ЗАВОДСКОЙ АЭРОДРОМ И ЗАКРЕПЛЕННЫЙ ЗА УРАЛВАГОНСТРОЕМ САМОЛЕТ ПОЯВИЛСЯ В 1934 ГОДУ

Весь ТАГИЛ — № 16 Четверг 11 ноября 2010 год

Аэродром для Уралвагонзавода

Это нашей истории строки…

В канун 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в выставочный комплекс ОАО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод» обратилась учитель истории школы №20 Наталья Ивановна Андрейченко. Она интересовалась, правда ли, что в районе Алтайского микрорайона в годы войны был аэродром, и, получив от нас подтверждение этого факта, попросила найти документальные свидетельства.

Сотрудники выставочного комплекса ОАО «Научно — производственная корпорация «Уралвагонзавод», конечно, предоставили хранящиеся в архивах фотографии, карты и другие документы, рассказывающие о
существовании аэродрома в годы Великой Отечественной войны. Копии документов из архивов музея истории предприятия сейчас демонстрируются в школьном музее.

У педагогов и учеников этой вагонской школы хорошая задумка – установить на месте старого аэродрома памятник. Он увековечит практически неизвестный в городе факт существования в годы войны на территории Уралвагонзавода двух авиационных заводов.

У каждого девятого легендарного штурмовика ИЛ-2 был бронекорпус, сделанный на УВЗ. Завод отправил на предприятия авиапрома около 4000 броне — авиакорпусов. На заводском аэродроме проходили испытания более 200 собранных в Нижнем Тагиле легендарных штурмовиков. Отсюда они улетали на фронт.

У заводского аэродрома была почти семилетняя  довоенная история. Аэродром и закреплённый за Уралвагонстроем, а затем и Уралвагонзаводом самолёт появился в 1934 году. В ноябре 1934 года сюда был направлен опытный лётчик Владимир Владимирович Челищев, имевший за плечами большой лётный стаж и награждённый грамотой, подписанной командующим Дальневосточным военным округом В.К. Блюхером.  Так летчик был отмечен за умелые действия во время военного конфликта на КВЖД в 1929 году.

Он был выпускником знаменитой Егорьевской авиашколы, в которой учились первые лётчики страны, в том числе и В. П. Чкалов. О своей работе на Уралвагонзаводе в 1930-е годы В. В. Челищев написал воспоминания под названием «Из блокнота бывшего лётчика».

Руководители стройки, затем завода интенсивно использовали самолёт для оперативного решения задач снабжения производства материалами, для быстрой связи с предприятиями Челябинска, Магнитогорска, Свердловска, Серова, Сосьвы. Часто летали в Москву. Самолёт, выделенный в распоряжение Уралвагонзавода, использовался не только по заводским делам, но и по заданиям руководства Нижнего Тагила.

В очень засушливое лето 1938 года, вспоминал Челищев, на Урале горели леса. Лесной пожар принимал угрожающие размеры. При Нижнетагильском горкоме партии был создан комитет по борьбе с лесными пожарами. В то время лётчику часто приходилось летать с первым секретарём городского комитета ВКП(б) Троховым в эпицентры пожаров. И был случай, когда только мужество, выдержка и большой опыт лётчика не позволили погибнуть.

В то лето горел большой лесной массив между Нижним Тагилом и Кушвой. Челищев писал: «Тов. Трохов, желая посмотреть, не угрожает ли пожар железной дороге, попросил меня снизиться и пройти над железнодорожным полотном. Ветер был восточный, и дым с огнём относило в сторону. Мы снизились до бреющего полёта. Было душно и жарко. Однако лететь было можно. Неожиданно ветер переменился, и мы очутились в едком дыму. Надеясь на то, что мы его быстро проскочим, я продолжал полёт, но начал задыхаться.

Тогда я начал набирать высоту, а дым всё плотнее окутывал самолёт. Кругом ничего не было видно.  Задыхающийся, напрягая последние силы, вел я самолёт по пионеру вверх. «Только бы не свалиться на крыло, не потерять сознание и выдержать», – проносилось в голове.

А когда, казалось, не было сил держаться, я дал форсаж мотору, и самолёт буквально вырвался на свежий воздух. Внизу растиралось море дыма и огня. Потерявший сознание Трохов лежал в пассажирской кабине. На обратном пути он еле-еле пришёл в себя. После этого случая я стал более осторожен с лесными пожарами».

Таких случаев, когда от профессионализма, выдержки и мужества лётчика В. В. Челищева зависели жизни работников завода и руководителей Нижнего Тагила и сохранность самолёта, было много.

В фондах музея хранится редкий документ, пожелтевший от времени, – «Аттестация на лётчика Уралвагонзавода им. Ф. Э. Дзержинского» от 1937 года за подписью главного инженера предприятия С. Ф. Горбунова. Там написано: «Лётчик УВЗ Владимир Владимирович Челищев за время пребывания на Уралвагонзаводе показал себя как грамотный лётчик, отлично владеющий самолётом. Выполняя задание дирекции завода, совершал полёты в тяжёлых метеоусловиях, строго укладываясь в установленные сроки.

Гористая местность на Севере Урала, отсутствие запасных посадочных площадок, малый размер аэродромов на промышленных точках (так, например Надеждинский, Сосьвинский аэродромы), быстро меняющаяся погода и невозможность получить метеосводку (за отсутствием станций на северных точках) – всё это создаёт чрезвычайно тяжёлые лётные условия для работы лётчика, с каковыми лётчик Челищев В. В. справляется».

В 1930-е годы при аэродроме работал планерный кружок. В эти же годы особо отличившиеся стахановцы удостаивались права в качестве пассажиров на заводском самолёте сделать круг над Нижним Тагилом. Впечатления были незабываемые.

В 1942 году В. В. Челищев ушёл на фронт. Воевал в 97-м гвардейском ночном бомбардировочном авиационном полку. Осуществил более 70 боевых вылетов. Награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и другими. В 1945 году был заместителем коменданта города Софии – столицы Болгарии.

В 1946 году вернулся на родной завод. Но уже не летал. Работал заместителем начальника отдела подготовки кадров, а затем начальником автоцеха.

В 1947 году заводской аэродром закрылся, не стало у предприятия и своего самолёта.

Алла Пислегина,
директор выставочного комплекса УВЗ.

Фото Молодые вагоностроители – члены секции планеристов. 1947-48 год

Тагил. Молодые вагоностроители – члены секции планеристов.