ПРОКОФИЙ АКИНФИЕВИЧ ДЕМИДОВ И ЕГО ПОТОМКИ (ОКОНЧАНИЕ)

Всe нoвoсти Нижнегo Тaгилa https://vsenovostint.ru/

Прокофий и Прокофьевичи (окончание)

…Говоря о Василии Львовиче Демидове, нельзя не остановиться на истории его семьи.

Вот как писал в заметке, помещённой в «Петербургском листке», беллетрист Пыляев: «…В юности Василий Демидов имел неосторожность влюбиться в свою же крепостную, доставшуюся ему при разделе отцовского добра, дворовую девку Иванову, с которой тайно сожительствовал, прижив за эти годы четверых сыновей. Над потомком великого Акинфия долго смеялась вся губерния…» Но и здесь наврал Михаил Иванович.

На самом деле со своей будущей женой Василий Львович Демидов познакомился, будучи вполне взрослым человеком, в возрасте 33-х лет, а из четверых добрачных детей сын был только один – Александр Васильевич, родившийся за год до того, как его родители официально оформили свой брак.

Кроме того, тайны из своих отношений с крепостной Неонилой Ивановой Василий Демидов никогда не делал. После рождения первой дочери Василий Львович поселил будущую супругу на хуторе Гремячий, куда регулярно наведывался. Позднее Гремячий стал своеобразной резиденцией семьи В. Л. Демидова.

Дом В. Л. и Н. И. Демидовых на хуторе Гремячий *

В 60-х годах XIX столетия на хуторе был выстроен новый, более просторный дом, где смогли бы разместиться все члены большого семейства Василия Львовича. Проектировал дом и курировал его постройку знаменитый российский архитектор Лев Владимирович Даль — сын В. И. Даля.

Дети и внуки В. Л. Демидова на крыльце дома в Гремячем *

Что касается судьбы Неонилы Ивановны Ивановой, то после рождения второй дочери, Василий Львович выписал ей «вольную», перевёл в мещанское сословие и купил дом в Москве. Дом сгорел в 1812 году во время оккупации города французами. В том же году Василий Демидов получил от царя позволение для всех своих добрачных детей «принять фамилию отца и вступить во все права и преимущества, по роду и наследию, законным детям принадлежащие», и после этого Василий и Неонила обвенчались…

Всего у Василия и Неонилы Демидовых родилось 11 детей. Дочери Екатерина, Прасковья, Мария и сын Александр были рождены до брака. Ещё семеро сыновей родились после 1812 года. Четверо из них умерли в младенчестве. Трое — Павел, Аркадий и Николай Васильевичи — росли в Быковке, где получили прекрасное домашнее образование, а затем поступили в Императорский Институт Корпуса инженеров путей сообщения, закончили его с отличием, а по окончании в разное время служили в госучреждениях Нижегородской губернии. Но даже будучи занятыми на службе, все дети старались приезжать в Быковку как можно чаще. Здесь, как считали все без исключения дети Василия Львовича, находилась «…столица ветви рода Демидовых, берущая начало от Прокофия Акинфиевича».

Все сыновья Василия и Неонилы после выхода в отставку возвращались в родное поместье или уездный город Васильсурск, находящийся неподалёку. Почти все потомки Василия Львовича оставили заметный след в истории губернии.

Так, Александр Демидов в 1841 году был избран председателем дворянства Васильского уезда.

Александр Васильевич Демидов

Аркадий Васильевич Демидов в 1861 году был назначен членом Нижегородского Губернского по крестьянским делам присутствия. Был награждён серебряной медалью на Александровской ленте с формулировкой в представлении «За труды по освобождению крестьян», затем несколько сроков подряд избирался в Губернском собрании в должность непременного члена Васильского уездного по крестьянским делам присутствия.

Платон Александрович Демидов (сын Александра Васильевича) был участковым мировым судьей Васильского округа, впоследствии почетным мировым судьей и губернским председателем съезда мировых судей. Он женился на дочери Владимира Ивановича Даля Ольге.

К слову, все современники отмечали, что в вопросах брака и Василий Львович, и все его потомки придерживались твёрдой позиции — семья должна создаваться исключительно по взаимной любви, а родители не должны вмешиваться в выбор детей.

Сын Платона Александровича — Игорь – был журналистом, известным общественным деятелем и депутатом IV Государственной Думы от кадетской партии.

Игорь Платонович Демидов (фото 1913 г.)

В 1917 году Игорь Платонович принимал активное участие в Февральской революции, состоял во Временном правительстве. В 1920-м эмигрировал во Францию, и в Париже работал помощником редактора в газете «Последние новости». Сейчас во Франции живут три его правнука.

Второй сын Александра Васильевича — Александр (1842 — 1918) — служил в полиции, позднее был участковым мировым судьей и председателем Васильской уездной земской управы. Он серьезно занимался музыкой, дружил с композиторами Мусоргским, Ляпуновым и Балакиревым, которые часто бывали в Быковке.

Четвертый сын А. В. Демидова — Николай Александрович (1859—1891) – умер молодым, однако, благодаря его трудам, история «прокофьевской» ветви рода Демидовых дошла до наших дней: его перу принадлежит книга «Исторический очерк Васильсурского уезда Нижегородской губернии», в которой содержатся все сведения о потомках Прокофия Акинфиевича.

Павел Аркадьевич Демидов (1858 — 1927) по окончании юридического факультета Петербургского университета избирался участковым мировым судьей Нижегородского округа. Затем был земским начальником в Васильском уезде. В 1908-м назначен членом Нижегородской губернской земской управы, а вскоре был избран на должность председателя Губернской земской управы и несколько раз переизбирался на эту должность.

В 1917-м Павел Аркадьевич Демидов назначен губернским комиссаром Временного правительства, в1918 — 1919 годах был членом ликвидационной земской комиссии, служил заведующим орготделом кустарного управления при ВСНХ в Москве, затем в Главкустпроме, Наркомпроде, Госстрахе и с 1923 года состоял на службе уже снова в Нижнем Новгороде в Губернской плановой комиссии (Губплан) в должности заведующего секцией.

После его смерти 2 февраля 1927 года газета «Нижегородская коммуна» поместила извещение и некролог, в котором писалось: «В лице умершего Павла Аркадьевича Демидова Губплан потерял прекрасно образованного, крупного и незаменимого работника, с широким кругозором, отлично знающего губернию и ее хозяйство, а сотрудники прекрасного и отзывчивого сотоварища. До Октябрьской революции в период своей работы на посту Председателя Нижегородской земской управы Павел Аркадьевич немало потрудился над улучшением благоустройства губернии. При нем была значительно увеличена сеть земских школ, народных библиотек и организован земский музей, поставлены мероприятия по изучению кустарных промыслов и содействию их развитию. Последней работой Павла Аркадьевича было составление генерального плана коммунального хозяйства губернии. Эту работу он выполнял, прикованный к постели тяжелой болезнью и до самого конца не переставал проявлять к ней живейший интерес».

Сын Павла Аркадьевича — Аркадий Павлович — в начале 1920-х годов служил в органах народного образования, а в 1926-м стал монахом и сменил имя.

В конце 80-х в архивах НКВД были обнаружены документы, согласно которым некий монах по имени Руфин Павлович Демидов дважды, в 1932 и 1936 годах, арестовывался за антисоветскую агитацию, а осенью 1937-го был арестован в третий раз, и расстрелян 4 ноября. В 1989-м Руфин Павлович Демидов был посмертно реабилитирован. Впрочем, некоторые исследователи считают, что репрессированный монах являлся лишь однофамильцем Аркадия Павловича Демидова…

…Фонд, основанный Василием Львовичем Демидовым – так называемый «общественный капитал» — к 1860 году увеличился настолько, что три года спустя, благодаря его средствам, была совершена выкупная сделка, в результате которой все демидовские крепостные выкупили землю, и получили статус крестьян-собственников.

Интересно, что при жизни, Василий Демидов очень неохотно давал «вольные» своим крестьянам, а если такое случалось, то делал всё, чтобы отпущенный на волю не уезжал из родных мест.

«Летописец» нижегородских Демидовых — Николай Александрович Демидов – описывал такой случай: «Однажды к Василию Львовичу пришел один из быковских крестьян некто Кирсанов, и стал ему предлагать три тысячи рублей ассигнациями за волю: — Зачем тебе воля? — спросил его Василий Львович. — Торговать хочу, батюшка Василий Львович, — отвечал Кирсанов. — А я тебе разве мешаю торговать? — Нет. — Так зачем же тебе воля? С твоих трёх тыщ я богат не буду, а что у меня такие богатые крестьяне я рад и горжусь этим. Торговые обороты Кирсанова простирались до 60 000 рублей ассигнациями в год…»

О том, что быковские крестьяне «под гнётом эксплуататора Демидова» жили весьма зажиточно, говорит и тот факт, что после октябрьской революции практически все дворы в Быковке были признаны «кулацкими». В 1918 году, возмущённые тем, что «иногородние голодранцы, пьяницы и лентяи» намерены разрушить их уклад жизни, жители Быковки подняли восстание, на подавление которого нижегородский Совет был вынужден послать отряд ЧОН…

…После смерти В. Л. Демидова в Быковке постоянно жили его сыновья Александр и Аркадий со своими семьями. Другие дети приезжали в село, как только появлялась такая возможность. Детей же отправляли в Быковку на лето в обязательном порядке.

Аркадий Васильевич Демидов с женой (фото начала XX в.) *

На прогулке около парка в Быковке (фото начала XX в.) *

Интересно, что нижегородские Демидовы поддерживали связи с представителями других ветвей демидовского рода. В частности, Аркадий Васильевич Демидов состоял в переписке с Анатолием Николаевичем, Авророй Карловной, Павлом Павловичем, и даже приглашал последнего погостить в Быковке – «отдохнуть душой и поправить здоровье на священных водах Сытного ключа…» **

Часовня у Сытного ключа (фото начала XX в.) *

…Почти все потомки Льва Прокофьевича похоронены в «демидовском некрополе» на территории Рождественской церкви в Быковке. До наших дней сохранились все могилы и часть надгробных памятников (очень скромных, к слову). Часть памятников пострадало после Гражданской войны, и во время коллективизации.

Демидовский некрополь на территории Рождественской церкви (фото 2000-х)

В настоящее время всё, что связано с историей «быковских» Демидовых охраняется государством и местными жителями, которые очень трепетно относятся к прошлому своего села…

—————————————————————————————

* — фото из архива Александра Михайловича Дюжакова
** — «Сытный ключ» – родник, открывшийся во время строительства усадебного дома Аркадия Васильевича Демидова; по утверждениям местных жителей, вода Сытного ключа обладает целебными свойствами. В конце XIX в. родник был освящён, и над ним была возведена часовня.