ПОДПОЛКОВНИК ЖАНДАРМЕРИИ ИЗ РОДА ДЕМИДОВЫХ

Жандарм из рода Демидовых

Сенина Наталия Викторовна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Тульский краеведческий альманах. 2014. № 11. С. 136-140.

Тула и Урал — два региона, которые связаны общей историей династии тульских оружейников и горнозаводчиков Демидовых.

В конце XIX — начале XX вв. потомок Антюфеевых — Роман Денисович Демидов вновь «связал» в своей судьбе «кузницу оружия» и «опорный край державы».

Роман Денисович Демидов — представитель знаменитой тульской оружейной династии Демидовых, предком его был Акинфий Никитич Демидов. Р.Д. Демидов родился 1 февраля 1868 г. в дворянской православной семье в Нижегородской губернии1.

Его отец Денис Алексеевич (1813–1876) — майор, полоцкий полицмейстер. Мать, вторая супруга Д.А. Демидова, Тереза Георгиевна (Егоровна) фон Бунтинг — английская подданная, лютеранка2.

У Романа Денисовича были родные и сводные братья и сестры, однако не представляется возможным установить точное их число3.

Общее образование Р.Д. Демидов получил в кадетском корпусе имени графа А.А. Аракчеева в Нижнем Новгороде. В семнадцатилетнем возрасте он уехал в Москву и поступил в третье военное Александровское училище. Учился Демидов хорошо, и уже на втором курсе стал унтер-офицером, окончил он училище по I разряду (говоря современным языком — «с отличием»). Высокий балл на экзамене и безусловные способности позволили Роману Денисовичу пойти на службу не в пехоту, как большинство выпускников этого училища, а в артиллерию4.

Военную службу Р.Д. Демидов начал в 1885 г.; в 1887 г. он был произведен в подпоручики; через три года — в поручики. Карьера Романа Денисовича складывалась весьма успешно. В 1895 г. он стал штабс-капитаном (в этом же году был переименован в штабс — ротмистры); в 1896 году — ротмистром. В феврале 1906 года Демидов был произведен в подполковники5.

На втором году царствования Николая II Р.Д. Демидов подал прошение на перевод в Отдельный Корпус жандармов. Причин этому могло быть несколько: это и неудовлетворенность военной службой, и желание принести пользу в борьбе с элементами, подрывающими устои многовекового существования России; материальная заинтересованность, т.к. жандармы получали значительно большее жалование, чем военные и др.6

Его просьбу удовлетворили, и Роман Денисович был приглашен для сдачи экзамена на зачисление в кандидаты для перевода в Отдельный Корпус жандармов (далее — ОКЖ). Способности, прилежание в учебе и отличная нравственная характеристика привели к достаточно быстрому зачислению Демидова в ОКЖ (26 декабря 1896 г.).

Первые двенадцать лет он служил на разных должностях в жандармских-полицейских управлениях железных дорог7, получая хорошее жалование, а это было актуально для тогда уже семейного Демидова. Да и служба была необременительной, т.к. он фактически не касался политического сыска.

Дело в том, что жандармские полицейские управления железных дорог (далее — ЖПУ ж.д.) были наиболее крупной жандармской структурой в России в конце XIX — начале XX вв., превосходящей по численности личного состава все вместе взятые остальные жандармские формирования8.

Их появление было связано с бурным железнодорожным строительством в России в последней трети XIX — начале XX вв. и необходимостью поддержания безопасности и правопорядка на новом виде транспорта. Район действия ЖПУ ж.д. охватывал всю территорию, отведенную под железные дороги, а также все находящиеся на железнодорожной полосе постройки и сооружения.

Таким образом, в ведение каждого ЖПУ ж.д. попадал участок железнодорожного полотна средней протяженностью около 2 000 км; на каждые 200 км назначались участковые офицеры и два унтер-офицера.

Первоначально в обязанности железнодорожных жандармов входили: охрана железнодорожных строек, поддержание порядка среди рабочих и местного населения; с 1871 г. за ними были, как и в целом за чинами жандармерии, закреплены общеполицейские функции.

До 1906 г. начальники ЖПУ ж.д. обязаны были лишь сообщать «о всяком происшествии, заключающем в себе признаки государственного преступления» начальникам местных жандармских управлений, но самим дознаний по таковым делам не производить; исключения составляли дознания по оскорблению высочайших особ императорской фамилии9.

Интересен вопрос финансирования ЖПУ ж.д. Расходы на содержание и учреждение новых управлений возмещались за счет администрации железных дорог или ее частных владельцев под контролем военного ведомства, поэтому жалование железнодорожных жандармов было значительно больше губернских, что являлось стимулом при любой возникшей возможности перейти на службу в ЖПУ ж.д.

К тому же чины жандармерии, служившие на железных дорогах, пользовались всеми железнодорожными преимуществами: бесплатным проездом два раза в год по территории России лично и с семьей, такая же льгота предоставлялась детям сотрудников ЖПУ ж.д. в период каникул и на Пасху; а также — бесплатная врачебная помощь10.

Из воспоминаний жандармов следует вывод, что служить на железных дорогах было легко11.

Однако развитие революционного движения потребовало активизации деятельности жандармерии. И приказом по ОКЖ от 28 марта 1908 г. за № 77 Роман Денисович был назначен помощником начальника Тульского губернского жандармского управления (далее — ТГЖУ) в Богородицком, Крапивенском и Алексинском уездах, на место Михаила Евстафьевича Хуциева, переведенного помощником начальника в Астраханское ГЖУ12.

К этому времени подполковнику Роману Денисовичу Демидову исполнилось 40 лет, он был женат вторым браком на уроженке Тульской губернии. Он воспитывал одиннадцатилетнюю дочь от первого брака, а в конце 1908 г. у него родился сын. В военных кампаниях он не участвовал; был награжден орденом Святой Анны III степени13.

Судьба свяжет его с Тулой на долгих восемь лет. Роман Денисович являлся правой рукой начальника ТГЖУ Н.А. Йелита-фон-Вольского, который всего четырьмя месяцами ранее Демидова был назначен начальником ТГЖУ14.

Таким образом, фактически сменился весь офицерский состав ТГЖУ, что несомненно представляло сложность для неопытного в делах сыска Демидова, да и всего управления в целом.

Восемь лет были непростыми. ТГЖУ контролировало территорию площадью 28837 кв. км, поделенную на двенадцать уездов с населением 1684280 человек15, причем под наблюдение попадала большая часть населения губернии (учащиеся, студенты, рабочие, военные, представители печати и революционного движения и пр.).

Штат ТГЖУ на 1912 г. составлял всего 27–28 человек, фактически оставаясь неизменным с начала двадцатого столетия16.

До 1914 г. ситуация в Тульской губернии была относительно спокойной и не внушала опасений руководству политической полиции, хотя в Туле имелись организации социалистического толка, ведущие пропаганду среди учащейся молодежи и рабочих; случались аграрные беспорядки и пр.17

В среднем за год Р.Д. Демидовым велось 3–8 дознаний и соответствующих переписок18.

В 1911 г. Роман Денисович был награжден орденом Святого Станислава II степени19.

Начавшаяся Первая мировая война потребовала дополнительных усилий от «голубых мундиров». В дополнение к существующим обязанностям теперь добавился контроль за немцами, как проживающими на территории Тулы и Тульской губернии, так и проезжающим через нее, т.е. борьба со шпионажем.

Деятельность Демидова была отмечена награждением его орденом Святого Владимира IV степени с формулировкой «За отлично ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельствами текущей войны»20.

5 ноября 1916 г. приказом № 163 Роман Денисович пошел на повышение — он был назначен и.о. начальника Пермского ГЖУ, куда он прибыл 13 декабря21.

Так потомок тульских оружейников Демидовых оказался на Урале, так же как и Никита Демидов в XVIII веке.

На новом месте службы Р.Д. Демидов начал достаточно активную деятельность. Он забраковал нескольких секретных сотрудников. Оставил Роман Денисович лишь троих, среди которых был один из активных деятелей революционного движения в Перми — социал-демократ В.И. Лежаев, с помощью которого подпольное движение в Пермской губернии вскоре было взято под контроль.

Также велась активная работа по борьбе с немецким шпионажем и антиправительственной деятельностью Пермского военно-промышленного комитета22.

Однако эффективной работе Пермского ГЖУ, возглавляемого Р.Д. Демидовым, помешал 1917 год. Получив в конце февраля первые сведения о событиях в Петрограде, Демидов осознал всю серьезность происходящего — по его распоряжению началось уничтожение бумаг со сведениями о секретных сотрудниках23.

Делопроизводство по строевой, хозяйственной части, а также наработки о немецком шпионаже были сохранены. 8 марта 1917 г. подполковника Демидова и его помощников арестовал Пермский комитет общественной безопасности. Демидов попал под домашний арест.

На допросах вел себя спокойно, с большим достоинством. Всю ответственность за уничтоженную документацию взял на себя, имена своих секретных сотрудников он назвал только на втором допросе, т.к. узнал, что они раскрыты из-за сохранения Центрального архива Департамента полиции.

Более того, Демидов рекомендовал новой власти не столько внимания уделять секретным агентам, роль которых всячески им преуменьшалась, сколько сосредоточиться на вопросах разведки и контрразведки и воспользоваться наработками по немецкому шпионажу Пермского ГЖУ.

В начале апреля Роман Денисович попал под особый надзор полиции. 29 сентября 1917 г. он скончался в пермской больнице от туберкулеза легких — сказались старые болячки, работа без отдыха, суровый уральский климат, унижения последних месяцев жизни24.

Судьба сложилась так, что двумя последними местами службы Романа Денисовича Демидова стали регионы, связанные с его знаменитыми предками — тульскими оружейниками и уральскими горнозаводчиками.

 

1 ГАТО. Ф. 1300. Оп. 3. Д. 211. Л. 6.

2 Краснова Е.И. Такие разные Демидовы. СПб., 2007. С. 123. 3

3 Там же.

4 Софьин Д. Последний руководитель политического сыска на Среднем Урале: портрет подполковника Р.Д. Демидова // Урало-Поволжье: актуальные вопросы регионалистики, краеведения и организации краеведческой работы. С. 172. 5

5 ГАТО. Ф. 1300. Оп. 3. Д. 211(12). Л. 6.

6 Сенина Н.В. Отдельный корпус жандармов в конце XIX — начале XX вв.: организация, кадры, деятельность (по материалам Тульской губернии): диссертация… кандидата исторических наук. Тула, 2007. С.77–139.

7 Софьин Д. Последний руководитель политического сыска на Среднем Урале: портрет подполковника Р.Д. Демидова // Урало-Поволжье: актуальные вопросы регионалистики, краеведения и организации краеведческой работы. С. 172.

8 Перегудова З.И. Политический сыск России (1880–1917 гг.). М., 2000. С.115.

9 Систематический сборник циркуляров Департамента полиции и Штаба Отдельного Корпуса жандармов, относящихся к обязанностям чинов Корпуса по производству дознаний. СПб., 1908. С.11–12; Справочная книга для чинов ЖПУ ж.д. по жандармско-полицейской части. Общие обязанности жандармской железнодорожной полиции / Сост. Тимофеев. СПб., 1908. С. 11–12.

10 Сенина Н.В. Отдельный корпус жандармов в конце XIX — начале XX вв.: организация, кадры, деятельность (по материалам Тульской губернии): диссертация… кандидата исторических наук. — Тула, 2007. С. 113-139.

11 Поляков А.М. Записки жандармского офицера // Жандармы России. М., 2002. С.483, 487, 518–522, 527; «Ники». Воспоминания жандармского офицера // Жандармы России. М., 2002. С. 558–560.

12 ГАТО. Ф. 1300. Оп. 3. Д. 211(12). Л. 6.

13 ГАТО. Ф. 1300. Оп. 3. Д. 211(12). Л. 10; Д. 311(17). Л. 11.

14 Сенина Н.В. Начальник Тульского губернского жандармского управления генерал-майор Н.А. Йелита-фон-Вольский // Тульский краеведческий альманах. Выпуск № 6. — Тула: «ИНФРА», 2008. — С. 110–112.

15 Обзор Тульской губернии за 1906 г. — Тула, 1908. С. 4.

16 ГАТО. Ф. 1300. Д.577(362). Л.2, 5, 11, 13, 18, 24, 26, 28, 30, 32; Сенина Н.В. Тульское губернское жандармское управление // Тульский краеведческий альманах. Вып.5.Тула:«ИНФРА», 2007—С. 51–57

17 Сенина Н.В. Тульская губерния конца XIX — начала XX вв. глазами жандармов (По материалам политических обзоров Тульской губернии) // Провинция в контексте истории и литературы. Материалы VII Крапивенской краеведческой конференции. Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»». 2012. С. 91–99.

18 ГАТО. Ф. 1300. Оп. 3. Д. 369. Лл. 22, 30, 69, 79, 83, 94, 107.

19 ГАТО. Ф. 1300. Оп. 3. Д. 311(17). Л. 3, Д. 491. Л.2.

20 ГАПК. Ф. 142. Оп. 5. Д. 96. Л. 77; Ф. 162. Оп.3. Д. 7. Л. 19.

21 ГАПК. Ф. 142. Оп. 5. Д. 96. Л. 69(об)–70, 74(об).

22 Софьин Д. Последний руководитель политического сыска на Среднем Урале: портрет подполковника Р.Д. Демидова // Урало-Поволжье: актуальные вопросы регионалистики, краеведения и организации краеведческой работы. С. 172.

23 Ансимов Н.Н. Борьба большевиков против тайной политической полиции самодержавия (1903–1917 гг.) — Свердловск, 1989 г. С. 10.

24 Там же; Софьин Д. Последний руководитель политического сыска на Среднем Урале: портрет подполковника Р.Д. Демидова // Урало-Поволжье: актуальные вопросы регионалистики, краеведения и организации краеведческой работы. С. 173.