ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ УРАЛВАГОНЗАВОДА ЯВЛЯЕТСЯ РЕДКИМ ПАМЯТНИКОМ АРХИТЕКТУРЫ
Весь Тагил — №13 четверг, 21 октября 2010 год
Дворец культуры, равного которому сразу не найдёшь
Это нашей истории строки…
Дворец культуры, равного которому сразу не найдёшь. Так восхищённо сказал о Дворце культуры Уралвагонзавода известный писатель и литературовед Ираклий Андроников, побывавший в конце 1950-х в Нижнем Тагиле.
Дворец действительно является редким памятником архитектуры римского классического стиля и вот уже более полувека – центром культурной и общественной жизни Дзержинского района.
Здание построено по проекту московского архитектора Эммы Михайловны Залесской, открытие нового культурного учреждения состоялось 5 ноября 1958 года.
Проект дворца первоначально был создан для знаменитого ленинградского Кировского завода. Директор Уральского вагоностроительного завода И.В. Окунев (1949 – 1968 гг.) в 1951 г. добился решения правительства о строительстве дворца культуры по этому проекту в Нижнем Тагиле. Такое решение было принято Советом Министров СССР, который принял во внимание исключительный вклад коллектива предприятия в обеспечение армии боевой техникой во время Великой Отечественной войны. Каждый второй танк Т-34 был выпущен на Уральском танковом заводе.
Был учтён также тот факт, что Уралвагонзавод к тому времени не имел собственного дворца культуры, шесть рабочих клубов располагались в деревянных бараках.
Архитектурный облик здания отличается гармоничностью и строгостью. Особую прелесть ему придает сложное композиционное решение, напоминающее образцы архитектурной классики XIX столетия.
Центральное здание оформлено портиком, украшенным двумя рядами колонн. Боковые флигели, имеющие самостоятельные малые портики, соединяясь с центральным корпусом переходами, образуют два камерных внутренних дворика. Небольшой подъём пандусов и огражденные балюстрами пространства перед портиками образуют своеобразные уютные площадки для обзора и прогулок.
Интерьеры дворца отличаются богатством и разнообразием отделки. В их оформлении использован красный, розовый и белый уральский мрамор. Оконные и дверные блоки, паркетный пол, мебель изготовлены из ценных пород дерева в городе Ужгороде Западной Украины.
Для отделки экстерьеров и интерьеров лепниной, росписи стен приглашались художники и скульпторы из Москвы, Ленинграда, Свердловска.
Строительство началось весной 1952 года и несколько раз прерывалось по решению московских инстанций. И всё же Окунев, будучи заместителем председателя Верховного Совета РСФСР (в течение трёх созывов 1951, 1955, 1963 гг.), сумел отстоять проект и выполнить в соответствии с ним все отделочные работы.
14 августа 1973 года Дворцу культуры Уралвагонзавода было присвоено имя Ивана Васильевича Окунева.
Величественная архитектура и великолепие здания, по всей видимости, способствовали развитию в его стенах классического искусства. Здесь многие годы блистали такие самодеятельные коллективы, как академическая хоровая капелла, театр классического балета, ансамбль скрипачей, симфонический оркестр.
Эти виды искусства чрезвычайно сложны и поэтому редки в истории самодеятельного творчества. Они требуют от участников не только природного дарования, но и большой теоретической подготовки. Причём все эти коллективы достигли вершин исполнительского мастерства, что было неоднократно отмечено дипломами лауреатов всесоюзных, российских и областных конкурсов, выступлениями на лучших сценических площадках Москвы.
Например, народный театр классического балета дал четыре спектакля на сцене Кремлёвского театра в 1964 году, академическая хоровая капелла в 1950-е выступала в большом зале Московской консерватории.
При полных аншлагах шли спектакли драматического коллектива. В этом самодеятельным артистам могли позавидовать многие профессиональные театры.
Особо зрители и театральные критики отмечали в репертуаре драмколлектива в 1950-1960-е годы спектакли: «На дне» по пьесе М. Горького, в постановке народного артиста СССР А. Грозина, «Свадьба в Малиновке» А. Александрова, «Сто чертей и одна девушка» Т. Хренникова, в постановке Э. С. Иванского. В музыкальных спектаклях участвовали практически все коллективы дворца.
Атмосферу творческого поиска и ритм напряжённой концертной деятельности задавал художественный руководитель дворца (1958 – 1982 гг.), а также режиссёр-постановщик и руководитель драмколлектива Эдуард Станиславович Иванский. Его знали и уважали режиссёры профессиональных театров и уважительно называли «наш Станиславский».
Здесь творили выдающиеся деятели культуры, руководители и педагоги творческих коллективов: основатель и дирижёр академической хоровой капеллы выпускница Харьковской консерватории по классу теории музыки Мария Витальевна Толмачёву, создателя ансамбля скрипачей Вадим Алексеевич Масленников, балетмейстеры театра классического балета Александра Васильевича Мальцева и Виталий Андреевич Белобородов, создатель, драматург и режиссёр-постановщик агиттеатра «Факел» Ефим Евсеевич Нисенбаум.
Удивительно, но инженер-конструктор Уралвагонзавода Нисенбаум за свою творческую деятельность на самодеятельной сцене был удостоен звания «Заслуженный работник культуры».
Алла Пислегина, директор выставочного комплекса ОАО «НПК «Уралвагонзавод».
Фото И. Владимирова