ИСТОРИЯ УРАЛЬСКОГО КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО
Весь ТАГИЛ — № 44(67) Четверг 10 ноября 2011 год
К 70-летию УКБТМ
Люди и танки
В ноябре исполняется 70 лет орденов Ленина и Октябрьской революции Уральскому конструкторскому бюро транспортного машиностроения.
Его славная история берет свое начало с конца 1941 года, когда из Харькова, вместе с заводом №183, было эвакуировано танковое КБ-520 – конструкторское бюро М. И. Кошкина – А. А. Морозова.
По сути, эту дату можно с полным правом считать днем рождения современной советской/российской школы танкостроения, в том числе и тагильской школы, создателем которой был легендарный Александр Александрович Морозов.
Вот уже семь десятилетий бронированные машины, разработанные и изготовленные на Уралвагонзаводе, неизменно вызывают неподдельный интерес у специалистов своими высочайшими боевыми и техническими характеристиками. Каждое поколение тагильских танков в полной мере отвечало задачам повышения могущества страны:
– 40-е годы – легендарная «тридцатьчетверка», лучший танк Второй мировой войны, оказавший решающее влияние на ее исход.
С танка Т-34 фактически началась отечественная конструкторская школа
танкостроения, которая развилась и окрепла в стенах Уралвагонзавода;
– 50-е годы – танки Т-54, Т-55 – самые массовые танки середины прошлого столетия;
– 60-е годы – танк Т-62, первый в мире ракетный танк ИТ-1;
– 70-90-е годы – танк Т-72, во многих локальных конфликтах подтвердивший статус одного из лучших танков и более четверти века доминирующий в армиях многих стран мира.
– 90-е годы ХХ столетия и по настоящее время ракетно-пушечные танки Т-90, которые по совокупности боевых и технических характеристик не только не уступают лучшим аналогам других стран, но и по некоторым характеристикам их превосходят.
И, конечно, боевая машина поддержки танков БМПТ – совершенно новый вид наземной боевой техники.
Слово «впервые» относится ко многим достижениям тагильских танкостроителей.
Ими созданы:
– первый в мире танковый конвейер;
– первый в мире танк с противоатомной защитой;
– первый в мире танк с газотурбинным двигателем;
– первый в мире серийный ракетно-пушечный танк;
– самые массовые танки своего времени – Т-34, Т-54, Т-55, Т-72…
Этот список можно продолжать и продолжать, но ограничусь только одним фактом, характеризующим технические достижения уральских танкостроителей – с 1941 года по настоящее время на Уралвагонзаводе и по его документации в мире (по лицензиям) выпущено более 150 000 танков и это безусловный рекорд танкостроения, достойный Книги рекордов Гиннесса.
Сегодня можно уверенно говорить, что танк был, есть и будет в обозримом будущем главной фигурой в ряду «обычных» вооружений и техники, и, как показывает анализ военных конфликтов последнего времени, альтернативы танку, как виду боевого оружия, пока не существует.
Из восьми выдающихся Главных конструкторов (М. И. Кошкин, А. А. Морозов, Л. Н. Карцев, Н. А. Шомин, В. Н. Венедиктов, В. И. Поткин, Ж. Я. Котин, Н. С. Попов), определивших пути развития отечественного и мирового танкостроения в ХХ веке, пятеро жили и созидали в Нижнем Тагиле, на Вагонке. О них и пойдет речь в этой публикации.
Творец тридцатьчетверки
Александр Александрович Морозов проработал Главным конструктором тагильского бюро десять лет – с 1941 по 1951 годы. Ему посвящены книги и научные труды, о легендарной «тридцатьчетверке» сложены стихи и песни.
На броне Т-34 советские солдаты в годы Второй мировой войны несли свободу народам Европы. Благодарные люди ставили танки на постаменты, причем этот процесс шел стихийно и к настоящему времени в мире насчитывается более 500 таких памятников. Мировая история вооружений других подобных примеров не знает.
Интересно, что и сейчас, в начале ХХI века, на вооружении ряда стран находятся Т-34!
Родился А. А. Морозов в селе Бежица (ныне входит в г. Брянск), в рабочей семье. Свою трудовую деятельность начал в 1919 году – чертежником в конструкторском бюро Харьковского паровозостроительного завода, где принимал участие в разработке гусеничного трактора «Коммунар».
С 1924 по 1926 год служил в Красной Армии. По окончании службы вернулся в родное КБ, где участвовал в создании и подготовке производства танков БТ-5, БТ-7, БТ-7М.
С 1931 по 1938 гг. – руководитель группы трансмиссии. В 1940 году – заместитель начальника КБ Харьковского завода №183, которым руководил М. И. Кошкин.
В эти годы были созданы опытные образцы средних танков А-20 (БТ-20) и А-32, усовершенствованный вариант последнего, под наименованием Т-34, и был принят на вооружение РККА в 1939 году.
После смерти Кошкина в 1940 году Морозов стал исполнять обязанности главного конструктора завода №183. В годы Великой Отечественной войны он – главный конструктор Уральского танкового завода №183 в Нижнем Тагиле, руководит организацией массового производства Т-34 и его совершенствованием. Под его руководством созданы все модификации «тридцатьчетверки», а также средний танк Т-44 и опытный танк Т-43.
В 1951 году вместе с большой частью коллектива бюро А. А. Морозова вернулся на родной завод в Харьков и до 1976 года оставался главным конструктором. Здесь он. руководил разработкой танков Т-64 и Т-64А, а также ряда других образцов вооружения и техники.
Генерал — лейтенант — инженера, дважды Героя Социалистического Труда, доктора технических наук, лауреата Ленинской и трижды лауреата Сталинской премии СССР, заслуженного машиностроителя Украины, Александра Александровича свято помнят и чтут в Нижнем Тагиле. На доме, в котором он жил (правда, недолгое время) установлена мемориальная доска, в музее истории Уралвагонзавода размещена отдельная, весьма информативная экспозиция, посвященная жизни и деятельности замечательного конструктора.
Виктор Ямов.
Продолжение следует.
Весь ТАГИЛ — № 45(68) Четверг 17 ноября 2011 год
К 70-летию УКБТМ
Люди и танки
Продолжение. Начало в №44 от 10.11.2011 г.
В 1949 году, после окончания бронетанковой академии им. И. В. Сталина, в КБ-520 Уралвагонзавода была откомандирована группа выпускников. В нее вошли чрезвычайно талантливые люди.
Со временем главными конструкторами стали ученики А. А. Морозова – Л. Н. Карцев, В. Н. Венедиктов, Н. А. Шомин; заместителем Главкома сухопутных войск страны – П. И. Баженов; заместителями главного конструктора – Л. А Вайсбурд и Ю. А КниписКовалев; начальниками конструкторских отделов по направлениям – И. И. Зайцев, Ф. И. Кожухарь и Н. А Добряков.
Воистину, как это было сказано о содружестве великих музыкантов прошлого – «могучая кучка» творцов бронетанковой техники пришла тогда на предприятие.
Его машин нет только в Антарктиде
Эстафету руководства УКБТМ в 1953 году принял Леонид Николаевич Карцев. Уроженец села Скомово Гаврило — Посадского района Ивановской области, он с 1942 года, после окончания с отличием Саратовского танкового училища, участвовал в Великой Отечественной войне. Воевал на 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах в составе 45-й гвардейской танковой бригады 1-й танковой армии. Принимал участие в Проскурово -Черновицкой, Висло-Одерской и Берлинской наступательной операциях. После войны закончил Академию бронетанковых и механизированных войск и был направлен на Уралвагонзавод.
Уже в марте 1953 года Л.Н. Карцева назначают главным конструктором Уралвагонзавода по танкостроению. Леониду Николаевичу в это время был всего 31 год и он стал самым молодым среди советских главных конструкторов.
Во многом блестящему карьерному росту способствовали его разносторонняя подготовка, высокий уровень общей культуры, а также личный опыт участия в боевых действиях танковых войск и выдающиеся конструкторские способности.
Он обладал такими качествами, как целеустремленность и настойчивость в достижении цели, организаторским талантом и умением работать с коллективом, объективно оценивать возможности завода при реализации принятых конструктивных и технологических решений, обостренным чувством нового, даром видения перспектив развития танкостроения и боевого применения танков.
Коллеги по бюро всегда отмечали цепкий ум Леонида Николаевича, его большой жизненный опыт, умение работать с творческим вдохновением и неиссякаемым оптимизмом. Обладая к тому же чувством юмора и умея его ценить в других, Карцев еще теснее сплотил коллектив конструкторов.
Под его руководством были разработаны 26 образцов бронетанковой техники, а девять из них – приняты в серийное производство. В том числе танки Т-54А, Т-54Б, Т-55 и Т-62 и их модификации, ряд инженерных машин.
Надо отметить, что танки Т-54/Т-55 являлись самыми распространенными в мире в 40-70-х годах прошлого столетия. Их было выпущено около 70 000 единиц. Если к ним приплюсовать типы 59 и 54 китайского производства, которые являются копиями Т-54/Т-55, то можно утверждать, что число выпущенных бронемашин этого семейства сравнимо с числом всех танков, произведенных в мире после Второй мировой войны.
Т-54/Т-55 были приняты на вооружение десятков стран мира и принимали участие во множестве локальных конфликтов, по праву заслужив славу лучших в середине ХХ века. До сих пор они, вместе с Т-62, составляют ударную силу сухопутных войск многих государств. Как в свое время остроумно высказался один местный историк танкостроения, танков Карцева нет только в Антарктиде.
Неоспоримая заслуга Леонида Николаевича в том, что в конце 60-х годов прошлого столетия он заложил концептуальную идею нового танка – проект Т-62Б (объект 167М) и опытные образцы объектов 172 и 173, на базе которых впоследствии был создан легендарный Т-72.
Л. Н. Карцев отмечен многими наградами. Он – генерал — майор-инженер, лауреат Государственной премии СССР, кандидат технических наук, награжден орденами Ленина, Отечественной Войны 1-й степени, Красной звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина» и другими.
Говоря еще об одном главном конструкторе Вагонки, надо обязательно отметить, что после отъезда в Харьков А. А Морозова и большой части его сподвижников, занимавших в КБ-520 преимущественно ключевые позиции, Л. Н Карцев, по сути дела, практически «с нуля» создал новое конструкторское бюро, самостоятельную ветвь советской школы танкостроения – тагильскую.
И вот, 1969 год. Леониду Николаевичу всего 47 лет, он считается одним из самых успешных и результативных главных конструкторов вооружений, пользуется в КБ огромным авторитетом. И вдруг создатель самого массового танка ХХ столетия – Т-55 (не говоря уже о прорывных танках – первом в мире серийном танке с ракетным вооружением «Дракон» и первом в мире танке с газовой турбиной «объект 167Т») в разгар работы над прототипом танка Т-72, в расцвете сил и творческих начинаний… добровольно подает заявление об освобождении его от обязанностей главного конструктора. А потом еще несколько лет генерал Карцев трудится на полковничьей должности в научно-техническом комитете Главного бронетанкового управления МО СССР.
Что послужило причиной этой личной трагедии, умалчивают и сам Леонид Николаевич, и его ближайшее окружение.
Можно, конечно, строить предположения, но наверняка истинная причина так и останется загадкой. Скорее всего, то, что произошло с Л. Н. Карцевым, спустя почти двадцать лет повторилось и с В. Н Венедиктовым…
Сегодня Леонид Николаевич – на заслуженном отдыхе. Через год ему исполнится 90 лет. В связи с этой датой в январе 2011 года на имя Президента России Д. А. Медведева поступило открытое письмо от членов краеведческого общества по изучению истории Владимиро — Суздальского — Ополья. Вот что они пишут:
«В 2012‑м году исполняется 90 лет со дня рождения генерал-майора — инженера, главного конструктора танкового КБ Уралвагонзавода Леонида Николаевича Карцева… Уважение и добрая память о Леониде Николаевиче сохранились в родном селе… и по сей день.
В этой связи от лица жителей села, членов церковной общины села Скомово и краеведческого общества по изучению истории Владимиро — Суздальского Ополья просим Вас оказать содействие в принятии решения об установке в селе Скомово памятника в виде образца одного из танков, созданных Л. Н. Карцевым…»
Виктор Ямов.
Продолжение следует
Весь ТАГИЛ — № 46(69) Четверг 24 ноября 2011 год
Люди и танки
К 70-летию УКБТМ
Продолжение. Начало в № 44, 45.
Ушел недооцененным
На смену Л. Н. Карцеву на должность главного конструктора УКБТМ в 1969 году пришел В. Н. Венедиктов. С его именем связана борьба Уралвагонзавода за танк Т-72, хотя в творческой биографии Венедиктова десятки разработанных и принятых на вооружение образцов бронетанковой техники.
До назначения главным Валерий Николаевич два десятка лет трудился в тагильском бюро – ведущим конструктором и заместителем главного конструктора. Принимал участие в создании и постановке на серийное производство средних танков Т-54А, Т-55, Т-62 и их линейных модификаций.
Руководил разработкой и созданием первого в мире танка с газо‑турбинным двигателем – объектов 167Т и 166ТМ. Возглавлял работы по созданию и выпуску первого в мире серийного истребителя танков ИТ-1 с ракетным вооружением «Дракон».
Однако самым любимым детищем и главным достижением его таланта стало семейство танков Т-72 и инженерных машин на этой базе.
В технической истории Нижнего Тагила Валерий Николаевич – одна из самых ярких фигур. Писать о нем трудно: слишком это многогранная и сложная личность. С одной стороны – человек высокой культуры и фанат своего дела, выдающийся инженер и конструктор. Трудоголик, рабочий день которого в обычном режиме составлял 12‑14 часов.
В технической политике (обстоятельства заставляли) – иезуит, и в тоже время – мастер лобовой атаки. Вспыльчив, но отходчив. Суров и добр в одно и то же время. С другой стороны – некоммуникабелен, имел мало друзей и много врагов – не личных, а по работе. И при этом (парадокс!) – удивительная способность находить и сплачивать единомышленников, заражая их своей верой и энергией.
Человек с острым чувством юмора и умением четко излагать свои мысли, иногда в самой неожиданной форме. В КБ до сих пор помнят его легендарную фразу: «Я собрал вас посоветоваться, кто не согласен, может идти…»
Валерий Николаевич имел обостренное чувство ответственности за порученное ему дело. Отсюда – нетерпимость к малейшим проявлениям халатного отношения к работе и умение находить в сотруднике сильные стороны. Об одном из своих специалистов, например, отозвался так: «Как конструктор, конечно, не фонтан, но как чертит – не чертеж, а графика Дюрера!».
Оригинальность мышления не раз помогала ему не только в технической сфере. При этом Венедиктов был тонким ценителем классической литературы и музыки. В его библиотеке (не очень большой, но тщательно подобранной) соседствовали собрания сочинений Л. Толстого (кстати, редкое дореволюционное издание А. Маркса), И. Тургенева и Ф. Достоевского (то же дореволюционные, но издательства И. Сытина), И. Бунина, А. Пушкина и М. Лермонтова… и особняком – американца Г. Логфелло. Его «Песнь о Гайвате» он знал наизусть.
Любимых писателей Валерий Николаевич оценивал очень своеобразно: для души – Тургенев, Бунин, Пушкин, а «Войну и мир» Л. Толстого и сочинения И. С. Баха он предлагал ввести в академический курс «Проектирование машин и механизмов», считая их произведения вершиной компоновки. Любопытно, что о Моцарте отзывался так: «при всей его музыкальной виртуозности не смог бы спроектировать даже лопату!».
Любимое детище главного конструктора – Т-72. Танк, за судьбу которого Венедиктов боролся на всех уровнях, начиная от Политбюро ЦК КПСС, был поставлен в серийное производство Уралвагонзавода в 1974 году и стал самым массовым танком последней четверти ХХ века.
Всего заводами СССР, Чехословакии, Польши, Индии, Югославии и Ирана было произведено около 30 000 бронемашин этого типа. Они прекрасно показали себя во многих локальных конфликтах и остаются на вооружении десятков стран мира.
Родина высоко оценила заслуги тагильских танкостроителей. За создание Т-72 Уральское конструкторское бюро было награждено орденом Октябрьской революции, а ряд ведущих специалистов удостоены Государственной премии СССР.
В их числе В. М. Быстрицкий, В. Д. Тумасов, Ю. Н. Кондратьев, В. Л. Балюк, Л. С. Долгов, Ю. Н. Нейгебауэр. Большая группа конструкторов, исследователей и рабочих отмечена орденами и медалями СССР.
Сам Валерий Николаевич имел воинское звание генерал — лейтенант-инженера, являлся Героем Социалистического Труда, дважды лауреатом Государственной премии, заслуженным деятелем науки и техники РСФСР. Он был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалью «За боевые заслуги», медалью Китайской Народной Республики и почетным оружием Министра обороны СССР.
В 1987 году под давлением внешних обстоятельств Валерий Николаевич был вынужден покинуть пост главного конструктора. Но покинул он только должность, оставшись при этом не сломленным и не побежденным. И, к сожалению, недооцененным, поскольку уровень его творческого наследия просто поражает своим значением для отечественного танкостроения.
Заложенные им идеи развития отрасли нашли и находят свое отражение в сегодняшних раз‑ работках бюро – танках Т-90, Т-90К, Т-90С, Т-90СК, Т-90А, в создании боевой машины поддержки танков – совершенно нового вида боевой сухопутной техники.
А главное наследство Венедиктова – творческий и технический состав УКБТМ. Те, кто на нынешней сентябрьской выставке вооружений в Нижнем Тагиле показали, как глубокую модификацию Т-90А, по существу новый танк – Т-90МС.
Память о В. Н. Венедиктове бережно хранят на Уралвагонзаводе. Недавно на доме, где он жил, открыта мемориальная доска.
Виктор Ямов.
Окончание следует.
Весь ТАГИЛ — № 47(70) Четверг 1 декабря 2011 год
Люди и танки
К 70-летию УКБТМ
Продолжение. Начало в № 44, 45, 46
Сподвижники
Около двадцати лет проработал на Уралвагонзаводе еще один замечательный советский танковый конструктор – Николай Александрович Шомин.
В УКБТМ он прошел путь до заместителя главного конструктора, правда, с некоторым перерывом: три года вместо танков конструировал и запускал в производство стартовые комплексы для баллистических ракет. Их тогда тоже делали на Уралвагонзаводе.
Будущий генерал-лейтенант-инженер, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, кавалер двух орденов Ленина, ордена Октябрьской революции, трех орденов Красной Звезды и ордена Отечественной войны II степени родился в 1923 году в селе Дмитряшевке Хлевенского района Воронежской области.
После окончания школы поступил в Харьковское бронетанковое училище, из которого в августе 1941 года в составе курсантского батальона убыл на фронт. И уже на второй день получил танк Т-34, изготовленный на Харьковском заводе №183.
Западный фронт, битвы под Москвой и на Курской дуге, освобождение Крыма – в крупнейших сражениях участвовал будущий главный конструктор.
В 1944 году, незадолго до окончания войны, Н. А. Шомина как способного танкиста направляют на учебу в Академию бронетанковых и механизированных войск им. И. В. Сталина. С отличием закончив ее в 1949 году, был откомандирован на Уралвагонзавод, в КБ-520.
Здесь Николай Александрович принимал активное участие в создании и постановке в производство танков Т-54, Т-55, Т-62 и их модификаций.
В 1968 году приказом министра оборонной промышленности СССР Шомина из Нижнего Тагила направляют на Харьковский машиностроительный завод, где он восемь лет проработал первым заместителем у легендарного Александра Александровича Морозова. А в 1976 году сменил его на посту начальника – главного конструктора Харьковского конструкторского бюро транспортного машиностроения.
Используя личный опыт применения танков в боевых условиях и глубокую инженерно-техническую подготовку, Николай Александрович проявил себя не только как новатор-создатель новых боевых машин, но и как организатор коллектива. Он руководил работами по доведению конструкции Т-64 и его глубокой модернизации – танка Т-64А, по созданию и постановке в серийное производство танков Т-80У и Т-80УД, инженерных машин сопровождения.
Н. А. Шомин руководил Харьковским бюро до 1990 года. За три года до его ухода в памятном для Николая Александровича Нижнем Тагиле главным конструктором стал Владимир Иванович Поткин, работавший в танковом бюро с 1971 года.
Выпускник Военной академии бронетанковых войск, он занимался разработкой ходовой части танка Т-72, а также созданием и постановкой на производство танка нового поколения – Т-90 и его модификаций Т-90К и Т-90С вместе с серией инженерных машин, в том числе – машины разграждения и разминирования.
Владимиру Ивановичу, как главному конструктору и директору, выпало на долю сложное время перестройки. Нетривиально мыслящий конструктор и жесткий руководитель, он сознавал необходимость перспективных поисковых научно — исследовательских работ, отчетливо видел жизненность генеральной линии Морозова — Карцева-Венедиктова на сохранение боевой массы среднего танка не более 45-50 тонн, что являлось необходимым фактором оперативно-тактической мобильности бронемашины. Вот только тогдашнее экономическое состояние завода и бюро не всегда позволяло делать это.
Несомненно, одной из важнейших заслуг В. И. Поткина (об этом сегодня почему-то вспоминают нечасто) стало сохранение творческого потенциала УКБТМ в тяжелейшие и «лихие» девяностые годы. Тогда, в режиме строжайшей экономии практически на всем, он умудрялся вовремя выдавать сотрудникам КБ пусть и небольшую зарплату.
На фоне многомесячных задержек на заводе это помогало ему беречь от повального бегства «на заработки» самых опытных конструкторов, исследователей, технологов и рабочих. Низкий поклон ему за это!
Сейчас, оглядываясь назад, понимаешь, что за короткий отрезок времени, отведенный В. И. Поткину на посту Главного конструктора, не в самое «безоблачное» время, когда на несколько лет без заказов просто встал танковый конвейер Уралвагонзавода он, сотоварищи, сумел сделать удивительно много:
– это танки семейства Т-90 с их экспортным вариантом плюс «вековая мечта» В. Н. Венедиктова – 1000-сильный дизель с перспективой дальнейшего роста мощности в тех же габаритах (дизель В-92С ЧТЗ, Главный конструктор В. И. Гордеев);
– это базовая концепция БМПТ – нового, не имевшего в то время аналога типа сухопутного вооружения;
– это поисковая работа, которая впоследствии трансформировалась в объект «195»;
– это доведение до серийного производства танкового мостоукладчика МТУ и модернизация БРЭМ-1;
– это разработка инженерных машин разграждения ИМР-2МА и боевой машины разминирования БМР;
– это, наконец, разработка и постановка на серийное производство продукции народнохозяйственного значения – гусеничного экскаватора ЭО-5126, колесного экскаватора ЭО-33211 и малогабаритного погрузчика ПУМ-500, что буквально спасло от деградации танковое производство Уралвагонзавода.
Работая на износ, Владимир Иванович свой творческий путь подвижника завершил трагической кончиной на рабочем месте. В 1999 году посмертно он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» третьей степени.