ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ И БУЛАТ ОКУДЖАВА — ЧАСТЬ ИСТОРИИ НИЖНЕГО ТАГИЛА

Об Эльдаре Рязанове, Нижнем Тагиле и о Булате Окуджаве

Нижнетагильский культурный центр «Дом Окуджавы»

Подготовила библиотекарь Анастасия Глазырина

Фото Эльдара Рязанова с поэтом Булатом Окуджавой на вручении кинематографической премии «Ника», Москва, 6 мая 1994 года

Имя кинорежиссёра и сценариста Эльдара Рязанова известно людям не одного поколения, потому что каждый человек смотрел хотя бы одну из его кинолент, актуальных и по сей день. Его фильмы особенные, наполненные добротой и любовью самого мастера, это и «Карнавальная ночь» (1957), и «Берегись автомобиля» (1966), и «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» (1975), «Служебный роман» (1977), «Вокзал для двоих» (1982) и др.

Но мало кому известно, что человек подаривший миру эти картины, целый год был тагильчанином во время Великой Отечественной войны. Память об этом интересном факте из биографии режиссера хранят несколько информационных источников, в том числе газета «Тагильский рабочий».

1,2.jpg
Статья «Я люблю людей, для них и снимаю свои картины». Газета «Тагильский рабочий». 1994 г. В публикации использованы ответы Эльдара Рязанова на вопросы тагильских зрителей, данные во время встречи в «Современнике», и коротком интервью – после нее.

В интервью Эльдар Рязанов рассказал, что его семья в составе из 4 человек: он, его мама, отчим, в то время руководивший предприятием по изготовлению металлоконструкций, и двухлетний брат, была эвакуирована в Нижний Тагил. Они жили в районе Красного Камня, в одном из бараков, которых уже не существует. В его домашние обязанности входили забота о брате и топка печи. «За неимением дров приходилось рубить автомобильные шины, от которых по всему бараку летала резиновая сажа. Зато с тех пор я наловчился рубить дрова и до сих пор это делаю хорошо».

Сохранились два самых ярких воспоминания о Нижнем Тагиле. Как он, пятнадцатилетний мальчишка, почти каждый день преодолевал двадцать шесть веток железнодорожной станции «Смычка», чтобы попасть в школу на Особстрое (ныне Тагилстрой). И как к нему пришла первая любовь. В то время модными были танцевальные вечера, которые проводились, как правило, во Дворцах культуры, школах, парках, там, где была возможность подключить аппаратуру. Эльдар Рязанов учился в восьмом классе и был влюблен в одну девочку. Он очень хотел пригласить её на танец, но совсем не умел танцевать. Тогда в коридоре барака, где он жил, девочки-соседки стали учить его танцевальным движениям под пластинку, на которой с одной стороны были «Брызги шампанского», танго, а с другой– «Рио-Рита». «Сказать ей о том, что она мне нравится – об этом не могло быть и речи. Я так и не признался. А потом уехал в другой город и оттуда ей написал, но мы так никогда и не встретились,» – вспоминал он много позже в программе «Монолог в пяти частях» на телеканале «Культура» (с 2010 года «Россия К»).

Можно сказать, что тагильский период жизни объединил Рязанова и Окуджаву.Они оказались в нашем городе в разное время и при разных обстоятельствах, но оба попали сюда детьми. (О жизни семьи Окуджавы в Нижнем Тагиле подробнее вы можете узнать на экскурсии Культурного центра).

Пути двух великих мастеров не раз пересекались. Они не только несколько раз сотрудничали на одной площадке, но и поддерживали дружеские связи.

3.jpg
Александр Иванов, Эльдар Рязанов, Булат Окуджава. За кулисами в Центральном доме литераторов. 1982 г.

Булат Окуджава неоднократно становился участником популярнейшей телевизионной передачи «Кинопанорама», которую вёл Рязанов, в том числе в 1982 году, когда снимался юбилейный выпуск к 20-летию программы. А песня «Быстро молодость проходит…» прозвучала в художественном фильме режиссера «Тихие омуты» (2000 г.) в исполнении С. Никитина.

1994 год стал насыщенным на события для Нижнего Тагила. Так совпало, что Окуджава и Рязанов вновь посетили наш город. Булат Шалвович выступил во Дворце культуры Уралвагонзавода и побывал на вечере клуба «При свечах» Центральной городской библиотеки. А Эльдар Рязанов встретился с тагильчанами в кинотеатре «Современник», где состоялся показ его фильма «Небеса обетованные» (1991 г.). Кроме того, он посетил памятные места, где прошел год его жизни, искал школу, в которой учился, но так ее и не нашел, потому что вместо старых бараков выросли пятиэтажки. Подробнее об этом написано в его автобиографической книге «Неподведённые итоги»:

«В Нижнем Тагиле я попросил отвезти меня на окраину города в посёлок Красный Камень, где я, будучи пятнадцатилетним пареньком, прожил с семьёй целый год в эвакуации. Барак, в котором мы размещались, находился между концлагерем и железнодорожной сортировочной станцией «Смычка». Пейзаж, конечно, изменился. И я не смог точно определить, в котором именно из четырёх сохранившихся бараков я жил… И, конечно, шла работа на сортировочной станции. Доносились голоса диспетчеров через динамики. Я испытал удивительное чувство – снова побывать там, где ты жил 52 года назад. Посещение этого места оказалось мощным толчком для памяти. Вдруг всплыло множество подробностей трудной эвакуационной жизни, тяжёлого барачного быта. И казалось, что всё это случилось в другой жизни, да и не в моей, а какого-то другого человека…».

«В общем, я себя в какой-то степени считаю жителем Нижнего Тагила…» –признался он в интервью для газеты «Тагильский рабочий» и пожелал жителям города всего самого доброго, чудесного и прекрасного.

Детские воспоминания, первая любовь, черно-белые страницы жизни в нелегкие для страны периоды – в чем еще находим мы сходство между этими совершенно разными величинами? Наверное, в глубине их поэтического восприятия мира. Стихи Окуджавы известны всем, а вот строчки Рязанова – избранным. Он не считал себя поэтом, но в его произведениях звучит все тот же грустный мотив, присущий натурам чувствительным и многое пережившим:

Все я в доме живу,

в том, который снесли и забыли;

на работу хожу,

ту, где должность мою упразднили;

от мороза дрожу,

хоть метели давно отшумели,

и по снегу брожу,

что растаял в прошедшем апреле.

Для нас, тагильчан, и Рязанов, и Окуджава, кроме всего прочего, – часть истории родного города.

 

 Информационные источники:

  1. Клепикова И. Из своих 85-ти Эльдар Рязанов год прожил в Нижнем Тагиле / И. Клепикова // Облгазета.ru : [сайт] – 2012. – 16 нояб. – URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.oblgazeta.ru%2Fculture%2F4358%2F&d=1 (дата обращения: 19.05.2020).
  2. «Монолог в пяти частях». Эльдар Рязанов : [телепрограмма] / режиссер: Н. Урвачева ; сценарий: Н. Виноградова ; операторы: И. Попов, Е. Смирнов ; композитор: А. Рыбников // Телеканал «Культура» : официальный сайт. – URL:  https://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/174334/brand_id/21064/ (дата обращения: 21.05.2020). – Телепрограмма была записана в 2005 г.
  3. Рязанов  Э. А. Неподведенные итоги / Э. А. Рязанов.–Изд. 2-е, доп.–Москва : Искусство, 1986.–415 с.
  4. Рязанов Э. Эльдар Рязанов: «Я люблю людей, для них и снимаю свои картины» : [интервью с режиссером / записала В.Чернявская ; фото: А.Чернышев] // Тагильский рабочий. – 1994. – 31 дек.
  5. Тимофеев Н. А. Экспонаты : [о книге Э. Рязанова «Предсказание», подаренной Б. Окуджаве и совместном фото] / Н. А. Тимофеев ; фото: М. А. Гуреев // Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы в Переделкине : официальный сайт. – URL: http://www.okudshava.ru/141/ (дата обращения: 19.05.2020).