ТАГИЛЬСКОМУ ХУДОЖНИКУ ЕВГЕНИЮ СЕДУХИНУ-90 ЛЕТ
Тагильский рабочий — №135 (25037) Четверг, 19 ноября 2020 года
Главная тема — Урал
Художнику Евгению Седухину – 90 лет!
18 ноября известному тагильскому художнику, члену Союза художников России Евгению Васильевичу Седухину исполнилось 90 лет. Юбилей он отметил в кругу семьи: дочери с зятем, внука с его женой и правнуком Александром — в Берлине, где живет с недавних пор.
А почитатели его таланта обязательно вспомнят о юбиляре и поздравят его здесь, в Нижнем Тагиле, в котором он прожил долгую, по-человечески счастливую, полную творчества жизнь.
Евгений Васильевич Седухин – уралец, он родился в Перми, до приезда в Нижний Тагил успел поработать молотобойцем в сельской кузне, на фабрике «Русские самоцветы» и послужить в армии.
В 1960 году успешно окончил с «красным» дипломом Уральское художественно-промышленное училище (ныне Уральский колледж прикладного искусства и дизайна), представив на суд государственной экзаменационной комиссии свою выпускную живописную работу «Вечерняя песня», за которую получил на защите наивысшую оценку.
Почти сразу после окончания учебы был принят на работу в Нижнетагильские художественные мастерские. Молодой живописец как-то сразу легко и органично включился в художественную и общественную жизнь города, продолжил свое образование на художественно-графическом факультете Нижнетагильского педагогического института.
Талантливый, деятельный, энергичный, он зарекомендовал себя человеком слова, дисциплины, что не противоречило его творческому характеру. Он стал активным и постоянным участником выставок разного уровня, на протяжении многих лет возглавлял Нижнетагильское отделение Союза художников, дважды представлял художественную общественность города на V и VI Всесоюзных съездах Союза художников, был народным избранником, депутатом городского Совета.
У него с самого начального этапа работы в художественных мастерских сложились прочные творческие связи с Нижнетагильским краеведческим музеем. С энтузиазмом изучал историю края, работал над созданием экспозиций и выставок, писал картины на исторические темы, портреты замечательных тагильчан, полотна о природе Урала, создавал неповторимые, исторически выверенные макеты и диорамы не только для музеев в Нижнем Тагиле, но и для других городов Урала.
Как результат: около 40 живописных полотен, более десятка графических и акварельных работ, выполненных на самом высоком художественном уровне, макетов и диорам находятся в коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Главными темами произведений художника стали Урал, его удивительная история, суровая и богатая природа, трудовые будни рабочего города, история края и эпос, интерес и верность к которым Евгений Седухин пронес через всю свою жизнь.
В его картинах образ земли, расположенной в самом сердце Евразии и хранящей в себе большие природные богатства, то сказочен, то узнаваемо реалистичен. Природа Урала, ее скупой и суровый колорит, сочетание бледного неба и темных скал служат неисчерпаемым источником вдохновения для художника.
Через простые сюжеты, на основе натурных наблюдений, этюдов и зарисовок, он сумел раскрыть неповторимую красоту Урала. В его работах «Старик-камень», «На реке Чусовой», «Гора Косьва», «Танцующие скалы», «Отроги Конжака», «Карьер в Полуночном», «Останцы. Вершины горы Синей», «Синегорье» мы видим четкое композиционное решение, изысканную и богатую оттенками колористическую гамму и сдержанное благородство: так внимательно и любовно художник всматривается в величественную природу Урала.
Панорамность его картин свидетельствует о внимании к натуре, о стремлении постичь особенности пластики и структуры горного рельефа. Создается впечатление, что дрожащий горный воздух на этих полотнах разливается вокруг.
Начиная с 1980-х годов, художник много пишет этюдов и картин с городскими пейзажами. Следует отметить особую импрессионистическую цветность и светность этих пейзажей, в которых художник создал свой, не сравнимый ни с чем образ города, трепетно-живой и красочно-солнечный. Таковы «Новая набережная», «У цирка», «Улица Фрунзе» из серии «Новые силуэты Нижнего Тагила».
Картина «Огни трудового Тагила» (1984) – еще одно талантливое признание художника в любви родному городу. Прямо с московской выставки она была приобретена Третьяковской галереей. Это первый случай приобретения работы тагильского художника знаменитой «Третьяковкой».
Необыкновенно интересны индустриальные пейзажи Седухина. Это не только новое осмысление истории города, его значимости для страны, но и продолжение художественных традиций художников XIX века В. Раева, П. Веденецкого и Худояровых.
Картины «Идет чугун», «Разлив стали» и «Начало проката» из серии «Люди огня», «Симфония шестой домны» и портрет прокатчика крупносортного цеха НТМК, депутата Верховного Совета СССР девятого созыва Алексея Тимашова между собой сюжетно не связаны, но они воспринимаются как единый цикл, рожденный удивительной атмосферой металлургического производства, и проникнуты романтикой «огненной профессии».
«Будни горы Высокой», «Тагил с горы Высокой», «Огни трудового Тагила» — эти картины обогатили отечественную живопись новыми художественными средствами.
Исторические полотна художника обращены в прошлое города: «Тагильский бронепоезд на оборону Москвы», «Три конца», «Прием Иваном Грозным послов Ермака» и, конечно, триптих, посвященный 250-летию Нижнего Тагила, представляющий нам с высоты птичьего полета Нижнетагильский горнозаводской поселок 1722 года, поселение с названием «Нижнетагильский завод» XIX века и Нижний Тагил 1917 года.
Постоянные поиски новых решений, стремление двигаться вперед, к новым горизонтам, страстный, никогда не иссякающий интерес к жизни и к искусству, смелые замыслы, активность, органически присущая
художественной натуре, ярко выраженный живописный темперамент — эти качества определили творческий и жизненный путь Евгения Васильевича Седухина, имя которого органично вошло в историю российской национальной культуры.
Альфия ФАХРЕТДЕНОВА,
руководитель научно-методического центра Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Фото предоставлено автором.
«Идет чугун»