НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ОТМЕТИЛ СВОЕ 70-летие

Тагильский рабочий —№187 (24076) Среда, 8 октября 2014 года  

к 70-летию Нижнетагильского музея изобразительных искусств

Тайны творческой натуры

Ко дню рождения, а особенно к юбилею, принято готовиться заранее. Вот и Нижнетагильский музей изобразительных искусств, который 30 сентября отмечал свое 70-летие, давно начал подготовку к этой замечательной дате.

Юбилей музея – это не обычный праздник, а хороший повод порадовать зрителей уникальными произведениями, хранящимися в собрании. Этот юбилейный год не стал исключением, и тематика выставки была выбрана не случайно, ведь 2014 год в России был объявлен Годом культуры. А культуру, искусство создают уникальные люди – творцы.

Они не как все, они вне времени и наделены удивительным даром создавать вечное. Что таится в их душе? В чем сила их удивительного таланта? Эти вопросы всегда волновали и привлекали художников, пытающихся постичь тайну, сокрытую в творческой натуре

В юбилейном проекте, состоящем из четырех самодостаточных выставок и занявшем практически все пространство музея, представлено более 140 портретов деятелей культуры и искусства из собрания музея.

Произведения, вошедшие в экспозицию, созданы в разные периоды ХХ века не только русскими, но и западными художниками, в разных творческих манерах, поэтому и образ творческого человека, явленный в стенах музея, находится в сложной зависимости от мировоззрения художника, от стиля и времени. Каждый портрет – индивидуален, но есть и некая близость между всеми ними, есть нечто роднящее людей мира искусства.

Каждый из четырех залов выставки посвящен определенному виду искусства – музыка, театр, литература, изобразительное искусство, и имеет интересное пространственное и образное воплощение. Здесь и игра теней от падающих партитур, и театральная сцена, на которой словно тени выплывают кадры из фильмов, выступления любимых актеров, и особые зоны со скульптурными портретами, где великие творцы вступают в немой диалог друг с другом и со зрителями.

В зале портретов поэтов и писателей вас непременно привлечет удивительный образ молодого поэта, созданный скульптором А. Гаркушенко: юноша в широкополой шляпе и с романтически развевающимся шарфом. Усиливает ощущение и необычный подиум, состоящий из нескольких десятков книг, и оформление зала – памятные всем автографы выдающихся писателей.

В зале, посвященном литературе, представлены прекрасные портреты великих О. Мандельштама, М. Шагинян, М. Цветаевой, Ф. Достоевского, Л. Толстого. Сразу в нескольких образах предстают А.Ахматова, В.Брюсов, В.Маяковский. Не обошли вниманием и уральских писателей – П.Бажова и Н. Никонова.

Но, безусловно, центральное место занимают портреты А.С.Пушкина! К образу великого русского поэта художники обращались много и часто, и на выставке есть и графический, и живописный, и скульптурный портреты. Среди них глубокий психологический портрет, созданный к 100-летию со дня гибели поэта прекрасным русским скульптором С. Лебедевой. Он лишен романтизма, присущего многим другим изображениям Пушкина. Вся тяжесть сомнений, переживаний, неуверенность в преданности даже самых близких людей и в то же время вера в свое предназначение, сила и страсть отражены Лебедевой в облике поэта.

Оперные певцы, актеры, драматурги, балерины представляют мир театра и кино. Н.Обухова, Г.Уланова, С.Лемешев, Е.Урбанский, С.Гиацинтова – без этих имен невозможно представить искусство русского театра ХХ века. Здесь и портрет, созданный одним из известных уральских художников Е.Широковым, — образ выдающегося русского артиста ХХ века Евгения Лебедева в роли «Холстомера» из спектакля «История лошади».

Эмоциональный и физический надлом, воплощенный актером на сцене, был удивительно точно схвачен и передан в портрете. В общем драматизме соединились изображение личности и образа, в котором пребывает актер, реальности и театрального действа, умонастроения сложного для страны времени 1980-х годов.

Звуками известных симфонических композиций наполнен зал музыки… Здесь все возвышенно, серьезно. И этот захватывающий момент творческого вдохновения, царящий в зале, зритель может наблюдать во многих портретах композиторов.

Почти все они – жанровые. Так художники пытаются постигнуть процесс создания музыки, страсть, захватывающую мастеров. Это состояние явлено и в портрете знаменитого композитора С.Прокофьева, выполненном тагильским скульптором О.Подольским, и сознательно обострено дизайнером музея Михаилом Подольским, создавшим инсталляцию из буквально сыплющихся сверху партитур.

Наконец, самый большой зал музея отдан художникам. Это своего рода квинтэссенция проекта. И в самом деле, ведь все произведения изобразительного искусства создают именно художники – живописцы, скульпторы, графики.

Художник – это прежде всего мыслитель. Мало показать схожие портретные черты, необходимо уловить ту яркую индивидуальность, отличающую творца от представителей других профессий, раскрыть искру вдохновения.

В портретах, хранящихся в Нижнетагильском  музее, отражены и личное отношение художника к миру искусства, и общие настроения в обществе, в стране. Каждый зритель здесь найдет образ, близкий его душе. Быть может, им станет небольшой бронзовый бюст М.Шагала московского скульптора Г. Шпичинецкого, где подчеркнут открытый творческий порыв знаменитого художника. Или, напротив, продолжающий поиски «сурового стиля» портрет П. Никонова кисти московского художника И. Обросова, где проявляется ощущение закрытости от внешнего мира и самопогруженность.

Такие разные, поэтому удивительно ценные портреты выдающихся представителей мира культуры, представленные в необычном выставочном проекте, приглашают вас к размышлениям об искусстве, о судьбах и именах тех людей, кто его создает.

Дарья ГУДКОВА,
сотрудник Нижнетагильского музея изобразительных искусств.
Фото Сергея КАЗАНЦЕВА