СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДЕМИДОВСКОЙ УСАДЬБЫ В НЕВЬЯНСКЕ

Историю – на свалку отправили реставраторы демидовской усадьбы в Невьянске

Евгений КОНОВАЛОВ
«Уральский рабочий», 7 октября 2008 год.

Фото Невьянский завод Вид с колокольни Спасо-Преображенского собора. Нач. XX_века

Сергей Погорелов с найденном на месте проведения ремонтных работ в центре Невьянска черепом

Это не кадр из фильма ужасов, криминальной хроники или съемок следственного эксперимента. Заместитель начальника отдела археологии областного научно-производственного Центра по охране памятников истории и культуры Сергей Погорелов демонстрирует останки первых жителей Невьянска – захоронения, которые были потревожены при прокладке коммуникаций неподалеку от наклонной башни.

Впрочем, по мнению Сергея Николаевича, по результатам таких строительных работ впору снимать настоящий триллер, а еще лучше – проводить следственный эксперимент.

Ремонтно-строительные работы на территории исторического комплекса «Невьянская наклонная башня» начались в этом году. К самой башне они, к счастью, никакого отношения не имеют – реставрируется объект, который носит название «Невьянское заводоуправление». Однако и его историческое значение трудно переоценить: это единственное сохранившееся здание усадьбы заводчиков Демидовых.

Новый статус старинной постройки тоже имеет отношение к знаменитой династии. Несколько лет назад областное правительство одобрило предложение разместить здесь один из учебных корпусов Горнозаводского училища имени Демидовых.

По замыслу чиновников областного министерства образования, в этом учебном заведении смогут получить путевку в жизнь те дети, кому в обычных вузах учиться сложно, — воспитанники детских домов. Несмотря на провинциальную прописку училища, проект получил весомую поддержку у первых лиц области, бюджет стройки исчисляется десятками миллионов рублей, а срок ее окончания – двумя годами.

В июне этого года тендер на размещение заказа выиграла одна из екатеринбургских строительных компаний, и работа на объекте закипела. Нынче строители планировали отреставрировать здание заводоуправления, сделать к нему пристрой и подвести все коммуникации. Вместо старых магистралей, которые проложены преимущественно на поверхности, было решено провести новые, под землей. При рытье траншеи под теплотрассу строители и наткнулись на исторические захоронения.

— Любой специалист нашего центра объяснил бы, что на этом месте покоятся останки первых жителей города, — сокрушается Сергей Николаевич. – С момента основания Невьянска и до первой трети XIX века здесь велись захоронения, кроме того, находится фундамент первой церкви, построенной еще в 1710 году. Все эти сведения есть на архивных картах.

Работы под стенами Невьянской башни

Архивные и археологические работы как раз и должны были предшествовать стройке. По словам Сергея Погорелова, их следовало отразить еще в сметной стоимости проекта. Не исключено, что деньги на подобного рода разведку все-таки были предусмотрены в бюджете, но израсходованы они явно не по назначению.

— Взять, к примеру, дорожников. Им предстоит проложить мост через реку – они еще на стадии проектирования обращались к нам за оценкой, насколько важно это место с точки зрения истории, в какую сумму выльются необходимые изыскания. Если оплатить научно-исследовательские работы дорожникам не по карману, они меняют проект. Насколько мне известно, проектированием строительства Горнозаводского училища в Невьянске занималась фирма, которая давно связана с реконструкцией исторических объектов в этом городе. Разве ее руководители не знали о захоронениях и фундаменте церкви?!

По мнению специалистов, варварское отношение к памяти предков здесь проявилось не только на стадии проектирования.

— Ко всем находкам, которые обнаруживаются в ходе реконструкции здания, представители подрядчика относятся, как к строительному мусору: выбрасывают, сдают в металлолом. При мне однажды строители извлекли из земли прекрасно сохранившуюся сваю, сделанную из лиственницы. Попросил приберечь бревно, дабы ученые по срезу могли максимально точно определить, когда здание было построено. Куда бревно подевалось – неизвестно… — добавляет Сергей Погорелов.

Начальник невьянского отдела Центра по охране памятников истории и культуры Александр Клементьев даже во время отпуска вынужден нести вахту на стройке – караулит, чтобы строители не сделали лишних движений ковшом экскаватора.

Вокруг здания много кирпичных тоннелей, и зачастую они сносятся вместе с грунтом. По мнению историков, еще не факт, что это легендарная система подземных ходов, однако сеть коммуникаций никто не отслеживает и не фиксирует на плане.

С одной стороны, строителей можно понять. Они получили готовый проект и теперь изо всех сил стараются уложиться в оговоренные сроки. Тем более строительство находится на контроле в областном правительстве.

Руководители Горнозаводского училища тоже ссылаются на проект. По словам заместителя директора по хозяйственной части Сергея Воробьева, администрация учебного заведения не сомневалась, что он согласован со всеми надзорными органами. Когда велась прокладка теплотрассы, в училище были уверены, что совершают благое дело не только для своих воспитанников, но и для многих горожан: теплом они планировали «поделиться» с жилым сектором.

Что же теперь? Специалисты Центра по охране памятников истории и культуры настаивают, чтобы заказчик строительных работ – областное министерство образования – все-таки заключил договор на проведение научных изысканий, чтобы все работы на охраняемых исторических территориях велись под надзором тех, кто их охраняет. Иначе оправдывает ли себя замысел воспитывать детей в прямом смысле слова на исторической почве, если самый важный слой этой почвы будет безвозвратно утерян?

Кстати, от этой договоренности зависит и дальнейшая судьба останков. Их тоже следует тщательно исследовать, и чем раньше будут выделены средства на эти работы, тем быстрее останки будут перезахоронены.

Евгений КОНОВАЛОВ
«Уральский рабочий», 07.10.2008 г.