ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПРОДУКЦИИ НИЖНЕТАГИЛЬСКИХ ЗАВОДОВ ДЕМИДОВЫХ

Н. Н. Демидов и его «железные караваны»: роль заводовладельца в организации транспортировки заводской продукции

Документ. Архив. История. Современность. — Вып. 7. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2007. — С. 372-391.

О. А. Мельчакова  Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Организация перевозки продукции Нижнетагильских заводов Демидовых к основным рынкам сбыта внутри страны и к портам, осуществляемая по водным путям, достаточно детально исследована в фундаментальной монографии Б. Б. Кафенгауза1.

Опираясь на огромный фактический материал из фондов центральных и местных архивов, историк изучил «железные караваны» Демидовых второй половины 40-х — первой половиы 70-х гг. XVIII в. и пришел к выводу о значительном удельном весе транспортных издержек в продажной цене заводской продукции. В 1770 г. они составляли по его подсчетам, 1/5 продажной цены2.

Э. Г. Истомина в монографии о водных путях России второй половины XVIII — начала XIX в. констатирует заметное удорожание стоимости продукции уральской промышленности в последней четверти XVIII в. и показывает это на примере Нижнетагильского заводского комплекса Н. Н. Демидова, в котором транспортные расходы в 1795 г. составили 22 % всех расходов. Главную причину автор усматривает в технической отсталости средств водного транспорта, в основе которого лежал ручной труд3.

Крайнюю замедленность технического прогресса на водном транспорте отмечает Т. К. Гуськова, по мнению которой, «качественные сдвиги в технике  транспортировки заводской продукции наметились только в 50-е — 60-е гг. XIX века», когда на водных перевозках стали применять суда новой конструкции и первые пароходы.

Автор считает, что к концу 50-х — началу 60-х гг. XIX в.  произошли качественные изменения и в организации «караванной операции», связанные с завершением перехода к вольнонаемному труду и подрядной системе4.

Несмотря на значительный круг работ, в той или иной степени затрагивающих проблемы транспортировки заводской продукции Нижнетагильского заводского комплекса в конце XVIII — начале XIX в.5, и создания Н. Н. Демидовым механизма «дистантного» управления своим огромным хозяйством6, остаётся неисследованным вопрос о роли заводовладельца в организации «караванной операции».

Некоторое представление об организации «железных караванов», транспортировавших продукцию Нижнетагильского заводского комплекса в начале XIX в., дают два публикуемых документа, обнаруженных нами в личном фонде Демидовых в ГАСО (ф. 102).

Один из них (Постановление об отправлении в караванах железа от 20 сентября 1800 г.) представляет собой инструкцию из семи пунктов, составленную в Санкт-Петербургской домовой конторе Н. Н. Демидова.

Этот документ находится в составе дела, содержащего инструкции и предписания Н. Н. Демидова данной конторе за 1800—1801 гг. и является копией, заверенной подписями приказчиков Санкт Петербургской  конторы Ивана Шерлаимова, Алексея Мересьева, Акинфия Любимова и конторщика Родиона Лютина. Собственноручная приписка Николая Никитича к подлиннику Постановления и его содержание свидетельствуют о личном участии заводовладельца в разработке этого инструктивного документа.

В п. 1 Постановления названы города, в которые должны были следовать «однолетние», т. е. совершавшие путь в одну навигацию, и «зимние», т. е. останавливавшиеся на зимовку, караваны судов.

Пункт 2 свидетельствует о том, что количество перевозимого караванами железа определялось самим заводчиком и управляющими его Санкт-Петербургской конторы, в обязанности которых входило своевременное уведомление приказчиков главной Нижнетагильской заводской конторы об объеме поставок.

В п. 3 пункте определен порядок обеспечения караванов судов7 наемной рабочей силой: работниками, водоливами8 и сплавщиками.

Пунктом 4 подтверждается обязанность петербургских управляющих назначать приказчика, расходчика, подьячего и служителя для найма в г. Вятке работников на караван, разрабатывать для них инструкцию (Наставление) и обеспечивать отправку назначенных лиц в Вятку не позднее октября, чтобы они успели нанять лучших работных людей, водоливов и лоцманов9

В пп. 5 и 6 определен круг деятельности назначаемых на караван служащих. В их обязанности входил найм на суда дополнительных работников в пути следования каравана, в частности от двух до четырех и более «прибавочных» работников на каждую коломенку в Лаишеве, коноводов10 и лоцманов в Рыбинске и Твери, сходочных работников — в Волочке и Новгороде; покупка в Рыбинске барок для разгрузки судов и передача в Касимове на подряд доставки Москворецкого каравана. Разграничивались сферы полномочий Санкт-Петербургской домовой и Нижнетагильской заводской контор в организации «караванной операции».

Петербургские управляющие должны были назначать на каждый караван приказчика, расходчика и подьячего и выдавать им деньги на путь от Лаишева до пункта назначения.

В обязанности нижнетагильских приказчиков входило своевременное назначение на караваны служителей из расчета один служитель на две-три коломенки, разработка для них инструкции и обеспечение их деньгами на следование от заводских пристаней до Лаишева.

Пункт 7 продиктован прежде всего стремлением Н. Н. Демидова сократить денежные затраты на транспортировку заводской продукции к пунктам сбыта.

Нижнетагильским приказчикам предписано включить в инструкцию, предназначенную для караванных служителей, требование нанимать «лучших»  лоцманов и использовать в качестве экономических стимулов их успешной деятельности денежные премии за быстрое движение судов («поспешный ход») до Рыбинска. Кроме того, заводовладелец требует экономии денежных средств при покупке или подряде барок для разгрузки железа с судов.

Завершает документ собственноручная приписка Н. Н. Демидова, в которой изложено его распоряжение поставить в известность всех служителей городовых контор о необходимости не позднее 15 сентября отправлять в Санкт-Петербургскую контору уведомление о количестве и ассортименте железа, стали и других видов заводской продукции, требующихся для доставки к ним караванами.

Второй публикуемый документ — предписание управляющих Санкт-Петербургской домовой конторы Н. Н. Демидова ее приказчику, Р. Н. Лютину, которому заводовладелец поручил непосредственный надзор за подготовкой и проведением «караванной операции» 1807 г., — находится в журнале исходящих дел данной конторы за 1806 г. под № 768. Дата записи предписания, указанная в журнале, — 2 ноября.

Научная значимость этого документа в контексте исследуемой темы определяется прежде всего тем, что он неоспоримо свидетельствует о персональной причастности Н. Н. Демидова к его разработке.

В первой его части излагается «повеление» Н. Н. Демидова Санкт-Петербургской конторе от 6 июля 1806 г. По содержанию это инструкция, предписывающая меры на сокращение транспортных расходов и предупреждение злоупотреблений караванных работников и служащих.

Принимая доводы приказчиков домовой конторы, усматривавших причины удорожания перевозки заводской продукции в возрастании оплаты труда обслуживавших суда наемных рабочих и в задержках движения из-за мелководья рек, Н. Н. Демидов вместе с тем обосновывает свое видение «узких мест» в организации транспортировки железа.

Он утверждает, что наиболее значимым фактором успешности «караванной операции» является наличие постоянных штатных кадров опытных караванных приказчиков и расходчиков. С точки зрения Н. Н. Демидова, частая смена заводских служителей, назначаемых на эти важные должности, влечет за собой такие негативные следствия для его «интереса», как «излишняя передача цен» при найме работников на караваны и кража перевозимого железа по пути его следования.

Для «приведения сей караванной части в лучший порядок и исправность» Николай Никитич  отдает  распоряжение откомандировать в Вятку приказчика Санкт-Петербургской конторы Родиона Лютина в ноябре 1806 г. для подготовки каравана 1807 г

В круг обязанностей Р. Лютина в Вятке Н. Н. Демидов включает контроль за деятельностью караванного приказчика, которому предстояло осуществить здесь найм работных людей на суда и раздачу им задатков, т. е. аванса в счет предстоящей в следующем году работы, обеспечение получения нанятыми работниками паспортов в государственных учреждениях — казначействах.

В начале февраля 1807 г. Р. Лютину предстояло переехать из Вятки на Нижнетагильский завод, где совместно с доверенным лицом Н. Н. Демидова, назначенным «первоприсутствующим» Нижнетагильской конторы, М. Даниловым, решить вопрос о назначении двух «комплектов» караванных приказчиков и расходчиков (второй комплект предназначался на тот случай, если каравану пришлось бы зазимовать в пути следования).

Во избежание краж железа при его погрузке и перевозке Н. Н. Демидов предписывает Лютину предпринять ряд необходимых мер. В частности, речь идет о составлении инструкций для караванных служителей, согласно которым на них возлагалась ответственность за приемку железа на пристанях: его перевешивание и пересчитывание полос.

Нововведением Н. Н. Демидова, нацеленным на обеспечение сохранности транспортируемого на судах груза и пресечение возможных злоупотреблений со стороны караванных служителей, было требование брать с них «подписки» после приема железа.

В этих документах они должны были брать на себя обязательства сохранить «целость» полученной с заводов продукции и соглашались принять наказание при обнаружении недостатка ее количества: быть отданными на заводские работы, в рекруты или отправленными на поселение.

Наряду с угрозой применения самых суровых санкций заводовладелец предусматривает меры, призванные стимулировать караванных «отправителей» и служителей к добросовестному труду.

В их числе названы следующие: назначение «достаточных окладов жалования и харчевых», а также награждения денежными премиями тех, кто сумел сократить транспортные расходы, проявляя «отличную расторопность» и «особенное усердие в сохранении… интереса»  Н. Н. Демидова.

Укомплектовав штат караванных служителей в Нижнетагильской заводской конторе, Р. Лютин с одним из «отправителей» каравана должен был, опережая прибытие судов, объехать главные пристани, расположенные по пути следования каравана, и нанять в них дополнительных рабочих, а в Рыбинске купить барки и осуществить найм лоцманов и коноводов.

Кроме того, по прибытии в Н. Новгород Р. Лютину предписывалось отдать на подряд изготовление снастей для судов, обеспечив как можно более выгодные условия сделки с подрядчиком.

Для осуществления эффективного финансового контроля за деятельностью заводских и караванных служащих Нижнетагильского заводского комплекса его владельцы Никита Акинфиевич, а затем Николай Никитич уделяли достаточно пристальное внимание организации учета сырья, денег, заводской продукции и т. д.11

Поэтому обязательной принадлежностью документов инструктивного характера, исходящих от домовых контор и заводовладельцев в адрес служащих, было требование вести соответствующую документацию.

В частности, Р. Лютин должен был получить от Санкт-Петербургской конторы две приходно-расходные тетради, которые предназначались для учета расходуемых денежных сумм на покупку судов, снастей, провианта, найм на заводской караван рабочих и лоцманов.

Вторая часть публикуемого документа представляет собой предписание Санкт-Петербургской конторы Р. Лютину и двум отправляемым с ним служителям, состоящее из двенадцати пунктов, конкретизирующих распоряжение Н. Н. Демидова.

В п. 1 этого инструктивного документа перед Р. Лютиным поставлена задача выяснить на практике степень выгодности предлагаемого конторой нововведения — передачи строительства 20 барок на подряд крестьянам, проживающим в селениях около рек Мологи и Шыйны вместо их закупки в готовом виде в Рыбинске.

Пункт 2 вводит в круг обязанностей Р. Лютина ревизию приходорасходных книг служителей городовых контор по продаже железа в Ярославле и Н. Новгороде.

В п. 3 искушенные в караванных делах петербургские приказчики предписывают изучить возможность реализации предложения Н. Н. Демидова изготовлять пеньковые бечевые снасти подрядом в Н. Новгороде.

Пунктом 4 на усмотрение Р. Лютина и служителя нижегородской конторы по продаже железа П. Зубрилова оставлено решение вопроса о том, как организовать транспортировку судов, следующих к Москве, на участке пути от Н. Новгорода до Москвы: посредством найма работных людей или путем заключения договора с подрядчиком на доставку судов коноводами с лошадьми.

Петербургские приказчики допускают и третий вариант доставки заводской продукции в Москву — водным путем до Дубны, а затем гужевым транспортом до Москвы.

Пункт 6 регламентирует количество нанимаемых в Вятке водоливов, лоцманов, косных и предписывает выбирать при найме наиболее здоровых и опытных в своем деле работников. Чтобы обеспечить возврат денег, выданных в качестве авансов («задатков»), в случае неявки получивших их работников, приказчики требуют заключать договоры с нанимаемыми «подесяточно», с их взаимным поручительством друг о друге.

В п. 7 изложено требование нанимать на караван только «исправных» работников и вместе с тем экономить денежные средства заводовладельца, не допуская их излишнего расхода.

В п. 8 предписаны меры по обеспечению сохранности транспортируемого груза, в частности обязательность включения в договор («ряду»), заключаемый с нанимаемыми на суда водоливами, в качестве условия его выполнения сдачу-приемку в пункте назначения доставленного железа посредствам счета («четки») полос, а также «снастей, якорей и других струговых припасов».

Кроме того, предусмотрено использование на проводке каравана труда вотчинных крестьян, которых должна была высылать на работы Московская контора Н. Н. Демидова.

Пункт 10 предусматривает обязательность ведения одним из караванных служащих учета «мелочного расхода денег» в приходо-расходной тетради и ежемесячного финансового отчета перед Санкт-Петербургской конторой посредством присылки приказчикам выписок из нее.

В п. 11 поставлен вопрос о необходимости взыскания долгов, числившихся на вятских работных людях по долговым росписям и другим документам. При этом допускается возможность возвращения долгов не только деньгами, но и работой на караване 1807 г.

Как и в других пунктах, предписано обязательное документирование любой финансовой деятельности (в частности, учет выданных при «рядах» с лоцманами в задаток денег).

Пункт 12 предписывает доставку приходно-расходных книг в Нижнетагильскую заводскую контору для их проверки («счета»).

В п. 13 изложено требование: при погрузке тщательно разбирать железо по сортам и связывать в пучки для удобства при разгрузке. Подтверждается необходимость выполнения предшествующих распоряжений о проверке гирь и весов на пристанях и при «продажах»; о назначении надежных служителей для надзора за сдачей железа в караваны, а также предписывается отремонтировать сараи («анбары»), предназначенные для хранения железа на пристанях.

Анализ содержания публикуемых документов позволяет сделать ряд выводов:

1. Н. Н. Демидов, несмотря на географическую удаленность от принадлежавшего ему Нижнетагильского заводского комплекса, был хорошо осведомлен о финансовых и организационных трудностях, возникавших при транспортировке заводской продукции водными путями к основным рынкам сбыта.

2. Заводовладелец осуществлял личное руководство подготовкой «железных караванов», вырабатывая своего рода стратегию действий, назначая доверенное лицо, воплощавшее в жизнь его распоряжения (в данном случае Р. Лютин).

3. В механизме «дистантного» управления заводами роль посредника между Н. Н. Демидовым и служащими Нижнетагильской конторы и «продаж» железа играла его Санкт-Петербургская домовая контора. Именно ее приказчики детализировали и конкретизировали замыслы заводовладельца; решали вопросы о практической осуществимости и степени эффективности того или иного новшества. 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ ОТПРАВЛЕНИИ В КАРАВАНАХ ЖЕЛЕЗА
Сентября 20-го дня
1800 года
Санкт-Петербург
1-е
/Л.57об./ Наделываемое при заводах железо каждогодно отправлять с
пристаней в четырех отделениях:
1-е: в Петербург временной или однолетний,
2-е: в Москву, Казань и Нижний,
3-е: в Рыбинск на зимовку, от которого отделится в Ярославль, Тверь,
Дубны и в Ригу по Шексне,
4-е: к Таганрогскому порту.

2-е
Сколько ж в который караван железа потребно, разсигновку делать в Петербургской домовой конторе, и к доставке в Петербург во временном или однолетнем караване назначать каждогодно железа до ста тысяч пудов или смотря по обстоятельствам, сколько от меня приказано будет. И о том рассигновании давать знать Нижнетагильской конторе за временно и так, чтоб оное известие в заводах /л.58/ получено было до начатия возки железа на пристани, дабы по позднему получении известия не могло последовать излишней железа перевозки на дальнюю Чусовскую Усть-Уткинскую пристань. И сие конторе содержать в незабвенной памяти.

3-е
На оные караваны людей потребно к отправлению с пристаней на каждую коломенку: работников — по двадцать, водоливов — один и сплавщик — один, итого двадцать два человека. Работники и водоливы нанимаются всегда в Вятской губернии, а сплавщики при пристанях, исии последние следуют только до города Перми.

4-е
Для найма на оные караваны по числу коломенок потребного числа работных людей, водоливов и из Лаишева к верховому ходу лоцманов посылать по прежнему порядку в город Вятку из Петербурга домовой конторы прикащика и к нему в помощь расходчика, подъячего и одного служителя из караванных с надобным /л. 58об./ о найме лучших работных людей и водоливов, а также и о взыскании с работных людей долговых денег, оставшихся от прежних годов против задач в недоработке, наставлением и с подтверждением, чтоб было особливое наблюдение в найме сведущих лоцманов, коим давать хорошие платы, не менее прочих заводчиков, ибо успешная доставка зависит большею частью от лоцманов, и с выдачею на оной найм потребного числа денег. И чтоб сие отправление было не позже последних чисел октября месяца, дабы поздним приездом не упустить удобное к найму лучших людей время.

5-е
/Л. 59/ А как в караванном пути в

городе Лаишеве происходит наймна коломенки прибавочных работников на каждую коломенку по два, по три и по четыре человека, а иногда и более; в Рыбинске для разгрузки судов по маловодью покупаются барки и чинится наем, как в Рыбинске, а равно и в городе Твери, коноводов и лоцманов, и в Волочке и Новегороде сходочных работников, в городе Касимове доставка Москворецкого каравана отдается на подряд. И сии исправления заключают в себе немалую доверенность, требуют опытность и в водяном пути довольного знания. И для того:

6-е
К доставке оных караванов назначать караванных приказчиков, расходчиков и подьячих Петербургской домовой конторе, а служителей предоставить назначение Нижнетагильской заводской конторе, которых потребно на каждое отделение: приказчик, расходчик и подьячий, а служителей на две или на три коломенки один человек, и чтоб оные служители из караванного штата были неиземлемы. И таковое назначение делать завременно, дабы заводская контора сведение о сем получила в генваре месяце, а чем скорее, тем удобнее. /Л.59об./

О скорейшем же караванном ходе и о соблюдении во всем целости и исправности караванным приказчиком и расходчикам дает инструкцию, равно как и деньги на отправление караванов до Лаишева по прежнему порядку Нижнетагильская контора, а из Лаишева о получении в караванах денег делает распоряжение Петербургская домовая контора.

7-е
Заводская контора при отправлении караванов в даваемых караванным отправителям инструкциях имеет включить, чтоб на однолетний временный караван лоцманы в Лаишеве выбирались  из всех лучшие и для поощрения к поспешному ходу тому, кто из них первый придет в город Рыбинск, выдавать двадцать рублей, а за ним: второму — пятнадцать, а третьему — десять рублей сверх следуемой им рядной платы, о чем из них каждому в Лаишеве обьявить.

Рыбинскому ж караванному правлению предписать, чтоб, следуючи мимо города Ярославля, отдать ассигнованное в тамошнюю продажу железо, а пришед в Рыбинск, отпустить в Тверь, Дубно и Ригу назначенный в доставку груз и в Ригу отпустить под присмотром надежных двух служителей, которые следовать должны с оным отделением вверх по реке Волге до города Ржева Володимерова. И по прибытии /л.60/ в тот город, железо выгрузить, а по первому зимнему пути перевезти на пристань Белую, где в зимнее время приготовить покупкою или наймом потребное число судов и потом, по вскрытии реки Белой, погрузив оное железо в приготовленные струги, оным служителям отправиться в ход вниз по рекам Белой и Дойне до города Риги, и по сдаче в том городе железа, возвратиться в Петербург на корабле и выгруженные в городе Ржеве Володимирове порожние коломенки отправить под присмотром надежного водолива в Рыбинск, где оные займутся разгрузкою железа.

За отпуском же оных отделений Рыбинскому каравану, избрав на реке Шексне удобное место, остановиться на зимовку и в Петербург доставлять оное в вешнее время по полноводию. Будучи ж в зимовке, на потребную к вешнему времени разгрузку судов стараться барки покупать или подряжать делать новые за сходную цену без излишности, и во всем том, сколько возможность позволит, сохранять мои выгоды.

Всем же служителям предписывать, кои находятся по городам, не позже 15-го сентября, чтобы они присылали сюда непременно к 15-му ноября; сколько и каких сортов железа, стали и прочего им потребно.
ГАСО. Ф. 102. Оп. 1. Д. 70

 

ПРЕДПИСАНИЕ УПРАВЛЯЮЩИХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДОМОВОЙ КОНТОРЫ Н. Н. ДЕМИДОВА ЕЕ ПРИКАЗЧИКУ Р. Н. ЛЮТИНУ

6 июля 1806 г.
Из Санкт-Петербургской домовой конторы прикащику оной Родиону Никифоровичу Лютину

/Л. 294об./ Его превосходительство господин Николай Никитич данным сей конторе в 6-ой день июля сего года повелением соизволил предписать: «представляемые от оной конторы резоны, что поставка ныне против прежних лет караванов бывает дороже более от возвышающихся при найме людей плат и от случающихся в реках мелководиев, я, хотя во уважение и приемлю, но в ложну тем замечательна по сей части излишняя и напрасная трата моего капитала от того, что караванные приказчики и расходчики определяются всегда переменные и из них много бывает таковых, которые о сей части достаточного сведения и той деятельности и расторопности, какие в сем случае потребны, не имеют, а другие, хотя бы и были способны, но могут делать упущения в интересе /л. 295/ моем излишнею передачею цен и во времени, для доставки караванов нужном по новости и неопытности своей.

Сверх того, и в железе против заводских отпусков от неизвестных причин нередко бывают недостатки, к прекращению чего… и к восстановлению по сей части лучшего порядка, признал я нужным в караванные прикащики и расходчики определить непременных людей и таких, которые бы были в верности и честности испытанные и в расторопности и деятельности, известные хотя бы из жителей, если не найдется таковых из заводских прикащиков и служителей.

За всем тем, желая более удостовериться в приведении сей караванной части в лучший порядок и исправность, назначаю откомандировать на будущее первое отправление оной канторы прикащика Родиона Лютина, коему отправиться отсюда в Вятку в ноябре месяце сего года, где основал на том к будущему 1807-му году работных людей окончание,

коею роздачу задатков и испрошение из казначейств паспортов, представя на попечение караванного, которой туда будет послан, самому в первых числах февраля 1807-го года следовать в заводы, куда по приезде с общаго с первоприсудствующим и Нижнетагильскою конторою согласия немедленно изобрать ко отправлению караванов в прикащики и расходчики… совершенно достойных людей без всяких протекциев, а тем прикащикам и расходчикам предоставить уже с согласия начальником выбрать в караваны потребное число исправных служителей, наново они верности более иметь будут надежды, сверх того назначить таковых же людей в прикащики, расходчики и служители другой комплект к следующему году на случай зазимования в пути первого каравана, потом сделать распорядок сходственно

/л. 295об./ прежним от оной в Нижнетагильскую контору предписаниям на прием на пристанях избранными в караваны служителями железа, дабы верность в весу и четке полос соблюдаема была точным образом, без наималейшаго упущения. По окончании ж всей вески взять с приемщиков подписки такого содержания, что они прием железа производили верно и что за целость его в караване при благополучном следовании оного обязуются ответствовать, в случае ж могущего быть недостатка подвергают себя произвольно наказанию и определению в работу или отдаче в рекруты, и те подписки хранить караванным впредь до окончательной сдачи железа, а также иметь на пристанях наблюдение и за лучшею конопаткою и лощением коломенок; по погрузке ж железа отправить караван в путь и следовать во оном под присмотром и распоряжением караванных прикащиков, расходчиков и служителей, наблюдая в точности все те правила, какие предписываются им в инструкциях Нижнетагильской заводской конторы, главный же прикащик с одним отправителем Петербургскаго каравана переезжать должен по тракту вперед в главные судовые пристани,  как то: Пермь, Лаишев, Нижний, Рыбинск и так далее, в каковых местах отправитель должен заниматься до прибытия судов распорядками, как то, наймом потребного числа в добавок к вятским работникам прибавочных людей, принятием провианта, снастей и припасов и распределением и раздачею всего оного по судам, в Рыбинске покупкою барок, наймом лоцманов и коноводов и так далее, каковые распорядки главный прикащик, имея в виду, будет знать, и о том, где,

/л. 296/ сколько на каждое судно и по каким платам наймется работников и куплено будет судов, каковые, равно и другие статьи, в точности употребления известные утверждать ему своею подпискою в шнуровых книгах или в других документах по всем отделениям караванов, сколько позволит ему время и случай, а где сим не успеет, там выполнение сего предоставляется ему поручить находящимся при домах служителям или другим людям, на кого он в том более положиться может, и обо всем том относиться оной Петербургской домовой конторе. Коему наблюдать также и о беззамедлительном караванов из городов отправлении, чтоб во всех местах, где требуется успешность в отправлении оных единственно от распорядка отправителей, дабы нигде ни малейших простоев и остановок не было.

Оная же контора по наступлению надлежащего времени имеет сделать свое соображение, все ли количество к Петербургскому порту, в 1807-м году ассигновываться могущее, следует доставлять с поспешностию или отделить вперед каковую-либо часть оного, и каких сортов, сколько с предметом тем, чтоб до Петербурга доставить оное в одно лето, а заднему отделению следовать обыкновенным порядком и о том прикащика оной уведомить завременно, с таким пополнением, если на успешную доставку того переднего отделения потребны будут излишние издержки на наем превосходного числа работников, то нужно ли будет к сему приступать или ж идти, как и второму отделению, с обыкновенным комплектом людей, без всякого употребления на то излишних расходов, чтоб он, все сие имея в виду, мог сделать во отправлении каравана и сообразно тому распорядок со всевозможным наблюдением моей пользы.

К поощрению караванных отправителей, дабы они имели прямое усердие о сохранении /л. 296 об./ капитала моего и о соблюдении повсюду пользы моей, расположен я сделать им достаточные оклады жалования так, как и караванным служителям жалования и харчевых, дабы оставшиеся после их в домах семейства и сами они в пути не имели в содержании своем недостатков, назначение какового жалования каждому из них предоставляю означенному главному прикащику с первоприсутствующим Даниловым и Нижнетагильскою заводскою конторою, что Нижнетагильская контора за подписанием их и представит для сведения в Петербургскую.

Пищею ж в караване прикащику, расходчику и подъячему позволяю довольствоваться по прежнему из караванной суммы, не превосходя однако ж прежних таковых же расходов. Сверх того, если главный прикащик заметит отличную расторопность во отправлении каравана и особенное усердие в сохранении моего интереса которого-либо из караванных отправителей и служителей, и от того умеренною против прошлого года поставкою соблюдается мой капитал, таковых позволяю награждать единовременно, смотря по заслугам; прикащика и расходчика — от двухсот до пятисот рублей, а служителей — от пятидесяти до ста пятидесяти рублей каждого, о каковых отличных награждениях, с показанием заслуг и усердия каждого, относиться Петербургской домовой конторе, по определении ж достаточных окладов жалования и предположенных к награждению примерных сумм, я уповаю, что караванные обратят все свое расположение и внимание на усердную и верную мне службу, буде же и за всеми изъясненными милостями сверх моего чаяния окажутся из них такие, кои, невзирая на сие, будут делать покушения на интерес мой или оказывать леность и нерадение о вверенных им должностях,

/л.297/ так что и в расходах заметятся излишности или в железе окажутся недостатки и другие упущения, на что справедливых и ясных причин ко оправданию своему представлено от них не будет, таковых, яко не чувствующих милостей моих, отрешать из караванного комплекта, и из них тех, кои найдутся в злоупотреблении, не возвращая в заводы, отдавать в Петербурге и Москве, годных в рекруты с зачетом за заводы мои, а негодных без зачету или на поселение, вместо коих избирая, помещать других достойных и заслуживающих таковые должности людей.

Прикащику ж оной конторы на проезд и содержание в пути получать из суммы моей деньги, где сколько ему будет потребно, с расписками, в коих должен он отдать отчет по возвращении своем в Петербург оной конторе, коему позволяю ехать в назначенное место и с женою своею, если сам он того пожелает, которому при отправлении в назначенное место с прописанием сего моего повеления для надлежащего по оному исполнения, дать от оной конторы письменное сведение, о чем и в Нижнетагильскую заводскую контору тогда предписать, во время отлучки прикащика  должность его по оной конторе исправлять, как то получение с иностранных контор денег, записку в книгах о долгах конторе, к получению следующих и на конторе состоящих,  конторщику Степану Меновщикову обще с Александр Бильем, и сему последнему обще с Маресевым ходить в биржевое собрание на биржу на случай запродажи железа и других надобностей; сбором же денег с купцов, в рынках железом торгующих, и других мелочных долгов заниматься прикащику Любимову, коему с управляющим Маресевым в случае неполучения Меновщиковым с кого-либо в предположенные сроки денег наведываться по конторам, то ли число считается на оных к заплате в мою сумму денег, что и по оной конторе состоять будет на них долгом, и требовать от таковых скорейшей заплаты тех денег, есть ли до отправления прикащика Лютина в Вятку снастные подрядчики во оную кантору не явятся и отдачи на подряд дела потребных для караванов на 1807-й год снастей не усовершенствуются, тогда отдачу оных предоставить ему Лютину обще с тем караванным, которой отправится в Вятку, и с нижегородским служителем, чтоб они дело снастей отдали благонадежному человеку, кто по произведении ими в Нижнем торга выгоднее взять согласится, и о той отдаче снастей донесли бы оной конторе за общим подписанием».

Во исполнение какового его превосходительства повеления, получа сие, и на записку прихода и расхода денег и на вписывание поимянно работных людей, водоливов и лоцманов и выдаваемых им задатков две шнуровые тетради и государственными ассигнациями денег шесть тысяч рублей, взяв с собою отсюда служителей Якима Львова и Степана Зыкова, следовать вам в назначенный путь на переменных подводах в проезд, куда сверх сделанного от его превосходительства приказания ко исполнению вашему поручаемо следующее:

1-е. Так как для разгрузки в Рыбинске его превосходительства каравана барки прежде сего покупаемы были всегда перед приходом туда караванов, которым в нижеписанных годах состоялись цены как по книгам и репортам караванных отправителей значит: в 1804-м от 140 до 260-ти, 1805-м от 100 до 150, 1806-м от 144 до 190 р. Сложно же оные обошлись: в первом — по 219, во втором — по 132, в третьем годах — по 166 р. каждая барка, здешняя контора, обсуживая таковую разнообразность в ценах, не безнужным почитает сделать испытание, не выгоднее ли будет те барки приготовлять подрядом заблаговременно и для того заехать вам в селения, близ рек

/л.298/ Мологи и Шыйны состоящие, и другие места, где оные строятся, и с занимающимися построением таковых барок крестьянами сделать приторжку, по чему они согласны будут взять за дело из своего лесу и своими работными людьми барок и сгонку оных в Рыбинск к приходу туда будущим летом каравана, с тем, чтоб при испрошении на те барки свидетельств, подлежащее число пошлинных денег в случае построения их из казенных лесов те крестьяне платили от себя, и если вы найдете, что против означенных покупок господская польза соблюдена в том быть может, как в цене, так и в построении лучших и надежных судов, то и к подряду с желающими надежными людьми по одобрениям оных вотчинными начальниками приступить вы можете, предположив к построению до 20-ти судов, в чем и заключить письменное условие, и где следует оное засвидетельствовать, буде ж в таковом подряде вы по замечанию своему господской пользы и удобности в виду иметь не будете или встретятся каковые препятствия, то, не приступая к подряду, следовать в дальний путь и ту покупку барок произвесть будущим летом по прежнему порядку в Рыбинске, до приходу каравана, для чего и можете туда сами приехать с каравану вперед заблаговременно.

2-е. По приезде в Ярославль у находящегося там служителя Петра Урвина шнуровую нынешнего года о приходе и расходе денег и железа книгу надлежащим образом доверить, и наличную сумму, сколько оной имеется, всю без остатку взять от него под росписку на вятские расходы и закупки, железо, у
него имеющееся, освидетельствовать и заметить, может ли быть оного налицо столько, сколько по шнуровой книге

/л.298 об./ состоять будет за продажею, что самое учинить и в Нижнем у служителя Павла Зубрилова 3-е. В Нижнем ж обще с служителем Павлом Зубриловым отдать на подряд дело и поставку для будущего каравана пеньковых бечевых снастей, изобрав из подрядчиков тех людей, которые в деле лучших и добротных снастей признаются вами надежнее и цену согласятся взять невысокую, заключив с подрячиком письменное условие на прежнем основании, с таким притом пополнением, чтоб принять их не иначе, как по произведении в прочности оных надлежащего испытания, буде ж они окажутся ненадежны, то, не принимая оные, задаток денег чтоб получать обратно со всеми убытками, означенных снастей наделать предполагается к поставке в Лаишев на 45-ть коломенок по 8 360, в Рыбинск на 65 по 3 195, итого 555 кругов, о каковых бечевых снастях его превосходительство господин Николай Никитич по докладу казанского служителя Белова сей конторе из Перми изволит предписывать, что у господ Яковлевых по случаю отправляемого ныне превосходного против прежних лет в коломенках грузу те снасти делаются двенадцатью нитками толще наших, следовательно, в 39- ть ниток каковой толщины снасти из лучшей пеньки хорошим мастерством сделанные, без сомнения, должны быть благонадежнее прежде бывших, но, как по числу прибавочных ниток и в кругах может составиться излишнего весу по 2 в каждом, а в 555-ти кругах 1110 пуд, полагая примерно по 3 р. на 330 р. сумма довольна значащая, каковое обстоятельство вам с Зубриловым обсудить, и если по количеству превосходного ныне против прежних лет отправления с пристани  в коломенках грузу действительно признается нужным и снасти делать толще

/л. 299/ для лучшей безопасности и сохранения коломенок во время больших ветров и для проводу судов чрез мели, в таком случае и при караване его превосходительства ввести оные в употребление вы можете, с замечанием таким, не довольно ли будет тех толстых снастей иметь на каждом судне не более трех кругов. Причем однако ж не оставить без замечания, нельзя ли будет в замену могущего быть на толщину тех снастей излишнего расходу денег уменьшить при караване употребление новых снастей, и в тех местах, где не столько требуется прочности оных, заменяться подержанными к употреблению еще способными снастями, и тем сколько-нибудь сохранить господскую пользу.

4-е. Бывший в Вятке за наймом на караваны к лету сего года работных людей прикащик Андреян Белов репортом своим от 18-го декабря 1805-го сей конторе доносил, что на москворецкие суда в караванную работу с пристаней до Касимова желающих людей нисколько не оказывалось по причине той, что те суда Окою следуют весьма продолжительное время, почему он, Белов, и располагался тогда на московские суда работников нанять до Нижнего, с тем чтоб из Нижнего в дальней путь доставлять оные коноводами, или работников нанять в Нижнем, по каковому репорту от сей конторы предписано было от 10-го мая сего года под № 237 м в Москворецкое караванное правление и нижегородскому служителю Зубрилову, чтоб они в отправлении тех судов из Нижнего в дальней путь до Москвы поступили так, как удобнее и выгоднее признают, что однако ж по случаю обращения московских судов из Нижнего в Ржев Володимиров осталось тогда без выполнения, ныне же

/л. 299 об./ сей конторе известно, что караваны из Нижнего по Оке в прошедшие годы коноводами действительно доставляемы были, и против тех, на которых находились работные люди, следовали гораздо успешнее, по поводу чего вам с служителем Зубриловым о сем также потрактовать, и если вы признаете удобнее и полезнее караван Москворецкой из Нижнего до Касимова, так как и от сего города до Москвы доставлять коноводами, то будущим летом отдать оной на поставку благонадежным подрядчикам с наблюдением сколько возможно будет умеренной платы, дабы не превосходила оная того, чтобы следовало за сие… заплатить работникам, и потому и в Вятке на те московские суда работников нанять только до Нижнего, или же не выгоднее ли будет следующее в Москву железо доставлять до Дубны и оттуда в Москву перевозить сухим путем зимою, и что вы по вышеозначенным 4-м пунктам, так, как и по всем сделанным вам поручениям к успешной доставке каравана удобнее и к соблюдению пользы господской выгоднее сделать признаете, здешнюю контору уведомляйте, в проезде мимо села Фокина, по сходности его превосходительства повеления, из Москвы в сию контору присланного, взять вам с собою в Вятку и оттуда в заводы находящегося там крестьянина Егора Князева с его сыном.

5-е. За проданный здешнею конторою Шанчуровской его превосходительства госпожи Марьи Никитишны Дурново вотчины крестьянину Василью Иванову сахар деньги 4 082 р. 2 1/2 коп по здешней канторе записаны в приход поступившими на наем в Вятке работных людей, по сему и поручается вам в означенную вотчину заехать и по выданной при сем, от него Иванова взятой

/л. 300/ расписке, деньги 4082 р. и 2 1/2 к. получа, записать в приход и о том сию контору по тому ж уведомить.

6-е. По приезде в Вятку приступить к найму работных людей, водоливов и лоцманов, коих назначается на 45 судов: работников 1125, водоливов 45, лоцманов за исключением казанских и нижегородских и могущих назначаться в Таганрог всего 9 коломенок на остальные 36, косных 10, а всего 1216 человек, в каковые работы людей принимать лучших, здоровых и к работе способных, лоцманов, исправных и о судоходстве совершенно сведущих, водоливов же и косных, надежных и в верности испытанных, подесяточно, дабы в случае неявки к работе, которого-либо из них, из обязавшихся подесяточно, можно было задаточные деньги взыскать с остальных, в работу явившихся, для чего и заключить с ними договоры с поручительством их друг по друге, в такой же силе, каковы и в прошлых годах были заключены, притом рассмотрите и то, что в косные не будет ли полезнее для верности брать из своих людей, подобно тому, как оное делается при караванах Григория Александровича господина Демидова.

7-е. При найме их иметь вам всевозможное наблюдение, чтоб в рядах против прочих заводчиков не было передачи и при наблюдении в найме исправных людей и тем неупустительно соблюсти господскую пользу.

8-е. Известно из опытов, что вятские водоливы в верности есть надежнее тех, которые нанимаются в Рыбинске и Касымове, почему для лучшего сохранения господского интереса в водоливы там нанимать по примеру наймов в бывших пред сим годах опричь пяти судов казанского, нижегородских и ярославского на петербургские,

/л. 300 об./ московские, ржевские и таганрогские на все лето, то есть со времени отправления караванов до приходу тех судов до надлежащих мест и до выгрузки на берег железа, а если случится им зимовать, не дойдя предназначенных мест, в пути до самых заморозков, и так же до окончательной выгрузки из судов на берега железа, и до сдачи оного четкою полос, равно снастей, якорей и других струговых припасов, на каковой случай постановить с ними ряду без излишества, на прочие ж суда тех водоливов нанимать по прежнему порядку и с таким со всеми ими условием, чтоб при выгрузке из судов железа, где оная случится, каждый по части своей наблюдал четку полос вернейшим образом и доносил о том караванным отправителям для соображения, в каком сходстве то железо оказываться будет против погрузки на заводских пристанях.

На следующие ж до Нижнего суда с водоливами и работниками в плате условиться и в договорах означить, особенно по расчислении плат, в минование того, чтоб при разделке их не было хлопот и затруднениев. К следованию ж из Рыбинска сюда, в добавок к вятским водоливам, в коренновскую12 работу предписано будет Московской домовой конторе о высылке туда вотчинных крестьян, тех самых, которые назначены будут с утверждения Московской конторы вотчинными начальниками в свое время неупустительно.

9-е. На наем вышеозначенных работных людей к выданным вам от здешней конторы и назначенным к получению в Ярославле, Нижнем, и от крестьянина Иванова, и ниже сего, по 11-му пункту у прикащика Борисова, сколько еще потребно будет по сообразности ряд, из Вятки требовать  присылки

/л. 301/ еще тех денег от здешней конторы и тогда ж донести о состоянии ряд, имеющих быть у прочих наемщиков.

10-е. Содержание мелочного расхода денег поручить из посланных с вами служителей, кому вы удобнее признаете, приход и расход которых записывать в шнуровую тетрадь в те самые числа, когда какая сумма поступать будет, за каждой месяц из оной присылать в здешнюю контору обыкновенные выписки.

11-е. О состоящих на вятских работных людях старых долгах документы должны быть у прикащика Борисова и расходчика Ангенова, которые в проезд отсюда до Вятки имеете вы от них получить, с тем, чтобы они, если в число тех долгов сколько взыскали денег, то б уплату оных под теми документами подписали, равно и о тех долгах, кои поступят от них на вятских людей, в лете сего года взять при росписи документы, и по тем долговым росписям и документам деньги стараться с должников взыскивать и по тому уплату подписывать. А на которые старые долги документов у них нет, то, взыскивая деньги, подписывать токмо в долговых росписях, по приезде ж в заводы подписать и под теми документами, получа оные от Нижнетагильской заводской конторы, кои должны быть там.

С которых же должников натурою взыскать будет не можно, то тех стараться, если надежны, к работе обзадачить к заработке в наступающем году, от означенного ж прикащика Борисова получить вам наличную сумму денег, сколько оной в излишности у него оставаться будет, оставя ему потребное число денег на расходы при зимовке железа.

/л. 301 об./ У него ж спросить о убивших ведомства его в Боровицких порогах двух судах; в каких местах и на какой глубине оные потонули и чего та выгрузка обще с перевозкою в зимовку железа будет стоить, и о том так, как и о принятии от него денег, сию контору уведомить. От него ж, Борисова, отобрать сведение нет ли в обзадачивании от него вятских лоцманов в коренновскую на 1807-й год работу и если есть, то кто именно, в число какой ряды, сколько выдано от него в задаток денег, с поданного ж от караваннаго помощника Баженова о таковом обзадачивании лоцманов репорта копия при сем прилагается с подлинными расписками и другими документами, по которой значущуюся в задатке сумму так, как и задаток Борисова, буде сколько есть, записать в приход и выдачею тем лоцманам в расход.

12-е. Если вы полный комплект работников нанять и обзадачить до отъезда своего из Вятки не успеете, то окончание оного поручить из служителей, кого вы благонадежным найдете, сделав в том, что оставаться будет, к выполнению надлежащее наставление, по окончании ж всего найма и по приезде в заводы книги доставить в Нижнетагильскую контору для сочинения из них по прежнему порядку счета.

13-е. Ордерами сей конторы предписано было Нижнетагильской заводской от 21-го ноября 1802-го о тщательном разборе листового железа, чтоб каждый сорт, то есть в 4, 4 ½, 5, 5 ½, 6, 6 ½ и так далее, был рассортирован, и о связке оного, равно мелкого сортового железа в пучки от 3-х до 4 пуд, и сие последнее в коломенки грузить вниз, дабы при разгрузке в Рыбинске в барки поступало одно полосное железо. От 1-го декабря 1803-го, 25 февраля 1804-го и 7 июня 1806-го

/л. 302/ о поверке на пристанях гирь и весов и о имении их во всегдашней верности, о определении к сдаче в караваны железа в посредство надежных людей, и в исправном карауле железа, об отпуске в караванах верных гирь для поверки против оных при продажах таковых же гирь означенными же ордерами от 25-го февраля, 16-го июня 1804-го года и 25-го генваря 1805 года о наделании потребного числа четверорогих якорей, величиною и препорциею соответственных отправляемому ныне грузу 9 ½ пудам, ходовых по два и становых по одному, итого по три весом: первые от 4-х до 4 ½, вторые от 6-ти до 7-ми, от 12 сентября 1804-го и 25-го генваря 1806-го о лучшей конопатке и лощении коломенок и о употреблении для сего хорошей, а не прелой пакли, и тем же, от 25-го генваря, ордером, об отправлении в караванах скоб по 4000 штук и гвоздей по одному пуду на коломенку, и для того поручается вам взять все оное в наблюдение, во всей ли точности исполняется по означенным предписаниям, в противном же случае к выполнению оного принять вам свои меры, равным образом, приказать сортировать там железо и в накладных писать верным образом, ибо по доставке сюда прежде сего железа оказывались иногда такие сорта, которых и в накладных росписях не показано, сверх того известно сей конторе, что пристанские анбары, в коих складывается привозимое с пристаней железо, ветхи, так что в некоторых местах развалились углы и обветшали кровли, и когда те сараи действительно в таком положении, то, сделав сношение с Нижнетагильскою конторою, приказать оные исправить, дабы в сохранении в анбарах железа не могло состоять ни малейшего сомнения. При сем прилагается росписка на 8 р. лоцмана Трухина для взыскания с него тех денег, полученная из Московской домовой конторы, а в нее от Потапа Цыпина.

ГАСО. Ф. 102. Оп. 1. Д. 90. Л. 294 об. — 302

 

1 См.: Кафенгауз Б. Б. История хозяйства Демидовых в XVIII — XIX вв.: Опыт исслед. по истории урал. металлургии. Т. 1. М.; Л., 1949. С. 398—423.

2 См.: Там же. С. 422.

3 См.: Истомина Э. Г. Водные пути России во второй половине XVIII — начале XIX века. М., 1982. С. 126.

4 Гуськова Т. К. Заводское хозяйство Демидовых в первой половине XIX в. Челябинск, 1995. С. 69.

5 Сутырин Б. А. «Железные караваны» заводов Урала в XIX веке в отечественной историографии XX века // Историческая наука на рубеже веков: Статьи и материалы науч. конф. Екатеринбург, 2000. С. 415—418.

7 Наиболее распространенным типом судов, применявшихся для транспортировки продукции Нижнетагильских заводов в XVIII — начале XIX в., были коломенки и барки. Барка — это плоскодонное бескильное судно с обшитыми пильными досками бортами, которое передвигалось с помощью весел и паруса — см.: Истомина Э.Г. Водный транспорт России в дореформенный период: (Ист.-географ. исслед.) М., 1991. С. 35; «Коломенка — речное судно нескольких типов: 1) волжская или железняк — уже обыкновенной барки, с более высокими бортами, низкой и легкой крышей, незакрытым носом и кормой и прочнее, построенная большей частью из елового леса» (см.: Коломенка // Энцикл. слов. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1892. Т. 15. С. 729).

8 Водоливом на Волге в XIX в. называли «старшину на судне над бурлаками», который наблюдал за сохранностью клади и заведовал расходами артели (см.: Там же. Т. 6. С. 783)
Водолив «следил за состоянием судна, за отливкой воды во время плавания, отвечал за сохранность груза, выполнял плотничьи работы». (см.: Истомина Э. Г. Водные пути России во второй половине XVIII — начале XIX века. М., 1982. С. 96).

9 В XIX в. в состав волжских бурлаков входили следующие категории: «старший из них, следящий, чтобы груз не подмок, — водолив; управляющий судном — лоцман; передовой в лямке — шишка; идущие в хвосте и обязанные освобождать бечеву, когда она зацепляется за куст или дерево, — косные». (см.: Гессен Ю. Бурлаки в первой половине XIX в. // Архив истории труда. 1921. Кн. 2. С. 26; «Лоцман являлся “вожем” вожатым, капитаном, судоводителем, нередко грамотным, прекрасно освоившим гидрологический режим того участка водного пути, по которому вел судно, знавшим до тонкости дело судовождения». (Истомина Э. Г. Водные пути России… С. 81).

10 «От Рыбинска вверх по Волге суда передвигались посредством конной тяги. Вместо бурлаков судоотправители нанимали коноводов с лошадьми. Обычно артели коноводов возглавлял лоцман-подрядчик, который и оформлял договор с хозяевами судна или его груза об оплате каждой пары лошадей». (Там же. С. 83).

11 Мельчакова О. А. Система финансового контроля на Нижнетагильских заводах во второй половине XVIII — начале XIX в. // Ист. наука на рубеже веков… С. 156—163.

12 Коренные работники — судорабочие, шедшие в «железных караванах» от чусовских пристаней до конечного пункта назначения (см.: Истомина Э. Г. Водные пути России… С. 77—78); «Для доставки грузов по рекам Каме и Волге до Нижнего Новгорода, Рыбинска и Петербурга широко привлекались вольнонаемные рабочие, которые отправлялись с заводских пристаней коренными, т. е. нанятыми на всю путину без смены в пути» (Сутырин Б. А. Наемный труд на горнозаводских караванах Урала в первой половине XIX века // Наемный труд в горнозаводской промышленности Урала в дореформенное время. Свердловск, 1964. С. 251).