«ВИЛЛА ДЕМИДОФФ» НА ФЛОРЕНТИЙСКИХ КАРТАХ
Тагильские истории
https://tagilstories.livejournal.com/3832.html
…Когда историки и экскурсоводы начинают рассказывать о несметных богатствах Демидовых, то непременно останавливаются подробнее на владениях уральских заводчиков за границей. И почти всегда, в качестве примера, приводят виллу Сан-Донато в Италии.
При этом, обывателю обязательно расскажут про то, как тщеславный Демидов купил себе в Италии княжеский титул Сан-Донато и роскошную одноимённую виллу, как собрал на этой вилле богатейшую коллекцию произведений искусства, и о том, как из тщеславия же назвал именем Сан-Донато железнодорожную станцию под Нижним Тагилом.
И обыватель, привыкший со школьной скамьи верить официальной истории без оглядки, зачастую не подозревает, что ни одна из двух (а их было две!) флорентийских вилл Демидовых никогда официально не назывались Сан-Донато, и что единственная демидовская усадьба, носившая название Сан-Донато и дожившая до наших дней, находится вовсе не в Италии…
Но обо всём по порядку…
История княжеского титула Сан-Донато берёт начало ещё во флорентийской коммуне, в XII веке. Кто был первым носителем титула доподлинно не известно. Зато, известно по какой причине Анатолий Николаевич Демидов загорелся вдруг идеей стать князем Сан-Донато. И дело тут вовсе не в тщеславии богатейшего из Демидовых, и вовсе не в том, что Жером Бонапарт страстно желал сохранить за своей дочерью титул принцессы после замужества (по законам Франции тех времён, чтобы за принцессой крови сохранилась очередь на престол, замуж ей следовало выходить только за титулованных женихов). Дело в самом Анатолии, который ещё в юности заразился чуждыми для России идеями бонапартизма.
В период реставрации Бурбонов, сторонники свергнутого императора развернули свою деятельность за пределами Франции, в том числе и в Италии. Среди них было много богатой знати. По понятным причинам, эти люди держались обособленно, но именно в этих кругах были сосредоточены самые крупные финансовые потоки и все связи высшего общества Европы. Именно для того, чтобы войти в эти круги на равных, Анатолием и была устроена вся эта манипуляция с покупкой княжеского титула у тосканского правителя Леопольда II Лорранского.
Как известно, русский царь подкузьмил Анатолию Николаевичу и новоиспечённого князя не признал, однако, в Европе фокус прошёл со всеми вытекающими последствиями. В дальнейшем, после громкого развода с героиней нашего прошлого рассказа, признание титула князя Сан-Донато в России стало для Анатолия делом принципа.
Сам Анатоль этого признания не дождался, и передал титул своему племяннику Павлу (сыну Павла Николаевича Демидова и Авроры Карловны Шернваль), и уже два года после смерти Анатолия, Павел Павлович Демидов получил Высочайшее дозволение, носить в России князя Сан-Донато и передавать его по наследству.
Такова вкратце история титула Сан-Донато.
А теперь о виллах.
Первую виллу близ Флоренции начал строить ещё Николай Никитич Демидов, в бытность свою российским послом в Тоскани.
В 1820 году он купил в Полеросе (близ Флоренции) 42 гектара бросовой монастырской земли. Год ушёл на разработку проекта, сделать который Николай Никитич нанял известного архитектора Джованни Батисту Сильвестри. Стройка началась в начале 1821 года, и уже через год на бывшем болоте появилось главное здание демидовской резиденции.
Купол главного здания виллы и потолок огромного банкетного зала были украшены фресками Доменико Морелли. В комнаты и залы виллы Николай Никитич начал перевозить свои коллекции картин и античный скульптур, которые до этого хранились в разных местах, во Флоренции.
Так, на флорентийских картах появилась «Вилла Демидофф» (Villa Demidoff). Называть её Сан-Донато в то время никому бы и в голову не пришло просто потому, что не было формального повода..
Вилла Демидофф (рис. 1822 г.)
Отделка залов и комнат, разбивка садов продолжались ещё в течении пяти лет. А последние штрихи вилла обрела уже при Анатолии Демидове, который завершил отделочные работы и благоустройство территории только в 1831 году.
На территории Villa Demidoff протекала речка, находились несколько прудов, парков, летний театр, церковь, зверинец, гигантский сад из более, чем 5000 тутовых деревьев, фабрика по производству шёлка.
В 1834 году по усадьбе был запущен паровоз. Итальянские историки утверждают, что паровоз был привезён Анатолием из России, и собран «на одном из уральских заводов». В пользу версии о том, что бесследно исчезнувший из Тагила первый черепановский паровоз был перевезён во Флоренцию, говорит и тот факт, что ширина железнодорожного полотна на Вилле Демидофф была равна 1645 мм., то есть точно такая же, как у легендарного «чугунного путепровода», по которому прошёл первый паровоз Черепановых в Нижнем Тагиле.
После того, как Анатоль купил себе княжеский титул, на картах название усадьбы не изменилось: как была «Вилла Демидова», так и осталась. Почему? Во-первых, титул не был признан русским царём, а Великое герцогство Тосканcкое имело дипломатические отношения с Россией, и ссориться с могучей державой «из-за прихотей какого-то тульского мужика» не собиралось. Во-вторых, фамилия Демидовых была куда более популярна в Италии, чем фамилия Сан-Донато.
После смерти Анатолия Николаевича, владельцем роскошной усадьбы стал его племянник – Павел. Он то и продал Villa Demidoff. После смерти первой супруги — Марии Елимовны Мещёрской – проживание на дядюшкиной вилле стало угнетать его: Павлу было тяжело находиться в усадьбе, где они с Марией провели свой медовый месяц. Целиком виллу продать не удалось: в Италии не нашлось настолько богатых людей. В конце концов, дом и придомовая территория были проданы отдельно, разным людям, и в рассрочку.
Дальнейшая судьба «Виллы Демидофф» печальна.
Здание сильно пострадало во время Второй Мировой войны. В нём располагался немецкий гарнизон, и представители «самой культурной нации в мире» превратили некогда роскошный особняк в настоящий свинарник. А в довершение всего, уже в конце войны, здание дважды подверглось налёту авиации союзников. То, что не успели разрушить немцы, разрушили англичане с американцами…
В настоящее время от былой роскоши остались лишь православная церковь, да остатки одного крыла здания виллы.
Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца (фото 2009 г.)
Левое крыло «Виллы Демидофф» (фото 2009 г.)
Бывшая территория усадьбы ныне застроена жилыми домами, но итальянцы, как могут, хранят память о Демидовых.
Гараж «Демидофф» (фото 2009 г.)
Бар «Демидофф» (фото 2009 г.)
…Прежде чем выставить дядюшкину виллу на продажу, Павел Павлович озаботился тем, где разместить коллекции произведений искусств, собранные его великими предками. Для этого он присмотрел другую виллу, которая находилась в 12 километрах к северу от Флоренции. Это была легендарная усадьба, созданная архитектором Буонталенти в 1568 году по заказу Франческо I Де Медичи.
В 1821 году главное здание виллы разрушилось, но шикарный парк усадьбы площадью более 30 гектаров, с фонтанами, прудами, гротами и мраморными скульптурами уцелели. Павел построил новый дом, хотя и не такой роскошный, как у дяди, дополнил приусадебную территорию несколькими статуями и фонтанами. Сюда же были перенесены с прежнего места тутовая роща и фабрика по производству шёлка.
Дом, выстроенный Павлом Демидовым в Вилла Медичи ди Пратолино (фото 2005 г.)
Вплоть до своей скоропостижной кончины в 1885 году, Павел Павлович жил преимущественно здесь, пристально следя за состоянием виллы, собственноручно сажая цветы и деревья, и даже чистя пруды и фонтаны.
Официально вилла именовалась не иначе, как «Вилла Медичи ди Пратолино – Демидофф». Почему же признанному князю не позволили переименовать усадьбу в Сан-Донато? Во-первых, Павел Павлович не настаивал на переименовании. Его вполне устраивала формулировка «Вилла Медичи ди Пратолино, резиденция Павла Демидова, князя Сан-Донато». Во-вторых, сколь бы не была популярна фамилия Демидовых в Тоскани, тягаться с фамилией Медичи она не могла. Флорентийцы охотно пользовались пожертвованиями Демидовых, но променять имя Медичи на Демидов не желали.
После смерти Павла владелицей виллы Медичи ди Пратолино стала его вторая жена – Елена Петровна Трубецкая (известная тагильчанам, как «Тагильская Андромаха»). В отличии от почившего в бозе мужа, Елена всегда тяготилась жизнью за границей. Во Флоренции её удерживала лишь безграничная любовь к Павлу. Сопроводив тело мужа в Нижний Тагил, Елена Петровна ненадолго отправилась во Флоренцию, чтобы дать распоряжения об управлении заграничным имуществом, и, закончив с делами, вернулась в Россию…
…Судьба виллы Пратолино в чём-то схожа с судьбой Виллы Демидофф. Во время войны, здесь расположилась немецкая комендатура. В парке усадьбы немцы устроили два кладбища: в одном конце хоронили расстрелянных итальянских партизан, в другом – немецких солдат, которых убили эти самые партизаны. Вилла Пратолино так же пережила несколько налётов союзнической авиации, и бомбардировки причинили парку и строениям серьёзный ущерб.
…После кончины Елены Петровны, вилла Медичи ди Пратолино – Демидофф перешла её средней дочери – Марии, которая вышла замуж за князя Абамелек-Лазарева. В Пратолино Мария Павловна постоянно не жила, но, по мере сил, поддерживала её в более-менее приличном состоянии.
В 1955 году Мария Павловна Абамелек-Лазарева скончалась. Согласно завещанию, имение отошло к племяннику, сыну её сестры Авроры, князю Павлу Карагеоргиевичу (бывшему регенту Югославии), а после его смерти в 1976 г. было продано вместе со значительной частью демидовской коллекции Римскому Генеральному Обществу недвижимости «Сочьета иммобильяре».
В 1980 г. виллу выкупило государство и устроило там парк-музей. Но фамилию Демидовых итальянские власти вычеркнули из названия усадьбы. Дело в том, что в конце 80-х интерес к вилле Пратолино проявило советское правительство.
Оказалось, что в 1947 году Павел Карагеоргиевич подарил Пратолино Советскому Союзу. Итальянцы в течении 30 лет смотрели на этот факт с безразличием, но потом, вдруг воспылали любовью к собственной истории и объявили усадьбу национальным достоянием.
Судебная тяжба между странами относительно принадлежности виллы была приостановлена в связи с распадом Союза, но имеет все перспективы к возобновлению…
Скульптура Аллегория Апеннин в парке Виллы ди Пратолино (фото 2008 г.)
Елена Демидова (худ. Джон Сингер Сарджент, 1895 г.)
В Киеве к Елене Петровне относятся с уважением и почтением, но спустя пару лет ей начинают досаждать ухажёры. Даже наличие у вдовы Павла Демидова четверых детей ничуть не смущает потенциальных женихов. Но «Тагильская Андромаха» оказалась верной памяти любимого Павла.
Она отказывает всем соискателям её руки, сердца и демидовских капиталов.
В 1890 году Елена переезжает из Киева в Одессу. Здесь, на небольшом участке земли в четыре гектара, она строит усадьбу для себя и детей: дворец с двумя флигелями, домашнюю церковь, парк выходящий на берег моря. Пока идёт стройка, семья живёт в бывшем демидовском дворце, построенном в Одессе ещё предками Павла…
Дом по ул. Петра Великого, 12, где временно проживала Елена Трубецкая-Демидова
…В дореволюционных справочниках усадьба Елены Трубецкой значится, как «Дача княгини Сан-Донато по Малофонтанской Дороге, участок № 31» (сейчас адрес звучит иначе: Французский бульвар, д. 33). Говорят, название это выбрала сама Елена Петровна, чтобы оградить себя и детей от домогательства ухажёров: фамилии Трубецких и Демидовых в Российской Империи были на слуху у каждого, а, вот, кто такие князья Сан-Донато, знали не многие.
Со временем, в этом районе стали строить дачи зажиточные одесские купцы и просто богатые горожане. На дачном участке № 16 в 1914 году был построен съёмочный павильон киноателье «Мирограф», а спустя два года по соседству с Еленой Петровной, на участке № 33, харьковский купец Дмитрий Харитонов построил дачу для своей кинофабрики, где, кстати, снимались фильмы с участием Веры Холодной.
Такое соседство предопределило судьбу одесской виллы Сан-Донато: после революции её включили в состав одной из трёх Одесских кинофабрик, а после их слияния территория усадьбы и все строения вошли в состав Одесской киностудии. Сейчас в особняке находится Музей кино Одесского отделения Национального Союза Кинематографистов Украины…
Само строение неплохо сохранилось до наших дней. Конечно же, не без ущерба первоначальному облику. Тем не менее, по остаткам былой роскоши можно предположить, чем блистала в конце XIX века «вилла Сан-Донато» в Одессе.
Первое, что можно увидеть, подходя к усадьбе – одноэтажный флигель, где первоначально были расположены хозяйственные помещения. Чтобы увидеть остальные здания усадьбы, необходимо войти внутрь.
Флигель одесской усадьбы княгини Трубецкой-Демидовой- Сан-Донато
Главное строение на территории усадьбы – дворец княгини Сан-Донато
Некоторые участки фриза украшены различными гербами, владельцы которых так или иначе были когда-то связаны с историей демидовского рода. Среди них и герб Трубецких.
Одни говорят, что накануне сдачи Одессы немцам, их демонтировали и увезли в Москву. Другие утверждают, что бюсты сняли гитлеровцы и отправили в Германию, так как каждый бюст являлся работой какого-либо известного скульптора. Третьи заявляют, что имело место быть и то, и другое: изображения «почитаемых» в Советском Союзе классиков увезли не то в Москву, не то в Ленинград, а всё остальное прибрали к рукам оккупанты.
Зато барельефы дожили до наших дней.
Кого же поместили на фриз дворца по желанию заказчицы? Давайте посмотрим:
Рафаэль
Микеланжелло
Маркиз Чезаре ди Беккариа — итальянский правовед и политик, автор изречения: «Сила наказания не в его тяжести, а в его неотвратимости»
Джованни Батиста Вико – итальянский политик, философ и историк
Мария Медичи. В представлении не нуждается
Арман Жан дю Плесси — легендарный Дюк (не Эллингтон, конечно, а Ришелье), тот самый кардинал, которого все знают по романам Дюма
Герцог Алессандро Фарнезе — итальянский полководец
Милый Анри — король Франции Генрих II Валуа
Король Франции Франциск I , папа Генриха II
Франческо Феручи – флорентийский полководец, геройски павший на поле боя.
Маргарита Валуа, известная нам более, как Королева Марго
Человек и пароход, лорд и поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон
Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Беллини – великий итальянский композитор
Массимо Тапарелли Адзельо — итальянский писатель, художник и политический деятель, премьер-министр Пьемонта
Алессандро Франческо Томмазо Мандзони — знаменитый итальянский писатель-романтик Почитатели творчества Тютчева должны его знать
Граф Камилло Бенcо ди Кавур — первый Премьер-министр независимого Итальянского Королевства, «собиратель Италии»
Генрих IV, Король Франции, первый из Бурбонов
В усадьбе сохранились некоторые декоративные скульптуры. Например, львы у дверей, ведущих из главного здания в парк:
Сам парк нынче пребывает в запустении, которое немного скрашивает фонтан, чудом уцелевший в бурные годы революции, гражданской войны и оккупации:
Фонтан в усадебном парке. Одесситы называют его «Нарцисс»
…Интересно, что и сама Елена Петровна, и её дети, в письмах и воспоминаниях, часто называли одесскую усадьбу «демидовской дачей». К сожалению, многие документальные свидетельства, были уничтожены с частью семейного архива виллы Пратолино, во время немецкой оккупации…
…В настоящее время одесская «вилла Сан-Донато» находится в плачевном состоянии.
Если снаружи усадебный комплекс ещё выглядит более-менее сносно, то внутри его помещений иногда просто страшно находиться.
Вход в жилую часть дворца со стороны парка
Внутри здания
…В настоящее время внутрь усадьбы Елены Петровны Трубецкой-Демидовой попасть можно, записавшись на экскурсию в Музей кино Одесского отделения Национального Союза Кинематографистов Украины. Правда, о самом здании и его владельцах Вам ничего толком не расскажут, кроме короткой справки. Ничего вразумительного Вам не скажут и о мраморном бюсте некоей дамы, стоящем в углу одного из переходов. Кто-то говорит, что это сама Елена Петровна, кто-то считает это изображением её дочери – Авроры Павловны…
…К слову, Царь-Освободитель и сам обожал разные титулы.
Если, кто не знает, полный титул Александра звучал так: «Божиею поспешествующею милостию, Александр Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский, Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея Северныя страны, Повелитель и Государь Иверския, Карталинския, Грузинския и Кабардинския земли и Армянския области, Черкасских и Горских Князей и иных наследный Государь и Обладатель, Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голштейнский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая». По сравнению с ним, Анатолий Демидов, возжелавший стать всего-то князем Сан-Донато, выглядит просто невинным ребёнком…
…Так или иначе, но условие было выполнено: маленький шахтёрский посёлок был наречён именем тосканского князя, а в 1878 году, при пуске Уральской горнозаводской железной дороги, была открыта и железнодорожная станция Сан-Донато.
Все репродукции заимствованы из открытых источников.
Фотографии:
© 2009. Сергей Дыбов (Париж)
© 2012. Сергей Котелко (Одесса)