ФЕОЗВА КРУЗЕ — ПЕРВАЯ ИГУМЕНИЯ СКОРБЯЩЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ 

Тагильский рабочий — №203 (24092) Четверг, 30 октября 2014 года

Первая игумения Скорбященского монастыря

В 2014 году Скорбященский женский монастырь отмечает
110-летие со дня его официального признания.

тайна одной фотографии

Еще в 1883 году 14 тагильских подвижниц, большинство из которых были вдовами, собрались вокруг кладбищенской церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Малой Кушве, построенной на деньги купца Сергеева, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу.

Однако ждать учреждения монастыря пришлось около 20 лет. Указом Священного Синода от 31 марта 1902 года №1247 богадельня была переименована в Скорбященскую женскую общину.

Молитвами нескольких десятков насельниц через два с небольшим года вышел новый указ от 23 октября 1904 года, в котором сообщалось, что община переименована в Скорбященский женский общежительный монастырь.

Сегодня, когда обитель готовится к юбилею и возникает необходимость переосмысления ее духовного пути, ценность представляет любой исторический документ. История монастыря – это не только история храмов, хозяйственной деятельности, но, в первую очередь, история подвижнической жизни и душ людей.

В первую очередь, интерес прикован к личности единственной до революции 1917 года настоятельницы, о которой мы знаем не так много. Известен год ее рождения (1857), и, к сожалению, не известны дата ее кончины (между февралем и началом сентября 1932 года) и место захоронения.

Какой была, как выглядела игумения Мария, которая руководила общиной, а потом монастырем около 18 лет? Сохранилась ли фотография матушки?

На рубеже XIX–ХХ веков в Нижнем Тагиле были фотосалоны В. Вишнякова, П.Г. Никулина, Е.А. Шестакова, дело которого продолжила его вдова А.А. Шестакова, – есть ли настоятельница в их архивах? Такая фотография тагильского краеведа И.Т. Коверды, хотя найти ее в фондах Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» не удалось, до недавнего времени не вызывала сомнений.

На этом фото изображена игумения (что можно определить по большому наперсному кресту) с одной из сестер монастыря. Известно, что настоятельница Скорбященской обители Мария (Крузе) была награждена золотым наперсным крестом 1 апреля 1913 года. То есть фотографическое изображение может быть датировано не ранее этого времени.

Однако нет ли здесь ошибки, ведь на одной из страниц книги «Русские монастыри. Урал. Екатеринбургская и Верхотурская епархия» приводится не только этот портрет, но и фотография интерьера церкви Скорбященского монастыря, но на нем легко угадывается Свято-Троицкий храм. Если есть одна ошибка, может быть и вторая?

Занимаясь изучением дореволюционной истории Нижнетагильской обители, совершенно неожиданно наталкиваемся на безымянную публикацию в №1–2 газеты «Верхотурская старина» за 2002 год. Людей, пишущих для этого краеведческого издания, было несколько, и определить авторство не составило труда.

Местные краеведы по стилю текста помогли определить, что заметка принадлежит Раисе Николаевне Огарковой, первому руководителю музея Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, ныне уже покойной.

В публикации сообщалось, что в Перми живет потомок игумении Скорбященской обители Нижнего Тагила Марии (в миру Феозвы, что в переводе с греческого языка на русский означает «благочестивая») по линии старшей сестры Марии Константиновны Крузе (в замужестве Кожевниковой) – В.А. Баландин, коллега Раисы Николаевны по музейному цеху.

Вадим Алексеевич, бывший старший научный сотрудник Пермского областного краеведческого музея, заслуженный работник культуры РФ, откликнулся на нашу просьбу и прислал две хранящиеся у него в семейном архиве фотографии. А также открытку, тем более ценную для Скорбященского женского монастыря, что это единственный известный нам автограф первой игумении Марии (Крузе).

На обороте открытки с изображением  скита Октай поздравление дорогой сестрице с днем Ангела с припиской «Молимся…» Датирована открытка январем 1917 года, содержит почтовый штемпель с указанием Нижнетагильского завода. В Пермь открытка прибыла 26 января. Мы можем прочитать адрес: «г. Пермь. Пермская улица, дом №3, дом Костылева».

Из биографии настоятельницы монастыря известно, что она являлась уроженкой Перми, где жила до 12 лет. В шесть лет была отдана в приют. Ее отец, по национальности немец, был беден, а после его кончины старшая сестра пожалела Феозву и взяла к себе в Нижний Тагил, где она 16 сентября 1885 года (так указано в переписи 1913 года) в возрасте 27–28 лет поступила в богадельню при Нижнетагильской Скорбященской церкви. Подпись: «Настоятельница монастыря игумения Мария» на отправленной Вадимом Алексеевичем открытке не оставляла сомнений и в подлинности двух других присланных им фотографий.

Скорее всего, к 1917 году старшая сестра настоятельницы с семейством вернулась в родной город. Но… на фото Баландина у женщины было совсем другое лицо!

Предлагаем читателям «Тагильского рабочего» сравнить эти изображения. На фотографии, датированной 1909 годом, кабинет-портрет матушки. Традиционный формат такой фотографии — 6,4 на 10,4 см. Она имеет дарственную надпись: «На молитвенную память дорогой сестрице Марии Константиновне монахиня Мария сентября 13 дня 1909 г.» Штамп «Фотография А.А. Шестаковой Н. Тагилъ» – еще одно доказательство подлинности нашей находки. Съемку вела первая в Нижнем Тагиле женщина-фотограф Анна Андреевна Шестакова.

На второй – более ранней – фотографии от В.А. Баландина изображена начальница общины Феозва Крузе (тогда она еще не приняла монашеский постриг и не была возведена в сан игумении) с одной из сестер и двумя девочками на фоне монастырского леса.

Как известно, почти с самого основания в богадельне, а потом в женской общине воспитывали детей-сирот и видели в этом свой христианский долг. Для этого даже была построена каменная церковноприходская школа. Фотография не была датирована, однако на ее обороте факсимиле «Фотография Е.А. Шестакова Н. Тагилъ».

Евгений Андреевич Шестаков, знаменитейший в Нижнем Тагиле фотограф, салон которого располагался на улице Шамина (ныне Карла Маркса), умер в 1905 году, а поскольку постриг первая тагильская монахиня приняла 2 мая 1903 года, то определить время создания фотографии можно не позднее этого дня.

Кто же тогда изображен на фотографии из архива И.Т. Коверды, если это не игумения Скорбященской обители Мария? Возможно, кто-то из гостей нижнетагильского монастыря, ведь в Екатеринбургской епархии было несколько женских обителей: Покровская Верхотурская, Красносельская Введенская, Каслинская Казанско-Богородицкая, Каменская Преображенская, Колчеданская Покровская, Верхтеченская Свято-Троицкая. Для определения лиц, представленных на этой фотографии, необходимо дальнейшее исследование.

Вера ЧЕМЕЗОВА,
зав. архивным отделом
монастыря.