СКАЗЫ БАЖОВА ДЕМОНСТРИРОВАЛИСЬ НА ВЫСТАВКЕ В США В 1939 году

«Малахитовая шкатулка» в Америке

Елена ПОЛЕВИЧЕК
«Уральский музей», № 6, июнь 2008 год.

Меньше года остается до 130-летия замечательного уральского писателя П.П. Бажова. А нам хотелось бы напомнить и о будущем юбилее самой «Малахитовой шкатулки», которой в 2009 году исполнится 70 лет. Многие поколения читателей знают ее и любят, но, может быть, далеко не всем известна история одного ее экземпляра, которому довелось совершить путешествие за океан.

Начнем с того, что, утверждая свой международный авторитет, Советский Союз принимал участие во многих международных выставках. В 1933 году были установлены советско-американские дипломатические отношения. Стало налаживаться сотрудничество между СССР и США в самых разных областях.

В 1930-е годы в Америке были изданы книги М. Горького, М. Шолохова, Л. Леонова, А. Толстого и других писателей, прошли выставки советского искусства, на сцене шли пьесы А. Чехова, М. Горького, К. Симонова.

В 1937 году СССР получил приглашение принять участие в международной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Для Советского Союза участие в этой выставке имело большое значение. Сталин стремился в условиях надвигающейся угрозы немецкого нашествия и разочарования в европейских союзниках сблизиться с США.

Он надеялся привлечь внимание Америки к достижениям нашей страны и показать, что СССР — достойный союзник в деле обеспечения коллективной безопасности.

В связи с этим международной выставке в Нью-Йорке придавалось большое значение со стороны советского правительства и высших партийных органов.

Выставка была приурочена к 150 -летнему юбилею конституции США, ее масштабы превышали все предыдущие международные выставки, так как позволяли показать политическое устройство, экономическое развитие, культуру, образование,здравоохранение, литературу, искусство стран-участниц.

Нужно было провести колоссальную подготовительную работу в короткие сроки.

Возведение советского павильона было закончено 29 апреля 1939 года за день до открытия выставки, а его официальное открытие состоялось 17 мая.

Кубатура павильона была чуть меньше по объёму нескольких новых жилых домов на улице Горького в Москве — 86500 м 3 .

Снаружи павильон был облицован мрамором, гранитом, порфиром (вулканической породой с большой долей кварца и слюды, дающих многочисленные и эффектные блёстки).

В павильоне работала самая мощная на всей выставке установка кондиционирования воздуха во всех залах, в кино, в ресторане и подсобных помещениях.

Выставка называлась «Строительство мира завтрашнего дня», СССР должен был показать, что завтрашний день принадлежит социализму.

В главном павильоне располагалось восемь залов. Перед павильоном была установлена центральная скульптура рабочего из нержавеющей стали (22 м на 54-метровом порфирном обелиске) работы скульптора В.А. Андреева. Павильон украшали барельефы Ленина и Сталина (4×4 м) и герб СССР. Всего экспозиция занимала 10 залов площадью 6000 м 2 . Последний зал выставки — «Апофеозный» — рассказывал о единстве и дружбе народов СССР.

По плану экспозиции в разделе «Наука, литература, пресса» были показаны: марксистско-ленинская литература, художественная литература, детская литература, наука, пресса, библиотеки. Вот в этом зале и располагалась наша «Малахитовая шкатулка», которая чьей-то решительной волей была отправлена за океан. Уже в ноябре 1938 года в газете «Уральский рабочий» было объявлено об этой отправке.

Демонстрировалось на выставке множество экспонатов, перевезенных из Мурманского порта единственным приспособленным к условиям океанской штормовой погоды советским грузовым судном «КИМ». Это были паровозы, комбайны, тракторы, автомобили, даже самолет ЦАГИ 25, на котором М.М. Громов совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва — Северный полюс — США, графические, живописные, скульптурные работы художников (в том числе П.П. Кончаловского, С.В. Герасимова, В.П.Ефанова).

В кинозале на 300 мест демонстрировались фильмы «Петр Первый», «Александр Невский», «Ленин в Октябре», «Чапаев», «Депутат Балтики», «Золотой ключик» и другие. Кроме того, было установлено 12 киноэкранов-автоматов, где показывались фильмы хроникально-документальные и научно-популярные по профилю экспозиции.

Массовый интерес вызывали экспонат станции метро «Маяковская», данный в 1,2 отсека в натуральную величину; Карта самоцветов из уральских поделочных камней (физическая карта СССР с обозначением природных ресурсов, месторождений и промышленных объектов), панорама Магнитогорского комбината.

Павильон был открыт с 10 утра до 22 вечера. Через него проходило 50 — 60 % всех посетителей выставки. За время работы Павильона СССР (май — октябрь 1939 г.) его посетили 16,5 миллиона человек. В книге отзывов было 38 тысяч записей на 36 языках, из них 700 сделали русские эмигранты.

Американская пресса была вынуждена признать, что «Советская Россия является центром внимания на выставке», «Советский павильон является одним из самых интересных на выставке», «трудно переоценить совершенство работы, колоссальный размах всей экспозиции и искусную подачу экспонатов».

Когда представляешь себе весь грандиозный замысел и столь же грандиозное его воплощение, когда сопоставляешь экспонаты выставки с небольшой бажовской книгой, содержащей 14 сказов, поневоле задумываешься, а почему именно она?

Вероятно, «Малахитовая шкатулка» действительно оказалась «томов премногих тяжелей», она могла рассказать заокеанскому любознательному посетителю что-то такое о русском человеке, чего не было в других книгах.

Выставка в Нью-Йорке открылась 28 апреля 1939 года, а «Малахитовая шкатулка» только в январе 1939 года была подписана к печати. В воспоминаниях бывшего главного редактора Свердлгиза К.В. Рождественской мы читаем: «Издательство поторапливало типографию и само усиленно хлопотало, готовя оригинальный дорогой переплет для нескольких выставочных экземпляров. На обложку должна была лечь настоящая малахитовая пластинка и серебряная ящерка с зелеными глазами-самоцветами. Самого Павла Петровича эта суета вокруг его книги больше беспокоила, чем радовала…

— Вот хотят послать на Нью-Йоркскую выставку, — говорил он. — Но ведь там нужно показать наши достижения после Октября. А у меня что? Потом они думают малахитовую пластинку вделать под форму шкатулки. Но ведь каждый знает, что стоит малахитовая пластинка. Плохо что-то сплю. Бессонница привязалась…» Этот разговор состоялся 15 декабря 1938 года. Это значит, что сказы уже стали так популярны, что еще до выхода первого издания книги «Малахитовая шкатулка» ей была уготована необыкновенная, счастливая судьба.

Как же выглядел в действительности экземпляр, отправленный в Америку? Газета «Уральский рабочий» 9 апреля 1939 года опубликовала заметку «Малахитовая шкатулка» — на Нью-Йоркскую выставку», в которой говорилось:

«Вчера Свердловское областное государственное издательство отправило в адрес комиссара Советского павильона на Международной Нью-Йоркской выставке книгу П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка» — сборник уральских сказов… В переплет книги вмонтируется малахитовый медальон с ползущей по нему серебряной ящеркой, украшенной мелкими рубинами и хризолитами».

Оригинально оформленных экземпляров книги было два. Один из них, украшенный золотым тиснением и барельефным медальоном, изображающим «дедушку Слышко», был отправлен в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, а другой — с малахитовым медальоном и ящеркой — в США.

Известный фотокорреспондент И.Н. Тюфяков, передавший в музей писателей Урала множество негативов и фотографий с изображением П.П. Бажова, запечатлел и тот момент, когда писатель любуется первыми дотиражными экземплярами своей главной книги.

В 1977 году на страницах газеты «Уральский рабочий» И.Н. Тюфяков писал, что малахитовые пластины и ящерку изготовили мастера свердловской гранильной фабрики. Описание первых необычных экземпляров приводится также в «Бажовской энциклопедии» в статье Н.В. Кузнецовой.

Остается добавить, что только в октябре 1939 года Свердловское государственное издательство окончило печатание массового тиража. «Малахитовая шкатулка» была переплетена в изящную обложку с барельефом. Художником-иллюстратором был А.А. Кудрин.

Подводя итог, можно сказать, что наш павильон на международной выставке в Нью-Йорке свою задачу выполнил, рассказав, как замечательно живет советский народ, каких больших результатов позволил добиться социалистический строй.

Один из многочисленных отзывов одного американца: «Если это назвать пропагандой, то это хорошая пропаганда. Народ здесь сначала, в конце, и везде, и всюду». А в СССР к этому времени были уничтожены тысячи людей, сотни тысяч изнывали в тюремном заключении или в лагерях. Достаточно сказать, что мрамор для строительства советского павильона добывался в карьерах «Сазлага» НКВД (Средняя Азия) и в блоках направлялся в США.

Конечно, достижения у Советского Союза были большие, энтузиазм и талант народа были вложены в развитие экономики и культуры страны. Но какой ценой…

А «Малахитовая шкатулка» была неповинна в пропаганде, ибо прославляла труд творческий, одухотворенный, вызывала гордость за русского рабочего человека.

Хотелось бы надеяться, что история данной «Малахитовой шкатулки» еще не закончена. Может быть, дальнейший поиск позволит узнать имена камнерезов и ювелиров, работавших над ее оформлением. Может быть, книга хранится в одном из музеев Москвы или Петербурга, ведь карта СССР из уральских минералов, которая так понравилась посетителям выставки, находится сейчас в Эрмитаже.

В заключение приношу глубокую признательность старейшему библиографу В.В. Горевой за помощь в поиске материала для данной публикации.

Елена ПОЛЕВИЧЕК
«Уральский музей», № 6, июнь 2008 г.