ИЗ ГАСТРОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ НИЖНЕГО ТАГИЛА

Сладкая жизнь тагильчан

Ольга Морева

Из гастрономической истории Нижнего Тагила

«Продажа патоки и пряников своего производства» – гласила вывеска на складе-магазине «Хлопотовъ», который находился в самом центре Базарной площади Нижнетагильского заводского поселка. Тагильчане сладкоежки в этом магазине могли удовлетворить свои кулинарные пристрастия в полной мере. Там можно было купить не только пряники, но и многочисленные «сопутствующие товары».

Миром правят любовь и голод, и соединяются они за обеденным столом.

Фишер

Нижний Тагил. Базарная площадь

В музее Горнозаводского дела Урала хранятся экспонаты, свидетельствующие о любви тагильчан к чаепитию и сладостям. Жестяные коробки всевозможных размеров для монпансье из Харькова, Ярославля, Екатеринбурга, щипчики для сахарных «голов» разной величины, емкости для хранения чая, карамели, пряников.

Чай с пряниками был не только очень любим в старорежимные времена в Тагильском краю, но и сопровождался неким ритуалом, не менее изысканным и наполненным глубоким смыслом, чем чайная церемония в загадочной Японии или чопорной Англии. В те времена, когда не было пятилетних планов, которые нужно было выполнять за четыре года, не было «свободы слова и собраний», которую нужно было реализовывать на многочисленных партийных, профсоюзных, производственных совещаниях, не было … много чего не было, зато было Время – главный ингредиент для чаепития.

Чай, появившись в качестве дорогого подарка царю Михаилу Федоровичу от монгольского хана в 1638 г., «прижился» в России лишь к началу XIX в. Но, как и все остальное, что попадало на русскую почву, стал совершенно национальным напитком. Сибирский обычай пить чай вприкуску – «с угрызением» – пришелся по вкусу тагильчанам как и всем россиянам вообще. Но все же было нечто особенное в чаепитии на тагильской земле.

Мёд. Это короткое по звучанию, и сладкое на вкус слово для тагильчан придавало тонкому чайному аромату особую гармонию. Несмотря на неблагоприятные климатические условия, небольшое разнообразие дикорастущих трав и цветущих деревьев, жители Нижнетагильского заводского поселка с большой охотой занимались пчеловодством.

Пчелы и продуты их жизнедеятельности, в первую очередь мед, а затем и воск интересовали человека с самых древнейших времен. По-видимому, человек всегда старался найти пчел и воспользоваться их уникальным продуктом. Наиболее раннее свидетельство этому было обнаружено учеными в Восточной Испании в Паучьей пещере. Там на стене сохранился рисунок, изображающий охоту на пчел, который датируется XIV–XX тысячелетием до нашей эры.

Египетскому фараону – самому могущественному человеку государства присваивали титул Повелителя не львов, слонов, орлов или каких-то других могучих животных, а именно пчел. Вероятно, с одной стороны, это свидетельствовало о важности пчелы, а с другой – люди знали о невозможности приручить пчелу и управлять ею, как они могли управлять любыми животными.

Огромное значение пчелы имели в жизни древних славян, особенно расселяющихся в северных и северо-западных районах. Оттуда, с берегов реки Керженец пришли на уральскую землю исповедующие истинную веру люди – раскольники, староверы, кержаки – для них Тагильский край стал землей обетованной. С собой они принесли не только «правильные» книги, которые тщательно скрывали, но и знания и умения, которыми щедро делились. Колодное пчеловодство – одно из них.

Колодное, потому что колоды – искусственные «дома» для пчел – устраивали на очищенных от леса площадках – колодных полянах. Заводское хозяйство требовало много леса, потому недостатка в этих полянах не было. Офицер Генерального штаба Х. Мозель так описывал этот промысел в Пермской губернии: «Крестьянин ставит в лесу на дерево чурку, борт или улей, оставляя его без всякого надзора и попечение на все лето. В августе хозяин-пчеловод приходит к своим бортям для того, чтобы взять мед, причем он не может обойтись без курева и оставляет пчелам только самое небольшое количество меду, для пропитания в продолжение зимы».

По мнению господина Мозеля, «без издержек и без трудов», получали жители губернии урожай меда. Однако, от чего-то, такой мед, полученный «по старому, без малейшего применения искусства», очень ценился «казанскими и другими торговцами», которые закупали его для пряничных заводов, отдавая за лучшие сорта от 5 до 7 рублей серебром за пуд. Чтобы было понятно как высоко ценился мед приведем цены на основные продукты питания в 1868 г. Пуд пшеничной муки стоил 51 копейку, картофеля – 35, говядины – 85, ведро молока – 30 копеек… А лучший сорт меда в рублях и серебром!

«Ты есть, что ты ешь» – утверждают индусы и относят мед к «горячащим», возбуждающим сладострастие продуктам, поэтому его запрещают употреблять вдовам, монахам и студентам во время экзаменов… А нам, может быть, стоит вернуться к обычаю тагильчан – устраивать церемонии чаепития с медом, медовыми пряниками и другими сладостями не спеша, на сон грядущий, не слушая диетологов. Что они могут понимать в истинном наслаждении и удовольствии.

Приятного чаепития!