамвай: подиум расположен на значительном отдалении от путей. В общем, складывается впечатление, что о платформах для трамвая в Тагиле и слыхом не слыхивали. Или слышали звон, но не знают, где он?

Сквер у «Музея»: упустили шанс?..

Радует глаз недавно появившийся сквер у остановки «Музей». Еще одной достопримечательностью в городе стало больше. А еще здесь – транспортная развязка: переплетение автодорог с ГГМ, из центра, с Выи. Сходятся-расходятся и трамвайные пути нескольких маршрутов (1, 12, 3, 15-й). А еще вокруг сквера – три трамвайные остановки.

У самой дороги на Выю останавливаются (туда-обратно) «первый», «двенадцатый», «тройка». Конечно, остановка в сторону Выи, которая фактически на проезжей части, как, например, и у «Театра кукол», — это отдельная проблема, которую тоже надо решать цивилизованно. Речь об уже имеющихся посадочных площадках.

На «Музее» в сторону центра, на первый взгляд, вроде бы все прекрасно. Красивая плитка доходит до самых трамвайных путей. Благодать? Но и здесь пожилые люди обречены на муки (вечные?) – платформ и в помине нет. То же самое и чуть ближе к монументальной глыбе – на остановке 15-го, идущего в центр с ГГМ. К слову, если приходится быстренько пересаживаться с 15-го на «тройку», сил-то сколько надо!

А еще, как и повсюду в Тагиле, нет информационных табло со свежим трамвайным расписанием. Хотя есть павильончик – местный «зал ожидания».

Какими могут быть табло, подсказывает отечественный и зарубежный опыт (см. снимки Евгения Дерябина и активиста общественной организации «Тагильчане за трамвай» Максима Барсукова).

В общем, уголок в старинной части Тагила неподалеку от завода-музея появился чудесный, но пассажирам трамвая, в том числе и гостям города, экскурсантам, не предоставили максимум удобств. Обидно: упущен такой шанс! Здешние остановки могли бы стать первой ласточкой в продвижении к евростандартам. Когда еще руки дойдут и найдутся средства для этого транспортного узла?..

Директор МУП «Тагильский трамвай» Игорь Темнов — двумя руками за пассажирские платформы, это создаст условия для эксплуатации низкопольных трамваев. Однако в случае со сквером считает: не везде там достаточно пространства для таких площадок.

Но это у самой дороги. А далее, на остановке 15-го (в сторону центра) места ведь предостаточно. Кроме того, популярную остановку 15-го в сторону ГГМ реконструкция вообще пока обошла стороной. Может быть, позаботятся о пассажирах хотя бы здесь?

Конечно, платформы тоже нельзя делать впопыхах, необходимо согласовать с трамвайщиками каждый сантиметр. Например, как замечает железнодорожник Максим Барсуков, не должно быть помех для прохода снегоочистителя, особенно это касается поворотов. Такие случаи в других городах были. Но в отрасли есть же СНИПы, стандарты. И не мы тут первопроходчики. Так что чужие ошибки тоже можно учесть.

А еще вместе с Максимом приходим к выводу: с появлением платформ сократится время посадки-высадки, а значит — трамвай сможет проходить маршрут быстрее со всеми вытекающими отсюда возможностями и резервами. Пусть и ненамного, но за день набежит порядочная экономия времени! Но, конечно, оптимальную по комфорту и времени посадку-высадку пассажиров обеспечат лишь низкопольные трамваи.

300-летие не за горами, или
Вместо послесловия

Несмотря на все усилия муниципалитета и депутатов сделать город удобным для жизни, отток молодежи остается значительным. Может, при начавшемся преобразовании города не всегда уделяем внимания мелочам? В квартирах у многих сделаны евроремонты, появились хорошие автодороги и красивые торговые центры… А рядом… унизительные для современного горожанина допотопные «трамвайные остановки» без намека на заботу о пассажирах и их безопасности. И иной молодой человек мотает себе на пробивающийся ус: «Так и мне придется в старости прыгать, как кузнечику». Подсознание – мощный фактор…

И еще. Много говорим о доступной среде для инвалидов. А ведь пожилых людей с возрастным поражением опорно-двигательного аппарата фактически тоже можно причислить к этой же группе. Правда, вряд ли за нажитые болезни им дадут еще и прибавку к пенсии. Где же доступная среда для них — тысяч и тысяч тагильчан, отдавших на благо страны, города свое здоровье?

Может, о соответствующих удобствах для пассажиров чиновники просто не подозревают? Хотя, с другой стороны, сколько их перебывало за последние десятилетия в той же Чехии в составе различных делегаций! А ведь Чехия – кладезь опыта в организации трамвайного движения с максимумом комфорта для рядового человека (см. фото Максима Барсукова). Да что Чехия, на другом снимке Евгения Дерябина вы можете увидеть комфортную остановку в провинциальном уральском Златоусте.

О Москве и Екатеринбурге как столицах России и Урала, конечно, говорить можно, но, наверное, нам ближе по менталитету Челябинск, где эта проблема, как уже отмечалось, успешно решается, что Евгений также лично запечатлел фотоаппаратом.

Да, трамвайные остановки, сделанные для людей, требуют дополнительных затрат, а значит — бюджетного планирования. Нижний Тагил уже начал готовиться к своему 300-летию. Хотя бы за две оставшиеся четырехлетки наши трамвайные остановки поднимутся во всех смыслах до европейского уровня?

«Да что там сравнивать!» — скептически заметила знакомая нам Любовь Константиновна, бывший инженер-технолог. Будет печально, если она права…

Владимир МАРКЕВИЧ.
Фото автора Евгения  ДЕРЯБИНА,
Максима  БАРСУКОВА.

погода подробно

Сегодня. Восход Солнца 6.20.

Заход 21.48. Долгота дня 15.28. 20-й лунный день. Днем +18…+20 градусов, ясно, без осадков. Атмосферное давление 743 мм рт. ст., штиль.

Завтра. Восход Солнца 6.22. Заход 21.45. Долгота дня 15.23. 21-й лунный день. Ночью +9. Днем +18…+20 градусов, ясно, небольшой дождь. Атмосферное давление 739 мм рт. ст., ветер западный, 3 м/сек.
Сегодня и завтра cлабые геомагнитные бури.