ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ ДЕМИДОВСКОЙ УСАДЬБЫ В ТОЛМАЧЕВСКОМ ПЕРЕУЛКЕ

Москвич Mag

Аммос Прокофьевич Демидов посвятил свою жизнь армии, дослужившись до полковника гвардии и получив чин титулярного советника.

К подъему металлургической мощи страны, что закладывалась на чугунолитейных, железо — и медеплавильных демидовских заводах на Урале, руку не приложил. Впрочем, и отец Аммоса, Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786), не унаследовал деловых качеств оборотистых предков, хотя и получил свою долю огромного семейного капитала. Ни об одном представителе демидовского рода не сложено столько легенд, сколько о Прокофии Акинфиевиче.

Прокофий Акинфиевич Демидов. Художник Д. Г. Левицкий

Чудачества никудышного заводчика (увлечение ботаникой, певчими птицами и пчелами) и мотовство, хотя в большинстве случаев — щедрая благотворительность, привели к личному вмешательству государыни Екатерины II, вынужденной позаботиться о состоянии его семерых отпрысков. Значительные капиталы детям Демидова все ж достались, в том числе и Аммосу, сыну Прокофия от первого брака с Матреной Антиповной Пастуховой.

В 1772 году Аммос Прокофьевич с женой Анной Никифоровной, княгиней, аристократкой, представительницей древнего рода Вяземских, обзавелись участком в Замоскворечье. Землю купили у майора Петра Камищева.

Пробивка Лаврушинского переулка, прежде тупика, к Большому Толмачевскому и замкнувшая его усадьба Демидовых композиционно связала Кадашевскую слободу с кварталами Толмачей.

Вид из усадьбы. 1913–1917 гг.

Главный дом усадьбы (Большой Толмачевский пер., 3), выполненный в формах раннего классицизма, без каких бы то ни было пока доказательств по сей день приписывается Матфею Казакову и его школе. Типичный, в принципе, Казаков: компактный прямоугольный объем, рустованный цоколь, парадный этаж и изысканное сочетание гладкой плоскости с нарядной пестротой гипсовых рельефов. Парочка каменных двухэтажных флигелей, обрамляющих дом, формировала парадный двор.

Территория усадьбы располагала садом с фруктовыми деревьями, липами и прудом. Внутреннее пространство представляло собой анфилады роскошно убранных комнат с золочеными карнизами и угловыми печами, центр был отмечен великолепным бальным залом. Демидовы любили пустить пыль в глаза, задавая грандиозные рауты.

В 1805 году у ансамбля в Толмачах уже новая владелица, Елизавета Ивановна Загряжская (урожденная Мосолова), в первом браке жена директора Императорских конских заводов, генерал-майора Петра Загряжского. Их сын, генерал-лейтенант Петр Петрович Загряжский, был бравым военным, отличившимся в баталии при Бородино, и его портрет кисти Джорджа Доу украшает знаменитую Военную галерею Зимнего дворца в Петербурге.

Петр Петрович Загряжский. Художник Дж. Доу

Елизавета Ивановна придала еще большей роскоши дворцу, пристроив к нему четырехколонный портик. Овдовев, Загряжская вновь вышла замуж. Избранником стал сосед, вице-адмирал, командир Рижского порта и сенатор Николай Иванович Шешуков. Он жил тут же, в Якиманской части.

В 1812 году дом горел, но поспешно восстановился. Теперь внушительности фасаду добавляет уже крупный шестиколонный коринфский портик, боковые оконные проемы обрамлены медальонами и лепными фризами аллегорических сцен.

По всей вероятности, именно в 1820-е годы усадьба обзавелась образцом легендарного демидовского литья, великолепной чугунной оградой, изготовленной в 1760-х годах на нижнетагильском заводе крепостным литейщиком Сизовым (клеймо мастера сохранилось) по чертежам Федора Аргунова. Створки ворот отлиты единым куском, и в этом особая уникальность этого кружева, кажущегося невесомым. Ограда ранее находилась в другом московском владении Демидовых, так называемом Слободском доме на нынешней улице Радио.

К слову, в нашем городе три демидовских имения. Кроме двух названных дворец в Гороховском переулке, построенный в 1789–1791 годах по проекту М. Ф. Казакова, где находятся знаменитые «Золотые комнаты».

Однако в 1849 году усадьба вновь благополучно меняет хозяина, отойдя почетному московскому купцу Илье Михайловичу Козлинину, которому, разумеется, захотелось внести что-то свое в облик величественных дворянских чертогов. Дворца купеческая рука не коснулась, но флигели он перестроил: возвел над ними подобие куполов, причем деревянных. Они стали напоминать чем-то даже садовые павильоны.

Через десять лет Козлинина сменила Мария Федоровна Соллогуб (1821–1888), урожденная Самарина — жена советника русского посольства в Вене, графа Льва Соллогуба, невестка писателя Владимира Соллогуба и сестра славянофила и публициста Юрия Самарина. «И ум, и сердце, и характер, все в ней было превосходно. Она имела самаринский тип, волосы рыжеватые, лицо умное и приятное. Образование она получила отличное и, когда хотела, умела вести блестящий светский разговор, приправленный свойственным семье юмором и иронией, однако без всякой едкости и язвительности», — отзывался о Марии Федоровне историк Борис Чечерин. Яркой красотой графиня не блистала, но была прекрасна душой. Дама светская, уже будучи вдовой, Соллогуб устраивает в доме в Большом Толмачевском переулке нечто вроде популярного литературного салона, посещать который имели обыкновение братья Киреевские, Алексей Хомяков, братья Аксаковы, Иван Тургенев. Здесь уютно чувствовали себя и славянофилы, и западники.

В 1882 году Мария Соллогуб за 100 тыс. 500 рублей серебром продает имение Московскому учебному округу, поместившему во дворце 6-ю мужскую гимназию.

Учебное заведение располагается в здании вплоть до 1917 года, лишь во время Первой мировой войны отдав свои помещения госпиталю для душевнобольных воинов. Классы временно переделываются в палаты, в окна вставляются деревянные решетки.

С 1918 года в демидовской усадьбе вновь школа, на этот раз №1 Замоскворецкого района. От гимназии ей достаются архив и громадная библиотека, но на месте большого розария в саду разбивается гимнастическая площадка.

С 1942 года главный дом и двор усадьбы принадлежат Государственной библиотеке им. К. Д. Ушинского.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 503 от 22 мая 1948 года усадьба Демидовых включена в списки памятников архитектуры, подлежащих государственной охране, и объявлена неприкосновенным всенародным достоянием.

В настоящий момент выдано задание на разработку проекта реставрации главного дома усадьбы и одного из боковых флигелей.